2 марта 2021 года компания «Алроса» выпустила консолидированную финансовую отчетность за 2020 год, сформированную по международным стандартам.

Несмотря на провальные результаты продаж в апреле — июле, благодаря накопленным запасам и антикризисным мерам менеджмента чистый денежный поток компании на 67% превысил показатель 2019 года, а инвесторов могут ждать неплохие дивиденды.

Операционные показатели бизнеса

Добыча и обработка. Для получения готовой продукции «Алроса» добывает алмазную руду и пески на месторождениях, а затем перерабатывает их в алмазы.

В 2020 году «Алроса» сократила добычу руды и песков на 32%: с 43,6 до 29,7 млн тонн. Снижены производственные мощности наименее рентабельных активов.

Объемы добычи алмазов в миллионах каратов

2016 2017 2018 2019 2020
Айхальский ГОК 12,23 13,01 11,85 10,15 8,11
Мирнинский ГОК 7,81 7,23 4,2 3,01 2,35
Удачнинский ГОК 3,17 3,82 3,93 5,67 4,96
Нюрбинский ГОК 6,79 7,71 7,72 10,27 8,27
«Севералмаз» 2,22 2,64 3,64 4,23 2,79
«Алмазы Анабара» 5,15 5,2 5,42 5,16 3,53
Айхальский ГОК
2016
12,23
2017
13,01
2018
11,85
2019
10,15
2020
8,11
Мирнинский ГОК
2016
7,81
2017
7,23
2018
4,2
2019
3,01
2020
2,35
Удачнинский ГОК
2016
3,17
2017
3,82
2018
3,93
2019
5,67
2020
4,96
Нюрбинский ГОК
2016
6,79
2017
7,71
2018
7,72
2019
10,27
2020
8,27
«Севералмаз»
2016
2,22
2017
2,64
2018
3,64
2019
4,23
2020
2,79
«Алмазы Анабара»
2016
5,15
2017
5,2
2018
5,42
2019
5,16
2020
3,53

Продажи. В 2020 году продажи «Алросы» упали на 4,2%: с 33,4 до 32 млн карат алмазов по сравнению с 2019 годом. Несмотря на практически полную остановку продаж в апреле — июле, во 2 полугодии компания продала рекордный объем алмазов за последние 6 лет.

Реализованные минералы делятся на две большие группы: алмазы для ювелирных изделий и технические алмазы, которые используются в промышленности, медицине и машиностроении.

Алмазы ювелирного качества гораздо рентабельнее. Средняя цена на них выше цены на технические алмазы в 14 раз. На протяжении последних лет доля алмазов ювелирного качества в общем объеме продаж растет.

Объемы продаж поквартально в миллионах каратов

2015 2016 2017 2018 2019 2020
Первый 9,45 11,87 14,06 13,36 10,59 9,42
Второй 8,97 9,68 10,2 9,04 8,28 0,63
Третий 4,64 8,35 7,53 6,69 6,38 5,01
Четвертый 7,11 10,09 9,45 8,99 8,19 16,98
Первый квартал
2015
9,45
2016
11,87
2017
14,06
2018
13,36
2019
10,59
2020
9,42
Второй квартал
2015
8,97
2016
9,68
2017
10,2
2018
9,04
2019
8,28
2020
0,63
Третий квартал
2015
4,64
2016
8,35
2017
7,53
2018
6,69
2019
6,38
2020
5,01
Четвертый квартал
2015
7,11
2016
10,09
2017
9,45
2018
8,99
2019
8,19
2020
16,98

Структура продаж в миллионах каратов

2017 2018 2019 2020
Алмазы ювелирного качества 30,1 26,4 24,2 23,8
Технические алмазы 11,1 11,7 9,3 8,3
Алмазы ювелирного качества
2017
30,1
2018
26,4
2019
24,2
2020
23,8
Технические алмазы
2017
11,1
2018
11,7
2019
9,3
2020
8,3

Динамика основных финансовых показателей

Выручка от продаж группы снизилась на 7%: с 232,9 до 217,1 млрд рублей. Несмотря на снижение объема реализации в долларовом эквиваленте на 16% и отрицательную динамику цен на алмазную продукцию, положительным драйвером для выручки послужило ослабление рубля, поскольку 91% выручки компании номинирован в долларах.

Выручка на конец года и факторы, которые ее изменили, в миллиардах рублей

Выручка в 2019 году 232,9
Рост среднего курса доллара за год +25,9
Снижение объемов реализации −9,7
Снижение средней цены реализации −36
Рост объемов реализации бриллиантов +6,1
Снижение неалмазной выручки −2,1
Выручка в 2020 году 217,1
Выручка в 2019 году
232,9
Рост среднего курса доллара за год
+25,9
Снижение объемов реализации
−9,7
Снижение средней цены реализации
−36
Рост объемов реализации бриллиантов
+6,1
Снижение неалмазной выручки
−2,1
Выручка в 2020 году
217,1

Себестоимость продаж снизилась на 2%: со 119,1 до 117 млрд рублей. Может показаться, что компания практически не сократила свои мощности в период пандемии, но это не так. Согласно расшифровке затрат в пояснениях к отчетности, низкий показатель 2019 года обусловлен превышением производства над реализацией, а по правилам учета признавать затраты на себестоимость можно только в момент реализации продукции.

В 2020 году компания, наоборот, реализовала больше, чем произвела. Пришлось дополнительно отражать себестоимость уже произведенной за прошлый период продукции.

Если показатель строки очистить от такого бухгалтерского приема и посчитать только себестоимость продукции, произведенной за год, то в 2020 году она составит 115,1 млрд против 137,6 млрд рублей по сравнению с 2019 годом.

Операционная прибыль упала на 8%: с 75,1 до 69,5 млрд рублей. Это вызвано снижением выручки. Рентабельность по операционной прибыли составила 32%, что соответствует показателю 2019 года.

Чистые финансовые расходы составили 29,1 млрд рублей против дохода 2,8 млрд рублей в 2019 году. Это вызвано чистым убытком от курсовых разниц: переоценка валютных долгов компании в сумме составила 21,1 млрд рублей по сравнению с доходом 9,4 млрд на конец 2019.

Чистая прибыль группы снизилась на 49%: с 62,7 до 32,2 млрд руб. Рентабельность по чистой прибыли составила 14,9 против 26,9% в 2019 году.

Основные финансовые показатели в миллиардах рублей

2015 2016 2017 2018 2019 2020
Выручка 224,5 314,3 269,7 293,9 232,9 217,1
Операционная прибыль 97,2 142 99,1 127,1 75,1 69,5
Прибыль за период 32,2 133,5 78,6 90,4 62,7 32,2
Выручка
2015
224,5
2016
314,3
2017
269,7
2018
293,9
2019
232,9
2020
217,1
Операционная прибыль
2015
97,2
2016
142
2017
99,1
2018
127,1
2019
75,1
2020
69,5
Прибыль за период
2015
32,2
2016
133,5
2017
78,6
2018
90,4
2019
62,7
2020
32,2

Балансовые показатели

Активы группы выросли на 21%: с 430 до 518,9 млрд рублей. Основное изменение по сравнению с 2019 годом — увеличение объема денег на банковских счетах и депозитов с 37,6 до 136,6 млрд рублей.

Капитал вырос на 4%: с 254 до 265,1 млрд рублей — за счет увеличения нераспределенной прибыли.

Обязательства выросли на 44%: с 176,1 до 253,8 млрд рублей. Основные драйверы — рост долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов — на 49 и на 29% соответственно, а также рост авансов, полученных от покупателей под поставки алмазов и бриллиантов в 2021 году, на 94%.

В разгар пандемии из-за практически полной приостановки продаж в апреле — июле 2020 года компания активно привлекала долг в рублях и валюте:

  1. 275 млн долларов от банка «Интеза» и «Росбанка».
  2. 500 млн долларов от выпуска еврооблигаций на 7 лет по ставке 3,1% годовых.
  3. 6 млрд рублей от «Юникредит-банка».
  4. 25 млрд рублей от выпуска биржевых облигаций на 10 лет по ставке 5,75% годовых с правом выкупа через 5 лет.

Благодаря хорошим результатам продаж алмазов и бриллиантов за 4 квартал и мерам менеджмента по оптимизации расходов группа смогла уже к концу 2020 года уменьшить свою возросшую долговую нагрузку: мультипликатор «чистый долг / EBITDA» составил 0,4 против 0,7 на конец 2019 года.

Дивиденды

Базой для дивидендов служит свободный денежный поток (FCF) — это операционный денежный поток компании за вычетом капитальных вложений.

Финансовые показатели в миллиардах рублей

2015 2016 2017 2018 2019 2020
Операционный денежный поток 75,5 143,1 100,5 120,1 67,6 96,5
Капитальные вложения 34,2 31,8 26,9 27,8 19 17
Свободный денежный поток 41,3 111,4 73,5 92,3 47,6 79,4
Операционный денежный поток
2015
75,5
2016
143,1
2017
100,5
2018
120,1
2019
67,6
2020
96,5
Капитальные вложения
2015
34,2
2016
31,8
2017
26,9
2018
27,8
2019
19
2020
17
Свободный денежный поток
2015
41,3
2016
111,4
2017
73,5
2018
92,3
2019
47,6
2020
79,4

Из-за сложностей, испытываемых группой в период пандемии, в начале 2021 года руководство вынесло на рассмотрение наблюдательного совета следующие изменения.

Дивидендная политика: снизить рекомендуемый коэффициент выплаты дивидендов до 70—100% от свободного денежного потока при значении мультипликатора «чистый долг / EBITDA» от 0 до 1. В текущей редакции политики при значении мультипликатора от 0 до 0,5 рекомендуемый коэффициент равен 100%, при значении от 0,5 до 1 — 70—100%.

«Чистый долг / EBITDA» на конец 2020 года был равен 0,4, поэтому изменение может снизить дивидендную доходность на 30%. Свободный денежный поток за 2020 год составил 79,4 млрд рублей. Так как «Алроса» не выплачивала дивиденды за 1 полугодие, итоговые дивиденды по обновленной политике могут составить от 7,6 до 10,8 Р на акцию. Доходность по котировкам на начало марта составит 7—10%.

С учетом того что высокое значение FCF говорит не о хороших операционных результатах за год, а о реализации накопившихся запасов и сокращении капитальных вложений, можно допустить, что изменения в политике примут и ждать максимальной дивидендной выплаты будет крайне оптимистично.

Финансовая политика: увеличить целевой минимальный объем денег на балансе с 25 до 50 млрд рублей.

Изменение оправдано уже вторым неудачным годом для компании, но в зависимости от ситуации на рынке алмазной продукции может значительно ограничить возможности роста бизнеса.

Что в итоге

Пандемия негативно повлияла на всех производителей товаров роскоши. Но финансовое положение компании, восстановление продаж во втором полугодии и высокий объем реализации в январе — феврале 2021 года позволили избежать худших последствий кризиса. Это отразилось на котировках акций «Алросы», приближающихся к своим историческим максимумам.

По данным международного кодекса по оценке разведанных запасов JORC, ресурсная база «Алросы» составляет 628 млн карат алмазов — это почти в 2 раза больше, чем совокупно у крупнейшей после «Алросы» тройки производителей в мире. Учитывая средний уровень производства «Алросы» за период 2015—2020 годов, запасов хватит на 17 лет добычи, не считая разведки новых месторождений. Еще компания собирается продолжить инвестиции в собственное производство бриллиантов, что повысит рентабельность продукции вне зависимости от цен на алмазное сырье.

В целом котировки акций компании после IPO в 2013 году показали рост в долларах на 96,8%, в рублях — более чем на 300%, не считая выплаченных дивидендов. Это говорит о долгосрочной устойчивости и способности компании преодолевать временные спады.

В краткосрочной перспективе на котировки может повлиять экономическая неопределенность, которая, согласно ежегодному обзору алмазной отрасли компании Bain & Company, все еще значительна, а полное восстановление мы увидим не раньше 2022—2024 года.