
Кто-то собирает свою эскадрилью самолетов, кто-то — личную бронетанковую дивизию. Нам с другом нравится делать японские автомобили.
Кажется, что клеить модельки из пластика — это развлечение для детей. Но для взрослых оно может оказаться даже более увлекательным, особенно если вы любите технику или историю. Моделизм позволяет погрузиться в интересную вам эпоху или лучше разобраться в том, как устроены самолеты, корабли или автомобили. А еще это хороший повод собраться вместе и сделать что-то своими руками.
Расскажу, что нужно, чтобы склеить свою первую модель, сколько на это уходит денег и времени.
Расходы на сборку первой модели — 18 700 ₽
Шлифовально-полировочная паста, 3 вида | 4800 ₽ |
Инструменты | 3680 ₽ |
Краска аэрозольная, 3 цвета | 3270 ₽ |
Набор для сборки | 2400 ₽ |
Краска «под кисточку», 4 цвета | 1120 ₽ |
Лак | 1100 ₽ |
Грунтовка | 1080 ₽ |
Специальный клей | 900 ₽ |
Комплект наждачной бумаги | 350 ₽ |
Расходы на сборку первой модели — 18 700 ₽
Шлифовально-полировочная паста, 3 вида | 4800 ₽ |
Инструменты | 3680 ₽ |
Краска аэрозольная, 3 цвета | 3270 ₽ |
Набор для сборки | 2400 ₽ |
Краска «под кисточку», 4 цвета | 1120 ₽ |
Лак | 1100 ₽ |
Грунтовка | 1080 ₽ |
Специальный клей | 900 ₽ |
Комплект наждачной бумаги | 350 ₽ |


Что такое моделизм
Моделизм — это сборка уменьшенных моделей или макетов, которые воспроизводят внешний вид реально существующей техники. Бывают модели, которые могут двигаться: сами или на дистанционном управлении. Но чаще всего они статичные, их главная задача — повторять оригинал до мельчайших деталей, поэтому такой моделизм еще называют стендовым.
Модель представляет собой максимально точную копию настоящего автомобиля, корабля, танка или другой техники: у корабля могут быть детально проработаны палубы, мачты и паруса, а у автомобиля — двигатель и салон. Чаще всего такие макеты не занимают много места: обычный размер модели автомобиля — 1:24, то есть она в 24 раза меньше реальной машины.
Собственноручно собранная модель — это не только часть коллекции или предмет интерьера, но и отдельная история. Поэтому часто моделисты стремятся сделать не просто какой-то самолет или танк, а конкретный исторический экземпляр со всеми его особенностями: характерной расцветкой, знаками отличия и даже загрязнениями и повреждениями на корпусе.
Иногда дело не ограничивается одной моделью: вокруг нее воссоздают целую сцену из боевой жизни. Например, моделисты берут фотохронику военных лет и по ней воспроизводят танковый бой в среднерусской степи: помимо техники и солдат, они делают дома, деревья, траву, фонарные столбы, рельсы и прочее. Такие композиции называют диорамами.
Моделисты увлекаются разными направлениями и видами техники: одни воссоздают танки времен Великой Отечественной войны, другие собирают эсминцы и линкоры времен Цусимского сражения, третьи клеят уменьшенную копию «Звездного разрушителя» из вселенной «Звездных войн». Нам с другом больше всего нравится собирать японские автомобили. Мы из Сибири, в нашем детстве и юности по улицам ездили в основном праворульные японки: они были самыми надежными и качественными автомобилями. Поэтому тема восточного автопрома нам очень близка.
Мы начали заниматься моделизмом, потому что хотели делать что-то своими руками и получать осязаемый результат от наших трудов. Сборка моделей идеально для этого подходит: она требует много ручной работы, в которой нужна точность и аккуратность. В процессе сборки ты постоянно изучаешь что-то новое и расширяешь свои технические познания, а в итоге получаешь красивую модель, которая радует глаз и которой можно похвастаться перед друзьями.


Где покупают модели
В большинстве случаев люди собирают модели из готового набора. Основной компонент таких наборов — литники: это формы, на которые крепят отдельные детали, отлитые из пластика. Еще в коробке есть подробная инструкция по сборке и покраске. В ней описаны все основные этапы и показана схема соединения отдельных частей.
В наборах японских производителей есть инструкция на английском и японском языках. Но даже если вы ими не владеете, у вас не возникнет проблем со сборкой модели: на картинках все достаточно понятно изображено, как на инструкциях к мебели из «Икеи».


Цены на наборы для сборки отличаются в десятки раз и составляют от 800 ₽ до 40 000 ₽. Все зависит от сложности модели и фирмы-производителя. На сложность может влиять множество факторов: качество пластика, количество деталей, насколько подробно воссозданы шасси, салон и кузов автомобиля, есть ли у него обвесы и спойлеры, какое количество цветов нужно использовать при покраске.
Основные производители сборных моделей легковых автомобилей — это японские фирмы Tamiya, Aoshima, Hasegawa и Fujimi. Еще есть итальянская компания Italeri и немецкая Revell. Обычно каждая из них специализируется на конкретной тематике: вряд ли нужная вам модель машины будет сразу у всех производителей.
Например, Tamiya выпускает качественные и недорогие наборы, у нее большой ассортимент спортивных машин, мотоциклов и разнообразной военной техники: танков, бронетранспортеров. Aoshima предлагает много моделей обычных автомобилей преимущественно японского производства, при этом у нее цены выше, чем у Tamiya, но качество моделей немного ниже. Hasegawa и Fujimi — это середнячки с неплохим качеством, но небольшим ассортиментом. У Italeri и Revell хорошее качество и много моделей европейских и американских грузовиков, а также американской классики вроде Доджа и Форда.
По моим наблюдениям, наборы Tamiya самые удобные в сборке: у них качественное литье, а детали отлично стыкуются. Моделисты шутят, что, если потрясти коробку, модели этой фирмы соберутся сами собой.
Новичкам лучше выбирать недорогие модели с небольшим количеством деталей, чтобы попробовать свои силы, освоить базовые навыки сборки и покраски и в целом понять, интересно ли им такое занятие. Если тоже захотите собирать автомобили, то в первый раз советую выбрать модель с несложной геометрией, без обвеса и дополнительных внешних деталей. В этом случае кузов будет легко красить и полировать. Из производителей лучше выбрать Tamiya или Aoshima: их наборы имеют качественное литье пластика — элементы будут хорошо стыковаться и для сборки потребуется меньше сил и времени.
Наборы продают в магазинах с товарами для творчества, а также в отделах с детскими игрушками. Обычно выбор там не очень богатый. Гораздо больше вариантов представлено в специализированных онлайн-магазинах: «Я — моделист», Arma-models, ScaleCar и JDM Hobby. У последнего во «Вконтакте» есть целое сообщество моделистов: там можно посмотреть модели других людей, задать вопрос по сборке и покраске, показать результат своих трудов и получить советы или критику.


Как устроен процесс сборки
На первый взгляд склеить модель достаточно просто: берешь очередную деталь и приклеиваешь ее к другим, методично следуя инструкции. Но любой уважающий себя моделист скажет вам, что этого недостаточно. Если хотите, чтобы модель отлично выглядела и была близка к оригиналу, почти каждую деталь придется обработать напильником, убрать недочеты и мелкие дефекты, а потом подогнать ее к другим частям. Перед покраской на модель нужно нанести несколько слоев грунтовки, а после покрыть ее лаком, отполировать и обработать воском — словом, все как с реальными машинами.
Отделение деталей от литников. Все детали в наборе находятся на литниках — пластинах, на которых они отлиты в пресс-формах. После отделения детали на ней могут остаться небольшие наросты пластика в местах контакта с каркасом литника, а также облой и прочие дефекты литья.
Эти недостатки нужно убрать ножиком, наждачной бумагой или напильником. Если этого не сделать, дефекты будут бросаться в глаза на готовой модели или вообще не дадут нормально соединить отдельные детали. Для зачистки мы обычно используем пилку для ногтей и наждачную бумагу.
Склейка. После зачистки деталей их можно склеивать. Но перед этим их лучше сначала примерить. Бывает, что из-за дефектов в процессе производства части модели неидеально стыкуются между собой: например, бампер, обвес и фары после установки на кузов образуют хорошо заметные зазоры. В таких ситуациях нужно точно подогнать эти части друг к другу с помощью подходящего инструмента.
Для склейки достаточно соединить детали и капнуть на них немного специального клея для моделизма. Его не нужно долго держать: обычно клей застывает меньше чем за минуту.
Грунтовка и покраска. Чтобы модель выглядела аккуратно, ее нужно подготовить к покраске. Прежде всего стоит обработать поверхности напильником и наждачной бумагой, чтобы убрать глянец с пластика, иначе грунтовка может плохо с ним сцепляться и стекать, а острые углы на стыках деталей после склейки будут бросаться в глаза. Это долгая и нудная работа, но во многом именно от нее зависит финальный результат.
Затем модель нужно загрунтовать: это помогает убрать все шероховатости и неровности с поверхности. Если сразу нанести краску, она не скроет эти недостатки, а проявит еще сильнее, к тому же без грунтовки на пластике образуются потеки краски. Это неаккуратно выглядит и требует времени на исправление. Грунтовка обеспечит сцепление краски с поверхностью модели — так же, как при покраске настоящего автомобиля.
Обычно грунтовка имеет нейтральный серый или белый цвет и при нанесении полностью скрывает окраску пластика, из которого сделана модель. Это важно, потому что нередко автомобильные модели делают из темного пластика — чтобы в итоге получилась светлая машина, нужно нанести 5—6 слоев краски. При использовании грунтовки будет достаточно всего 2—3 слоев.


Какие инструменты потребуются
В наборе обычно лежат только пластиковые детали — инструменты, клей и краски, как правило, нужно покупать отдельно. Минимальный комплект, который должен быть у любого начинающего моделиста, включает в себя следующие пункты:
- Специальный модельный нож — нужен для зачистки швов и деталей. Вместо него может подойти обычный канцелярский нож для резки бумаги.
- Кусачки-бокорезы — пригодятся, чтобы отделять детали от литников.
- Пинцет — им удобно соединять или прокрашивать мелкие детали, которые из-за размера сложно держать в руке.
- Пилка — она нужна, чтобы зачищать места контактов деталей и литников, а также убирать крупные дефекты.
- Наждачная бумага — ее используют для более тонкой обработки деталей и шлифовки краски и лака.
Мы используем только кусачки и пинцет — если покупать инструменты поштучно, этого будет вполне достаточно.
Готовых наборов с инструментами для моделистов в интернете было множество. Мы заказали свой за 1880 ₽. Но еще можно поискать их в обычных магазинах, где продают товары для рукоделия или хобби.
- 1880 ₽
- мы потратили на набор с инструментами для моделистов в 2020 году
В 2023 году инструменты от известных брендов подорожали раза в три-четыре, а готовых наборов практически не найти. Чтобы собрать набор, который есть у нас, придется потратить около 8000 ₽. Но можно купить японские кусачки и простой пинцет за 280 ₽. Недорогие китайские кусачки обойдутся примерно в 300 ₽.
Отдельно мы купили комплект наждачной бумаги — шкурки, он обошелся нам еще в 184 ₽. В 2023 году такие комплекты стоят в среднем 350 ₽. Наждачная бумага — это аналог пилки, но так как зернистость у нее бывает разная, с ее помощью моделисты могут выполнять более тонкую работу. Например, шкурку с маркировкой 2000 используют для шлифовки и устранения мелких недочетов, а наждачная бумага с обозначением от 400 до 800 подойдет для выравнивания более крупных неровностей.





Клей понадобится для соединения деталей. Подойдет и обычный «Момент» или суперклей из хозяйственного магазина, но лучше не рисковать и выбрать специальный для моделизма. «Момент» слишком тягучий и для качественного соединения требует сильного прижимания деталей друг к другу, что не всегда возможно при сборке множества мелких и хрупких элементов. А суперклей слишком сильно разъедает пластик и схватывается мгновенно, поэтому не остается времени на исправление ошибок, если детали соединены неровно.
Клей для моделизма немного размягчает пластиковые детали в местах нанесения и заставляет их сплавляться друг с другом. При этом он не схватывается слишком быстро, поэтому всегда есть время подправить положение деталей.
Для сборки одной модели можно использовать несколько видов клея: универсальный для основных элементов и сверхтекучий для соединения сложных и мелких деталей. Сверхтекучий клей умеет проникать в стык между сложенными деталями, быстро застывает и не оставляет заметных следов.
Стоимость клея зависит от производителя: клей российских компаний «Звезда» и ZIPmaket стоит от 120 ₽ за 12 мл. Такого объема хватает на склейку 5—7 моделей. Клей немецкой компании Revell или японской Tamiya обойдется уже в 600—1000 ₽. Мы пользуемся клеем Tamiya, потому что нам нравится, что он быстро схватывается и хорошо скрепляет детали.
- 900 ₽
- стоит клей Tamiya, с помощью которого мы соединяем детали
Допоборудование. Когда моделисты становятся более опытными, они докупают и другие полезные инструменты, чтобы делать работу на высоком уровне: у нас это зажимы, скрайбер и малярный скотч. С помощью зажимов можно зафиксировать детали при склейке в нескольких точках контакта одновременно. Скрайбер нужен для «расшивки» дверей, капота и бампера — их как бы вырезают на корпусе. Если этого не сделать, то после покраски модель будет выглядеть как сплошной глянцевый шарик. Малярный скотч используют для создания масок при покраске модели в разные цвета.
Зажимы стоят от 50 ₽ за штуку, набор скрайберов — от 250 ₽, скотч — от 150 ₽. Все эти инструменты можно купить в тех же специализированных магазинах, где продают модели.


Аэрограф. Так называют специальный аппарат, который распыляет краску тонким слоем. Это намного удобнее, чем работать обычной кисточкой: она наносит достаточно большой слой краски, равномерно разнести его по корпусу без разводов практически невозможно. В итоге модель будет выглядеть неаккуратно.
Опытные моделисты стараются поскорее обзавестись собственным аэрографом. С ним намного удобнее: можно настроить распыление краски под нужным давлением, выбрать подходящий факел распыления, подобрать оттенок краски, меняя ее концентрацию или смешивая цвета. Но главное — аэрограф позволяет нанести краску равномерным тонким слоем, что уменьшает ее расход.
Аэрограф стоит от 1000 до 30 000 ₽. К нему понадобятся компрессор, шланг, фильтр и сопла разного диаметра: на них придется потратить еще от 2500 до 20 000 ₽. Чтобы аэрограф не засорился и не стал подмешивать другие оттенки краски, после каждого использования его нужно чистить специальной жидкостью: она стоит от 500 ₽ за флакон. А еще краску для аэрографа необходимо разбавлять растворителем: он обойдется в 150 ₽ за 10 мл.
Мы еще не обзавелись собственным аэрографом: дешевый китайский покупать не хочется, а приобрести хороший японский пока не решаемся.


Краски. Для покраски моделей чаще всего покупают акриловые краски: глянцевые или матовые. Ими просто и безопасно пользоваться, они хорошо ложатся и быстро сохнут. Эмалевые краски менее удобны в использовании: их необходимо разбавлять уайт-спиритом, они медленно сохнут и сильно пахнут.
Но у эмалевой краски есть и свой плюс: пока она не высохла окончательно, можно исправить огрехи с помощью растворителя. Такие краски выбирают моделисты, для которых важна передача оттенка точно в соответствии с цветами военной техники.
В инструкции по сборке модели, как правило, прописаны рекомендуемые номера красок от конкретных производителей, но следовать этим указаниям необязательно. Акриловые и эмалевые краски для моделирования стоят примерно одинаково: от 100 ₽ за баночку объемом 10 мл, купить их можно в специализированных магазинах для моделистов. Расход зависит от способа нанесения: если красить кисточкой, что я не советую, то баночки хватит на одну модель; аэрограф наносит краску более равномерно, поэтому с ним такого же объема хватит на 2—3 модели.
Еще есть аэрозольные краски в баллончиках, мы приобрели именно такие. Они позволяют не использовать аэрограф, но достичь похожего эффекта. Аэрозольные краски стоят от 500 ₽ до 1700 ₽ за 100 мл. Хорошие краски Tamiya стоят в среднем по 1000 ₽ за 100 мл. Но у всех аэрозольных красок очень большой расход: баллончика хватит на покраску 1—2 моделей.
Мы покупаем аэрозольную краску японской фирмы Tamiya для покраски кузова, днища и салона по цене 1090 ₽ за баллончик. Мелкие детали вроде фар, поворотников и тормозных дисков красим кисточкой, для этого берем акриловые краски той же фирмы по 280 ₽ за баночку.
- 1090 ₽
- стоит баллончик краски Tamiya, которой мы красим кузов, днище и салон моделей
Лак. После высыхания краски модель покрывают лаком. Он защищает ее от пыли, грязи и выгорания краски на солнце, а еще придает глянец и позволяет отполировать модель до блеска. Лак для нанесения при помощи аэрографа стоит от 350 ₽ за 10 мл, расход зависит от того, каким количеством слоев лака вы покрываете модель: обычно одной баночки хватает на 2—4 экземпляра.


Полироль используют на финальном этапе и обычно только те моделисты, которые собирают копии автомобилей, чтобы придать своим творениям блеск настоящих машин.
Тут такой же принцип, как с настоящим автомобилем: полироль придает дополнительный блеск и глубину цвета, а еще защищает краску от микротрещин. Рекомендуют использовать поэтапно три вида полироля: для грубой, тонкой и финальной полировки. Один тюбик обойдется в 500—1800 ₽, его хватит на 10—12 моделей.
Некоторые моделисты дополнительно покрывают модели воском. Он добавляет глянца, защищает от следов пальцев и позволяет модели меньше притягивать пыль. Тюбик с воском Tamiya стоит 1800 ₽ за 30 мл — этого хватит на 10—12 экземпляров. Российский или китайский воск стоит в среднем 350 ₽ за 20 мл.


Бонус: как заработать на моделизме
Для нас моделизм — это способ интересно провести время и получить удовольствие от процесса, поэтому мы даже не пробовали на нем заработать. Если у вас есть такой опыт, поделитесь в комментариях.
Я знаю, что кто-то пытается продавать своим модели на «Авито» или «Ярмарке мастеров», но их цена обычно невысока: от 1000 ₽. Многие моделисты продают свои творения не ради денег, а чтобы освободить место в коллекции для нового экземпляра: для них главное — это сам процесс сборки.


На тех же сайтах опытные моделисты предлагают собрать сложные модели на заказ для частных коллекционеров. Некоторые сотрудничают со специализированными студиями: например, D63 создает нестандартные модели на заказ. Танки, представленные на их сайте, стоят от 14 500 ₽.
Если вы основательно набьете руку в моделизме, это может стать началом нового карьерного пути.
30.09.20, 13:23
У моделизма две проблемы, и обе связаны с нашим прозаическим бытом. Первое - необходимость места для занятий, и главным образом покраски. Второе, как следствие - место для хранения самих моделей. особенно если они 1/24 например. Если посмотреть на Ебей например, то можно заметить, что основная движуха по обороту моделей идет в Америке. Что объясняется просто - размером жилплощади. Люди живут в своих домах и могут себе позволить иметь и мастерскую, и достаточное место для хранения больших коллекций.
10.12.20, 15:42
Sergey, про место для хранения согласна полностью! Собирать интересно, а куда потом модели ставить - большой вопрос )
13.04.22, 16:19
Юлия, на полку
12.11.20, 16:56
Sergey, а может дело в том, что это западная площадка? Если там такая движуха, где, блин, американские производители моделей. Их нет, они лепят только миниатюру. И то лепили раньше, ща все фирмы которые есть в списках уже сдохли.
06.10.20, 09:16
Батюшки - миллионеры, не иначе.
Аэр - прекрасно работает Джас и т.п , главное чтобы компрессор нужное давление давал, 10 лет работал с бесплатным компрессором от советского холодильника и ничего. Цены на японские -ТОЛЬКО переплата за бренд, причем дикая.
Баллоны с краской и грунтом... да пробовал Тамию - да, качество хорошее. Но грунт НИЧУТЬ не хуже в автомагазинах по 200 руб за баллон, там же можно взять автокраску уже нужного цвета нужной марки и модели машины - от 200 руб. Прекрасно ложится (полировка и лак - тот же для авто, понятно, все равно будут нужны). Полировальная паста финишная и шкурка самая мелкая - в автомагазине за копейки.
Разве что модельная шпатлевка в маленьких тюбиках - хороша, автомобильная в банках мало подойдет. Да модельный скотч - но вместо тамиеского давно есть отечественный за 100-150 руб. рулончик - ничем не хуже, проверял.
Дело ваше, что и как покупать. но зачем пугать народ, превращая моделизм в хобби для богачей?
08.10.20, 08:15
Станислав, Подерживаю пользуюсь компрессором из строительного магазина да несколько шумный , по поводу грунта у модельных грунтов зерно гораздо меньше , краски из авто магазина лотерея (красска в баллонах) если 2 к краска то очень хорошо но нужен краско пульт аэр забивает зерно тоже большое
24.09.20, 12:09
Ох, полезно! Как раз хотел тоже купить и собрать модель.
До этого в детстве из журнала Юный Техник пробовал делать модели из бумаги.
Недавно наконец то осуществил ту детскую мечту - собрал из бумаги камаз, который в детстве несколько раз пытался и не получалось.
24.09.20, 18:24
What, классно! А как храните его, из бумаги модели же хрупкие получаются?
25.09.20, 06:13
Юлия, да довольно хрупкий. он на полке стоит, ну он получился местами кривой-косой, поэтому в случае чего будет не жалко и повод сделать новый. Вообще их вроде как тоже можно покрывать чем-то, красить. В общем почти все так же как и в сборных моделях.
Есть форумы по бумажным моделям, просто удивляюсь какие у людей там прямые руки - модели не хуже сборных получаются)
12.10.20, 07:44
Ну, как бы моделизмом плотно занимаюсь более 20 лет, могу сказать одно, если хотите этим заниматься серьезно, то траты у вас будут постоянные, но не всегда большие (если жаба хорошо сидит на кошельке), а так есть шутка, моделист собирает не модели, а коробки с моделями. обычно в работе 5-6 моделей, есть и свои долгожители, которые пилишь под настроение долго и нудно.
24.09.20, 12:33
Ох какая красота!! В детстве тоже клеил самолеты-танки, но до такого уровня, конечно, не дорос)
08.10.20, 08:10
Georgi, Не у всех есть возможность собирать модели с нуля , что касается судо есть ценый класс моделей из промышленых наборов и они тоже участвуют в соревнованиях и проходят стенд, я сам судомоделист как вы говорите собирализм , участвую в соревнованиях местных у меня одна из моделей это модель из кита от италери неметский шнельбот s100 имеет не плохой стенд (на модели более 1500 деталий детали оригинальные +фототравление от эдуарда и ка моделс)и хода у нее не плохие. Так что могу сказать одно главное чтобы наше хобби жило а из чего сделаны модели и каким способом это большой роли не играет в нашем регионекрайне мало моделистов а судомоделистов вообще можно пересчитать по пальцам одной руки ( а вообще смотрю я на развитие техники и думаю скоро модели мы будем дружно печатать на 3D принтере у нас ребята печатают уже надстройки и мелочевку на 3D и получается быстро и качественнее чем делать все это руками)
24.09.20, 12:38
Спасибо за рассказ, очень интересно! Тоже захотелось попробовать.
24.09.20, 18:25
Ксения, только аккуратно, затягивает :)
10.10.20, 20:47
А я танки собирал **Panzer-Waffen** было много .... дети переломали
13.10.20, 06:43
Владимир, RC и стендовые модели - несколько разные вещи, не находите?
13.10.20, 19:39
Моделизм это хроническая и неизлечимая болезнь на всю жизнь. Я знаю, сам болею
27.03.21, 11:34
Андрей, Иногда проходит. Когда уровень и дороговизна становятся сравнимы с натуральной техникой, возможен переход.
27.03.21, 15:53
уважаемый Вячеслав, может быть. У меня вроде прошло но потом случился рецидив. Вот один из результатов .....
28.03.21, 00:50
Андрей, Рецидив, это знакомо...
Но и он, бывает проходит.
Может я перфекционист, но всегда хочется большего и лучшего.
Углубляешься в мелочи и в какой-то момент понимаешь, что процесс может стать бесконечным а стоимость затрат начинает зашкаливать.
Но главное, пожалуй время. Нет столько времени, чтобы сделать так, как хочется. А по другому - не интересно.
28.03.21, 08:27
Вячеслав, да, времени это занимает много....... особенно если в первичном материале есть дефекты (хороший пример B-25 Accurate Miniatures или С-130 1:48 от Italieri) или это вакуформы.... ну а если к этому делаешь детализацию............ FW-190D на фотке делал почти 8 месяцев. Это при этом что я сам в авиастроении работаю и с инструментом, материалами и чертежами проблем нет....
28.03.21, 16:36
Андрей, Я в 90-х делал под заказ Mercedes Геринга в 1/16.
Всё с нуля и всё рабочее: рулевое, подвеска, замки, стеклоподъемники, кожаная обивка...
Особо помучался с колёсами: и спицовка и резина...
Сам кузов, правда, из пластика делал.
Авиастроение - это круто!
Вы то, точно, и с материалами и с инструментами правильно дружите.
А меня, если и прошибает, то на гигантизм.
1/6, 1/9, 1,8
Но времени (с натягом) хватает только на доводку до ума партворков в 1/8.
Думал завязал, но знакомый попросил собрать ему Победу. И я вдруг понял, что база-то неплоха, если всё довести до ума.
А так, чтобы с нуля, не получается по времени.
28.03.21, 19:04
Вячеслав, 1:16 это КРУТО! Уровень детализации обалденный, можно даже габаритки сделать работающими....... мне размер жилплощади и мои ньюфы не позволяют увеличится даже до 1:32....
10.11.20, 17:27
Ну... некоторые моменты спорны. Но, в принципе, если хочется именно надолго "заболеть", то качественный инструмент нужен. Кстати, китайский аэрограф с китайским компрессором за 3000рэ комплект в прямых руках могут вполне нормально работать и давать результат. Сам удивился.... А вот на краске экономить не стоит. Удачи в хобби. Если все фото действительно Ваших работ - то в доп. советах вы вряд-ли нуждаетесь :) Кстати, в наборе инструментов, что на фото, можно оставить только пинцет, наверное... остальное = в помойку. Ничего не сказано про декали.... и химию для них... потому и есть сомнения про авторство фото.
10.12.20, 15:46
Дмитрий, на фото все модели наши, но и от советов не откажемся ) из набора инструментов используем только пинцет и кусачки
24.09.20, 11:48
Лайк за JDM. Есть ещё фотки? Может в инсте публикуете?
24.09.20, 18:21
Peter, в инстаграме нет, не интересна эта тема моим подписчикам. Из моделистов подписана на rusomodel, stokemodels, 124takoya
24.09.20, 12:43
Купил недавно модель сухого суперджета от Звезды. Собрал её, раскрашивать даже не стал.
Не понравилось мне такое хобби.
24.09.20, 15:51
Ну самолёты не так интересно собирать, если честно. Гораздо интереснее наземную технику от той же Звёзды)
24.09.20, 18:04
Женя, а почему самолеты неинтересно?
я когда в детстве собрал самолет из бумаги (ЯК-42) был просто поражен результатом. Казалось очень реалистично
24.09.20, 18:56
Я в детстве тоже начинал с самолётов и вертолетов:)
Ну просто к примеру. В вышеупомянутом SSJ 100 от Звезды 47 деталей и 20 см в длину.
А в КАМАЗе, который стоит второй в ряду, при примерно той же длине 474 детали. И именно за счёт бОльшего количества деталей, достигается бОльшая детализованность модели, где буквально все нужно собирать самому (и двигатель, и шасси, и все остальное).
24.09.20, 18:27
Женя, корабль шикарный! Долго собирали его?
24.09.20, 18:59
По времени очень было растянуто, месяцев 7 со всеми перерывами))
Это, кстати, "Черная Жемчужина" от Звезды.
24.09.20, 15:45
Спасибо! В закладки!
08.10.20, 07:55
Юлия я давно сижу на данном хобби статья шикарная для начинающих в самый раз сейчас пилю ская в обвесе рокет бани от фугу гараж
27.11.20, 13:47
Юрий, аналогично! "Болею" 72-м масштабом уже около 40 лет. Давно ограничил себя по теме: ТОЛЬКО истребители. Это позволило минимизировать место размещения моделей...
29.12.20, 02:30
парусники - классное хобби всё до мельчайшей детальки до гвоздика собираешь пушки под лупой с пинцетами в руках. увлекательное хобби
29.12.20, 16:28
инструменты у вас одноразовые, чтоль?
29.12.20, 16:46
а как насчёт того, чтобы спроектировать модель, и распечатать по частям на 3D принтере?
04.01.21, 05:48
Замечательно, давно мечтал заняться сделать хоть одну модельку!!!
02.02.21, 07:59
Занимаюсь больше 20 лет. Хотя первый опыт был ещё в детском садике - правда, тогда больше наблюдал, как мама склеивает купленный мне набор с каретой :))) Вначале была авиация, потом основное место заняла наземная техника - танки, САУ, артиллерия, солдатики. Хотя корабли и самолёты с вертолётами изредка собираю тоже. Места вот только мало, никак после переезда не расставить "по-парадному".
03.02.21, 11:51
Хобби это хобби .
13.03.21, 03:49
Суперклей не разедает пластик он хорош для шпаклёвки .
21.03.21, 19:23
Хобби классное, только детям это не потянуть. Это очень кропотливый и нудный процесс. Сборка и склейка - самое простое, а дальше идёт подготовка к покраске и сама покраска. Покраска модели занимает от 6 до 12 часов, если несколько цветов (камуфляж). Задача - покрасить за один раз, чтобы пыль (пылинка) не села на грунтовку и промежуточные слои. У меня на модель уходило до 3-х недель от литника до подготовки к покраске. Делал для себя, на заказ и на выставки. Инструмент дорогой (аэрограф). Остальное - ручное, самодельное, кроме надфилей и наждачной бумаги. Краски делал сам на основе 646 растворителя, пигментов и лака. Ладно, хватит. Я на эту тему могу говорить много.....
06.02.22, 23:20
Собрал я его из того что нашёл под ногами покупал только клей
17.02.22, 05:52
Интересное хобби)
Я правильно понимаю, что это чисто расход и пользы от него маловато?
Собранные модели стоят дешевле чем компоненты, а сбор на заказ вообще не востребован, потому что как раз и покупают наборы, чтобы самим собирать...
15.05.22, 02:56
Помоему так это самое лучшее занятие на досуге🤘🤘
24.08.22, 09:03
Очень интересно. А где их можно купить ?
13.03, 01:35
Я очень уважительно отношусь к моделизму, как-то делал из картона стало получатся, перешёл на модели в масштабе 1/32 из алюминиевых банок, очень неплохо получается, решил попробовать пробовать, а у нас народ такой, либо хитрый, или жадный, возможно бедный, Всё хотят за даром!
07.11, 13:40
Модели это моя страсть.