Как снизить плату за обучение, если вуз перевел студентов на дистанционку?

Я учусь в платном вузе по договору, стоимость обучения — 42 000 Р за семестр.

Нас перевели на удаленное обучение из-за коронавируса. Как я могу законно снизить плату за обучение?

Дистанционный формат обучения лишает студентов возможности получать тот объем и качество образовательных услуг, на которые они рассчитывали, когда заключали с вузом договор. Поэтому требование пересчитать и уменьшить плату за обучение справедливо.

Но в законах нет прямых норм, которые обязывают вузы снизить стоимость обучения, если изменился его формат, — в этом основная проблема. Студентам приходится либо рассчитывать на уступки учебного заведения, либо принуждать к этому через претензии и жалобы. Расскажу про все возможные варианты.

Заявление с просьбой о перерасчете

Заявление надо писать на имя ректора. В нем нужно указать:

  1. Саму просьбу — сделать перерасчет и уменьшить плату за конкретное количество дней дистанционного обучения.
  2. Аргументы, почему вуз должен снизить стоимость обучения.

Аргументировать просьбу можно по-разному, например:

В финальной части заявления зафиксируйте главный довод: дистанционное обучение не аналог очной учебы, оно не может полноценно ее заменить, поэтому стоимость обучения вуз должен снизить.

Наверняка многие, если не все, ваши одногруппники и однокурсники, которые учатся платно, тоже заинтересованы в снижении стоимости обучения. Более эффективно действовать сообща. Подготовьте и направьте в ректорат как можно больше заявлений или одно коллективное — так выше шансы, что вас услышат и пойдут на уступки.

Ищем выходы из сложных ситуаций
И помогаем читателям не потерять деньги. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить свежие статьи

Претензия с требованием о перерасчете

Это более серьезный шаг, чем заявление с просьбой. В основу претензии ложатся нарушения договора с вузом или закона. Именно со ссылкой на такие нарушения вы будете требовать — именно требовать, а не просить — пересчитать и снизить плату за обучение.

Если решите писать претензию, обратите внимание на то, что это запуск досудебного урегулирования спора. Поэтому если в вашем договоре с вузом есть порядок досудебного урегулирования, то нужно его придерживаться. Если про претензию в договоре ничего нет, пишите ее в свободной форме.

Главная сложность — найти в договоре такие нарушения, которые послужили бы основанием требовать уменьшения платы за обучение. Среди таких оснований точно нет перевода на дистанционное обучение. Поэтому можно рассмотреть два варианта, как обосновать претензию и сформулировать требования:

  1. сослаться на ненадлежащее качество образовательных услуг и потребовать соразмерно уменьшить их стоимость;
  2. сослаться на существенное изменение обстоятельств и потребовать изменить условия договора об оплате образовательных услуг.

Ненадлежащее качество образовательных услуг — это нарушение закона «О защите прав потребителей» и правил оказания платных образовательных услуг.

По закону если студент докажет ненадлежащее качество обучения, то сможет потребовать соразмерно уменьшить его стоимость.

К недостаткам качества образовательных услуг относятся:

  • нарушение требований закона или договора к таким услугам;
  • несоответствие услуг целям, для которых они обычно используются или о которых заказчик сообщил учебному заведению;
  • оказание услуг не в полном объеме.

Вот какие недостатки качества обучения могут быть при переводе на дистанционку:

Доказать наличие недостатков качества образовательных услуг вы можете с помощью свидетельств одногруппников об этом, жалоб студентов на проблемы с учебным процессом. Пригодятся и заявления студентов с просьбой пересчитать плату за обучение, которые вы направили в ректорат.

Также можно ссылаться на приказы и распоряжения вуза, которыми вносились изменения в программы и учебные планы из-за перевода студентов на удаленку.

Технические сбои можно подтвердить скриншотами онлайн-занятий, на которых зафиксированы проблемы со связью.

К претензии можно приложить мнение о качестве обучения специалиста — преподавателя другого вуза по той же специальности со схожей программой обучения.

Кроме того, чтобы оценить качество образовательных услуг и помочь защитить свои права, можно привлечь студенческое объединение, общественный совет или иную организацию, которая занимается разрешением споров между студентами и вашим учебным заведением.

Существенное изменение обстоятельств позволяет требовать изменения договора оказания платных образовательных услуг. Это неплохой вариант. То, что обстоятельства изменились, — это факт. Но они должны измениться существенно — настолько, что вы бы не заключили договор или заключили бы его на других условиях, если бы могли предвидеть изменения. То есть вы, как студент, не подписали бы договор, если бы заранее знали, что вас переведут на удаленку, но размер платы при этом не снизят. Или подписали бы, но на других условиях, например согласились бы на меньшую стоимость обучения.

Если по вашей специализации есть не только очная, но и заочная или очно-заочная формы обучения, можно сравнить их стоимость. Очное обучение всегда дороже. Соглашаясь на его стоимость, студент изначально рассчитывал, что формат обучения не изменится.

Решение изменить договор в сторону уменьшения платы за обучение не может быть односторонним. Либо студент и вуз договорятся, либо вопрос придется решать в суде.

Ненадлежащее качество образовательных услуг и изменение существенных условий договора проще доказывать, когда обучение по определенной специальности исключает какие-либо иные формы, кроме очной. При этом изначально делается акцент на том, что только очная форма обеспечивает надлежащее качество обучения. Яркий пример — учеба на медицинском факультете.

Обращение в суд

Возможен и такой вариант, но его нужно рассматривать в крайнем случае.

Во-первых, судебный процесс явно будет сложным и долгим. Во-вторых, судебной практики по этому вопросу нет, и трудно предсказать, как все повернется в суде.

Но есть хорошая новость: в Госдуму в конце октября 2020 года внесли законопроект, который направлен именно на решение проблемы возврата денег за платное обучение студентов-очников. Законопроект появился как раз из-за большого числа жалоб студентов на отказ вузов снижать стоимость обучения при переводе на удаленку.

Если закон примут, то плату за обучение при переводе на дистанционный формат обязаны будут снизить. Основания и порядок снижения стоимости будет определять Минобрнауки.

"дистанционное обучение не аналог очной учебы, оно не может полноценно ее заменить, поэтому стоимость обучения вуз должен снизить" - этот тезис в статье не доказан никак. Голословно.

14

Удаленный формат образования - ещё одна горсть земли в могилу классической высшей школы.

Актуальность знании давно под вопросом. Но теперь, в формате онлайн образования, ни связями разжиться, ни затусить на студенческой вечеринке. Даже инфоцыгане закрывают эти потребности.

В сухом остатке - только корочка.

8

А вы посмотрите на проблему с точки зрения ВУЗа. У него издержки не снизились, а возросли. Он по-прежнему платит коммуналку (хотя может и чуть меньше платит за освещение), зарплаты преподавателям и сотрудникам, переведённым на дистанционку, и плюс несёт определенные затраты на внедрение дистанционных методов обучения (закупает программы, веб-камеры, серверы для выкладывания учебных материалов, плюс всякие там санитайзеры). И если у данного ВУЗа деньги платных студентов составляют значимую часть бюджета (а у частных ВУЗов это иногда так и есть), то при массовых исках студентов о снижении платы за обучение он просто обанкротится. И студенты не получат ни денег, ни дипломов. Плюс наше умное государство в лице Министерства науки и высшего образования с честным лицом сказало, что это мол дело самого ВУЗа и его студентов. То есть оно никакого решения не предложило, а расходы на потенциальные судебные иски вежливо переложило на сами ВУЗы. Тут есть и доля проблем бюджетных студентов, например, плата за общежития, возможные проблемы на дистанционной сессии (вот прямо чувствую потенциал возможного оспаривания дистанционно поставленных двоек).

5

Алексей, я с вами и соглашусь и не соглашусь.
Абсолютно верно, что издержки ВУЗов остаются и довольно серьезные.

Вместе с тем, если взять не гуманитариев, а прикладные технические вузы, где в лабораториях стоят мощные электродвигатели, например, то экономия на потреблении энергии оказывается весьма существенная. Это только один пример - и я не думаю, что он единственный.

В это же время студент не может провести лабу на реальном оборудовании, а вынужден довольствоваться компьютернгое симуляцией. Когда я был студентом - у нас были проблемы с железом на кафедре. Когда стал там преподом - проблемы с железом решили. И это небо и земля - ты понимаешь реальное оборудование, а не симуляцию.

Т.е. в подобных случаях ты действительно получаешь гораздо меньше услуг за свои деньги, а ВУЗ экономит. Есть смысл договариваться.

Если речь идет про ВУЗы гуманитарные, экономические, то бОльшая часть направлений обучения действительно соответствует вашему тезису. :)

3

Алексей, мне во всем этом не понятно только одно почему проблемы вуза должны решаться за мой счет? У меня финансовая ситуация в семье тоже не в лучшую сторону поменялась, в мое положение никто не хочет войти? Кроме того мой ребенок получает не просто набор абстрактных знаний, а профессию, с помощью которой он будет зарабатывать себе на жизнь. А качество знаний при такой форме обучения (в нашем вузе уж точно) сильно снижается, хотя бы по тому что система просто не выдерживает нагрузки постоянные сбои, камеры не работаю, звук исчезает и т.д.и т.п. Я уже молчу про изучение компьютерных программ которых дома у нас просто нет. И каким специалистом можно стать с такими знаниями? на какую должность и зарплату претендовать?

0
Отредактировано

Как преподаватель английского на курсах могу сказать что переход на дистанционку был связан с колоссальным объемом дополнительной работы как менеджмента, так и рядовых преподов - нужно адаптировать всю программу под удаленку, с нуля создать кучу приличных презентаций и доп. материалов для занятий онлайн, освоить зум и помочь слушателям его освоить.

Также могу сказать что по факту качество обучения осталось ровно таким же, собственно благодаря этой проделанной колоссальной работе. Поэтому, если честно, непонятно, с чего бы в данном случае снижать стоимость обучения)

С другой стороны, если на курсе есть лабораторные и практические работы, то безусловно в случае их отмены стоимость надо снижать - хотя не понятно что за специалисты получатся при таком обучении)

5

Evgenia, как человек, принимавший участие в создании MOOC-курса университетского уровня и читавший немного статей о том, как это устроено - могу сказать, что трудозатраты лектора на адаптацию курса под формат MOOC и чтений лекций для размещения в MOOC могут составлять 400 часов, или одну треть от рабочего времени за год, а затраты самого университета на создание одного онлайн-курса - это десятки-сотни тысяч долларов. Речь о больших университетах на больших площадках вроде Coursera или EdX.

Поэтому когда я в последнее время всё чаще слышу, что "мы создали кучу презентаций и доп.материалов" и "мы освоили зум". И теперь у нас дистанционное обучение. И качество образования не упало. То я могу только смеяться (сквозь слёзы).

0

Yury, Я пояснила, что я преподаю гуманитарный предмет на курсах - естественно, на уровень Калтэка или Гарварда не претендуем.

Осваивать разговорный английский онлайн оказалось так же эффективно, как и оффлайн, и для этого, действительно, вполне достаточно приличных презентаций и умения пользоваться зумом.

3

А если обучаюсь на заочном, и качество обучения на сессиях в онлайне значительно снизилось (постоянные технические проблемы у преподавателей, некоторые вместо онлайн-занятий отправляют задания в почту), имеет ли смысл требовать снижения?
Задаю вопрос, т.к. вижу, что текст статьи больше на очников ориентирован

1

Иван, думаю что те же претензии можно предъявить (что качество намного хуже стало) и от формы обучения это не зависит.

0

Люди!!!! Вы в край оборзели, ей богу!

Во первых, удаленка - это временное событие чтобы ваши недовольные жопы спасти между прочим!!!

Во вторых, ваш же университет тратит кучу Бабосов на выстраивание процессов перехода на удаленку и это стоит нехилых денег.

Спасибо скажите, что не повысили стоимость. Большинство в оффлайн вернут когда эпидемиологическая обстановка позволит.

1
Отредактировано

На это можно посмотреть и с другой стороны. Нормальные университеты за полгода эпидемии разработали план, как открыться в новом учебном году, переработали все процессы на кампусах вплоть до тестирования образцов из канализации для выявления вспышек, с началом учебного года начали тестировать студентов и сотрудников два раза в неделю - бесплатно, между прочим - и в результате в нормальных университетах учиться в кампусе очно безопаснее, чем жить в окрестных городах.

Тем временем в России университеты полгода не делали ничего, открылись в новом учебном году как будто никакой эпидемии нет, заразили сотрудников и студентов, сотрудники и студенты начали умирать, университеты закрылись через два месяца как ни в чём не бывало и говорят - ну мы же старались, но не шмогла я, не шмогла. И давайте не говорить о деньгах в это тяжёлое для всех время - сплотимся, друзья!

4

С моей точки зрения, в статье неверно противопоставлены понятия "очное обучение" и "дистанционное обучение".
Существуют три формы обучения: очная, заочная, очно-заочная.
И при этом, при реализации образовательой программы по любой из вышеуказанных форм, возможно применение дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения.
Другое дело, что образовательная организация может изначально не предусмотреть в программе и в договоре возможность применения ЭО и ДОТ при реализации программы.
Возможно, в данном случае следует составить доп.соглашение, конкретизирующее в предмете часть образовательной программы, которая будет реализована частично или исключительно с применением ЭО и (или) ДОТ. И, соответственно, в связи с изменением предмета договора - можно было бы требовать пересмотра финансовых условий.

1

Ещё хотелось бы добавить, что стоимость образовательной услуги - не эфемерные цифры, сложенные в число. У организаций есть сметы, обосновывающие стоимость. При переходе на ДОТ политика формирования стоимости может быть откорректирована, но направо и налево безосновательно снижать стоимость на рандомные коэффициенты... Совершенно не логично. Если со скидками и перерасчетом стоимости заиграться - припаяют потом оказание платных услуг одним лицам за счёт других, менее требовательных...

1

Поддержу вопрос. У нас в колледже дистанционка похожа на заочку: просто отправляют задания. Можно снизить цену обучения?

0

Максим, дополнили вопрос ответом эксперта ⬆️

0

Технические сбои можно подтвердить скриншотами онлайн-занятий, на которых зафиксированы проблемы со связью.

А вы докажете, что это на стороне вуза? Или хотя бы, что это не на вашей стороне?

Если закон примут, то плату за обучение при переводе на дистанционный формат обязаны будут снизить.

А вуз отметит в дипломе, что обучение было дистанционным?

0

Максим, технические сбои (=) "технические работы на электронном портале вуза/в системе дистанционного обучения" могут быть "зашиты" в условия договора об оказании образовательной услуги или в пользовательское соглашение, например. Как и их продолжительность - она может быть включена в общий срок (период) обучения.
"Дистанционное" - это технология, применяемая при реализации программы. О ней (о технологии) в дипломе никто не напишет. А вот форму (очную/заочную) - в дипломе гос. образца о ВО/СПО указать должны.

1