Сколько пассажиров перевозит московский транспорт
Сейчас в Москве работает метро, ходят трамваи и автобусы, а с недавних пор пассажиров перевозят и по воде.
Всего в Москве 14 линий метрополитена и примерно 900 маршрутов автобусов. Еще в столице курсирует 700 вагонов трамваев по 38 маршрутам и есть три линии московских центральных диаметров — это аналог электричек. Этим летом впервые за 17 лет запустили круглогодичный маршрут по Москве-реке — он доступен всем пассажирам.
Мы посмотрели на статистику столичного транспорта и узнали, сколько людей предпочитает передвигаться на метро и автобусах.
Каким транспортом пользуются москвичи и гости столицы
В среднем за прошлый год транспорт Москвы каждые сутки перевозил 11,4 млн пассажиров. Для сравнения: население Москвы составляет 13,1 млн человек, а с учетом прилегающих территорий — 25 млн.
Почти половина всех поездок — 49,7% — пришлась на метро. Им пользуются 5,7 млн раз в сутки. На наземном транспорте, то есть автобусах, трамваях и электробусах, ездят реже: 3,1 млн раз в сутки. До 2020 года в столице ходили троллейбусы, но их постепенно заменили автобусами и электробусами: сейчас по территории Москвы проходят только маршруты № 202 и 203 химкинского троллейбуса. Московскими центральными диаметрами, которые связывают пригороды через центр столицы, в прошлом году пользовались около 500 тысяч раз в сутки.
Каршеринг и такси власти Москвы тоже считают городским транспортом. Машину в аренду берут 180 тысяч раз в день, а такси вызывают около 1,6 млн раз. На 100 москвичей каждый день получается примерно 12 поездок на такси и полторы — на каршеринге. Хотя, конечно, транспортом пользуются не только москвичи.
По статистике Минтранспорта, московская подземка — это около 70% всех поездок на метро в России. А вот с автобусами другая история: только 10% поездок на этом виде транспорта происходит в столице. Чуть больше приходится на трамваи: 15% от общего числа по стране. В принципе, это логично: метро есть лишь в семи городах России, трамваи встречаются чаще, а автобусы вообще распространены повсеместно.
Около 17% от общего числа поездок на электричках по России приходится на московские центральные диаметры. Но в Москве есть и традиционные электрички, так что в целом эта доля должна быть еще больше.
Что изменилось в последние годы
В 2020 году, во время пандемии COVID-19, пассажиропоток в Москве сильно упал: в апреле и мае 2020 года — в пять-шесть раз по сравнению с обычными уровнями. Вернуть допандеймийный пассажиропоток в Москве пока не удалось: если в 2019 году в столице общественным транспортом воспользовались 4,7 млрд раз, то в 2022 — 4,2 млрд.
Это может быть связано с тем, что люди стали меньше ездить по городу, а когда передвигаются, чаще предпочитают личный автомобиль: в 2019 году на личном транспорте проходило 30% всех поездок, в 2022 — 36%. Если посмотреть на разные виды транспорта — к допандемийным уровням вернулись только каршеринг и такси. Число поездок на такси даже выросло: с 1 млн до 1,6 млн поездок в сутки.
Какие станции московского метро самые загруженные
Самая загруженная станция метро — «Комсомольская» Кольцевой линии, с которой можно попасть сразу на три московских вокзала, а также перейти на одноименную станцию Сокольнической линии. На «Комсомольской» ежедневно входит и выходит больше 160 тысяч человек за день, или 130 человек в минуту.
Из 20 самых загруженных станций метро только «Комсомольская» — с Кольцевой линии. Много людей проходит через «ВДНХ» и «Китай-город» — обе на Калужско-Рижской линии, близко к центру, — а также через станции на окраинах города: «Щелковскую», «Новогиреево», «Выхино», «Теплый Стан» и так далее. Эти станции расположены в крупных спальных районах и по совместительству служат транспортными узлами: от них отправляются автобусы в целый ряд подмосковных городов.
В целом больше всего пассажиров входит и выходит на концах Калининской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и особенно Таганско-Краснопресненской линии, где сразу шесть станций входят в перечень самых загруженных.
Если посмотреть на загрузку транспортных узлов — то есть учитывать «Комсомольскую» Кольцевой линии вместе с «Комсомольской» Сокольнической линии и во всех подобных случаях считать пассажиропоток всего пересадочного узла, самыми загруженными становятся станции около вокзалов — в том числе Курского, Павелецкого и Киевского, а также узел «Охотный Ряд» — «Театральная» — «Площадь Революции»: более 150 тысяч входов и выходов ежедневно.
Как будет развиваться транспортная сеть Москвы
Главные задачи, которые ставят перед собой московские власти, — увеличение числа маршрутов, сокращение времени проезда и снижение цен. Также в планах сделать транспорт экологичным и доступным для маломобильных граждан.
Метро. В 2023 году полностью открылась Большая кольцевая линия — до этого там работала лишь часть станций. Это самое крупное метрокольцо в мире: его протяженность — 70 км, оно состоит из 31 станции.
В 2023 году должны открыться станции «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» на Солнцевской линии, а также три станции на Люблинско-Дмитровской линии: «Лианозово», «Физтех» и «Яхромская». В 2024 году планируется запустить 12 станций метро, в 2025 — 2, в 2028 — 4.
Электрички. 18 августа 2023 года открылась новая ветка московского центрального диаметра — из Зеленограда в Раменское, а осенью запустят электричку и из Апрелевки в Железнодорожный. Сейчас на этапе проектирования находится план пятого диаметра — из Пушкина в Домодедово.
Речной транспорт. Сейчас работает один регулярный маршрут по Москве-реке — от парка «Фили» до причала рядом со станцией метро «Киевская». Власти анонсируют скорое открытие второго: от Автозаводского моста через Южный речной вокзал и до Печатников.
Автобусы. В 2023 году на 22 маршрутах более 140 автобусов заменят на современные модели. Также московские власти обещают, что интервалы движения сократятся на 30%.
Трамваи. Сейчас в Москве обновляют трамвайный парк: уже курсирует 464 новых вагона. Другая задача — обособление путей: трамваи должны двигаться по отдельным от автомобильных полосам и не пересекаться с машинами. Также планируется открытие новой трамвайной линии в Восточном округе Москвы.