«Детский мир» — лидер на розничном рынке детских товаров в России и Казахстане. На 30 сентября торговая сеть составляла 792 магазина в 306 городах. 2 ноября «Детский мир» выпустил пресс-релиз по итогам девяти месяцев 2020 года. Я разобрал самые важные события из отчета компании.

Основные финансовые показатели

«Детский мир» публикует данные финансовой отчетности в двух вариантах: по новому стандарту МСФО 16, на который компания перешла с 1 января 2018 года, и по старому стандарту МСФО 17, в котором иначе учитывается арендная недвижимость. В этом обзоре я буду давать данные по МСФО 17, поскольку они позволяют корректно проследить динамику показателей за более длительный период.

За девять месяцев 2020 года «Детский мир» увеличил выручку на 10% год к году — с 89,9 до 98,4 млрд рублей.

Благодаря карантину в первом полугодии онлайн-продажи выросли в два с половиной раза — до 22,1 млрд рублей, что составляет 22,5% от всей выручки.

«Детский мир» продает в магазинах детское питание, поэтому магазины работали даже во время пандемии и компания избежала массового закрытия торговых точек. Однако в какой-то момент компания вынуждена была закрыть несколько десятков своих магазинов. Сильнее всего пострадала торговая сеть, расположенная в Казахстане, где были введены более жесткие ограничительные меры, чем в России.

В результате выручка магазинов «Детский мир» в Казахстане за девять месяцев 2020 года снизилась на 7% год к году — до 2,4 млрд рублей, в то время как в России ретейлер заработал за тот же период на 10% год к году больше — 94,7 млрд рублей.

Практически всю выручку компании приносит розничная сеть «Детский мир», а прочие направления дают только 1,3% общих доходов.

В третьем квартале 2020 года холдинг закрыл 52 магазина сетей ELC и ABC, где преимущественно продавались детские товары для развития и творчества. Менеджмент решил повысить рентабельность холдинга, закрыв менее прибыльные точки и сконцентрировав усилия на пунктах выдачи заказов из интернет-магазина. Это маленькие магазины, которые приносят больше выручки в расчете на квадратный метр торговой площади.

Себестоимость реализации выросла за девять месяцев 2020 года на 11% год к году — до 68,3 млрд рублей, а коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 2% год к году — до 19,1 млрд рублей. В результате операционная прибыль составила 11 млрд рублей, что на 16% больше, чем было заработано за девять месяцев 2019 года.

Финансовые расходы остались примерно на уровне 2019 года, но у компании убыток в размере 2,6 млрд рублей от курсовых разниц — из-за сильной девальвации рубля по итогам первых девяти месяцев 2020 года.

Компания заплатила на 25% год к году больше в качестве налога на прибыль. В результате чистая прибыль компании сократилась на 25% год к году — до 3,4 млрд рублей. Скорректированная прибыль компании, которая исключает из результатов бонусы и выплаты менеджменту в рамках долгосрочной мотивации, снизилась на 23% год к году — до 3,8 млрд рублей.

Что с долгом и дивидендами

На 30 сентября 2020 года общий долг «Детского мира» составлял 19,7 млрд рублей, из которых на краткосрочный долг приходится 44,3%. Чистый долг вырос на 4% год к году — до 18,2 млрд рублей. Уровень долговой нагрузки, который рассчитывается как коэффициент «чистый долг / EBITDA», на конец третьего квартала составил 1,2, что считается приемлемым.

Дивидендная политика компании предполагает направлять на выплаты акционерам не менее 50% чистой прибыли по МСФО — при условии, что денег хватает на обслуживание долга и реализации инвестиционной программы.

В сентябре на общем собрании акционеров по итогам первой половины 2020 года были утверждены дивиденды в размере 1,8 млрд рублей, или 2,5 Р на акцию. В пресс-релизе менеджмент сообщил, что направит на дивиденды всю чистую прибыль за девять месяцев 2020 года. То есть общий размер дивидендов в 2020 году может составить 7,8 млрд рублей, что соответствует 10,6 Р на одну обыкновенную акцию.

Что в итоге

Компания продемонстрировала сильные финансовые результаты работы во время пандемии и кризиса. Выручка и операционная прибыль выросли до рекордных уровней. Чистая прибыль за девять месяцев снизилась впервые за несколько лет, но падение связано с переоценкой валютной кредитной задолженности.

Серьезную поддержку финансовым показателям холдинга оказали онлайн-продажи на фоне изменения покупательских привычек из-за пандемии коронавируса.

В сентябре компания запустила оплату покупок через систему быстрых платежей, которая позволит клиентам осуществлять бесконтактную оплату по QR-коду во всех розничных магазинах «Детского мира» в России.

В октябре этого года было объявлено о запуске собственного маркетплейса. На онлайн-площадке поставщики в личном кабинете смогут создавать товары и управлять ассортиментом, регулировать цены и получать аналитическую отчетность. Менеджмент планирует расширить ассортимент товаров до 2,4 млн позиций, сотрудничая с ведущими российскими и иностранными брендами детских товаров.

При этом компания закрыла направление бизнеса, связанное с развитием розничных сетей по продаже детских товаров для творчества и развития. Вместо этого она направит усилия на расширение сети пунктов выдачи заказов сверхмалого формата.

У компании теперь все 100% акций находятся в свободном обращении, это беспрецедентный случай для российского фондового рынка. Только время покажет, сможет ли компания успешно работать в интересах акционеров без наличия в структуре капитала крупных собственников, которые могли бы влиять на важные стратегические решения.