Когда появится новая валюта БРИКС и как она повлияет на рубль
22 января 2023 года стало известно, что Бразилия и Аргентина планируют создать общую валюту, а другим странам Латинской Америки предложат присоединиться к валютному союзу, который может стать вторым по величине в мире. По оценкам Financial Times, валютный союз, охватывающий все страны Латинской Америки, будет представлять около 5% мирового ВВП. Крупнейший валютный союз мира — евро, на долю которого приходится 14% мирового ВВП.
Но ряд экономистов, например бывший главный экономист Международного валютного фонда Оливье Бланшар, считает этот план безумным. Главная причина — большой разрыв в экономических показателях между странами.
Уровень инфляции в Аргентине в ноябре 2022 составил 92%, а в Бразилии — 5,9%. В Аргентине за месяц инфляция выше, чем в Бразилии за год. С 2017 года курс бразильского реала обесценился к доллару на 39%, а аргентинского песо — на 90%. В таких разных экономических условиях строить единый валютный союз сложно и опасно, в первую очередь для Бразилии.
Спустя 3 дня министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что на саммите БРИКС в августе 2023 года будет обсуждаться вопрос о создании единой валюты блока. Но это не первые разговоры о создании новой единой валюты для стран БРИКС.
Изначально идею создания такой валюты сформулировал клуб «Валдай» еще в 2018 году. Идея заключалась в создании корзины валют наподобие СДР (специальных прав заимствования), состоящей из национальных валют стран БРИКС. Назвать новую резервную валюту предлагалось R5 на основе названий валют стран БРИКС, каждое из которых начинается с буквы R: real, rouble, rupee, renminbi, rand.
Что известно о создании единой валюты БРИКС, насколько это правильный с точки зрения экономики шаг и какие риски несет для участников, мы обсудим в этом материале.
Кто такие БРИКС
BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa — межгосударственный союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, — созданный в 2006 году.
Базовая цель объединения — создание платформы для взаимовыгодного партнерства, обеспечение финансовой, социальной стабильности в каждой из стран. В момент создания союза у стран были схожие цели и вызовы: это были развивающиеся страны с растущей экономикой.
Первая неофициальная встреча будущего союза прошла в 2006 году по инициативе российской стороны во время 61-й сессии ООН. В июне 2009 прошел первый официальный саммит в Екатеринбурге. Изначально в союз входили четыре страны: Бразилия, Россия, Индия и Китай. ЮАР вошла в состав союза в 2010 году.
На страны БРИКС приходится около 27% мировой поверхности суши, 43% мирового населения и 26% мирового ВВП. В 2009 году на страны группы приходилось 16% мирового ВВП, а в 2017 — 23%.
Согласно прогнозам Statista, рост ВВП в странах БРИКС будет опережать мировые темпы и увеличится с 24,2 трлн долларов по итогам 2021 года до 39,4 трлн долларов к 2027 году — это рост на 62%.
По данным Всемирного банка, объем мирового экспорта на конец 2021 года составил 22,4 трлн долларов, а импорта — 22,6 трлн долларов. На долю стран БРИКС пришлось 20,7% мирового экспорта и 17% мирового импорта.
Показатели стран БРИКС
Бразилия | Россия | Индия | Китай | ЮАР | |
---|---|---|---|---|---|
Номинальный ВВП, млрд $ | 1890 | 2130 | 3470 | 18 320 | 411 |
Место по ВВП в мире | 12 | 9 | 5 | 2 | 39 |
Численность населения, млн человек | 215,9 | 144,6 | 1417 | 1412 | 60,2 |
Место по численности населения в мире | 7 | 9 | 1 | 2 | 24 |
Уровень инфляции, декабрь 2022 года | 5,79% | 11,9% | 5,72% | 1,8% | 7,2% |
Темпы роста ВВП в 2022 году | 3,6% | −3,7% | 6,3% | 2,9% | 4,1% |
Государственный долг к ВВП | 80,27% | 18,2% | 89,26% | 76,9% | 69,9% |
Торговый баланс, млрд $ | 4,78 | 21,17 | −23,76 | 78,01 | 0,454 |
Золотовалютные резервы (ЗВР), млн $ | 324,7 | 581,9 | 573,7 | 3128 | 60,6 |
Место по объему ЗВР в мире | 11 | 5 | 6 | 1 | 39 |
Показатели стран БРИКС
Номинальный ВВП, млрд $ | |
Бразилия | 1890 |
Россия | 2130 |
Индия | 3470 |
Китай | 18 320 |
ЮАР | 411 |
Место по ВВП в мире | |
Бразилия | 12 |
Россия | 9 |
Индия | 5 |
Китай | 2 |
ЮАР | 39 |
Численность населения, млн человек | |
Бразилия | 215,9 |
Россия | 144,6 |
Индия | 1417 |
Китай | 1412 |
ЮАР | 60,2 |
Место по численности населения в мире | |
Бразилия | 7 |
Россия | 9 |
Индия | 1 |
Китай | 2 |
ЮАР | 24 |
Уровень инфляции, декабрь 2022 года | |
Бразилия | 5,79% |
Россия | 11,9% |
Индия | 5,72% |
Китай | 1,8% |
ЮАР | 7,2% |
Темпы роста ВВП в 2022 году | |
Бразилия | 3,6% |
Россия | −3,7% |
Индия | 6,3% |
Китай | 2,9% |
ЮАР | 4,1% |
Государственный долг к ВВП | |
Бразилия | 80,27% |
Россия | 18,2% |
Индия | 89,26% |
Китай | 76,9% |
ЮАР | 69,9% |
Торговый баланс, млрд $ | |
Бразилия | 4,78 |
Россия | 21,17 |
Индия | −23,76 |
Китай | 78,01 |
ЮАР | 0,454 |
Золотовалютные резервы (ЗВР), млн $ | |
Бразилия | 324,7 |
Россия | 581,9 |
Индия | 573,7 |
Китай | 3128 |
ЮАР | 60,6 |
Место по объему ЗВР в мире | |
Бразилия | 11 |
Россия | 5 |
Индия | 6 |
Китай | 1 |
ЮАР | 39 |
В июле 2014 года страны БРИКС создали Новый банк развития (НБР) — международную финансовую организацию, главной целью которой должно было стать финансирование инфраструктурных проектов стран-участников, а также она выступает альтернативой Всемирному банку и Международному валютному фонду.
Штаб-квартира банка расположена в Шанхае. Новое здание начали строить в 2017 году, и в сентябре 2021 городские власти официально передали его в пользование организации.
НБР получил долгосрочные кредитные рейтинги АА+ от Fitch Ratings и S&P Global Ratings, что позволяет банку привлекать финансирование на международных рынках капитала. В 2020 году НБР осуществил дебютные выпуски облигаций на международных рынках капитала: 2 млрд долларов сроком на 5 лет и 1,5 млрд долларов сроком на 3 года.
Несмотря на то что на страны БРИКС приходится 43% мирового населения и 26% мирового ВВП, их суммарные голоса в МВФ составляют только 15%, что вызывало критику у стран союза.
Так, Вадим Луков, посол по особым поручениям Министерства Российской Федерации, в 2015 году говорил следующее: «Считаем неприемлемой ситуацию, когда вместо объективной оценки экономической роли того или иного государства, а единственный объективный критерий здесь — доля в мировом ВВП, нам предлагают руководствоваться устаревшими критериями, которые были придуманы странами Запада в период холодной войны, чтобы поднять роль малых стран Западной Европы и принизить роль экономических гигантов».
В 2022 году заявки на вступление в БРИКС подали Аргентина, Иран и Алжир. Также в 2022 году о желании присоединиться к союзу говорили Египет, Турция и Саудовская Аравия. В 2023 году разработают критерии вступления в БРИКС для новых стран, и к концу года союз может расшириться. Одним из наиболее вероятных новичков в союзе по итогам года называют Саудовскую Аравию. По итогам саммита БРИКС 2023 года в ЮАР Аргентине, Египту, Эфиопии, Саудовской Аравии, Ирану и ОАЭ направили приглашения на вступление в блок.
В итоге правительство Аргентины отказалось от вступления после того как к власти там в конце 2023 года пришел прозападно настроенный либертарианец Хавьер Милей. Остальные приглашенные страны вступили в БРИКС в 2024 году — но не совсем ясен статус Саудовской Аравии: пока в этой стране не подтверждают членство в БРИКС официально, хотя на сайте Кремля об этом было заявлено как о свершившемся факте. В январе 2024 года делегатов из королевства не оказалось на первой встрече представителей клуба. При этом еще 2 января 2024 года о вступлении страны в БРИКС сообщило государственное телевидение Саудовской Аравии, но позже эта новость была удалена.
Что известно о новой валюте сейчас
Главное, на текущем этапе обсуждения ясно, что новая валюта не станет заменой национальных валют, и это хорошо.
Пример Европейского союза показывает, что переход на единую валюту стран с разным уровнем экономического развития порождает больше проблем, чем приносит пользы.
В своих решениях ЕЦБ опирается на средние значения по союзу, но внутри ЕС показатели могут сильно разниться. Например, в июне 2022 инфляция в еврозоне достигла 8,6%, но при этом на Мальте она была на уровне 6,1%, а в Эстонии — 22%. И это при целевом уровне инфляции Европейского союза в 2%.
Страны ЕС не могут проводить самостоятельную денежно-кредитную политику и вынуждены опираться на решения ЕС, которые основаны на «средней температуре по больнице».
Из-за экономического неравенства и невозможности проводить собственную денежно-кредитную политику в 2010-х разгорелся европейский долговой кризис. В 2007 году из-за замедления мировой экономики и надвигающегося ипотечного кризиса в США ЕЦБ начал поднимать ставку — и к концу года она достигла 4%.
Длительный период низких ставок привел к росту долговой нагрузки преимущественно в частном секторе. Например, в Греции долг частного сектора вырос с 83,2% ВВП в 2003 до 115% в 2007, а в Испании — с 202,8 до 276,1%.
Растущая ставка делала рефинансирование этого долга дороже, а замедление мировой экономики ограничивало возможности для погашения: денег страна зарабатывала меньше, а обслуживать долги становилось дороже.
В результате меньше денег оставалось на исполнение бюджета — и стране снова приходилось брать в долг. В разгар глобального финансового кризиса, к январю 2009, фондовый рынок Греции с пиков 2007 упал на 71%, а ВВП — на 6,8% в годовом исчислении.
В результате бюджетный дефицит Греции к 2009 году достиг 15% ВВП, а в 2010 страна оказалась на грани дефолта: собственных денег для погашения облигаций не хватало, а рефинансировать долг Греция самостоятельно не смогла. На помощь пришли Международный валютный фонд и Европейский центробанк.
Главная задача создания собственной валюты в рамках БРИКС — упрощение торговли, финансирование проектов стран — участниц союза и снижение зависимости от доллара и евро в международных расчетах. Об этом, например, в начале января говорила министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор.
На первых этапах внедрения новая валюта могла бы играть роль расчетной единицы для проведения расчетов в национальных валютах и конвертации без участия доллара. В долгосрочной перспективе она могла бы стать средством расчетов и даже получить статус резервной валюты не только для стран БРИКС, но и для других государств.
Стоимость новой валюты может определяться на основе корзины валют стран — участниц валютного союза. Вес отдельной валюты в корзине может определяться в зависимости от уровня ВВП, объема золотовалютных резервов, сальдо торгового баланса и размера государственного долга. Одна из причин, по которой валюты развивающихся стран не используются в качестве резервных, — их высокая волатильность. Создание новой валюты на основе корзины других валют могло бы решить эту проблему.
Подготовка инфраструктуры для создания валюты БРИКС и упрощения расчетов в национальных валютах началась еще в 2014 году, когда создали Новый банк развития. Позднее, в 2015, министры финансов стран БРИКС начали консультации о создании многосторонней платежной системы, аналогичной SWIFT.
Дополнительно в качестве меры ускорения и усиления валютной интеграции предлагается создать платформу для национальных валютных и фондовых бирж, что повысит ликвидность и объемы торгов валютами стран БРИКС и расширит возможности для хеджирования валютных рисков.
Реализация подобных мер исключила бы из конверсионной цепочки американские и европейские банки. Например, в настоящее время внешние расчеты с использованием безналичных транзакций в платежной системе UnionPay по паре «рубль — юань» требуют конвертации в доллары, что делает необходимым использование корреспондентских счетов в банках США.
Для решения этой задачи с 2019 года идет разработка единой платежной системы BRICS Pay, которая будет работать на территории пяти государств и объединит национальные платежные системы стран-участниц. Благодаря BRICS Pay конвертация в доллары через американские банки больше не потребуется, поскольку платежи будут производиться с использованием национальных валют стран БРИКС.
Система BRICS Pay также позволит членам союза снизить свою зависимость от международных платежных организаций, таких как SWIFT, Visa и Mastercard. Пилотный проект стартовал в ЮАР в начале апреля 2019 года. Ожидается, что полноценно BRICS Pay заработает к 2025 году.
Одним из главных инициаторов перехода на расчеты в национальных валютах выступает Россия. К 2025 году правительство планирует увеличить долю внешнеторговых расчетов в рублях в 2 раза — с 19,5 до 40%. Использование валют «дружественных» стран за аналогичный период должно увеличиться с текущих 1,6 до 20%. Таким образом, доля доллара и евро во внешней торговле снизится до 40% с текущих 78,9%.
Также стоит учитывать и экономическое сближение РФ с рядом стран БРИКС.
А нужна ли новая валюта в физическом виде
Стоит заметить, что только 6% своей внешней торговли страны БРИКС ведут друг с другом. Это уже снижает актуальность вопроса о новой валюте.
Учитывая инициативы по запуску единой платежной системы BRICS Pay, целесообразность выпуска новой валюты в физическом виде вызывает вопросы. Если платежная система будет работать как задумано, то конвертация между валютами стран БРИКС будет быстрой и удобной. При этом страны сохранят суверенитет в денежно-кредитной политике и независимость в принятии решений.
В случае перехода на единую валюту странам пришлось бы договариваться и разрабатывать общие правила проведения денежно-кредитной политики. Опыт Европейского союза показывает, что создать справедливый валютный союз с учетом потребностей всех участников невозможно. Разный уровень экономического развития будет приводить к дисбалансам и провоцировать кризисы.
Скорее всего, новая валюта может стать платежным средством для проведения внешнеторговых операций между странами — участницами БРИКС или их торговых партнеров. Купить такую валюту можно будет на биржах стран союза и использовать для оплаты товаров или услуг в безналичной форме.
Как запуск валюты БРИКС повлияет на рубль
Если идею по созданию новой валюты реализуют на основе корзины валют БРИКС, то это должно стать позитивом для рубля.
Смещение фокуса во внешней торговле на страны БРИКС снижает зависимость от санкционного давления, а переход на торговлю в национальных валютах обеспечит стабильный спрос на рубль со стороны торговых партнеров.
У России стабильно положительный торговый баланс на протяжении 25 лет. Это означает, что рост доли платежей за российский экспорт в рублях будет поддерживать валютный курс. С другой стороны, стабильный поток поступлений в страну может вызывать повышенную инфляцию, с которой придется бороться повышением ставок, что будет ограничивать экономический рост.
Программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай», макроэкономист Ярослав Лисоволик убежден, что создание новой резервной валюты на основе корзины валют стран БРИКС может приблизить национальные валюты к статусу резервных. В этом случае спрос на рубль и другие валюты стран БРИКС возрастет, что сделает их курс более стабильным.
Когда может появиться новая валюта и что про нее думают экономисты
Процесс запуска новой валюты небыстрый. Например, идея создать единую валюту для стран Европы появилась еще в 60-х годах прошлого века, но как валюта евро появился намного позже. В 1999 году началось безналичное обращение валюты, а банкноты и монеты начали циркулировать в Европе с 2002 года.
По оценкам экспертов, единая валюта в БРИКС может появиться не раньше 2050 года.
А тем временем экономист Джим О’Нил, придумавший сокращение «БРИКС», раскритиковал идею создания валюты блока и назвал ее «нелепой» . Аргументации у него особой, правда, нет: О’Нил скорее считает, что эта затея провалится, потому что за все время существования блока «БРИКС», эти страны ничего не добились в плане интеграции .
В частности, О’Нил указывает на то, что странам будет сложно договориться о создании центрального банка, нужного для разработки валюты . Английское издание Financial Times передает слова О’Нила, что создать единую валюту для пяти экономик, развитие которых идет по все более различающимся маршрутам, будет практически невозможно .
Но есть и альтернативное мнение из Бразилии: глава отдела валютной политики компании Trace Finance Эвандро Касиану считает, что валюту вполне можно создать в цифровом виде, но уйдет на это от 5 до 10 лет.
Саммит стран БРИКС — 2023
С 22 по 24 августа в ЮАР проходил саммит стран БРИКС. Обсуждения единой валюты в программе мероприятия не было, и никаких решений на этот счет на саммите не принимали.
Западные аналитики из нидерландской финансовой компании ING считали, что проведение саммита приведет в развивающихся странах к обсуждению возможных путей дедолларизации и что сами темпы развития экономики стран БРИКС определят скорость адаптации финансовых и коммерческих систем этих стран к недолларовым расчетам.
Может быть, позже мы услышим о серьезных инициативах в деле создания единой валюты или как минимум о новом витке дедолларизации экономик стран БРИКС — со взаимным сокращением долларовых резервов ЦБ этих стран, постепенным переходом на расчеты в национальных валютах при торговле друг с другом и так далее. Некоторые признаки этого мы видим уже сейчас.
Еще до того как получить приглашение вступить в БРИКС, Аргентина и Египет начали переход к расчетам в других валютах. В июне 2023 года Египет сообщил, что за импорт товаров из КНР, РФ и Индии будет платить в национальных валютах этих стран. А Аргентина с апреля 2023 года производит расчеты с КНР в юанях.
В целом разговоры про валюту БРИКС — это, по сути, одна из вариаций бесед на тему дедолларизации экономик развивающихся стран. Вице-президент ЮАР Пол Машатале перед проведением саммита в августе 2023 года сказал, что лидеры стран БРИКС будут обсуждать на мероприятии возможности дедолларизации.
Публичных заявлений на эту тему не было, но, возможно, между участниками саммита происходили кулуарные переговоры и в ходе непубличных обсуждений они пришли к каким-то предварительным договоренностям. Так что, может быть, в ближайшие полгода мы услышим что-то на тему снижения доли доллара в расчетах между странами БРИКС.
Понятно, что создать новую единую валюту будет крайне сложно и, может быть, даже невозможно.
Но, как показала история с заморозкой части российского золотовалютного запаса, операции в долларах и евро для развивающихся стран могут быть опасны.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique