4 августа Alibaba отчиталась за второй квартал 2022 года. Финансовые результаты в очередной раз оказались провальными: прибыль упала, а выручка перестала расти. Вот все подробности.


Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

Ситуация с китайским ретейлом

Впервые квартальная выручка Alibaba не выросла год к году и осталась прежней — 206 млрд юаней (31 млрд долларов). Все из-за проблем в китайском ретейле. Это основной бизнес, который дает 69% всей выручки. В отчете Alibaba называет его China commerce, и здесь есть три составляющие.

Customer management revenue (CMR) — доход от рекламы и комиссий, которые генерируют розничные площадки вроде Taobao и Tmall. Это первый по выручке сегмент.

Показатели: выручка — 72 млрд юаней (10,8 млрд долларов), год к году — минус 10%, доля от общей выручки — 35%.

Еще недавно онлайн-ретейл Alibaba рос на десятки процентов, а теперь начал сокращаться. Сама компания обвинила во всем COVID-19. Из-за карантина появились сбои в логистике, и продавцы не смогли отправить часть заказов.

В такой неопределенной ситуации потребители также начали сокращать расходы. Например, на товары второй необходимости вроде одежды или электроники. Это подтверждает и макростатистика. С марта по май в Китае был пик заболеваемости, и розничные продажи сильно упали.

Новые случаи COVID-19 в Китае. Источник: Our World In Data
Новые случаи COVID-19 в Китае. Источник: Our World In Data
Розничные продажи в Китае по сравнению с прошлым месяцем. Источник: Trading Economics
Розничные продажи в Китае по сравнению с прошлым месяцем. Источник: Trading Economics

Похоже, COVID-19 и правда сказался на доходах Alibaba. Но проблема здесь в другом: доходы CMR стали стагнировать год назад, когда не было карантина.

Тогда компания ссылалась на макроэкономическую неопределенность и высокую конкуренцию в онлайн-ретейле. Причины могут быть разными, но вывод один: у Alibaba есть проблемы с основным бизнесом.

Общая выручка и CMR по сравнению с прошлым годом. Источник: отчеты Alibaba
Общая выручка и CMR по сравнению с прошлым годом. Источник: отчеты Alibaba

Direct sales and others — доход, который генерируют розничные гипермаркеты вроде Sun Art и Tmall Supermarket. Это второй по выручке сегмент, который почти сравнялся с первым.

Показатели: выручка — 65 млрд юаней (9,7 млрд долларов), год к году — плюс 8%, доля от общей выручки — 32%.

В последние годы Alibaba активно развивала сети гипермаркетов: поглощала магазины конкурентов и открывала собственные. Из-за эффекта низкой базы этот бизнес быстро рос, но теперь начал замедляться. Карантин также плохо сказался на последних результатах.

Сейчас доходы гипермаркетов занимают все большую долю от общей выручки Alibaba. Это проблема: офлайн-ретейл — низкомаржинальный бизнес. За последние три года валовая маржа компании упала с 48 до 37%.

Доли CMR и Direct sales от общей выручки
Доли CMR и Direct sales от общей выручки
Валовая маржа. Источник: отчеты Alibaba
Валовая маржа. Источник: отчеты Alibaba

Commerce wholesale — доход, который генерируют оптовые площадки вроде 1688. Это быстрорастущий, но самый мелкий по выручке сегмент.

Показатели: выручка — 5 млрд юаней (0,7 млрд долларов), год к году — плюс 26%, доля от общей выручки — 2%.

Облачный бизнес и другие направления

А это доход, который генерирует облачный бизнес Alibaba.

Показатели: выручка — 18 млрд юаней (2,6 млрд долларов), год к году — плюс 10%, доля от общей выручки — 9%.

С этим бизнесом Alibaba тоже не все гладко. Это странно: на облачном рынке Alibaba занимает небольшую долю, но растет медленнее гигантов вроде Amazon и Microsoft. Они в последнем квартале прибавили по 30—50%.

Вероятно, все дело в китайской прописке. Здесь государство давит на бизнес, в котором работают клиенты Alibaba. Например, на компании из сферы дополнительного образования. Зарубежные клиенты также могут отказываться от облачных услуг Alibaba по политическим причинам.

У Alibaba есть еще много сегментов. Они занимают небольшую долю от выручки, поэтому их результаты представлены коротко в общей таблице.

Выручка от облачных услуг по сравнению с прошлым годом. Источник: отчеты Alibaba
Выручка от облачных услуг по сравнению с прошлым годом. Источник: отчеты Alibaba

Выручка по сегментам

Описание От всей выручки Год к году
China commerce Ретейл в Китае 69% −1%
International commerce Ретейл за рубежом 7% +2%
Local consumer services Доставка еды и путешествия 5% +5%
Cainiao Услуги логистики 6% +5%
Cloud Облачные услуги 9% +10%
Digital media Игровые, аудио- и видеосервисы 4% −10%
Innovation Экспериментальные разработки 0% −30%
Total Всего 100% 0%
China commerce
Описание
Ретейл в Китае
От всей выручки
69%
Год к году
−1%
International commerce
Описание
Ретейл за рубежом
От всей выручки
7%
Год к году
+2%
Local consumer services
Описание
Доставка еды и путешествия
От всей выручки
5%
Год к году
+5%
Cainiao
Описание
Услуги логистики
От всей выручки
6%
Год к году
+5%
Cloud
Описание
Облачные услуги
От всей выручки
9%
Год к году
+10%
Digital media
Описание
Игровые, аудио- и видеосервисы
От всей выручки
4%
Год к году
−10%
Innovation
Описание
Экспериментальные разработки
От всей выручки
0%
Год к году
−30%
Total
Описание
Всего
От всей выручки
100%
Год к году
0%

Что с прибылью

По сравнению с прошлым годом чистая прибыль Alibaba уменьшилась на 50%, с 45 до 23 млрд юаней (3,4 млрд долларов). На прибыли плохо сказалось падение выручки и валовой маржи.

В своих отчетах Alibaba делает акцент не на чистую прибыль, а на adjusted EBITA. Это операционная прибыль, которую скорректировали с учетом двух неденежных статей: бонусы сотрудникам в виде акций и амортизация нецифровых активов. Adjusted EBITA помогает оценить результаты самого бизнеса, а не бухгалтерские успехи.

По сравнению с прошлым годом adjusted EBITA упала на 18%, до 34 млрд юаней (5,1 млрд долларов). Причины все те же: падение выручки и маржи. Alibaba сообщила, что в будущем оптимизирует операционные затраты и расходы на продвижение своих сервисов. Это может замедлить падение прибыли, но в какой-то бурный рост поверить пока трудно.

По части adjusted EBITA отдельных секторов у Alibaba все просто: прибыль дает только основной бизнес, то есть китайский ретейл. Все остальные сегменты убыточны либо балансируют на грани.

Adjusted EBITA в миллионах юаней и в процентах от выручки
Adjusted EBITA в миллионах юаней и в процентах от выручки

Adjusted EBITA по сегментам, млрд юаней

Описание Показатель Год к году
China commerce Ретейл в Китае 43,6 −14%
International commerce Ретейл за рубежом −1,6 −52%
Local consumer services Доставка еды и путешествия −3,0 +36%
Cainiao Услуги логистики −0,2 −27%
Cloud Облачные услуги 0,2 −27%
Digital media Игровые, аудио- и видеосервисы −0,6 −50%
Innovation Экспериментальные разработки −1,9 −32%
Unallocated Прочее −2,1 −27%
Total Всего 34,4 −18%
China commerce
Описание
Ретейл в Китае
Показатель
43,6
Год к году
−14%
International commerce
Описание
Ретейл за рубежом
Показатель
−1,6
Год к году
−52%
Local consumer services
Описание
Доставка еды и путешествия
Показатель
−3,0
Год к году
+36%
Cainiao
Описание
Услуги логистики
Показатель
−0,2
Год к году
−27%
Cloud
Описание
Облачные услуги
Показатель
0,2
Год к году
−27%
Digital media
Описание
Игровые, аудио- и видеосервисы
Показатель
−0,6
Год к году
−50%
Innovation
Описание
Экспериментальные разработки
Показатель
−1,9
Год к году
−32%
Unallocated
Описание
Прочее
Показатель
−2,1
Год к году
−27%
Total
Описание
Всего
Показатель
34,4
Год к году
−18%

Что с акциями

4 августа АДР Alibaba на американской бирже подросли на 1,8%, потому что финансовые результаты оказались не настолько плохими, как опасались. Но позитив был недолгим, и 5 числа на премаркете АДР упали на 3,3%, до 94 $.

Сейчас бумаги торгуются на уровне IPO по цене 2014 года, и корпоративных причин для роста пока нет. Похоже, акции могут отскочить только на каких-то общерыночных новостях. Например, Китай начнет снова уверять инвесторов, что больше не будет давить на местные технологические компании. Либо же центробанк начнет мягкую стимулирующую политику, которая поддержит весь фондовый рынок страны.

АДР Alibaba с момента IPO. Источник: Google
АДР Alibaba с момента IPO. Источник: Google

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.