Как действовать, если работнику Крайнего Севера не компенсируют полную стоимость авиабилетов?
Работаю на Крайнем Севере, в Норильске, в крупной частной компании. По коллективному договору нам ежегодно полагается оплата проезда до места отпуска и обратно. В организации есть приказ о том, что сотрудники должны покупать авиабилеты в определенной кассе либо на ее сайте. После отпуска работник в течение двух недель должен сдать билеты в бухгалтерию.
Все эти условия я выполнил. Но бухгалтер сказала, что как она хочет, так и платит. Поэтому компенсировать сборы, включенные при покупке авиабилетов, она не будет — только тариф.
Правомерно ли это? Ведь всем понятно, что сбор взимают все кассы. В моем случае это 3900 ₽.
Все зависит от того, что именно написано в вашем коллективном договоре. Единые правила компенсации расходов на дорогу в отпуск с Крайнего Севера и обратно действуют только для бюджетников. Частные компании могут сами устанавливать условия для таких выплат.
Расскажу, на что работодатели обычно ориентируются и как эксперты Роструда отвечают на вопросы, аналогичные вашему.
Как работодатель должен выплачивать компенсацию
Работодатели обязаны раз в два года компенсировать проезд по России к месту отпуска и обратно сотрудникам, которые трудятся на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях . Право на компенсацию возникает вместе с правом на ежегодный оплачиваемый отпуск, то есть после полугода непрерывной работы в компании.
Правила компенсации проезда для сотрудников федеральных ведомств, расположенных на Севере, утверждены правительством. А для работников коммерческих организаций единых условий, размера и срока такой выплаты нет. Работодатели устанавливают их сами — в коллективном договоре или локальном нормативном акте. При этом коммерческая организация вправе обязать сотрудников покупать билеты у конкретного перевозчика.
Многие негосударственные компании при разработке своих правил берут за основу правила компенсации для сотрудников федеральных ведомств. На них же рекомендует ориентироваться Верховный суд, если у коммерческой организации нет локального нормативного акта о компенсации проезда в отпуск и обратно.
В федеральных правилах сказано, что работнику компенсируют расходы на проезд, подтвержденные билетами, но не выше стоимости проезда:
- по железной дороге — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
- на самолете — в салоне экономкласса;
- водным транспортом — в каюте пятой группы морского судна, в каюте второй категории речного судна и в каюте первой категории парома.
О том, что из стоимости билета вычитаются какие-либо сборы, в федеральных правилах нет ни слова. Но Минтруд считает, что коммерческие организации могут выплачивать не такую большую компенсацию, как получают бюджетники. Аналогичное мнение высказывал и Верховный суд.
То есть работодатели из небюджетной сферы вправе закрепить, что компенсируют расходы на проезд в отпуск, например, только ж/д транспортом, а не воздушным, и только в плацкартном вагоне, а не в купе. Это не будет нарушением прав работника. Главное, чтобы компенсация позволяла гарантированно выехать за пределы Крайнего Севера для отдыха. Ее нельзя неоправданно занизить или отказаться выплачивать — это позиция Конституционного суда.
Если компенсация слишком маленькая, сотрудник может через суд взыскать положенные ему деньги. Вот свежий пример из практики.
В локальном нормативном акте фирмы из Кондопоги в Карелии сказано, что общая сумма компенсации за проезд к месту отпуска и обратно — 10 000 ₽. Поэтому руководство компании отказалось компенсировать своей сотруднице полную стоимость дороги — 23 000 ₽.
Женщина обратилась в суд, и тот взыскал в ее пользу всю сумму . Суд пояснил, что лимит 10 000 ₽ устанавливали три года назад. Теперь же экономическая ситуация изменилась и этих денег не хватает, чтобы доехать до места с более благоприятным климатом.
Что говорят эксперты Роструда
Сотрудники Роструда консультируют работников на портале «Онлайнинспекция-рф». Их ответы можно использовать как экспертное мнение для разрешения споров, в том числе в суде. Но такие разъяснения не обязательны для работодателя — это только рекомендация .
Специалисты Роструда считают, что работодатели должны компенсировать сотрудникам все сборы, которые приходится платить при покупке авиабилетов. Вот примеры таких ответов:
В судебной практике за последние два года мне удалось найти только пару решений с похожей ситуацией.
Сотрудник хотел, чтобы работодатель возместил сервисный сбор за бронирование билетов и стоимость справки от авиакомпании — 2949 ₽. Суд отказал , потому что работник мог купить билеты на сайте авиакомпании или в ее офисе и не платить сервисный сбор агенту.
Работодатель компенсировал сотруднице только стоимость авиабилетов, а 4000 ₽, которые она заплатила за услуги транспортного агентства, возмещать отказался. Суд поддержал работодателя , сказав, что расходы по оформлению авиабилетов не входят в их стоимость, то есть компенсировать такие затраты не обязаны.
Однако по двум решениям нельзя делать вывод о позициях других судов.
Что в итоге
Коммерческая организация на Крайнем Севере не обязана компенсировать работнику сборы за билеты, только если это прямо не указано в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Например, так: «Работодатель компенсирует стоимость проезда к месту отпуска и обратно, кроме стоимости дополнительных услуг: бронирования, доставки билетов, сборов за оформление и тому подобного».
Возможно, в вашей компании используется другая формулировка. Например, такая: «Стоимость проезда возмещается на основании представленных билетов с учетом сумм страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров, комиссионного сбора, оплаты услуг по оформлению билетов, в том числе сбора за их бронирование». Тогда бухгалтерия обязана компенсировать сборы за билеты.