Activision Blizzard создают компьютерные и мобильные игры, а затем сами их распространяют. Это два разных процесса. Компания крупная: содержит больше сотрудников, чем обычный разработчик игр, но и зарабатывает больше за счет прямых продаж. Из известных игр: серия Call of Duty, World of Warcraft и Overwatch. Посмотрим квартальный отчет компании, но сначала разберемся, чем они вообще занимаются и как устроены.

Структура компании

Сперва были Activision. В 2008 году Activision приобрели Blizzard и стали Activision Blizzard. В 2015 году объединенная компания купила разработчика мобильных игр King.

Я посмотрел данные по выручке. Без приобретений компания растет медленно. После приобретения Blizzard выручка компании сильно выросла только в 2010 году. В остальные годы — обычный рост или падение. Так же с покупкой King: рост только на следующий год после покупки. Это работает так: в ноябре 2015 купили King → в 2016 году учли результаты King → получили взрывной рост выручки.

Выручка Activision Blizzard, млрд долларов

Выручка Activision Blizzard, млрд долларов

ГодВыручка
20071,35 −11%
20082,89 +114%В июле купили Blizzard
20093,02 +4%
20104,28 +42%
20114,45 +4%
20124,86 +9%
20134,58 −6%
20144,41 −4%
20154,66 +6%В ноябре купили King
20166,61 +42%
20177,02 +6%
Год
Выручка
2007
1,35 (−11%)
2008
2,89 (+114%)
В июле купили Blizzard
2009
3,02 (+4%)
2010
4,28 (+42%)
2011
4,45 (+4%)
2012
4,86 (+9%)
2013
4,58 (−6%)
2014
4,41 (−4%)
2015
4,66 (+6%)
В ноябре купили King
2016
6,61 (+42%)
2017
7,02 (+6%)

Что продает компания

Activision занимаются играми, где есть сюжет — возможность играть одному — и онлайн — многопользовательский режим игры по интернету. Blizzard выпускают игры с многопользовательским режимом. King разрабатывают мобильные игры.

Модель Activision: запускаем серию — обновляем каждый год, выпускаем дополнительный сюжет для игры — продаем отдельно. Игроки могут покупать за реальные деньги внутриигровые предметы, которые изменяют облик их персонажей.

Модель Blizzard: запускаем серию — через какое-то время выпускаем крупное дополнение. Дальше — как у Activision.

Модель King: пользователи качают бесплатные игры. Любое улучшение внутри игры платное: например, убрать рекламу или купить внутреннюю валюту.

Активные пользователи

Суть игр Activision: прошел сюжетную линию — дальше играешь в онлайне. Blizzard выпускают многопользовательские игры. У King нет онлайн-режима, но данные по пользователям они собирают.

Руководство отслеживает количество пользователей, которые играют онлайн. У Activision и Blizzard все стабильно, а вот у мобильных King аудитория стабильно падает с 2016 года.

Количество активных пользователей важно для King: сами игры компании бесплатные. Зарабатывают они с продажи пользователям предметов, упрощающих прохождение игры. Больше пользователей — больше шанс, что заплатят.

Вместе с уменьшением количества пользователей выручка от игр King не падает, но и не растет. Значит, нужно что-то менять — а это расходы.

Данные: финансовый отчет Activision Blizzard за 2 квартал 2018 года, стр. 45
Данные: финансовый отчет Activision Blizzard за 2 квартал 2018 года, стр. 45

Выручка

Activision Blizzard увеличили выручку на 1% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 1,63 до 1,64 млрд долларов.

Выручка Activision Blizzard, млн долларов

Выручка Activision Blizzard, млн долларов

Сегмент3 кв. 20174 кв. 20171 кв. 20182 кв. 2018
Blizzard531 −27%600 −11%508 +15%489 −14%
Activision759 +101%1337 +16%872 +305%592 +87%
King528 +15%516 +18%534 +13%510 +6%
Продажа лицензий0051 −91%50 −81%
Общая выручка1618 +3%2043 +2%1965 +14%1641 +1%
3 квартал 2017
Blizzard
531 (−27%)
Activision
759 (+101%)
King
528 (+15%)
Продажа лицензий
0
Общая выручка
1618 (+3%)
4 квартал 2017
Blizzard
600 (−11%)
Activision
1337 (+16%)
King
516 (+18%)
Продажа лицензий
0
Общая выручка
2043 (+2%)
1 квартал 2018
Blizzard
508 (+15%)
Activision
872 (+305%)
King
534 (+13%)
Продажа лицензий
51 (−91%)
Общая выручка
1965 (+14%)
2 квартал 2018
Blizzard
489 (−14%)
Activision
592 (+87%)
King
510 (+6%)
Продажа лицензий
50 (−81%)
Общая выручка
1641 (+1%)

В 2016—2017 годах сильный рост для компании давали мобильные игры King, но сейчас их аудитория падает. Смысл и дизайн игр компании примерно одинаков. А когда ты делаешь что-то простое и прибыльное, это копируют — конкурентов становится все больше.

Сильный рост выручки у Activision — запуск франшизы Destiny, ее продолжения и выпуск дополнений. Типичная ситуация для игровых компаний: несколько лет выручка не растет — только расходы. Запускается игра — наступает момент истины. Если игра хорошо продается, делают платные дополнения (DLC) и продолжение. Такой путь хорош: не нужно тратить много времени на придумывание нового сюжета и геймплея. Все это — крупные расходы.

Большинство игр Blizzard запущены давно. Компания либо обновляет игры, либо выпускает платные дополнения. Часть продаж приходится на покупку внутриигровых предметов.

Продуктовая линейка Activision Blizzard

Продуктовая линейка Activision Blizzard

ПодразделениеИграВыпуск и последнее дополнение
ActivisionCall of Duty: Black Ops 4Октябрь 2018
Crash Bandicoot N. Sane TrilogyИюнь 2018
Destiny 2: ForsakenСентябрь 2018
Skylanders: ImaginatorsОктябрь 2016
BlizzardDiablo IIIМай 2012,
дополнение — июнь 2017
HearthstoneМарт 2014,
дополнение — август 2018
OverwatchМай 2016,
обновление — сентябрь 2018
StarCraft IIИюль 2010,
дополнение — ноябрь 2016
World of WarcraftНоябрь 2004,
дополнение — август 2018
Heroes of the StormИюнь 2015,
обновление — сентябрь 2018
KingBubble Witch 3Январь 2017
Candy Crush SagaАпрель 2012,
дополнение — сентябрь 2015
Farm Heroes Super Saga2016
Royal Charm Slots2017
Activision
Call of Duty: Black Ops 4
Октябрь 2018
Crash Bandicoot N. Sane Trilogy
Июнь 2018
Destiny 2: Forsaken
Сентябрь 2018
Skylanders: Imaginators
Октябрь 2016
Blizzard
Diablo III
Май 2012,
дополнение — июнь 2017
Hearthstone
Март 2014,
дополнение — август 2018
Overwatch
Май 2016,
обновление — сентябрь 2018
StarCraft II
Июль 2010,
дополнение — ноябрь 2016
World of Warcraft
Ноябрь 2004,
дополнение — август 2018
Heroes of the Storm
Июнь 2015,
обновление — сентябрь 2018
King
Bubble Witch 3
Январь 2017
Candy Crush Saga
Апрель 2012,
дополнение — сентябрь 2015
Farm Heroes Super Saga
2016
Royal Charm Slots
2017

Что выпустили и планируют выпустить

Я буду рассматривать только игры, которые вышли или могут повлиять на результаты в третьем и четвертом кварталах.

Выпустили сборник ремейков трех старых игр под названием Crash Bandicoot N. Sane Trilogy. Данные по продажам: на второй квартал пришлось 138 тысяч продаж, на третий приходится 210,8 тысячи продаж физических копий. Средняя цена продажи — 34 доллара. Это 7,2 млн долларов выручки.

Данных по цифровым продажам нет. Попробую сделать расчет. Crash Bandicoot — франшиза Activision. Во втором квартале физические продажи составили 43% выручки Activision. Предположим, что на цифровые продажи Crash Bandicoot пришлось 57% от общих продаж, или 279,4 тысячи копий в третьем квартале. Это еще 9,5 млн долларов выручки. Итого: 16,7 млн долларов.

Если вы геймер — следите за новостями о планах компании по выпуску ремейка какой-нибудь старой игры. Сеттинг, сюжет, геймплей, любимые персонажи — все это уже готово. Компании остается обновить игру, перенести на новый движок и дать рекламу.

Выпустили дополнение для World of Warcraft — в первый день дополнение купили 3,4 млн человек. Это рекорд. Средняя цена — 44 доллара, компания получила 149 млн долларов за день продаж. Обольщаться не стоит: дальше продажи будут падать.

В сентябре вышло дополнение Destiny 2: Forsaken и Hearthstone: The Boomsday Project. Данных по продажам нет.

В четвертом квартале выпустят Spyro Reignited Trilogy и главную игру компании — Call of Duty: Black Ops 4. Я частично разбирал ситуацию с Call of Duty в новости про Electronic Arts. По сравнению с Battlefield, который выпускают EA, у Call of Duty все хорошо. 

Дивиденды

Activision Blizzard платят дивиденды раз в год. Размер дивидендов сообщают в первой неделе февраля. С 2010 года размер дивидендов вырос на 126% — рост на 14% в год. Сделаю совсем грубый расчет: предположу, что дивиденды в 2019 году тоже вырастут на 14%, — получается 0,38 доллара дивидендов на акцию.

Альтернативный расчет. За 2017 год на дивиденды потратили 259 млн долларов, за 2016 год — 226 млн долларов. Можно посчитать, сколько процентов чистой прибыли компания направляет на дивиденды.

Есть проблема: в 2017 году в США прошла налоговая реформа — компании могли вернуть деньги из офшоров, заплатив единоразовый налог. Activision Blizzard заплатили 636 млн долларов дополнительного налога — это исказит расчет. Я сделал вот что: прибавил сумму единоразового налога к чистой прибыли компании за 2017 год: 273 + 636 = 909 млн долларов. Получилось так:

2017 год: 259 ÷ 909 = 28%
2016 год: 226 ÷ 966 = 23%

За последние четыре квартала Activision Blizzard заработали 1,141 млрд долларов чистой прибыли. Предположим, что 28% пойдет на дивиденды, — это 319,48 млрд долларов. У компании 761 млн акций. Потенциальный дивиденд на акцию — 0,42 доллара.

Теперь другая проблема: акции Activision Blizzard подорожали на 380% с 2013 года — размер дивидендов рос медленнее. 20 сентября 2018 года акции стоили 81,09 доллара — потенциальная дивидендная доходность 0,5%. Рассматривать компанию только с точки зрения дивидендов не стоит.

Выкуп акций

До февраля 2019 года Activision Blizzard могут потратить до 1 млрд долларов на выкуп акций с рынка. Пока ничего не покупали. Смысл выкупа: акций на рынке станет меньше — при стабильном спросе их цена вырастет. Выкупленные акции могут отдать в виде премий топ-менеджменту.

Цена акций на 20 сентября — 81,09 доллара. За 1 млрд долларов можно купить 12,3 млн акций. Это 1,7% от всех размещенных на фондовом рынке. Для сравнения: Electronic Arts могут выкупить 6,3% акций с рынка — и они это уже постепенно делают, в отличие от Activision Blizzard.

Что дальше

Я не очень понимаю, за счет чего компания может вырасти в ближайший год. Исторически компания растет за счет приобретения крупных компаний. Текущие франшизы позволяют поддерживать выручку на одном уровне. Но всего этого недостаточно для кратного роста.

Есть растущий киберспорт: у Activision Blizzard собственная лига по игре Overwatch. Чтобы в ней играть, сторонние компании платят деньги. В 2018 году компания получила 101 млн долларов — 6% выручки. При этом есть сильные конкуренты: Valve — с многопользовательскими играми Dota 2 и Counter-Strike, Riot Games — с League of Legends.

Мне кажется, компания медлит с мобильной адаптацией главной франшизы — Call of Duty — для китайского рынка. Это потенциальная точка роста вместе с киберспортом. Китай — главный игровой рынок, пользователей мобильных игр там было больше всех уже в августе 2016 года.


Следующий обзор будет на создателей Grand Theft Auto. Если вам не интересны создатели игр, можно научиться анализировать отчетность публичных компаний самостоятельно:

  1. Акции какой компании лучше купить.
  2. Как читать финансовую отчетность.
  3. Оценить риски инвестиций.