Как я научилась быстро запоминать информацию с помощью мнемотехники
Мозг
72K
Фотография — Marina Leonova / Pexels

Как я научилась быстро запоминать информацию с помощью мнемотехники

И перестала забывать чужие имена и лица
32
Аватар автора

Юлия Скопич

запомнит всех комментаторов

Страница автора

Мне всегда было сложно запомнить что-то. Особенно — имена и лица, что мешало моей работе журналисткой.

Потом я прошла курс по мнемотехникам и научилась пользоваться приемами для быстрого запоминания информации. Больше я не забываю имена и лица, хотя курс проходила примерно восемь лет назад. А еще я помню пароли и номера банковских карт, а когда иду в магазин, держу в голове список покупок, даже если он достаточно длинный. Мнемотехники оказались действительно полезным инструментом для такого рассеянного человека, как я.

Как я попала на курс по мнемотехникам

Я листала ленту во «Вконтакте» и случайно наткнулась на пост о том, что в Липецке, где я живу, есть школа иностранных языков и развития памяти, и эта школа открывает бесплатный курс обучению мнемонике — приемам для запоминания информации. Представления о мнемотехниках у меня были обрывочные, и я решила больше узнать о школе и методах, которые они используют.

Оказалось, в школе учат английскому языку по методу запоминания, который основан на использовании образов. Суть следующая: если вместе с числом или текстом представить какой-то яркий образ, будет легче их запомнить. Это и есть мнемотехники.

На курсе мнемоники обещали научить быстрее запоминать любую информацию, не только английские слова: от содержания книг до паролей. Он был рассчитан на полтора месяца, а занятия проходили два-три раза в неделю. Почему курс был бесплатным, я так и не поняла. Возможно, так школа надеялась привлечь новых студентов на более долгие программы по изучению английского.

Но в любом случае предложение выглядело заманчиво. Несколько преподавателей курса и школьников, которые его прошли, попали в «Книгу рекордов России», запомнив за минимальное количество времени максимальное количество английских слов.

Я не собиралась бить рекорды, но улучшить навыки запоминания мне было необходимо. Я журналист, и мне приходится постоянно общаться с разными людьми. При этом я плохо запоминаю лица и имена — настолько, что могла дважды познакомиться с одним и тем же человеком или в процессе разговора забыть, как зовут собеседника. А иногда и вовсе случались откровенные курьезы. Например, однажды меня познакомили с человеком, у которого мне предстояло взять интервью. Ему пришлось ненадолго отлучиться, а когда он вернулся — я его не узнала.

Так что я без особых раздумий записалась на курс мнемоники.

Как работают мнемотехники

Мнемотехники — это приемы, которые позволяют быстрее запоминать информацию и легче ее вспоминать. Доминиканский монах Джордано Бруно усваивал большие объемы текстов, используя одну из мнемотехник — дворец памяти. Человек воображает знакомое пространство — свою комнату, например, — и мысленно помещает в него «объекты» — информацию, которую хочет запомнить. Подробно его методику описывает историк Фрэнсис Йейтс в книге «Искусство памяти».

Современные рекордсмены тоже впечатляют. В 2019 году школьник Денис Бабушкин установил рекорд России, запомнив 13 202 знака в числе пи после запятой. На это ему потребовалось 6 часов 20 минут. В этом ему тоже помогли мнемотехники.

В основе работы мнемоники лежит базовый принцип работы памяти: поступающая информация кодируется, потом закрепляется и извлекается. Сначала мозг распознает форму предмета, текстуру, расположение, цвет и размер, благодаря чему мы отличаем собаку от кошки или кошку — от дерева. Информация задерживается в сенсорной памяти, отправляется в кратковременную — а затем извлекается.

Качество декодирования информации при этом зависит от внимания и усилий, которые человек прикладывает, чтобы что-то запомнить. Например, если нужно запомнить имя нового знакомого, на это имя нужно сначала обратить внимание. А если многократно повторите четверостишие, вероятность, что вы его запомните, выше, чем если прочитаете его один раз вслух.

Кодировать и декодировать информацию мозгу прежде всего помогают ассоциации. Они приходят на ум естественно, как бы сами собой: хлеб с маслом или чай с вареньем — самые простые примеры. Именно ассоциации лежат в основе мнемотехник. Вы соединяете новую информацию с ассоциацией — старой информацией — и запомнить, и вспомнить ее легче.

Лучше всего, когда ассоциация вызывает сильные эмоции. Если вас когда-то ужалила оса, а фамилия вашего нового знакомого — Осиный, вы быстро запомните эту фамилию благодаря негативным эмоциям. А еще для эффективного запоминания полезен смех: вспомнить что-то абсурдное легко.

Хотя ассоциации и эмоции сильно влияют на память, а мнемотехники базируются именно на них, ученые считают, что мнемотехники не улучшают память. Что они могут, так это помочь быстрее запомнить и вспомнить нужную информацию.

Как проходили мои занятия

Помимо меня на курс по развитию памяти пришли еще около десяти учеников. Большинству было лет двадцать-тридцать, а одна ученица была пенсионеркой.

Занятия по мнемонике вели преподаватели, которые установили рекорды по запоминанию. Пропускать уроки настоятельно не рекомендовали: нужно было вести конспекты и практиковаться, а никаких учебников нам не предлагали. Совет оказался хорошим. Как-то раз я не попала на занятие из-за плохого самочувствия — и на следующем было сложнее вникнуть в тему. Потом я позаимствовала конспект и переписала теорию, но пропуск урока все равно меня немного затормозил.

Первые 15 минут каждого занятия были теоретическими: преподаватели диктовали, мы — записывали. Обычно теории было немного — просто описание того или иного метода запоминания. Остальное время отводилось на практику: мы отрабатывали изученный в теории метод — иногда устно, иногда — письменно.

Мои конспекты с занятий
Мои конспекты с занятий
Мои конспекты с занятий

Дольше всего мы изучали ЧБК — численно-буквенный метод. С его помощью можно запомнить любые даты: годы важных исторических событий, дни рождения, номера телефонов, пароли и номера банковских карт. Но сначала нужно закрепить в памяти, какие числа с какими образами сочетаются — и это оказалось довольно сложно. Чтобы мы не путались, на каждом занятии нам давали не более 20 чисел и ассоциаций к ним, которые нужно было соединить с этими числами.

Практика проходила по-разному — в зависимости от конкретной мнемотехники, которую мы изучали. Например, преподаватели говорили числа — а мы называли соответствующие им слова. Другой вариант: нам показывали изображения, а мы воспроизводили их в той же последовательности — так мы отрабатывали метод ЧБК и другую мнемотехнику, «Цепочку». В запоминании имен мы практиковались за счет мини-тестов: преподаватели показывали несколько фотографий людей и называли их имена, а потом перемешивали карточки — и требовали соотнести имя с изображением. Обо всех этих и других методах, которые я освоила на курсе, я подробно расскажу позже.

Мне нравилось ходить на занятия, потому что я сразу заметила результат. На следующий же день после того, как мы освоили метод «Цепочка», я пошла в магазин и сделала десять покупок — только нужных и исключительно по памяти. Раньше всегда писала список покупок на листе бумаги — даже если купить нужно было всего несколько предметов.

Я потратила на освоение мнемотехник не меньше 20 часов, но результат того стоил. На первом занятии, прежде чем переходить к обучению, нам дали тест — показали 50 картинок со словами, дали их прочитать, через минуту забрали и попросили записать в том же порядке. Я вспомнила чуть больше половины. На последнем занятии я прошла тот же тест — и запомнила 50 слов из 55.

Дальше в статье я расскажу, каким приемам запоминания меня научили на курсе.

Аватар автора

Андрей Сафронов

чемпион по запоминанию

Страница автора

Мнемотехники — лучше зубрежки или нет?

Мнемотехники сильно помогают в обычной жизни. Когда мы хотим, например, добиться повышения по работе или найти новую, с более высокой зарплатой, мы проводим ревизию навыков и повышаем квалификацию. Обращаемся к курсам и статьям, книгам и репетиторам. И начинаем заучивать то, что слушаем и читаем.

Но действительно ли ваша жизнь изменится, если вы прошли полезный курс — и тут же все забыли?

Чтобы этого не произошло, и нужны мнемотехники. Они лучше обычной зубрежки прежде всего потому, что на обработку визуальной информации у мозга больше ресурсов: по словам профессора Рочестерского университета Дэвида Уильямса, 50% коры головного мозга предназначены для обработки визуальной информации. То есть нашему мозгу проще всего работать с картинками — а большинство мнемотехник основаны именно на визуальном кодировании.

Когда мы запоминаем информацию с помощью картинок, вспоминать ее в разы проще. Представьте, что стоит вам подумать о нужном фрагменте текста — и перед глазами конспект с нужной информацией. Удобно же?

Кроме того, картинки вызывают эмоции, а эмоции — это кратчайший путь к крепкому запоминанию чего-либо, на что обращают внимание ученые, исследующие память.

А еще мнемотехники лучше зубрежки потому, что связывают новую информацию с уже знакомой. Так обычно и работает запоминание в целом — через ассоциации, то есть построение связей между разными явлениями, понятиями, объектами.

Обычно это происходит неосознанно. Мнемотехники же превращают этот процесс в сознательный. Например, когда мы новую информацию в виде образов размещаем на предметах в своей комнате — это техника дворца памяти — то предметы в своей комнате выступают в роли «старой информации». С иностранными словами то же самое: в роли «старой информации» выступают ассоциации, которые помогают вспомнить произношение иностранного слова.

Каким приемам меня научили на курсе

Мне кажется, во время обучения мы изучили самые простые методы, которые можно использовать в повседневной жизни. Вот несколько из них.

Прием 1

Метод численно-буквенного кода, ЧБК

Как использовать. Запоминать даты, дни рождения, номера телефонов, пароли, номера банковских карт.

Что делать. Перевести числа в слова. Числа состоят из цифр, каждая из которых начинается с конкретной буквы, соответствующей согласной какого-то слова. Нужно лишь закончить слово, подставив гласные и другие необходимые согласные.

В интернете есть самые разные схемы привязки чисел к словам, но нам не рекомендовали их использовать, так как образы могут получиться недостаточно яркими. Мы выучили ту схему, которую нам посоветовали наши преподаватели, а потом уже переводили слова в числа.

Чтобы осуществить перевод, нужно сформировать в голове связь, что:

  • 1 — это руль, от слова «раз»;
  • 2 — дельфин;
  • 3 — телефон;
  • 4 — челюсти;
  • 5 — пила и т. д.

Для двузначных чисел берутся две согласные буквы:

  • 11 — ребра, то есть раз и раз;
  • 12 — редис, то есть раз и два;
  • 13 — ртуть, то есть раз и три;
  • 14 — ручка и т. д.

Если требуется выстроить связь между числами, считывание происходит слева направо, то есть от первого образа ко второму. И чем абсурднее ассоциация, тем проще будет ее запомнить. Допустим, вы хотите запомнить день рождения подруги — 1 ноября. Можно представить, что подруга крутит руль — первый образ и отсылка к конкретному человеку. А потом руль разбивает ребра — второй образ, обозначающий ноябрь, 11-й месяц в году.

Пример. 1242 — год Ледового побоища. Разбиваем дату на два числа — 12, то есть редис, и 42, то есть чудовище. Можно представить, как редис бьет чудовище, и оно скачет по замерзшему озеру. Чтобы раскодировать информацию, нужно перевести слова в предложении в числа: редис — 12, чудовище — 42, а озеро — ассоциация с Ледовым побоищем.

Или мы хотим запомнить не только год, но и день и месяц Ледового побоища. Тогда можно представить огромный НаПерсток — это 05, так мы соединили «ноль» и «пять», связывая ассоциацию с первыми буквами цифр. Он мнет НоЧнушку — 04, так мы кодируем «ноль» и «четыре», тоже по первым буквам. Но дальше надо связать ночнушку с редисом — первыми цифрами, обозначающими год. Например, представить, как ночнушка надевается на редис. Осталось связать редис с чудовищем и озером. Тогда ассоциативный ряд может выглядеть так: наперсток мнет ночнушку, она, будучи мятой, надевается на редис, который затем бьет чудовище, скачущее по озеру. Получаем полную дату Ледового побоища — 05.04.1242.

Прием 2

Система Шед

Как использовать. Запоминать исторические и любые другие даты, дни рождения, автомобильные номера, короткие номера телефонов, пароли.

Что делать. Составить фразу, каждое слово в которой находится в определенном порядке и имеет количество букв, соответствующее запоминаемому числу. Ноль в этой системе соответствует слову из 10 или большего количества букв.

Пример. Надо запомнить пароль от карты — 3627. Ему может соответствовать фраза «кот бегает по болотам». Правило то же: чем абсурднее фраза, тем лучше она врезается в память, но ее надо вообразить.

Прием 3

Метод Цицерона — он же дворец памяти, метод римской комнаты, чертоги разума или метод локусов

Как использовать. Запоминать большие объемы текста.

Что делать. Создать в воображении некое пространство с опорными образами. Опорный образ, который часто называют локусом, — это тот образ, с которым соединяется запоминаемый. Он должен иметь четкое, постоянное расположение в пространстве. Например, тарелка на столе — не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а настенные часы — опорный, потому что висят там всегда.

Можно представить свою квартиру, выделить несколько опорных образов вроде телевизора, люстры, стиральной машины — и привязать к каждому из них слова, которые надо запомнить. Для правильной «расстановки» информации лучше передвигаться по часовой стрелке и сверху вниз.

Со временем можно будет использовать и более мелкие предметы, но сначала лучше ограничиться крупными вроде шкафа, стола и дивана. Зрительные образы, которые при этом выделяются, не должны повторяться. Что еще важно: придерживаться определенной последовательности при мысленном перемещении по помещению.

Пример. Надо запомнить сказку «Колобок». Можно выделить шесть смысловых частей: мука, колобок на дороге, заяц, волк, медведь, лиса ест колобка. Если привязать их к гостиной, может получиться что-то вроде этого: из шкафа сыплется мука, колобок спрыгивает с подоконника, из-под кресла выпрыгивает заяц, за дверью спрятался волк, медведь крушит диван, под столом сидит леса и ест колобок.

Прием 4

Метод пиктограмм

Как использовать. Запоминать большие объемы текста.

Что делать. Выделить ключевые слова или фразы в тексте — и к каждому нарисовать пиктограмму. Изображение играет роль зрительной ассоциации. Важно, чтобы пиктограмма не была ни схематичной, ни излишне подробной. Нарисовать можно любое слово.

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели — напомнить о слове или фразе, к которой была привязана.

Пример. Нужно запомнить сказку «Репка». Ключевыми словами могут быть: дед, репка, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка. В данном примере можно схематически изобразить деда с усами, репку, бабу в платочке, девочку, собаку, кошку и мышку.

Но бывают и более сложные слова — тогда надо подключать фантазию. Например, «развитие» можно представить в виде спирали, а «труд» — как согнутого человека с мотыгой.

Пиктограммы к сказке «Репка». Процесс создания изображения должен занимать около 10⁠—⁠20 секунд, не больше
Пиктограммы к сказке «Репка». Процесс создания изображения должен занимать около 10⁠—⁠20 секунд, не больше
Аватар автора

Андрей Сафронов

чемпион по запоминанию

Страница автора

Как чемпионы по запоминанию используют мнемотехники

Сейчас чаще всего я использую мнемотехнику для изучения английского языка. Я учусь у разных американских специалистов по работе мозга. Чтобы понимать их, нужно регулярно набирать лексику.

Делаю это в несколько шагов. Сначала представляю русское слово, а затем подбираю ассоциацию по созвучию к иностранному слову и соединяю все в одну забавную картинку. Например, «съедать» по-английски будет consume — «консьюм». Представляем, что КОНь С ЮМором съедает витаминки. Все просто.

Еще я часто выступаю публично, и чтобы не теряться в последовательности мыслей, использую дворцы памяти. Беру нужную информацию — перевожу в картинки — размещаю, например, на разных предметах в своей квартире. Потом, чтобы вспомнить, мысленно представляю свою комнату и просто собираю образы, которые там разместил до этого.

Для выступления мне нужно запомнить семь навыков высокоэффективных людей из книги Стивена Кови. Тогда я представляю, что:

  1. На кровати стоит огромный знак стоп, на котором висит мишень.
  2. На подоконнике стоит слон с огромным человеческим ухом.
  3. На шторах висит кубок, на котором сидит толпа.
  4. В столе торчит пила.

Стоп — это образ для первого навыка: «будь проактивным». Быть проактивным для меня — значит уметь говорить «нет» или «стоп» всем отвлекающим факторам.

Мишень — образ для второго навыка: «Начинай, представляя конечную цель».

Слон — это третий навык: «Сначала важное сделай, потом срочное». Важные, крупные дела можно назвать слоном, которого нужно «съесть» по кусочкам.

Ухо большое — это четвертый навык: «Сначала пойми, потом будь понятым». Почему ухо? Потому что для понимания человека его сначала надо внимательно выслушать.

Кубок — пятый навык: Win win.

Толпа — шестой навык: «синергия». Нужно объединяться с другими людьми, чтобы быстрее достичь одну цель.

Пила — седьмой навык: «затачивай пилу».

Когда мне нужно вспомнить эти навыки, я вспоминаю комнату и образы в ней. Так я работаю с любой информацией — использую те или иные мнемотехники.

Прием 5

Метод фонетических ассоциаций

Как использовать. Запоминать новое имя, иностранные слова, термины.

Что делать. Найти созвучное слово — знакомое, при этом фонетически похожее на то, что незнакомо. Если слово длинное и к нему сложно подобрать созвучное слово, его можно разделить. Например, elephant — слон: ele — электричество, phant — фантик. Представляем, как слон достает хоботом до линий электропередач, и из них начинают сыпаться фантики.

При изучении иностранных слов важно проговаривать правильное произношение.

При запоминании имен, фамилий и лиц новых знакомых сначала надо выделить особенную черту во внешности и постараться ее запомнить. Затем придумать образ к имени. Хорошо работают дразнилки. Например, если новую знакомую зовут Анна Башмакова, и она все время носит очки, можно представить ее сидящей в ванной — ассоциация к имени, а на очках у нее висят башмаки — ассоциация к фамилии.

Пример. Kitchen в переводе с английского — кухня. По произношению мне это слово напоминает «китч», то есть что-то яркое, безвкусное. Представляем, как яркие цвета в виде пятен прыгают на кухню и облепляют ее.

Прием 6

«Цепочка»

Как использовать. Запоминать любую последовательность. Например, список покупок или дел, порядок планет Солнечной системы.

Что делать. Представить яркий образ, а затем — склеить его со следующим, тоже ярким. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, надо образовать ее между вторым и третьим.

Когда мы вспоминаем информацию, представленную так, образы подтягиваются друг за другом. Но этим метод и плох: при забывании одного элемента цепочки можно забыть все остальные.

Пример. Вам нужно сходить в магазин и не забыть купить ничего важного, даже если список покупок затеряется где-то в кармане. Ваш список покупок: порошок, сыр, сосиски и хлеб. Представим, что упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр. Сыр прыгает на сосиски, но они взрываются, и из них выскакивает хлеб.

Обратите внимание на два важных момента:

  1. Первый образ в цепочке всегда левее или выше последующего. Например, в нашем списке продуктов упаковка порошка — первый образ — идет перед сыром — вторым образом. Поэтому и «упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр», а не «сыр, причмокивая, поедает упаковку порошка». Для списка продуктов это правило не так важно, но лучшем всегда его соблюдать: в другой последовательности порядок может быть важен.
  2. При запоминании списка надо абстрагироваться от всех образов, кроме того, который был только что запомнен, и того, который идет далее. Допустим, вы придумали: «упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр». Затем — забываем про порошок и представляем, как сыр обвязывают сосиски. Сыр здесь — соединительное звено между двумя звеньями цепочки.
Прием 7

«Матрешка»

Как использовать. Запоминать список покупок или любую другую последовательность слов, предметов.

Что делать. Образы соединяются попарно по принципу матрешки, то есть как бы вкладываются один в другой. Первый образ всегда намного больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образов первый исчезает из сознания и внимание переводится на второй. Он мысленно увеличивается и создается ассоциацию между вторым и третьим образами и так далее. Метод немного похож на «Цепочку».

Пример. Снова обратимся к списку покупок: сыр, порошок, сосиски, хлеб. Можно представить огромную головку сыра, о которую разбивается маленькая коробка порошка. Потом она увеличивается, и из него выпадают крошечные сосиски. Они опять увеличиваются и опутывают маленькую буханку, как паутина.

Прием 8

Метод историй

Как использовать. Запоминать список покупок, список дел или любую другую последовательность слов или предметов.

Что делать. Составить из слов, которые нужно запомнить, фантастическую или абсурдную историю. Для лучшего запоминания стоит добавить эмоции. Преимущество метода в том, что образы не идут один за другим, а картинка вырисовывается сразу, и если вы что-то упустили, это может всплыть.

Пример. Рассмотрим предыдущий пример: сыр, порошок, сосиски, хлеб. Представим, что сыр скачет по магазину верхом на порошке. Вдруг он видит, что на полу валяются сосиски. Поднимает их и гневно вонзает в хлеб вместо меча так, что тот разлетается на крошки.

Аватар автора

Андрей Сафронов

чемпион по запоминанию

Страница автора

Сколько времени нужно, чтобы освоить мнемотехники?

Как показывает опыт моих учеников, на освоение мнемотехник уходит в среднем восемь недель. Это если тренироваться по 30—60 минут в день. Есть еще нюансы, например, сколько инструментов вы изучаете. Чем больше разных мнемотехник — тем дольше вы учитесь.

Не стоит этого бояться: освоение любого навыка не происходит быстро — просто потому что крепкие нейронные связи в мозге не образуются мгновенно.

Сначала вам будет непривычно запоминать информацию через мнемотехнику и захочется вернуться к привычной зубрежке. Этот этап нужно просто переждать, а длится он примерно два месяца. Лучше, если рядом будет человек, который поможет разобраться со сложностями. Поэтому рекомендую идти на тренинг, а не изучать мнемотехники самостоятельно, без обратной связи.

Какие еще есть техники запоминания

Существует много приемов быстрого запоминания информации и кроме тех, что выбрали наши преподаватели.

Прием 1

Метод вешалок

Как использовать. Запоминать даты, дни рождения, номера телефонов, пароли, номера банковских карт.

Что делать. Придумать образ к каждой цифре, которую нужно запомнить. Этот метод похож на ЧБК, но если в последнем каждой цифре приписывается определенная согласная буква, в методе вешалок слово может напоминать цифру визуально или рифмоваться с ней.

Считывание также происходит слева направо, то есть от первого образа ко второму. И чем абсурднее образ и нелепее история, тем лучше она запомнится.

Пример. Надо запомнить номер телефона 804-22-70. Образы могут быть следующими:

  • 8 — снеговик, потому что похож на эту цифру;
  • 0 — фантик из-под конфеты, так как сама конфета уже съедена;
  • 4 — стул;
  • 2 — лебедь;
  • 7 — радуга.

Тогда можно представить, как снеговик берет фантик и садится на стул. Вдруг перед ним проплывают двое лебедей, а затем появляется радуга, на которой лежит фантик.

Прием 2

Эффект края

Как использовать. Запоминать любую важную информацию, а также объемы текста.

Что делать. Прочитать текст, который надо запомнить. Вычленить оттуда наиболее важную информацию и учить ее в начале или конце.

Метод основан на том, что наиболее важную информацию мы запоминаем тогда, когда учим ее в первую или последнюю очередь. Информацию в середине придется повторить несколько раз.

Пример. Допустим, вам надо договориться с другом о встрече. Тогда в конце беседы лучше подкрепить договоренность, повторив место и точное время, когда вы должны увидеться. Так вероятность того, что он об этом забудет, ниже.

Прием 3

Правило Миллера — оно же правило «семь плюс-минус два»

Как использовать. Запоминать слова, цифры.

Что делать. Делить информацию, которую надо запомнить, на блоки из 5—9 смысловых элементов. Смысловыми единицами может быть все, что угодно, — слова или цифры. Если общее количество больше 9, информацию надо разбить на мини-блоки и объединить между собой.

Пример. Надо запомнить номер телефона 89508059966. Это проще сделать, если записать номер так: 8-950-805-99-66.

Прием 4

Эффект Ресторфф — он же эффект изоляции или возвратных элементов

Как использовать. Запоминать термины, числа.

Что делать. Выделить информацию, которую нужно запомнить, и тогда она запомнится лучше. Выделить можно визуально. Например, подчеркнуть в списке покупок товар, который особенно важно купить. Или обратить внимание на размер, форму или другие характеристики слова или предмета, его обозначающего.

Пример. Есть список покупок: сыр, порошок, сосиски, хлеб. Проще всего запомнить порошок, так как он не является съедобным, в отличие от остальных товаров в перечне.

Прием 5

Метод ментальных карт Бьюзена

Как использовать. Запоминать большие объемы текстов.

Что делать. Взять чистый лист бумаги и расположить его по горизонтали. В центре нарисовать символ, обозначающий суть текста. От него нарисовать ответвления: одна ветвь обозначает одну ассоциацию. Над каждой ветвью надо написать ключевое слово, которое связано с центральным запросом. Основные ветви поделить на более тонкие и также подписать. Также на концах ветвей можно изображать пиктограммы, которые позволят вспомнить, о чем идет речь.

Чтобы карта была читаемой, на листе должно оставаться свободное пространство. А если выделить основные элементы еще и цветом, карту будет легче прочитать и запомнить.

Пример. Надо запомнить, как использовать метод ментальных карт Бьюзена. Тогда в центре листа можно написать ментальные карты, изобразить их пиктограммой или написать аббревиатуру словосочетания. А от этого образа нарисовать ответвления, где подписать и изобразить основные понятия.

Ментальная карта к информации о том, что из себя представляет метод ментальных карт Бьюзена. Я использовала слова, пиктограммы и аббревиатуры
Ментальная карта к информации о том, что из себя представляет метод ментальных карт Бьюзена. Я использовала слова, пиктограммы и аббревиатуры
Прием 6

Взаимодействие ощущений

Как использовать. Запоминать иностранные слова.

Что делать. При заучивании слова смотреть на нужный объект. Например, если надо запомнить перевод слова window, смотрите на окно.

Если нет возможности посмотреть на то, что обозначает это слово в реальности, воспользуйтесь поисковиком. Так, чтобы запомнить перевод lion, вбейте его в интернете и посмотрите фотографии льва.

Пример. Нужно запомнить, что означает на русском языке слово door. Чтобы упростить процесс, учите это слово, смотря на дверь.

Прием 7

Метод Айвазовского

Как использовать. Запоминать лица, объекты.

Что делать. Посмотреть на объект или человека, которого нужно запомнить, в течение 3—5 секунд. Затем закрыть глаза и постараться представить его в мельчайших деталях. Открыть глаза на 1—2 секунды и снова закрыть, дополнив образ.

Пример. Надо запомнить лицо нового знакомого. Мысленно нарисуйте его, обратив внимание на большой нос, маленькие уши, карие глаза. Особенно сконцентрируйтесь на деталях — взъерошенной челке или, к примеру, родинке на левой щеке.

Прием 8

Рифмы и ритмы

Как использовать. Запоминать последовательную информацию, сложную для восприятия.

Что делать. Выучить короткий рифмованный стих — его можно найти в интернете или придумать самостоятельно. Например, стих «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» поможет запомнить последовательность падежей, так как первые буквы слов соответствуют первым буквам падежей.

Пример. Надо запомнить разницу между словами «надеть» и «одеть». Для этого достаточно выучить простой стих: «Одевают Надежду, надевают одежду».

Как мнемотехники помогают мне в работе и жизни

На занятиях нам говорили: чтобы действительно освоить мнемотехники, нужно тренироваться хотя бы по 5—10 минут в день — даже после того, как курс кончился. Несколько месяцев так и делала: шла на работу — запоминала номера машин, держала список покупок не на листе бумаги, как привыкла, а в голове. Прочитанные главы из книг тоже пыталась запоминать методом Цицерона или пиктограмм. Но мне не нужно удерживать в голове большие объемы информации, и со временем тренировки становились все реже.

Сейчас я помню пароли банковских карт с помощью метода ЧБК. Имена и фамилии новых знакомых запоминаю методом фонетических ассоциаций, а вместо рукописного списка покупок использую «Цепочку». Заметила, что некоторые образы из ЧБК забываются, если их не практиковать. Остальными методами не пользуюсь, потому что незачем, но если понадобится — смогу их вспомнить и применить.

Курсы не укрепили мою память, но решили мою главную проблему: я больше не путаю имена собеседников и запоминаю их лица. А то, что я научилась лучше запоминать числа и незнакомые слова, стало дополнительным бонусом.

Аватар автора

Андрей Сафронов

чемпион по запоминанию

Страница автора

Как не забыть то, что выучил с помощью мнемотехник

Если человек не будет периодически обращаться к информации, которую выучил, то забудет ее. Это естественный процесс для мозга — не поддерживать нейронные связи, которые очень редко используются.

Нужно понимать: запомнить информацию и сохранить ее — не одно и то же. Запомнить информацию — это когда вы загрузили информацию в голову и можете пересказать ее в ближайшее время. Сохранить информацию — это когда вы вспомните ее и через день, и через неделю, и через 20 лет.

Для запоминания мы используем мнемотехники или зубрежку. Для сохранения — метод интервального повторения. Это выглядит, например, так: вы выучили десять иностранных слов — и повторяете их, причем определенное количество раз через определенные промежутки времени.

Я обычно делаю все по такой схеме: запоминанию информацию — с помощью мнемотехник, сохраняю в памяти — с помощью интервального повторения. Сначала использую мнемотехники, чтобы запомнить новое. Потом — повторяю ее несколько раз в первые 20 минут после освоения. Затем — освежаю знания перед сном. Следующие два-три дня — повторяю утром, в обед и вечером. И только потом перехожу к интервальным промежуткам: через неделю, месяц и так далее. При этом нужно не просто много раз прочитать то, что выучил, а пересказать, ответить на список вопросов или как-то еще усложнить задачу для мозга.

Плюсы и минусы мнемоники

Сначала расскажу о плюсах.

Результативность. Запоминать информацию, опираясь на ассоциации, проще и эффективнее, чем зазубривать ее. Мозг может создавать образы непреднамеренно, но гораздо лучше делать это специально. Все потому, что воспоминания хранятся в виде сети связанных элементов, и любой элемент служит мозгу сигналом для извлечения других частей. Так в памяти всплывает то, что требуется вспомнить.

Развитие воображения. Многие методы построены на ассоциациях и образном мышлении, благодаря чему развиваются и творческие способности.

Универсальность. С помощью мнемотехник можно запоминать разного рода информацию — иностранные слова, пароли, даты, номера телефонов, имена, лица, большие объемы текстов, термины.

Возможность обучаться в любом возрасте. Методы можно практиковать как в детстве, так и будучи пенсионером. Мнемотехники развивают когнитивные способности, уменьшая вероятность развития деменции и других заболеваний, связанных с нарушениями в работе мозга.

Минус в том, что необходима постоянная практика, иначе методики можно забыть. Следовательно, нужна дисциплина и желание усовершенствовать свои навыки.

Как освоить мнемотехники: книги, онлайн-тренажеры и курсы

«Как развить суперпамять» Доминика О’Брайена. Автор, который не раз становился чемпионом мира по запоминанию, затрагивает многие аспекты памяти: от ассоциативного мышления и связок образов до научных подтверждений, потребностей мозга и нюансов практического применения.

«Помнить все» Артура Думчева. Автор помнит число пи до 22 528 знаков после запятой и рассказывает, как ему это удалось. А заодно — где и как еще применять мнемотехники. Все рекомендации — а их много — основаны на его личном опыте.

«Суперпамять» Тони Бьюзена. Особенность — детальное рассмотрение использования интеллектуальных карт. Также автор дает упражнения и обещает научить запоминать сны. Книга считается основой обучения мнемотехникам, так как представляет собой базу понятий и пояснения к главным принципам усвоения информации.

«Учебник мнемотехники» Владимира Козаренко. В книге собрана информация о мнемотехниках самого разного рода — от создания образов и работы с ними до периодичности повторения и коэффициента увеличения способности запоминания. Доступ свободный, можно скачать текст прямо сейчас.

«Эйнштейн гуляет по луне» Джошуа Фоера. Победитель чемпионата по памяти США рассказывает, как живут люди, владеющие приемами мнемотехники. Внутри — интервью, юмористические зарисовки из реальной жизни чемпионов по запоминанию, а также множество полезных советов и рекомендаций.

MemoryMan. Можно тренировать запоминание цифр, карт, имен и лиц, слов. Для каждого тренажера выставляется время на запоминание, количество слов, чисел или лиц, которые надо запомнить. Сайт бесплатный.

Максимально допустимое количество слов, которое можно включить в тренировку на MemoryMan — 1000, а минимальное время, с которым слова могут сменять друг друга — 0,5 секунды. Но можно настроить и более щадящий режим для запоминания — с меньшим количеством слов и более долгим временем на запоминание
Максимально допустимое количество слов, которое можно включить в тренировку на MemoryMan — 1000, а минимальное время, с которым слова могут сменять друг друга — 0,5 секунды. Но можно настроить и более щадящий режим для запоминания — с меньшим количеством слов и более долгим временем на запоминание

Во многих городах России есть школы и курсы по мнемотехникам, которые можно посещать очно. При выборе стоит обращать внимание на достижения директора школы или автора курсов: он должен иметь собственные рекорды по запоминанию и/или наработки по запоминанию — это подтверждает его экспертность.

Некоторые из курсов по мнемотехникам рассчитаны на детей. Например, их предлагает сеть детских языковых центров «Полиглотики». Стоимость зависит от длительности. Один месяц занятий из 26 уроков по 30 минут стоит от 2665 ₽.

Можно подать заявку на бесплатный пробный урок, во время которого преподаватель оценит уровень развития памяти и внимания
Можно подать заявку на бесплатный пробный урок, во время которого преподаватель оценит уровень развития памяти и внимания

Иногда заниматься очно неудобно: не подходит график, далеко добираться. Тогда можно выбрать онлайн-курсы. Вот несколько вариантов.

Онлайн-курс «Как быстро запоминать иностранные слова?». Автор — Андрей Сафронов, победитель фестиваля InChamp 2019 в категории «Память» и автор книги «Суперпамять за семь шагов». Курс состоит из трех модулей. В первые два входит теория о разных способах кодирования информации и практика — отработка навыков с разными заданиями на запоминание. Это стандартный пакет курса, он стоит 8990 ₽ и дает доступ к урокам на один месяц.

Третий модуль — вип: с дополнительными видео, домашними заданиями от тренера, индивидуальной поддержкой в мессенджерах. Доступ к урокам — на два месяца. Стоит такой вип-пакет 17 990 ₽.

Есть еще премиум-курс, который стоит 49 900 ₽. Помимо перечисленных выше возможностей он дает доступ в закрытый клуб «Мозг», а доступ к урокам сохраняется на протяжении 6 месяцев.

Курс Владимира Козаренко. Система запоминания, о которой упоминает в своих книгах трехкратный чемпион Швеции по запоминанию, обладатель статуса гранд-мастера памяти Маттиас Риббинг. Обучение проходит по видеозаписям. К каждому занятию прилагаются консультации, конспекты и дополнительные учебные материалы. Курс включает в себя 22 занятия, их общая продолжительность — 66 часов, а стоит 11 900 ₽.

Программы для тренировки памяти. Внутри — тесты на память и разные программы для запоминания. Можно, например, протестировать, насколько хорошо вы запоминаете числа, или быстро выучить слова и словосочетания на английском и других языках. Доступ бесплатный.

«Нейробика». Программа, разработанная командой онлайн-платформы 4brain, у которых также есть курс по мнемотехникам. Для начала надо пройти тестирование, после чего будет сформирована индивидуальная программа занятий. Это более 20 упражнений на внимание, память, мышление и саморазвитие. Предполагается, что лучше всего заниматься ежедневно по 10—20 минут. Бесплатно. Доступ к курсу открывается на год.

«Викиум». На сайте — 15 уроков по теории мнемотехник и онлайн-тренажеры для их тренировки. Стоит курс 1990 ₽.


Юлия СкопичПоделитесь способами быстро запоминать информацию:
  • Анастасия ХаритоноваК сожалению, ряд инфо (язык программирования, способы массажа на практике) можно выучить только, сделав это руками Никакая мнемотехника не поможет14
  • фывфывВ юношестве прочитал книжку "Загадки, фокусы и развлечения" Якова Перельмана, там автор рассказывает об одном интересном мальчике, который гастролировал по городам с программой "Мальчик с гениальной памятью". Он запоминал любой список слов в любом количестве, мог назвать их в любом порядке. В книге автор раскрывает технику запоминания, по сути это ЧБК только несколько сложнее. Советую почитать, может такой способ будет вам ближе.6
  • Юлия Скопичфывфыв, большое спасибо за совет! Обязательно изучу.2
  • Брейн-тренер АйгеримПервый шаг на пути к скоростному запоминанию- натренировать внимание. И все мнемотехники эту цель тоже достигают, потому что они заставляют фокусироваться на предмете или ассоциациях. А любое когнитивное усилие закрепляется информацию. Невнимательность и торопливость - зачастую основные причины плохой памяти. Если нет времени и сил тратить на изучение мнемотехник, лучше начать тренировать концентрацию, замедляться и сокращать объем запоминаемлй информации за счёт логики и аналитики. Взрослый человек не должен знать все наизусть, гораздо важнее умение видеть причинно-следственные связи и делать выводы. А чтобы делать выводы нужно приложить очень много усилий)24
  • ВикуляСпасибо, узнала от вас новое слово - мнемотехники какие-то запоминаю по своей методике нумерологической, с ассоциациями, например 4й под 6й эт кв 222, 2+2+2=6 это этаж а 6-4= 2,типа того а там где нет логики складывается использую ассоциации как вы напр памятные дни даты чего либо, типа того2
  • ДарьяЯ быстрее 4 цифры запонмю, чем буду историю с чудовищем и редисом воображать46
  • Alexandr TolokolnikovВместо «20 цифр» должно быть «20 чисел». Вместо «двоичная система» должно быть «двузначные числа».4
  • Саша ХарламоваПолезная статья, многие вещи легко внедрить в жизнь.1
  • a bit of workAlexandr, запоминать на значит понимать или уметь пользоваться.3
  • никфывфыв, увидев фамилию ПЕРЕЛЬМАН подумал что это отец математика Перельмана. Увидев МАЛЬЧИК С ГЕНИАЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ, вспомнил про фильм, который хотел посмотреть - Урок Фарси (про парня, который выдумывает язык, чтобы выжить в концлагере), смотрю режиссера - Вадим Перельман. Короче, спасибо, что напомнили про фильм)))6
  • Andrey RebrikovЕкатерина, расскажите, почему именно Алекс Грук и в ком именно вы разочаровались до него?0
  • Т—ЖВпервые мы опубликовали этот материал в июне 2022 года. В июле 2024 мы его обновили и опубликовали повторно.0
  • LazyLadyА еще есть курсы скорочтения, и это тоже работает )1
  • lapsus_naturaeНарыла в 7 классе какую-то потрепанную книжонку по мнемотехникам, но очень быстро перестала их использовать в повседневной жизни, потому что те же списки покупок запоминались намертво и уже на десятый раз сложно было сказать — сегодня у молока клыки и оно жрет манку? или это было две недели назад, а сегодня хлеб размокает от молока и рубит петрушку мечом-колбасой? Про номера телефонов вообще молчу)) Но потом активно использовала во время подготовки к экзаменам — фамилии, даты запоминались на ура) Сейчас использую редко, только если ни телефона, ни ручки с бумагой под рукой нет)6
  • день суркаМне уже только уповать на бога остается с такой памятью1
  • день суркаДарья, мне учитель по математике говорил, что если ты не можешь запомнить 7 чисел с первого раза, то мозг не работает, вот у меня такая ситуация0
  • день суркаБрейн-тренер, вот с вниманием как будто еще сложнее, почему с годами я настолько торможу0
  • день суркаАнастасия, руками проще должно быть там больше нейронов задействуется2
  • Александр КорнеевЯ уже все что угодно готов пробовать, ситуация безвыходная0
  • Александр КорнеевБрейн-тренер, почему то я над этим сам не задумывался..0
  • Александр Корнеевфывфыв, я как то прочитал пару объемных глав книги лет в 14 и на память их пересказал почти дословно, сейчас не запомню, что мне 5 минут назад говорили1
  • Dmitriy GolbergОсталось запомнить, что я хотел тренировать память9
  • Dmitriy GolbergАнастасия, никакие упражнения лишними не будут0
  • Dmitriy GolbergВикуля, очень сложно, ничего не пойму5
  • Анатолий ПриходькоПопробуем, может получше чем со стихами будет0
  • АйсбергИмена людей запоминаю плохо. Придумала для себя ассоциации по именам уже известных мне людей, чаще всего имена одноклассников (имена и внешность которых хорошо помню). Знакомлюсь с новым человеком - вспоминаю одноклассника с таким же именем. При следующей встрече с этим человеком всплывает в памяти одноклассник ))) и все, имя нового знакомого уже в голове1
  • Андрей НиколаевичЮлия, как вам рекомендовали поступать с большими списками продуктов, если "упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр, сыр прыгает на сосиски, но они взрываются, и из них выскакивает хлеб", а в магазине по ходу движения вдоль рядов эти продукты лежат в произвольном порядке, который вам заранее не известен?4
  • Helg SvartСпорное изобретение эти мнемотехники, да и годятся они лишь для неструктурированной информации. Как по мне, четыре числа проще запомнить, чем выдумывать ассоциации, или придумывать слова с таким же количеством букв, как в каждой цифре пароля. Слово elephant проще запомнить как есть при помощи одного образа слона, чем запоминать, что этому слову соответствует целых два образа никак не связанных ни с друг другом, ни с самим слоном. Тексты можно запоминать при помощи образов того, о чём в тексте идёт речь, или же тезисно, если его не надо воспроизводить дословно. Даты исторических событий проще вписывать в конкретную тему, а не запоминанием посторонних образов. Например, некий движ начался тогда-то, а закончился тогда-то. У движа было несколько ключевых событий. Конкретное интересующее событие произошло до или после какого-то ключевого. И тут уже конкретная дата сама запомнится. Ну и в конце-концов, запоминая посторонние образы мы зубрим, а вдумываясь, ассоциируя, мы разбираемся в теме. То, что зазубрено, забудется сразу после того, как нужда в этом отпадёт, а истинное понимание темы, (пусть даже и не в деталях, а общих чертах), останется с вами навсегда4
  • Софья КоневаСколько читала про мнемотехники - кошмар какой-то. Это ж сколько надо накрутить вокруг простой информации типа номера телефона, да ещё и её запомнить! Что касается метода с комнатой - я помню предметы в своей только в общих чертах, плюс при вспоминании пути по комнате внимание постоянно перескакивает на другие углы (не по маршруту) или другие места в доме. Проще и быстрее сфотографировать мысленно нужную информацию: написание иностранного слова, пин-код. Выучить, как стихи, если это номер счёта или пароль. Соотнести с событиями в других странах, если это дата. И не ассоциировать названия лекарств, потому что потом эта фигня и вспоминается, а название - всё - утеряно 🤣0
  • Сергей КардашевХорошая статья. Мне помогает способ с яркими образами и историями. Но практиковался примерно год чтобы более-менее быстро составлять историю. Только дисциплина в тренировках работает. Истерические "броски" на предмет не дают эффекта. Метод с рифмами на мне работает отлично. Со школы помню рифмы про биссектрису и т.п.0
  • ВикуляDmitriy, уровень моей логики вообще сложен, хотя её тут наверное как таковой и вовсе нет, но не могу никак иначе это объяснить)0