Минфин отчитался о рекордном дефиците бюджета в январе: что происходит
Мы обновили текст 23 мая 2023 года после выхода уточненной оценки исполнения бюджета.
6 февраля Минфин отчитался об исполнении федерального бюджета в январе 2023 года. По сравнению с январем 2022 года доходы сократились более чем на треть, а расходы выросли на две трети. В итоге между ними образовалась пропасть размером 1,65 трлн рублей.
Это самый крупный январский дефицит за всю современную российскую историю — с 1991 года. И больше половины от запланированного по итогам всего 2023 года дефицита.
Разбираемся, отчего так вышло и как это повлияет на положение дел в экономике.
Почему сократились доходы
Наполняемость российской казны сильно зависит от налогов на производителей энергоресурсов. Их доля в годовом бюджете 2023 года по плану составляет 34% от всех доходов. Потому главной причиной сокращения бюджетных поступлений в январе стала низкая цена на продаваемую за рубеж нефть и снижение объемов экспорта газа. Предприятия нефтегазового сектора пополнили казну всего на 426 млрд рублей. Это почти вдвое меньше январских поступлений в прошлом году.
Дешевая нефть. С нефтью все очевидно: российская марка Urals в январе подешевела до 49,5 $ за баррель. Для сравнения: год назад она торговалась в 1,7 раза дороже — по 85,6 $. С учетом того, что к котировкам Urals привязана экспортная пошлина на нефть, доходы бюджета падают так же стремительно.
Российская нефть дешевеет после ввода нефтяного эмбарго и потолка цен от ЕС в декабре 2022 года. Чтобы сохранить объемы добычи и сбыта, экспортеры вынуждены делать существенные скидки оставшимся покупателям.
В первую очередь это связано с более сложной логистикой: поставки в Азию затратнее, чем в Европу. Также приходится считаться с рисками вторичных санкций, которые несут контрагенты наших нефтяников. То есть Россия оказалась в ситуации, при которой цену диктует не продавец, а покупатель. В итоге дисконт Urals к эталонной марке Brent в январе достиг рекордных 43%.
Снижение нефтяных доходов бюджета в январе составило 43,5% по сравнению с январем 2022 года.
Газовая просадка. С газом ситуация тоже непростая. Поставки в Европу стремительно сокращаются, а рост продаж в Китай, который неоднократно отмечали в «Газпроме», не компенсирует эти потери.
В конце прошлого года бюджет поддержали перечисления от «Газпрома» в виде разового налога на добычу полезных ископаемых. С октября по декабрь монополист ежемесячно выплачивал в казну дополнительные 416 млрд рублей. На фоне этих крупных вливаний газовые доходы января выглядят совсем скромными: 44 млрд от налогов на добычу полезных ископаемых и 71 млрд экспортной пошлины. В сумме это на 42,5% меньше, чем соответствующие доходы января 2022 года.
Запаздывающие налоги. В январском бюджете сильно сократились не только нефтегазовые доходы. По остальным статьям снижение к январю прошлого года совокупно составило 28%. Больше всего просели статьи с НДС и налогом на прибыль.
Как объяснили в Минфине, сборы внутреннего налога на добавленную стоимость сократились из-за нового порядка возмещения НДС, который действует с апреля 2022 года. По нему государство возвращает организациям уплаченный ранее налог быстрее.
Если раньше процедура занимала 3 месяца, то теперь вычет можно получить за несколько дней, чем российский бизнес активно пользуется. В итоге квартальные объемы возмещения перераспределяются в основном на первый месяц. Следовательно, в феврале и марте доходы от внутреннего НДС должны оказаться выше.
В министерстве отмечают, что исчисленный по декларациям налог для уплаты в первом квартале 2023 года составляет 1,96 трлн рублей, а это на 23% больше показателя прошлого года.
Ранее в ведомстве оценили, как повлияло на собираемость налогов введение с 1 января единого налогового счета (ЕНС). Он призван упростить российскому бизнесу процедуру уплаты налогов и взносов, которые теперь будут перечисляться одним платежом.
Новый механизм сдвинул сроки зачисления денег в бюджет, что также сказалось на графике его наполняемости: по состоянию на 1 февраля нераспределенными остались 525,5 млрд рублей.
В общем итоге январские доходы бюджета составили 1,36 трлн рублей и оказались на 35% меньше, чем поступления в январе 2022 года.
Исполнение бюджета РФ, млрд рублей
Январь 2023 | Изменение к январю 2022 | |
---|---|---|
Доходы в общем | 1356 | −35,1% |
Нефтегазовые доходы | 426 | −46,4% |
Ненефтегазовые доходы | 931 | −28,1% |
Расходы | 3117 | +58,7% |
Дефицит | 1760 | −1885 |
Исполнение бюджета РФ, млрд рублей
Доходы в общем | |
Январь 2023 | 1356 |
Изменение к январю 2022 | −35,1% |
Нефтегазовые доходы | |
Январь 2023 | 426 |
Изменение к январю 2022 | −46,4% |
Ненефтегазовые доходы | |
Январь 2023 | 931 |
Изменение к январю 2022 | −28,1% |
Расходы | |
Январь 2023 | 3117 |
Изменение к январю 2022 | +58,7% |
Дефицит | |
Январь 2023 | 1760 |
Изменение к январю 2022 | −1885 |
Почему выросли расходы
После ввода западных санкций российский Минфин перестал публиковать детализированный отчет по бюджетным расходам. То есть мы не знаем, на что государство тратит деньги, а лишь можем видеть итоговую сумму. В январе она составила 3 трлн рублей. Это на 53% больше, чем годом ранее. Именно рост расходов стал главным фактором рекордного для начала года дефицита.
Минфин поскупился на объяснения этого скачка. В ведомстве сослались на ускоренное заключение контрактов и их раннее авансирование, не уточнив, о каких именно сделках идет речь. Расходы на госзакупки превысили 40% всех бюджетных трат января, составив 1,3 трлн рублей. По сравнению с январем 2022 года рост более чем в пять раз.
Январские расходы этого года не стали рекордными. Месяцем ранее государство потратило больше 7 трлн рублей, сильно увеличив итоговый годовой дефицит. В Минфине это объяснили переносом части дополнительных расходов 2023 года, необходимость в которых появилась уже после сведения трехлетнего федерального бюджета. Характер этих непредвиденных расходов тогда тоже раскрывать не стали.
Что будет дальше
Если динамику расходов, которые государство не афиширует, прогнозировать все более проблематично, то перспективы доходной части бюджета представляются яснее.
Еще одно эмбарго. В первую очередь на доходы продолжат влиять санкции в отношении российских энергоресурсов. В феврале вступили в силу новые ограничения.
Теперь под запретом морские поставки из России в ЕС не только сырой нефти, но и нефтепродуктов. Также введены предельные цены на дизель и мазут. А с 15 февраля начнет действовать аналогичный потолок на газ.
Очередное эмбарго затронет большую часть российских нефтепереработчиков: Европа была для них крупнейшим рынком сбыта. Совсем не факт, что поставки нефтепродуктов получится перенаправить в Азию, как это произошло с нефтью.
В Китае и Индии сильная нефтеперерабатывающая промышленность, поэтому большой потребности в российском дизеле и мазуте у них может не оказаться. Если такие закупки и будут происходить, то наверняка с большим дисконтом, считают эксперты.
Очевидно, что на наполняемости российского бюджета новые санкции скажутся отрицательно. Предвидя недобор по нефтегазовым доходам, Минфин в феврале принял решение втрое нарастить изъятия из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Очередной цикл продажи валюты из резервов должен пополнить казну на 160 млрд рублей.
В кубышку — за золотом. В правительстве рассчитывают и дальше обеспечивать устойчивость бюджетной системы за счет денег ФНБ. При этом продажей юаней оно себя уже не ограничивает. В январе для компенсации недополученных доходов Минфин впервые пошел на продажу из резервов золота. Масштабы этого изъятия пока скорее символические: 3,6 тонны из более чем 550 имеющихся.
Похоже, в рукаве министерства есть и другие варианты увеличения доходов бюджета. В феврале там заявили, что прорабатывают переход на альтернативную систему налогообложения нефтяной отрасли. В СМИ уже появились версии, как это могут реализовать.
Так, размер налога могут отвязать от котировок Urals и поставить в прямую зависимость от цены марки Brent. В этой ситуации экспортеры должны будут стремиться договариваться на лучших условиях и сокращать свои скидки. А при росте цены продажи вырастут и объемы налогов. Сработает ли этот механизм и будет ли вообще реализован, пока говорить рано.
Каким будет дефицит. Если исходить из плановых показателей доходов и расходов, заложенных в законе о бюджете, 2023 год Россия должна закончить с дефицитом 2,9 трлн рублей. Но больше половины этой суммы казна недосчиталась уже по итогам января. Так что сценарий, считавшийся базовым, маловероятен. При нынешних ценах на российскую нефть эксперты пророчат дефицит по итогам года не ниже 5 трлн рублей.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.