Activision Blizzard создают компьютерные и мобильные игры, а затем сами их распространяют. Это два разных процесса. Компания крупная: содержит больше сотрудников, чем обычный разработчик игр, но и зарабатывает больше за счет прямых продаж. Из известных игр: серия Call of Duty, World of Warcraft и Overwatch. Посмотрим квартальный отчет компании, но сначала разберемся, чем они вообще занимаются и как устроены.

Структура компании

Сперва были Activision. В 2008 году Activision приобрели Blizzard и стали Activision Blizzard. В 2015 году объединенная компания купила разработчика мобильных игр King.

Я посмотрел данные по выручке. Без приобретений компания растет медленно. После приобретения Blizzard выручка компании сильно выросла только в 2010 году. В остальные годы — обычный рост или падение. Так же с покупкой King: рост только на следующий год после покупки. Это работает так: в ноябре 2015 купили King → в 2016 году учли результаты King → получили взрывной рост выручки.

Выручка Activision Blizzard, млрд долларов

Год Выручка
2007 1,35 −11%
2008 2,89 +114% В июле купили Blizzard
2009 3,02 +4%
2010 4,28 +42%
2011 4,45 +4%
2012 4,86 +9%
2013 4,58 −6%
2014 4,41 −4%
2015 4,66 +6% В ноябре купили King
2016 6,61 +42%
2017 7,02 +6%
Год
Выручка
2007
1,35 (−11%)
2008
2,89 (+114%)
В июле купили Blizzard
2009
3,02 (+4%)
2010
4,28 (+42%)
2011
4,45 (+4%)
2012
4,86 (+9%)
2013
4,58 (−6%)
2014
4,41 (−4%)
2015
4,66 (+6%)
В ноябре купили King
2016
6,61 (+42%)
2017
7,02 (+6%)

Что продает компания

Activision занимаются играми, где есть сюжет — возможность играть одному — и онлайн — многопользовательский режим игры по интернету. Blizzard выпускают игры с многопользовательским режимом. King разрабатывают мобильные игры.

Модель Activision: запускаем серию — обновляем каждый год, выпускаем дополнительный сюжет для игры — продаем отдельно. Игроки могут покупать за реальные деньги внутриигровые предметы, которые изменяют облик их персонажей.

Модель Blizzard: запускаем серию — через какое-то время выпускаем крупное дополнение. Дальше — как у Activision.

Модель King: пользователи качают бесплатные игры. Любое улучшение внутри игры платное: например, убрать рекламу или купить внутреннюю валюту.

Активные пользователи

Суть игр Activision: прошел сюжетную линию — дальше играешь в онлайне. Blizzard выпускают многопользовательские игры. У King нет онлайн-режима, но данные по пользователям они собирают.

Руководство отслеживает количество пользователей, которые играют онлайн. У Activision и Blizzard все стабильно, а вот у мобильных King аудитория стабильно падает с 2016 года.

Количество активных пользователей важно для King: сами игры компании бесплатные. Зарабатывают они с продажи пользователям предметов, упрощающих прохождение игры. Больше пользователей — больше шанс, что заплатят.

Вместе с уменьшением количества пользователей выручка от игр King не падает, но и не растет. Значит, нужно что-то менять — а это расходы.

Данные: финансовый отчет Activision Blizzard за 2 квартал 2018 года, стр. 45
Данные: финансовый отчет Activision Blizzard за 2 квартал 2018 года, стр. 45

Выручка

Activision Blizzard увеличили выручку на 1% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 1,63 до 1,64 млрд долларов.

Выручка Activision Blizzard, млн долларов

Сегмент 3 кв. 2017 4 кв. 2017 1 кв. 2018 2 кв. 2018
Blizzard 531 −27% 600 −11% 508 +15% 489 −14%
Activision 759 +101% 1337 +16% 872 +305% 592 +87%
King 528 +15% 516 +18% 534 +13% 510 +6%
Продажа лицензий 0 0 51 −91% 50 −81%
Общая выручка 1618 +3% 2043 +2% 1965 +14% 1641 +1%
3 квартал 2017
Blizzard
531 (−27%)
Activision
759 (+101%)
King
528 (+15%)
Продажа лицензий
0
Общая выручка
1618 (+3%)
4 квартал 2017
Blizzard
600 (−11%)
Activision
1337 (+16%)
King
516 (+18%)
Продажа лицензий
0
Общая выручка
2043 (+2%)
1 квартал 2018
Blizzard
508 (+15%)
Activision
872 (+305%)
King
534 (+13%)
Продажа лицензий
51 (−91%)
Общая выручка
1965 (+14%)
2 квартал 2018
Blizzard
489 (−14%)
Activision
592 (+87%)
King
510 (+6%)
Продажа лицензий
50 (−81%)
Общая выручка
1641 (+1%)

В 2016—2017 годах сильный рост для компании давали мобильные игры King, но сейчас их аудитория падает. Смысл и дизайн игр компании примерно одинаков. А когда ты делаешь что-то простое и прибыльное, это копируют — конкурентов становится все больше.

Сильный рост выручки у Activision — запуск франшизы Destiny, ее продолжения и выпуск дополнений. Типичная ситуация для игровых компаний: несколько лет выручка не растет — только расходы. Запускается игра — наступает момент истины. Если игра хорошо продается, делают платные дополнения (DLC) и продолжение. Такой путь хорош: не нужно тратить много времени на придумывание нового сюжета и геймплея. Все это — крупные расходы.

Большинство игр Blizzard запущены давно. Компания либо обновляет игры, либо выпускает платные дополнения. Часть продаж приходится на покупку внутриигровых предметов.

Продуктовая линейка Activision Blizzard

Подразделение Игра Выпуск и последнее дополнение
Activision Call of Duty: Black Ops 4 Октябрь 2018
Crash Bandicoot N. Sane Trilogy Июнь 2018
Destiny 2: Forsaken Сентябрь 2018
Skylanders: Imaginators Октябрь 2016
Blizzard Diablo III Май 2012,
дополнение — июнь 2017
Hearthstone Март 2014,
дополнение — август 2018
Overwatch Май 2016,
обновление — сентябрь 2018
StarCraft II Июль 2010,
дополнение — ноябрь 2016
World of Warcraft Ноябрь 2004,
дополнение — август 2018
Heroes of the Storm Июнь 2015,
обновление — сентябрь 2018
King Bubble Witch 3 Январь 2017
Candy Crush Saga Апрель 2012,
дополнение — сентябрь 2015
Farm Heroes Super Saga 2016
Royal Charm Slots 2017
Activision
Call of Duty: Black Ops 4
Октябрь 2018
Crash Bandicoot N. Sane Trilogy
Июнь 2018
Destiny 2: Forsaken
Сентябрь 2018
Skylanders: Imaginators
Октябрь 2016
Blizzard
Diablo III
Май 2012,
дополнение — июнь 2017
Hearthstone
Март 2014,
дополнение — август 2018
Overwatch
Май 2016,
обновление — сентябрь 2018
StarCraft II
Июль 2010,
дополнение — ноябрь 2016
World of Warcraft
Ноябрь 2004,
дополнение — август 2018
Heroes of the Storm
Июнь 2015,
обновление — сентябрь 2018
King
Bubble Witch 3
Январь 2017
Candy Crush Saga
Апрель 2012,
дополнение — сентябрь 2015
Farm Heroes Super Saga
2016
Royal Charm Slots
2017

Что выпустили и планируют выпустить

Я буду рассматривать только игры, которые вышли или могут повлиять на результаты в третьем и четвертом кварталах.

Выпустили сборник ремейков трех старых игр под названием Crash Bandicoot N. Sane Trilogy. Данные по продажам: на второй квартал пришлось 138 тысяч продаж, на третий приходится 210,8 тысячи продаж физических копий. Средняя цена продажи — 34 доллара. Это 7,2 млн долларов выручки.

Данных по цифровым продажам нет. Попробую сделать расчет. Crash Bandicoot — франшиза Activision. Во втором квартале физические продажи составили 43% выручки Activision. Предположим, что на цифровые продажи Crash Bandicoot пришлось 57% от общих продаж, или 279,4 тысячи копий в третьем квартале. Это еще 9,5 млн долларов выручки. Итого: 16,7 млн долларов.

Если вы геймер — следите за новостями о планах компании по выпуску ремейка какой-нибудь старой игры. Сеттинг, сюжет, геймплей, любимые персонажи — все это уже готово. Компании остается обновить игру, перенести на новый движок и дать рекламу.

Выпустили дополнение для World of Warcraft — в первый день дополнение купили 3,4 млн человек. Это рекорд. Средняя цена — 44 доллара, компания получила 149 млн долларов за день продаж. Обольщаться не стоит: дальше продажи будут падать.

В сентябре вышло дополнение Destiny 2: Forsaken и Hearthstone: The Boomsday Project. Данных по продажам нет.

В четвертом квартале выпустят Spyro Reignited Trilogy и главную игру компании — Call of Duty: Black Ops 4. Я частично разбирал ситуацию с Call of Duty в новости про Electronic Arts. По сравнению с Battlefield, который выпускают EA, у Call of Duty все хорошо.

Дивиденды

Activision Blizzard платят дивиденды раз в год. Размер дивидендов сообщают в первой неделе февраля. С 2010 года размер дивидендов вырос на 126% — рост на 14% в год. Сделаю совсем грубый расчет: предположу, что дивиденды в 2019 году тоже вырастут на 14%, — получается 0,38 доллара дивидендов на акцию.

Альтернативный расчет. За 2017 год на дивиденды потратили 259 млн долларов, за 2016 год — 226 млн долларов. Можно посчитать, сколько процентов чистой прибыли компания направляет на дивиденды.

Есть проблема: в 2017 году в США прошла налоговая реформа — компании могли вернуть деньги из офшоров, заплатив единоразовый налог. Activision Blizzard заплатили 636 млн долларов дополнительного налога — это исказит расчет. Я сделал вот что: прибавил сумму единоразового налога к чистой прибыли компании за 2017 год: 273 + 636 = 909 млн долларов. Получилось так:

2017 год: 259 ÷ 909 = 28%
2016 год: 226 ÷ 966 = 23%

За последние четыре квартала Activision Blizzard заработали 1,141 млрд долларов чистой прибыли. Предположим, что 28% пойдет на дивиденды, — это 319,48 млрд долларов. У компании 761 млн акций. Потенциальный дивиденд на акцию — 0,42 доллара.

Теперь другая проблема: акции Activision Blizzard подорожали на 380% с 2013 года — размер дивидендов рос медленнее. 20 сентября 2018 года акции стоили 81,09 доллара — потенциальная дивидендная доходность 0,5%. Рассматривать компанию только с точки зрения дивидендов не стоит.

Выкуп акций

До февраля 2019 года Activision Blizzard могут потратить до 1 млрд долларов на выкуп акций с рынка. Пока ничего не покупали. Смысл выкупа: акций на рынке станет меньше — при стабильном спросе их цена вырастет. Выкупленные акции могут отдать в виде премий топ-менеджменту.

Цена акций на 20 сентября — 81,09 доллара. За 1 млрд долларов можно купить 12,3 млн акций. Это 1,7% от всех размещенных на фондовом рынке. Для сравнения: Electronic Arts могут выкупить 6,3% акций с рынка — и они это уже постепенно делают, в отличие от Activision Blizzard.

Что дальше

Я не очень понимаю, за счет чего компания может вырасти в ближайший год. Исторически компания растет за счет приобретения крупных компаний. Текущие франшизы позволяют поддерживать выручку на одном уровне. Но всего этого недостаточно для кратного роста.

Есть растущий киберспорт: у Activision Blizzard собственная лига по игре Overwatch. Чтобы в ней играть, сторонние компании платят деньги. В 2018 году компания получила 101 млн долларов — 6% выручки. При этом есть сильные конкуренты: Valve — с многопользовательскими играми Dota 2 и Counter-Strike, Riot Games — с League of Legends.

Мне кажется, компания медлит с мобильной адаптацией главной франшизы — Call of Duty — для китайского рынка. Это потенциальная точка роста вместе с киберспортом. Китай — главный игровой рынок, пользователей мобильных игр там было больше всех уже в августе 2016 года.


Следующий обзор будет на создателей Grand Theft Auto. Если вам не интересны создатели игр, можно научиться анализировать отчетность публичных компаний самостоятельно:

  1. Акции какой компании лучше купить.
  2. Как читать финансовую отчетность.
  3. Оценить риски инвестиций.