Меня зовут Никита, я разработчик ПО на языке C#.

Я самоучка в ИТ и давно хотел получить техническое образование в университете, но всегда не хватало времени. В начале 2021 года ситуация изменилась: я поступил в онлайн-магистратуру НИУ ВШЭ на программу «Магистр по наукам о данных» на английском языке.

В статье расскажу, как выбирал университет, как проходит учебный процесс, кому подойдет такой формат обучения и, конечно, сколько он стоит.

Как появилась идея получать высшее образование

После первого выпуска из университета в 2013 году я несколько раз сменил работу, но ни одна не приносила ни денег, ни удовольствия. Не было и понимания того, как переломить сложившуюся ситуацию. А что еще важнее — не было мотивации и осознания, что изменить ход вещей в принципе возможно.

Все изменилось в 2017 году, когда мы с женой на месяц уехали в Берлин изучать немецкий язык. Поездка стала тем волшебным пинком, которого так не хватало. Я твердо решил, что должен получить востребованную профессию, которая позволит мне реализоваться и обеспечить семью, в какой бы точке мира я ни находился.

Я начал учиться программированию по онлайн-курсам ITVDN и книгам «Язык программирования C# и платформа.NET» и CLR via C#. За годовой доступ к курсам отдал чуть больше 8000 Р, а книги, каюсь, скачал в интернете. В 2018 году получил первую работу в качестве C#-разработчика. Подробно я писал о переходе в статье о том, как создал приложение для ведения бюджета.

Будучи самоучкой, я всегда задавался вопросом, нужно ли программисту профильное высшее образование. Вопрос весьма спорный, его часто можно встретить и на тематических площадках, и в Тинькофф Журнале.

У меня уже было два высших. Первое — юридическое, второе — педагогическое, с непонятной специальностью «андрагог». Это человек, занимающийся обучением взрослых.

Первое я получил скорее по глупости. В 16 лет, сразу после школы, я не знал, чего хочу и в какой вуз поступить, и выбрал тот, с которым у школы были контакты, — НИУ ВШЭ. Тогда Вышка еще не была таким популярным вузом, особенно в Санкт-Петербурге, где я жил.

Мы с одноклассниками ездили в университет, писали олимпиады по истории, экономике и английскому. Результаты впоследствии зачли вместо экзаменов.

Второе образование было требованием одного из работодателей. Долгое время я работал в сфере образования, вел курсы по «Экселю» и «Ворду» для учителей. С определенного момента нам начали настойчиво намекать, что всем работникам, которые ведут курсы, нужна профессиональная переподготовка или высшее педагогическое образование. Одновременно РГПУ им. Герцена выполнял план по зачислению на магистерские программы таких бедолаг, как я. В общем, звезды сошлись, и я стал магистром педагогики.

Несмотря на то что мне хватало высших, в программировании есть основы, которые прошли мимо меня. В основном все, что связано с математикой, — это сложно изучать самостоятельно.

Конечно, чтобы получить первую работу разработчиком, не обязательно быть гением математики и алгоритмов. Но, поработав программистом на C#, я освоился в профессии, и мне захотелось восполнить пробелы в знаниях. Университет мог бы в этом помочь.

Еще один аргумент в пользу обучения в университете: при наличии профильного диплома о высшем образовании проще переехать за границу в случае непредвиденных политических поворотов в России. Без диплома, насколько мне известно, невозможно получить голубую карту Евросоюза. Это своеобразный ВНЖ на максималках, который дает больше прав по сравнению с простой рабочей визой. Впрочем, сейчас я нахожусь в Эстонии как раз по рабочей визе, так что план с переездом все равно реализовался.

Лимит бесплатных образований был исчерпан, я понимал, что новый диплом обойдется в приличную сумму. Мы с женой обсудили ситуацию и, вспомнив цитату неизвестного мне автора о том, что до 30 лет нужно инвестировать в себя, решили начать поиски возможных вариантов. Дело было в 2019 году, до пандемии.

Отсутствие голубой карты не мешает наслаждаться эстонскими красотами
Отсутствие голубой карты не мешает наслаждаться эстонскими красотами

Среди каких университетов я выбирал и почему выбрал НИУ ВШЭ

Я решил, что нужно учиться, — теперь предстояло определиться, в какой университет и на какое направление поступать. Довольно долго я просто просматривал программы вузов без особой уверенности в том, что я все же хочу получить еще одно образование.

Поиски программы осложнялись тем, что мне нужен был диплом, который признается во всем мире без дополнительных действий с моей стороны. Лакмусовой бумажкой для меня служила немецкая база данных «Анабин». Она показывает, как Германия оценивает иностранные дипломы. Коротко: находите свой вуз, если у него статус H+, скорее всего, проблем с признанием не возникнет.

Первый вариант, который я решил рассмотреть серьезно, — магистерская программа «Веб-технологии» в ИТМО, корпоративный партнер — системный интегратор T-Systems.

Учиться предстояло два года, цена за все — 502 000 Р, то есть 251 000 Р в год. Программа очная, что не очень мне подходило, но в то же время для меня она была максимально профильной, так как я работаю веб-разработчиком. Повторюсь: в 2019 году речи о коронавирусе не было, поэтому удаленные форматы не были такими популярными. Найти программу полностью в онлайне я так и не сумел, но, может быть, плохо искал.

Я начал было готовиться к поступлению, но, еще раз проанализировав ожидания от обучения, решил, что не готов отдавать полмиллиона рублей, чтобы постоянно отпрашиваться с работы, ездить на занятия и обзавестись неплохим источником стресса. К тому же профиль магистратуры подсказывал мне: я и бесплатно смогу получить большую часть знаний.

Вторую попытку найти подходящую программу я предпринял уже в начале 2020 года. Просто вбивал в интернете что-то в духе «высшее образование онлайн», отсеивал университеты вроде «Синергии» и смотрел, что нового появилось с того момента, как я прежде интересовался вопросом. В этот раз я рассматривал два российских университета и один зарубежный.

Первый — ЧелГУ, Институт информационных технологий, направление «программная инженерия». Из плюсов: статус H+ в «Анабине», стоимость — 39 400 Р за семестр, заочное обучение.

Запись о ЧелГУ в «Анабине». Все на немецком, но элементарного владения языком или «Гугл-переводчика» хватит, чтобы разобраться
Запись о ЧелГУ в «Анабине». Все на немецком, но элементарного владения языком или «Гугл-переводчика» хватит, чтобы разобраться

Были у программы в ЧелГУ и свои минусы. Прежде всего, программа бакалаврская. Оба моих образования гуманитарные, я не смог бы перезачесть большую часть предметов, а значит, сократить время обучения: порой можно не сдавать определенные предметы и попасть сразу на второй курс. Тратить четыре года на очередной диплом ужасно не хотелось. У представителей университета я узнал, что программа в онлайне, но не совсем. Посетить университет все-таки придется на защите диплома. Поездка в Челябинск в мои планы не входила.

Я решил поискать еще и, не отыскав магистерских программ, почти смирился с необходимостью четырехлетнего обучения. Но прикинул: раз уж все равно придется ехать на защиту, почему бы не поискать место поближе к Санкт-Петербургу. К моему удивлению, такое место нашлось — это университет «Дубна».

Дубна — наукоград в Московской области с упором на физику, ИТ, медицину, нанотехнологии. То что нужно. В отличие от ЧелГУ, о «Дубне» я несколько раз слышал, да и в 2020 году он вошел в 100 лучших российских вузов.

В университете также был дистанционный бакалавриат по направлению «программная инженерия». Стоимость — 22 200 Р за семестр, около 177 000 Р за четыре года. Приехать нужно было тоже только раз — на защиту диплома. На тот момент университет в Дубне стал первым номером в моем списке.

Но я также решил поискать дистанционную программу за рубежом. Прежде всего меня интересовали университеты Германии, я знаю немецкий на B1. Такого уровня недостаточно, чтобы учиться в немецком университете, но за полгода язык можно подтянуть до B2, а его зачастую хватает для поступления. Плюс учеба в немецких вузах бесплатна в том числе для иностранцев.

После некоторых поисков выяснилось, что в Германии действует государственный Хагенский университет, который специализируется на дистанционном образовании. В нем были программы и бакалавриата, и магистратуры по Computer Science. Платить нужно только за учебные материалы. Полный бакалаврский курс стоит около 1500 €⁣ (124 500 Р), магистра — около 900 €⁣ (74 700 Р).

Я начал переписываться с работниками университета — тогда и появились первые трудности. Главная — язык. Как я писал, требования были выше моих тогдашних навыков. Для поступления подходит сертификат TestDaF уровня TDN-3 или выше. TDN-3 сопоставим с уровнем B2. Задача получить подобный сертификат была непростой, но выполнимой.

Кроме того, выяснилось, что сдавать экзамены по учебным модулям нужно очно в специальных учебных центрах, которые есть только в Германии, Австрии, Швейцарии и Венгрии. Пообщавшись с представителями университета, я выяснил, что можно ездить в эти центры, а можно сдавать экзамены в Гете-институте, представительство которого есть в Петербурге. Но в Гете-институте я не получил четкого подтверждения. Если и можно сдавать там экзамены, один стоит около 200 €⁣ (16 600 Р). В итоге может набежать внушительная сумма — около 4000 €⁣ (332 950 Р) за время магистратуры.

Информация об экзаменах на сайте университета. Двухчасовой экзамен обойдется в 150 €, если сдавать его в Гете-институте. Экзамен длительностью 3—4 часа стоит 200 €
Информация об экзаменах на сайте университета. Двухчасовой экзамен обойдется в 150 €, если сдавать его в Гете-институте. Экзамен длительностью 3—4 часа стоит 200 €

Получается, либо платить Гете-институту, либо постоянно ездить в Германию. Дело было в самом начале 2020 года, отношение к коронавирусу было не таким серьезным. Казалось, все закончится так же быстро, как и началось, и можно будет спокойно ездить в Европу.

Поступление выглядело как малореализуемый, но тем не менее привлекательный вариант. Я установил, что нужно срочно учить немецкий, и начал заниматься каждый день. Все равно у меня было желание однажды работать в Германии, и немецкий язык стал бы преимуществом. Сейчас интерес к работе в Германии почти угас, но тогда придавал сил.

Во второй половине 2020 года, когда стало очевидно, что человечество так просто не справится с коронавирусом и границы не откроются, вариант с Хагенским университетом окончательно потерял актуальность. Я уже наудачу набрал в поиске «дистанционное высшее образование» и неожиданно нашел статью о новой программе НИУ ВШЭ «Магистр по наукам о данных», полностью в онлайне. Мне вариант показался интересным, и я перешел на официальный сайт НИУ ВШЭ, чтобы почитать о магистратуре побольше.

Во-первых, никуда не нужно ездить, даже на защиту — весь учебный процесс проходит на «Курсере». Во-вторых, это вуз с именем и статусом H+ в «Анабине», а партнер программы — «Яндекс». Язык обучения — английский.

НИУ ВШЭ в «Анабине»
НИУ ВШЭ в «Анабине»

В-третьих, это магистерская программа, а значит, не придется тратить четыре года на обучение. В-четвертых, программа ориентирована не только на специалистов с техническим бэкграундом. Первые несколько модулей: «Алгоритмы», «Высшая математика», «Линейная алгебра», «Теория вероятности», «Статистика» — как раз та база, которую мне очень хотелось наверстать.

Немаловажным фактором для меня было и то, что это Data Science. По моему убеждению, которое может быть ошибочным, потребность в знаниях из этой области будет только расти. Следовательно, обладание ими сделает меня более ценным специалистом. Все выглядело как что-то, что я давно искал. Поэтому я начал узнавать подробности и готовиться к поступлению.

Программа обучения. Со второго семестра начинается разделение на треки — специализации. Сейчас я как раз на втором семестре и уже выбрал трек ML Engineer. Про выпускную работу мы знаем, что она будет в онлайне. Подозреваю, это индивидуальный проект и его защита
Программа обучения. Со второго семестра начинается разделение на треки — специализации. Сейчас я как раз на втором семестре и уже выбрал трек ML Engineer. Про выпускную работу мы знаем, что она будет в онлайне. Подозреваю, это индивидуальный проект и его защита

Сколько стоит обучение и какие есть скидки

Был и неприятный момент — цена. Полная стоимость обучения не отстает от аналогичных предложений зарубежных вузов на «Курсере» — 1 350 000 Р за все. Для некоторых стран, в том числе для России, действует скидка 50% — стоимость снижается до 675 000 Р. Информация о скидках указана в программе магистратуры. На момент публикации моей статьи университет убрал со страницы прошлые данные.

Мы с женой обсудили условия и пришли к выводу, что сумма хоть и внушительная, но вполне подъемная и станет хорошей инвестицией в себя, а также закроет давний гештальт с дипломом.

Стоимость аналогичной программы на «Курсере» от Университета Колорадо в Боулдере. Отмечу, что это один из самых недорогих заграничных вариантов
Стоимость аналогичной программы на «Курсере» от Университета Колорадо в Боулдере. Отмечу, что это один из самых недорогих заграничных вариантов

Оплата производится по семестрам. Я решил поступать в конце 2020 года и попасть в весенний набор, а в середине февраля 2021 года нужно было внести первый платеж — 225 000 Р. Тогда же и началась учеба. Но на конец 2020 года у нас уже была важная цель — закрыть ипотеку.

Почти все свободные деньги уходили на нее, но с ноября 2020 года мы начали откладывать деньги, которые не мешали погашению кредита. В декабре ипотека была погашена, а на работе выплатили премию. Мы взяли все свободные деньги, сложили их с накоплениями января. Получилась как раз нужная сумма — 225 000 Р.

Я каждый день веду бюджет в собственной программе. Не составляет труда рассчитать, сколько денег нужно отложить на те или иные цели, чтобы достичь их к определенному месяцу. Так я понял: чтобы накопить на все платежи к нужному времени, я должен откладывать ежемесячно по 32 000 Р, чтобы уложиться в последующие сроки — 225 000 Р в октябре и 225 000 Р в марте 2022 года.

Сейчас сумма на третий платеж тоже накоплена, но я немного нарушил порядок и откладывал на нее неравномерно, потому и заносить в цели не стал
Сейчас сумма на третий платеж тоже накоплена, но я немного нарушил порядок и откладывал на нее неравномерно, потому и заносить в цели не стал

Какие экзамены нужно сдавать

Первое требование программы — наличие диплома о высшем образовании, при этом профиль не имеет значения. Второе — «на достаточном уровне владеть математической культурой».

Уровень проверяют с помощью экзамена по математике. Вопросы в нем охватывают школьную программу с 5 по 11 класс. Полуторачасовой экзамен проходит в онлайне, с прокторингом. Это значит, что перед началом нужно установить на компьютер специальную программу, которая следит за действиями ученика: не подсказывает ли кто-то тестируемому, не открывает ли он другие вкладки в браузере.

Экзамен состоит из 20 вопросов. Насколько я понял из примеров на сайте и общения с однокурсниками, есть пара вариантов экзамена, но отличия минимальны. Например, в одном варианте нужно перевести число из двоичной системы счисления в десятичную, а в другом, наоборот, из десятичной в двоичную. Есть несколько задач из разряда: «У Пети было два яблока, одно он съел — сколько яблок осталось?»

Несколько заданий связаны с решением уравнений или системы уравнений. Есть алгоритмическая задача, но для ее решения хватит банальной логики, никаких специальных знаний. Из того, что потруднее, — логарифмы и действия с ними, комбинаторная задача, производная функции.

В целом задания довольно простые, если помните школьную программу по математике. Однако некоторые могут заставить понервничать
В целом задания довольно простые, если помните школьную программу по математике. Однако некоторые могут заставить понервничать

Экзамен несложный, что, впрочем, не помешало мне написать его весьма посредственно. С английским проблем не было: я использую язык в работе каждый день, а перед экзаменом посмотрел непонятные математические термины в демонстрационных вариантах.

Однако для тех, кто уже позабыл всю математику, а времени восстанавливать знания почти нет, есть и хорошие новости. На сайте НИУ ВШЭ есть раздел, посвященный подготовке к экзамену. Там представлены как список тем, так и пробные варианты экзаменационных листов с ответами. Поскольку программа платная, Вышка просто так не согласится терять 675 000 Р, поэтому проходной балл весьма низкий. Для последнего набора — 35 баллов из 100. Значит, для поступления нужно решить 7 задач из 20.

Учебный процесс

Язык. Еще раз отмечу, что все обучение — на английском. А также общение с преподавателями, видеолекции и взаимодействие с сокурсниками в публичных чатах. При поступлении в университет никто не спрашивает языковой сертификат, но стоит оценивать свои знания адекватно, чтобы не попасть в неприятное положение, когда деньги уже ушли, а вы ничего не понимаете.

Моя языковая ситуация такая: какие-то термины я знал из программирования, какие-то — благодаря тому, что посмотрел перевод перед вступительным испытанием. Но если я по учебе встречаю непонятное слово, просто гуглю, обычно у многих понятий есть страница на Википедии, а у страницы есть версия на русском, где все можно почитать на более понятном языке. Порой смотрю ролики на «Ютубе».

Английский язык выбран неспроста. Примерно половина из 90 студентов на курсе — иностранцы. Многие из ближнего зарубежья и, скорее всего, понимают по-русски, но со мной учатся ребята из Китая, Вьетнама, Индии, Европы, США. Более того, мне кажется, что целевая аудитория подобных программ — именно иностранцы.

Мы взаимодействуем друг с другом в «Слаке», но вполне можно учиться, ни с кем не общаясь. Некоторые студенты иногда собираются, но встречи проходят в Москве, так что я на них не попадаю. Хотя думаю, что на финальную вечеринку по окончании университета я все же поеду. Насколько мне известно, на нее собираются даже ребята из-за границы.

Например, в этом чате обсуждаются организационные вопросы
Например, в этом чате обсуждаются организационные вопросы

С одной стороны, английский — это хорошо, с другой — некоторые преподаватели обладают просто идеальным рунглишем. В более-менее легких для меня курсах вроде курса по Python преподаватели — молодые ребята, которые говорят на хорошем английском. Зато в математических дисциплинах своеобразное произношение и подача — норма.

Устройство курса. В программе три направления:

  1. Machine Learning Engineer — направление, наиболее ориентированное на практику.
  2. Researcher in Data Science — трек для тех, кто хочет заниматься исследованиями и наукой.
  3. Data Scientists — что-то посередине между первыми двумя.

Учебные курсы разные для разных потоков. Однако читать отдельные курсы начинают с середины второго семестра, в моем случае — в декабре 2021 года. Сперва я хотел пойти на трек Data Scientist, но, осознав, как организованы чисто теоретические модули и почитав отзывы старших курсов в «Слаке», решил, что лучше перестраховаться и пойти на инженера по машинному обучению. Не знаю, будет ли информация о треке отражена в дипломе.

Обучение начинается не с первого дня. Первая неделя — onboarding course, или вводный курс. В нем рассказывается, как будет проходить учебный процесс, как сдавать разные виды заданий. Этот курс описывает политику университета и его внутренние правила, а также то, как вернуть уплаченные авансом деньги и в каких пропорциях.

Советую обратить особое внимание на внутренние документы НИУ ВШЭ, так как за нарушение некоторых правил университета можно получить выговор, а это означает лишение скидки. Студента в основном касается запрет на плагиат: не списывать, не перефразировать, не допускать двойной сдачи работы. Я сам чуть не попал в подобную ситуацию, но об этом позже.

Как устроено преподавание. После вводного курса можно наконец приступить к курсам учебным. Все учебные материалы разбиты на модули и опубликованы на платформе «Курсера». Обычно модуль состоит из шести недель. Параллельно всегда идет не более двух модулей. Первые шесть недель мы изучали основы языка программирования Python и дискретную математику. В каждой неделе есть видеолекции, иногда материалы для чтения — чаще всего это ссылки на сторонние ресурсы.

Так выглядит учебный курс на платформе. Слева — разбиение по неделям. Справа — учебные материалы. Если кружочек рядом с материалом зеленый, значит, видео просмотрено, а тест решен
Так выглядит учебный курс на платформе. Слева — разбиение по неделям. Справа — учебные материалы. Если кружочек рядом с материалом зеленый, значит, видео просмотрено, а тест решен

Для меня видеолекции — самый спорный момент. Ролики предзаписаны, они довольно короткие, около 10 минут. Порой времени не хватает, чтобы полноценно объяснить материал. Бывает так, что лекция в курсе длится, скажем, 12 минут, а видео или серия бесплатных роликов по той же теме на «Ютубе» или Khan Academy — час. Время от времени я изучаю тему, которая мне уже знакома, и ловлю себя на мысли: если бы я ничего не понимал в предмете, разобраться по лекциям было бы сложно.

Иногда проблема заключается не в длительности видео, а в изложении материала. Я считаю, что некоторые люди призваны заниматься наукой, а некоторые — излагать достижения этой самой науки в понятной манере. Иногда эти типы совпадают в одном преподавателе. Но на некоторых курсах лектор довольно запутанно рассказывает материал. Модуль «Математический анализ», по мне, был поверхностным, без примеров, сюда же отнесу модуль «Линейная алгебра».

Уверен, что все преподаватели — профессионалы, но иногда сложность лекции вкупе со стилем подачи информации делают предмет невозможным для понимания. Тогда я, махнув рукой, иду на «Ютуб» смотреть ролик какого-нибудь индуса, который излагает материал в разы проще. Презентации тоже не особо помогают, как и лайвкодинг преподавателя.

Преподаватель занимает треть экрана, и я не понимаю зачем. На мой взгляд, он только отвлекает, и если смотреть уроки на маленьком экране ноутбука, код мелкий
Преподаватель занимает треть экрана, и я не понимаю зачем. На мой взгляд, он только отвлекает, и если смотреть уроки на маленьком экране ноутбука, код мелкий

Часто преподаватель говорит условно: «Берем вот эту величину и делим ее на другую», затем начинает молча писать на прозрачной доске. Дописывает. Опять что-то говорит, опять молча пишет. Это занимает значительную часть лекции, плюс из-за пауз забываешь, что было в начале. Некоторые преподаватели просто пишут неразборчиво.

Я пересмотрел множество видео по профессии на «Ютубе», и формат записи, который использует Вышка, мне кажется, устарел. Мне по душе канал программиста Леса Джексона: детальное изложение, все по шагам. По математическим дисциплинам у меня нет любимого канала, но весьма достойная подача на Khan Academy.

Кто-то скажет: «Ну а чего ты хотел, это университет. Тут не тебя учат, тут ты сам должен учиться». Отчасти так, но есть разумные пределы. За 675 000 Р, а для иностранцев в два раза больше, я ожидаю, что мне предоставят материалы несколько лучшего качества и облегчат мою участь как студента. Последнее, чего я хочу после работы, — сидеть на «Ютубе» и смотреть, как мне бесплатно и более качественно рассказывают то, за что я заплатил немалые деньги.

Но не буду сгущать краски: в программе есть действительно хорошие и интересные курсы, пока их большинство. А те, что выглядят сырыми, надеюсь, в будущем станут лучше.

Одна из первых лекций из курса Data Scraping. Видео можно скачать полностью, также можно отдельно загрузить субтитры и расшифровку. Кстати, как раз этот курс преподаватель ведет очень даже хорошо
Одна из первых лекций из курса Data Scraping. Видео можно скачать полностью, также можно отдельно загрузить субтитры и расшифровку. Кстати, как раз этот курс преподаватель ведет очень даже хорошо

Проверка знаний. Обычно в курсе шесть недель, домашнее задание для первой недели нужно сдать в конце этой же недели. Видео можно не смотреть, а вот домашку сделать нужно. Если задержать сдачу, получишь штраф в половину оценки: условно говоря, все сделал верно, но в итоге зачтут только половину баллов за задание. Если задержался на две недели, можно вообще не сдавать работу.

Пройденный материал закрепляется разными заданиями. Прежде всего — тестами. Тесты бывают тренировочными, или промежуточными, и на оценку.

Тренировочные тесты не влияют на итоговые результаты курса, поэтому я их решаю, только если хочется отработать непонятный момент. Для прохождения оцениваемого теста есть одна, две или три попытки — в зависимости от курса и желания преподавателя.

Тесты могут содержать вопросы с одиночным или множественным выбором, а также открытые вопросы. Открытые вопросы — самое сложное в такого рода заданиях, обычно нужно написать ответ к задаче, без решения. При этом задачи могут быть весьма сложными — такие были на матанализе и линейной алгебре.

Пример из промежуточного теста внутри недели
Пример из промежуточного теста внутри недели

Еще есть SGA — staff graded assignment, в основном это задание, подразумевающее развернутый ответ, например решение задачи. Решение преподаватель проверяет вручную. То есть не получится ограничиться только ответом и поверхностными объяснениями, необходимо предоставить подробное описание решения со всеми шагами. Работу можно сдать в виде фотографии листочка с записанным ответом или в виде PDF-файла.

Я не очень люблю SGA: зачастую подразумевается использование формул, а вводить формулы в «Ворде» для последующей выгрузки в PDF неудобно. Можно, конечно, написать решение от руки, но я иногда и сам не могу понять, что пишу, поэтому стараюсь не сдавать сканы рукописных работ. Как-то жалко преподавателей, которые все это будут проверять.

Некоторые задания оценивают сокурсники по заранее определенным критериям. Работает так: я загружаю свою работу на сайт, потом мне нужно оценить три работы сокурсников, после этого я получу свою оценку, которая, соответственно, формируется из трех оценок других студентов.

Часть моего ответа на одно из заданий курса «Линейная алгебра». Набирать матрицы несколько утомительно
Часть моего ответа на одно из заданий курса «Линейная алгебра». Набирать матрицы несколько утомительно
Пример опросника для проверяющего peer graded assignment — это задание, которое оценивает однокурсник
Пример опросника для проверяющего peer graded assignment — это задание, которое оценивает однокурсник

С этим типом заданий связано одно неудобство: если ты сделал задание слишком рано, тебе просто нечего оценивать. Время от времени приходится проверять, не появились ли сданные работы. Если же ты сам задерживаешь сдачу, то после загрузки задания нужно идти в учебные чаты и просить других студентов, чтобы они его оценили.

В курсах по программированию задания немного отличаются от тех, что дают, скажем, по математике, и подразумевают написание кода. К примеру, необходимо реализовать алгоритм, который решает поставленную задачу. Код проверяется автоматически.

Бывает, что, если какие-то из тестов не проходят, студент видит сообщение в духе «вы провалили юнит-тесты 1, 2, 3» без дополнительной информации, что слегка бесит. Юнит-тесты — это дополнительный код, который проверяет корректность основного. Не помню, чтобы на практике я хоть раз написал тест, который бы не говорил мне, почему код падает. Но преподаватели утверждают, что в жизни все именно так и подобный подход научит нас тестированию.

Каждый модуль заканчивается большим тестом, проектом или лабораторной. Иногда всем вместе.

Проект — это написание небольшой программы по имеющемуся заданию, возможно, с применением конкретных алгоритмов, оценкой их сложности. Но самое интересное для меня — лабораторные. Они подразумевают, что нужно загрузить заранее подготовленные преподавателем наборы данных, исследовать их по ряду критериев, а также визуализировать с помощью предназначенных для этого Python-библиотек.

В любом финальном задании могут попросить дать письменный ответ в свободной форме: написать решение задачи, проанализировать алгоритм, дать описание набору данных.

В самом начале учебы была пара неудачных курсов, где материалов и учебных недель не хватало для решения. В таком случае я искал информацию в интернете, смотрел туториалы на «Ютубе», решал методом тыка. В некоторых вариантах было так, что я просто выполнял необходимый минимум на тройку и забивал на более сложную часть. Но сейчас ситуация выровнялась: лекции и задания по ним соразмерны.

Одно из заданий в финальной лабораторной работе по курсу «Основы статистики». Суть подобных заданий в том, чтобы дописать участок кода, который будет решать задачу, поставленную в задании
Одно из заданий в финальной лабораторной работе по курсу «Основы статистики». Суть подобных заданий в том, чтобы дописать участок кода, который будет решать задачу, поставленную в задании

Несколько раз за курс проводятся вебинары, на них разбирают особо сложные задания и темы, можно задавать вопросы. Вебинары проходят в один день, но два раза — утром и вечером, чтобы могли поучаствовать студенты из разных часовых поясов. Каждый вебинар записывается, и запись выкладывается в курс, поэтому можно посмотреть их в удобное время — правда, не выйдет задать вопрос. Мне вебинары помогают, но сам не участвую, нет времени. Куда проще посмотреть интересующий момент в записи на двойной скорости.

Сложность учебы. Я бы сказал, что сложность целиком зависит от прежних знаний конкретного студента. Многие вещи не столь сложны, сколь плохо объяснены. Но даже если найти хорошие материалы, некоторые темы заставят попотеть — для меня это были матанализ и отчасти статистика.

В среднем я трачу на учебу четыре дня в неделю, по два-три часа после работы. Словом, не скажу, что учеба дается мне легко. Часто не хватает времени, поэтому иногда студенты помогают друг другу, но это может обернуться против них.

К примеру, недавно я не мог разобраться в задачах, написал однокурснику, мы вместе что-то придумали с горем пополам, загрузили решение. Вроде разобрались. Приходит оценка — 0 баллов. Объяснение: вы друг у друга списали, ждем от вас объяснительную и будем решать, что делать — замечание, выговор и лишение скидки или отчисление.

С одной стороны, я могу понять университет, с другой — такой формализм мне не близок. Не важно как, главное, что человек разобрался. В конце концов, в 90% случаев на техническом собеседовании станет ясно, если кандидат чего-то не понимает, не знает. Поэтому большого смысла обманывать преподавателей нет: на деле пробелы в знаниях быстро обнаружатся.

Пугает, что за подобное можно лишиться скидки, — внимательно читайте договор и приложения к нему.

Отдам должное преподавателям: зачастую они оказывают хорошую поддержку. Почти у всех заданий есть специальная секция «Дискуссия», своеобразный форум. На нем можно разместить свой вопрос. Преподаватели, которые курируют модуль, обычно отвечают быстро и стараются помочь, иногда отвечают даже в выходные.

В отличие от общения на форуме, взаимодействие с университетом в мессенджерах и по почте происходит до боли медленно. Вплоть до того, что на некоторые вопросы могут просто не ответить или ответить через месяц. Насколько я знаю, сейчас на факультете меняются менеджеры, и, надеюсь, все придет в норму.

Так происходит общение между преподавателями и студентами на форуме
Так происходит общение между преподавателями и студентами на форуме

Какой диплом выдадут после обучения

Одна из основных причин, по которой я выбрал эту программу, — диплом уважаемого вуза. Программа полностью в онлайне, никаких подвохов, связанных с дипломом, это не подразумевает.

По окончании Вышка выдает диплом государственного образца по направлению «прикладная математика и информатика», а также европейское приложение к диплому. Оно помогает иностранным компаниям и учебным заведениям оценить объем пройденного материала и увидеть оценки, не требует нотариального перевода, поскольку написано на английском.

Форма обучения заочная, но эта информация в дипломе указывается только по желанию студента. Недавно нам также предложили перейти на очную форму обучения, при этом переход ничего не поменяет, все занятия по-прежнему будут на 100% в онлайне. Я не буду указывать форму обучения в дипломе и переходить на очное отделение — но, возможно, кто-то из однокурсников перейдет и попросит указать.

Плюсы и минусы онлайн-университета

Сейчас я уже могу делать промежуточные выводы и выделить для себя достоинства и недостатки подобного формата обучения.

Плюсы:

  1. Диплом государственного образца хорошего вуза.
  2. Получение новой востребованной профессии.
  3. Удобный формат обучения без необходимости ездить в университет.
  4. Нет привязки к конкретному времени: занимаешься, когда тебе удобно. Исключение — вебинары, но они доступны в записи.
  5. Студенты получают доступ к различным внутриуниверситетским активностям и ресурсам.

Последний пункт включает конкурсы для стартапов и идей, бесплатный доступ к книгам O’Reilly — одного из лучших издательств для программистов и ИТ-специалистов, а также карьерные дни и многое другое. Скоро, надеюсь, смогу поучаствовать и в программе менторства от «Меты» — бывшего «Фейсбука».

Еще я бы сказал, что работодателям очень нравится, когда ты говоришь, что в свободное время учишься в университете на перспективном направлении. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Я часто прохожу собеседования и недавно уехал работать в Эстонию. Машинным обучением я здесь не занимаюсь, но в процессе найма сам факт того, что я обучаюсь на этой программе, рассматривался как дополнительный плюс.

Минусы:

  1. Высокая стоимость обучения.
  2. Университет может отменить скидку, но хотелось бы верить, что в действительности это маловероятно.
  3. Некоторые курсы откровенно сырые, или подобраны неудачные преподаватели.

Я бы отметил и то, что такой формат обучения хотя и подходит многим, немногим нужен. Если у вас уже есть высшее образование, работа в технической сфере и известная степень самодисциплины, подобный диплом может оказаться излишеством. В современном мире почти все необходимое для образования можно найти бесплатно или за кратно меньшие деньги, чем стоит университетская программа.

Запомнить

  1. Высшее образование в онлайне — это реальность, и речь идет о востребованных специальностях.
  2. Чтобы поступить в ИТ-магистратуру, первый диплом вовсе не должен быть техническим, хотя это и поможет в процессе учебы.
  3. Если хочется получить высшее образование в онлайне, придется потратиться.
  4. Поступайте в университет, если вы четко знаете, зачем вам нужен диплом. В противном случае лучше обучаться самостоятельно с помощью книг и курсов. Думаю, будет быстрее и дешевле.