21 сентября президент России объявил частичную мобилизацию, а 28 октября министр обороны отчитался о завершении всех мероприятий.

За прошедшее время практически все сферы российской экономики столкнулись с проблемами: от общей неопределенности в целом до падения потребительского спроса и потери работников. Эксперты прогнозируют, что мобилизация может иметь долгосрочные негативные последствия — в частности, увеличит спад ВВП и ускорит инфляцию.

Расскажу, что произошло в разных сферах экономики России за месяц частичной мобилизации и какие прогнозы делают специалисты и предприниматели.

Потребительский спрос

Общий тренд выглядит так: после 24 февраля спрос сократился, летом наметилось небольшое восстановление, а с объявлением мобилизации он вновь резко упал, говорит член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. Это заметно не только в общем масштабе, но и в отдельных сферах.

В самом начале мобилизации, за выходные 24—25 сентября, по сравнению с выходными предыдущей недели сильнее всего количество чеков упало у автосервисов — на 21%. На 17% снизилось число чеков у магазинов спорттоваров, на 13% — у производителей ювелирных изделий и аксессуаров, на 11% — у продавцов товаров для строительства и фитнес-клубов, свидетельствуют данные «Чек-индекса».

За неделю с 21 по 27 сентября по сравнению с предыдущей неделей на 23% упали продажи книжных магазинов, на 17% — магазинов канцтоваров, на 12% — фитнес-клубов и ювелиров, на 11% — продавцов мебели, электроники и бытовой техники и на 10% — кинотеатров.

Рестораны и общепит. Количество заказов в ресторанах Москвы со средним чеком выше 1,5 тысячи рублей за две недели мобилизации сократилось на 29% по сравнению с прошлым годом, в заведениях со средним чеком ниже 1,5 тысячи рублей — на 8%, в бюджетных кафе — на 22%. Упал и средний чек: у дорогих заведений — на 13%, у более бюджетных — на 19%.

В октябре тренд на падение выручки продолжился: по данным аналитиков сервиса для автоматизации кафе r_keeper, она снизилась на 9,5%. В меньшей степени это коснулось дешевых ресторанов: в них выручка упала на 8,3%. В заведениях среднего сегмента обороты снизились на 10,8%.

Рестораторы называют разные причины сокращения спроса. Вице-президент федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов заявил, что в ресторанах стало меньше мужчин, потому что «частичная мобилизация затронула большое количество активных людей». Основатель сети ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов считает, что причина падения спроса в «депрессивном настроении потребителей».

Фитнес-клубы. Обычно в сентябре потребители активизируются после летних отпусков и в фитнес-индустрии начинается сезон. В этот раз ожидаемого всплеска активности не произошло: продолжающееся падение спроса стало еще более заметным после 20-х чисел сентября, говорит директор по операционной деятельности Xfit Ирина Туманова. Продажи в клубе просели на 10—15%, и отрицательная динамика «видимо, сохранится надолго», считает Туманова.

По данным двух крупнейших фитнес-ассоциаций, с 21 сентября продажи абонементов в фитнес-клубах снизились на 10—25%, а отказы от уже купленных выросли. Клиенты, оформляющие возвраты абонементов, указывали в качестве причины боязнь заразиться коронавирусом во время новой волны, смену места жительства, потерю работы или снижение уровня доходов.

В октябре фитнес-клубы немного отыграли сентябрьское падение спроса: продажи клубных карт и абонементов выросли на 3%, сообщила президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина. Посещаемость по сравнению с сентябрем выросла на 12,9%. При этом отрасль не вернулась к допандемийным показателям: по сравнению с 2019 годом продажи абонементов ниже на 7,6%, а посещаемость — на 12,3%.

Индустрия развлечений. Сложная ситуация складывается в индустрии развлечений: с 19 по 25 сентября организаторы отменили или перенесли около 100 концертов, фестивалей и вечеринок. Число желающих вернуть билеты тоже выросло: за неделю мобилизации сервис Ticketscloud получил на 123% больше заявок на возврат, чем бывает в среднем за этот срок.

Как и в фитнес-индустрии, осень и зима — это традиционно активный сезон, и в обычное время продажи растут, а не падают. В Ticketscloud отмечают, что из-за этого любое падение ощущается сильнее, чем это показывают числа.

Кинотеатры. По словам владельца сети «Люмен-фильм» Павла Поникаровского, за неделю после 21 сентября посещаемость уменьшилась на 15—20%. Предприниматель не видит серьезных экономических причин для этого и связывает тренд с «тяжелым моральным состоянием граждан». По его словам, новое падение наложилось на еще более существенное, которое происходит после конца февраля.

В октябре кинотеатры зафиксировали всплеск посещаемости: число зрителей впервые с марта превысило 2 млн. По мнению главного редактора «Бюллетеня кинопрокатчика» Александра Нечаева, спрос обеспечили премьеры сразу четырех российских фильмов, среди которых историческая драма «Сердце Пармы».

Туризм. Уже через неделю после объявления мобилизации упал спрос и на туристические поездки — в том числе и по России. По данным сервиса бронирования отелей и квартир Tvil.ru, число бронирований в Сочи сократилось на 40%, в Казани — на 46%, в Санкт-Петербурге — на 36%, в Москве — на 17%. Количество отмен бронирований выросло на 35—45%, в первую очередь на внутренних направлениях.

Но к ноябрьским праздникам ситуация немного изменилась: спрос на поездки внутри страны за десять месяцев 2022 года вырос на 5—10% по сравнению с прошлым годом, говорит директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Это все равно ниже ожиданий: до объявления мобилизации в индустрии ожидали подъем на 10—20%. Рост обеспечила низкая база: осенью 2021 года многие регионы вводили ограничения из-за увеличения заболеваемости коронавирусом.

С продажей заграничных туров ситуация ухудшилась: традиционного ноябрьского всплеска не произошло — общее число бронирований на праздники уменьшилось на 30% по сравнению с прошлым годом.

Центробанк России в экономическом прогнозе на три года отметил, что мобилизация — сдерживающий фактор для динамики потребительского спроса в ближайшие месяцы, но затем ее эффекты начнут разгонять инфляцию. Это произойдет из-за нехватки персонала отдельных специальностей.

По прогнозам экономиста «Ренессанс-капитала» Софьи Донец, падение потребительского спроса приведет к сокращению ВВП на 0,5% в 2022 году.

Бизнес

Объявление мобилизации ударило по бизнесу, который в конце сентября еще пытался оправиться не только после спада в феврале, но и после последствий пандемии. Предпринимателям пришлось решать три главных проблемы.

Падение спроса. По данным опроса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), проведенного по итогам октября, более 15% крупных компаний заявило об ухудшении показателей выручки, вызванном снижением спроса. Настроение предпринимателей пессимистично: в будущем снижения выручки ждут 37% опрошенных, а в крайне негативных последствиях уверены 4%.

Потерю потребителей, которые уехали, были мобилизованы либо просто находились в растерянности из-за нестабильной ситуации, заметили во всех сферах — от развлечений до спорттоваров.

Гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков отмечает, что совершенно непонятно, как стимулировать спрос, в условиях такого «критического уровня неопределенности».

Потеря персонала. По данным РСПП, пока большинство предпринимателей не заметило влияния мобилизации на обеспеченность кадрами, но некоторые сферы, например грузоперевозки, ощутимо пострадали.

Особые проблемы вызывает мобилизация топ-менеджеров и владельцев компаний. Принятые после 21 сентября законы позволяют им взять пять дней на передачу дел или получить кредитные каникулы, но не спасают сам бизнес, который во многих случаях останавливается с уходом первых лиц.

Снижение инвестиций. По итогам месяца мобилизации о сокращении инвестиций сообщило только 6,5% компаний, но в будущем предприниматели ждут изменения ситуации. Из числа опрошенных РСПП 27,6% предприятий ждут сокращения инвестиций, роста ждут только 2,3%.

По мнению Ивана Федякова, из-за мобилизации снижается инвестиционная активность: перестают строиться заводы и торговые центры, не выходят на рынок новые бренды и компании, а действующие не развиваются и скорее «сушат» свой бизнес.

В октябре индекс RSBI, который отражает настроения малого и среднего бизнеса, составил 48,5 пункта, что говорит о дальнейшем снижении деловой активности: она вернулась к показателям весны 2022 года.

В октябре 47% опрошенных заявили о падении выручки, 19% ждут роста выручки в ближайший квартал, а 36% — снижения. Новый персонал нанимали лишь 8%, а о сокращениях заявил 21%. Доля инвестирующих в расширение бизнеса снизилась до 14%, а доля снизивших расходы на инвестиции увеличилась до 11%.

Недвижимость

С началом сентября на рынке недвижимости начался традиционный подъем, но после объявления мобилизации процессы замедлились.

«В первые два часа после объявления мобилизации у нас произошло сразу семь отказов от ипотечных сделок. Люди решили отказаться, потому что не уверены в том, что смогут платить ипотеку, если мужей или сыновей заберут», — рассказала гендиректор агентства недвижимости «Городской риелторский центр» Юлия Усачева.

По словам исполнительного директора «Домклика» Марии Ромчановой, за последние две недели сентября количество заявок на ипотеку снизилось примерно на 10%. Если в первые недели месяца среднесуточное количество клиентов, обращавшихся в Сбербанк, составляло около 13 тысяч, то во второй оно было 11,5 тысячи.

В октябре объем выданной ипотеки рухнул примерно на 20%, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Мониторинг Frank RG показал, что в денежном выражении объем ипотеки в октябре оказался на 12,8% меньше сентябрьского результата и на 10,2% меньше, чем в октябре прошлого года.

Сразу после объявления мобилизации рынок жилой недвижимости отреагировал немного иначе: часть сделок остановилась, часть проводилась в ускоренном режиме, кроме того, активизировались охотники за большими скидками. В «Циан-аналитике» отмечают, что в первую неделю снизился первичный спрос: просмотры объявлений о покупке квартир в новостройках упали на 27%, лотов на вторичном рынке — на 17%.

В октябре спрос упал: по данным Dataflat, в Московском регионе продажи на рынке новостроек снизились на 37% в лотах и на 38% по выручке по сравнению с сентябрем. Предложение же, наоборот, растет: количество лотов выросло на 5,4% за месяц и в 1,5 раза с начала года. Это отразилось на ценах: по подсчетам «Циана», в октябре стоимость квадратного метра в Москве снизилась на 1,7%, в Подмосковье — на 1,3%.

К ноябрю рост срочных продаж квартир в России достиг рекордных показателей: по данным «Циана», количество объявлений выросло до 12,5 тысячи. Это максимум за всю историю подобной статистики, с марта 2022 года показатель увеличился на 85%.

Аренда в первую неделю мобилизации просела скромнее — всего на 14%. В «Инком-недвижимости» заявили, что ситуация в сентябре напомнила февральскую: объем предложения не увеличился, наметился тренд перевода объектов из аренды в продажу. Это привело к тому, что к концу октября средние цены на долгосрочную аренду снизились на 3—4%.

Авторынок

Мобилизация сильно отразилась на автомобильном рынке, который летом только начал восстанавливаться. Если в июле продажи выросли на 16,8% год к году, а в августе — на 28,6%, то в сентябре они обвалились на 59,6%. В октябре ситуация стала еще хуже: рынок сократился на 62,8%.

В октябре продажи снизились и у «Автоваза» — на 25,1% по сравнению с октябрем прошлого года, на 7,3% — к сентябрю 2022 года. Всего в октябре в России купили 45 228 автомобилей. Доля Lada составила 42,3%, китайских Haval и Great Wall — 10,2%.

Сотрудник отдела автокредитования крупной дилерской сети рассказал Vpost, что падению продаж способствовала и фактическая остановка автокредитования. «Напуганные мобилизацией россияне перестали их брать, и за первые пять дней мы не выдали вообще ни одного кредита», — заявил он. Наблюдение подтверждается и цифрами. По данным НБКИ, в сентябре после пяти месяцев роста на рынке автокредитования началось снижение. По итогам месяца оно составило около 10%.

В банках считают, что ситуация на рынке будет ухудшаться. «Новых автомобилей нет, переориентация на авто с пробегом идет медленно, люди думают не о покупке авто, а о сбережении средств», — рассказал «Коммерсанту» один из работников сферы.

Банки

В ЦБ банкирам еще 21 сентября рекомендовали готовиться к резервированию кредитных потерь после мобилизации.

Впоследствии все мобилизованные россияне и члены их семей получили право взять кредитные каникулы — то есть уменьшить или не вносить ежемесячные платежи практически по любым кредитам. В случае гибели или получения сильного ранения кредиты спишутся полностью.

Сколько заявок на отсрочку от выплаты кредитов получили банки, неизвестно. Представитель Сбера заявил, что оформление каникул «происходит оперативно», а более 80% заявок приходит от самих военнослужащих, а не их родственников. В ВТБ, «Промсвязьбанке», «Открытии» и «Почта-банке» отметили, что подавляющее большинство заявителей — мобилизованные россияне.

Кредитование замедляется: по данным аналитической компании Frank RG, в сентябре 2022 года объем выданных розничных кредитов повысился всего на 3,85%, а в октябре даже упал — на 7%. Сокращение произошло впервые с апреля. Рост зафиксировали только в сегменте товарных кредитов — на 30,7% в денежном и на 16,1% в количественном выражении. В годовом выражении объем кредитования упал на 14,6%.

По мнению директора группы рейтингов финансовых институтов агентства «НКР» Егора Лопатина, ключевое влияние на динамику выдачи кредитов в октябре оказал именно фактор мобилизации. «С одной стороны, это привело к снижению спроса на кредиты со стороны населения: часть потенциальных заемщиков отложили крупные покупки, другие предпочли не наращивать долговую нагрузку в условиях возросшей неопределенности», — говорит эксперт.

Упал не только спрос — банки тоже стали выдавать меньше кредитов. По данным статистики бюро кредитных историй «Скоринг-бюро», после объявления мобилизации банки нарастили частоту отказов по заявкам на кредиты. Уровень их одобрения с 19 сентября к 10 октября упал на 4 процентных пункта для кредитов наличными, на 7 п. п. — в кредитных картах, на 3 п. п. — в POS-кредитах и на 5 п. п. — в автокредитах. Наиболее сильно вырос процент отказов по ипотеке — на 13,7 процентных пункта, причем основное снижение пришлось на начало октября.

Некоторое оживление выдачи кредитов можно ожидать в конце года, считает директор группы рейтингов финансовых институтов «АКРА» Ирина Носова. Это уже сформировавшийся фактор сезонности в розничном кредитовании, так как в конце года активизируется как выдача ипотеки, так и выдача других ссуд.

Рынок труда

Самое очевидное последствие мобилизации для экономики — сокращение рабочей силы. С весны 2022 года в России фиксируется рекордно низкая безработица, что, кроме всего прочего, свидетельствует о дефиците кадров. Сокращение рабочей силы вызвано не только призывом части населения на военную службу, но и массовым отъездом россиян за рубеж.

Определить точное число выбывших специалистов невозможно. Что касается числа мобилизованных, то Минобороны отчитывалось о 300 тысячах человек, направленных в войска. По подсчетам экономиста Bloomberg Economics Александра Исакова, это около 0,9% из проживающих в России 33,9 млн мужчин в возрасте от 20 до 55 лет.

Еще сложнее выяснить число уехавших из России: официальной информации власти страны не публиковали, имеются только разрозненные данные от ведомств иностранных государств. Например, МВД Казахстана сообщало, что к 4 октября в страну въехало 200 тысяч россиян, но выехало 147 тысяч, а МВД Грузии говорило о 53 тысячах приехавших за неделю. По данным Forbes, за две недели после объявления мобилизации Россию покинуло около 700 тысяч человек.

Главный эксперт HeadHunter Наталья Данина говорит, что россияне, подпадающие под мобилизацию, относятся к самым высокопродуктивным и работоспособным возрастным категориям — и они были в дефиците в течение последних двух лет. По ее мнению, сокращение рабочей силы в первую очередь отразится на нефтегазовой и других сырьевых областях.

Профессор МГУ Наталья Зубаревич считает, что большинство мобилизованных живет в сельской местности, что негативно повлияет на сельское хозяйство и строительство.

Через несколько дней после объявления мобилизации власти России определили категории сотрудников, которые могут претендовать на отсрочку от призыва. В частности, к ним относятся работники банков, ИТ-специалисты, сотрудники телеком-компаний и СМИ. Но число тех, кто не сможет избежать призыва, гораздо больше — и многих из них некем заменить.

В отраслях промышленного питомниководства и садоводства, например, призыву подлежали агрономы, гидротехники и специалисты по защите растений. В Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края отмечают, что садоводство — непрерывный цикл и нехватка специалистов грозит сбоями в поставках на всех его этапах. Это, в свою очередь, приведет к приостановке инвестиций, снижению производства плодов и росту цен уже в 2023 году.

Из-за отъезда специалистов ускорился процесс «утечки мозгов»: хотя некоторые работники продолжают трудиться на отечественные компании удаленно, многие ищут работу в странах, в которые переехали. По мнению экономиста Исакова, из-за оттока рабочей силы рынок труда будет перегрет, что приведет к росту инфляции.

Сокращение числа рабочей силы наложилось на уже непростую ситуацию на рынке труда.

До начала мобилизации рынок труда во многих категориях стал рынком кандидатов, а не работодателей, отмечает управляющий партнер Ventra и Ventra Go Екатерина Карабанова. Теперь еще большим дефицит может стать на рынке линейного персонала, потому что именно эта категория сотрудников больше всего подходит под критерии мобилизации. Это может привести к тому, что работодателям придется конкурировать за работников и повышать им оплату труда.

По данным Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, после завершения мобилизация около трети предприятий в России столкнулось с рекордным дефицитом кадров за 30 лет. Больше всего пострадали предприятия легкой промышленности, машиностроения и пищевые производства: 70, 35 и 25% соответственно.

Почти половина опрошенных заявила, что из-за дефицита не сможет увеличить объемы производства даже в условиях возможного роста спроса. Примерно треть предприятий утверждает, что нехватка работников скажется на качестве товаров, а 22% предупредило о необходимости снизить объемы выпуска.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.