«Алроса» — крупнейшая в мире алмазодобывающая компания, чьи основные производственные активы по добыче алмазов находятся в Республике Саха (Якутия), а также в Архангельской̆ области. Компании также принадлежит 32,8% в совместном предприятии в Анголе, где ведется разработка одного из крупнейших алмазных месторождений в мире.

В 2020 году из-за коронавируса спрос на алмазы обрушился. «Алроса» занимает монопольное положение в России, и она один из ключевых игроков на мировом рынке алмазов, поэтому бизнес сильно зависит от общей конъюнктуры и одним из первых ощущает на себе последствия кризиса в отрасли. 9 октября 2020 года компания опубликовала результаты продаж бриллиантов и алмазного сырья за сентябрь 2020 года.

Продажи «Алросы»

За 9 месяцев 2020 года продажи алмазно-бриллиантовой продукции снизились на 35% год к году — до 1,58 млрд долларов. На алмазное сырье пришлось 95,5% всех продаж, или 1,51 млрд долларов в денежном выражении. На бриллиантах «Алроса» заработала только 71,4 млн долларов.

Падение продаж на 35% год к году выглядит внушительно, но если посмотреть динамику последних лет, то ситуация выглядит еще хуже.

В начале 2020 года алмазная отрасль вошла в новый кризис, едва восстановившись от предыдущего. В 2019 году объем выпуска бриллиантов упал на 20% относительно 2018 года. В Индии ввели новые пошлины, которые затруднили ввоз алмазного сырья в страну, а она лидер по огранке алмазов. В итоге цены на алмазную продукцию упали на 19%, а продажи «Алросы» в денежном выражении рухнули на 26% за 2019 год.

Чтобы корректно оценить масштаб текущего кризиса, имеет смысл сравнить продажи первых 9 месяцев 2020 года с аналогичным периодом за 2018 год, когда ситуация на рынке алмазной продукции была более стабильной. В этом случае приходится констатировать падение продаж на 65%, или почти в 3 раза, что можно считать настоящей катастрофой для любого бизнеса.

Но есть сразу несколько факторов, которые позволяют позитивно смотреть на перспективы компании в будущем.

Восстанавливаются продажи

Если посмотреть на продажи «Алросы» в 2020 году по месяцам, то пик падения пришелся на апрель — июль, когда продажи сократились практически до нуля на фоне карантина. Но уже с августа продажи быстро начали восстанавливаться и уже в сентябре не только обогнали показатели 2019 года, но и вышли на уровень докризисного 2018 года.

Если текущая динамика продолжится и в 4 квартале 2020 года, то бизнес сумеет компенсировать часть потерь от резкого сокращения продаж в апреле — июле.

«Алроса» адаптируется к новым реалиям: запустила сервис дистанционного показа сырья ALROSA Video-Viewer, который позволяет клиентам осматривать продукцию компании в режиме онлайн и отбирать товар удаленно, не приезжая в Москву.

Растет доля рынка

В 2019 году доля «Алросы» в мировой добыче алмазов составляла 27%. На встрече с президентом России Владимиром Путиным генеральный директор «Алросы» Сергей Иванов сообщил, что за время пандемии коронавируса доля холдинга на мировом рынке алмазной продукции даже выросла.

Значит, компания вытесняет с рынка более слабых конкурентов, что положительно скажется на ее финансовых результатах, когда и спрос на алмазы, и цены окончательно восстановятся до докризисных уровней.

Помогает государство

«Алроса» — компания, которая контролируется государством. Более того, она считается системообразующим предприятием Якутии. Республика сильно зависит от налоговых и дивидендных выплат компании в казну.

«Алроса» может рассчитывать на помощь государства в сложный период. В настоящий момент между «Алросой» и Минфином РФ ведется согласование сделки по возможной закупке алмазов холдинга в федеральное казенное учреждение Гохран за счет средств федерального бюджета. Речь может идти о выкупе алмазов на общую сумму от 0,5 до 1 млрд долларов.

Что в итоге

Несмотря на беспрецедентное падение продаж, результаты сентября внушают осторожный оптимизм. Кажется, алмазный рынок начинает восстанавливаться от последствий пандемии, что можно видеть в росте продаж алмазного сырья практически до докризисных уровней.

Важно помнить, что абсолютно все игроки на рынке производства алмазов испытали на себе последствия текущего кризиса, который еще сильнее усугубил и без того тяжелое положение отрасли. Многие компании вынуждены были пойти на остановку производства и существенное сокращение штата. При этом «Алроса» обладает самой большой долей на рынке и самыми высокими запасами алмазов, а также имеет возможность получить существенную финансовую помощь со стороны государства, что дает холдингу естественное конкурентное преимущество.

Есть все основания предполагать, что тренд на увеличение доли «Алросы» на мировом алмазном рынке будет только усиливаться по мере выхода отрасли из кризиса и восстановления спроса и цен на алмазную продукцию. Хотя этот процесс вряд ли будет быстрым с учетом глубины падения.