Что будет, если Европа откажется от российской нефти
14 апреля крупнейшие нефтяные трейдеры Trafigura и Vitol заявили о том, что будут сокращать закупки российской нефти.
Trafigura будет делать это начиная с 15 мая, Vitol — с конца 2022 года.
Дело в том, что в середине марта Евросоюз ввел санкции против «Роснефти», «Газпром-нефти» и «Транснефти». Теперь сделки и транзакции с этими компаниями в ЕС запрещены. Исключение — операции, «которые необходимы для импорта или транспортировки ископаемого топлива, в частности угля, нефти и природного газа, а также титана, алюминия, меди, никеля, палладия и железной руды из России или через Россию».
Скорее всего, это значит, что ограничения не коснутся нефти, которая поставляется по замкнутому трубопроводу. Но затронут продажи посредников, то есть трейдеров, которые в основном поставляют нефть в Европу танкерами.
Как Россия поставляет свою нефть
Россия перестала раскрывать данные о добыче и экспорте нефти. Но в начале года страна экспортировала около 5 млн баррелей сырой нефти в сутки. Половина из них отправлялась в страны ЕС, остальное в основном в Азию.
То есть Россия отправляла в Европу 2,5 млн баррелей сырой нефти. Из них 0,8 млн баррелей шли «по трубе» — по нефтепроводу «Дружба», — это в основном нефть по долгосрочным контрактам. Остальные поставки шли танкерами. Трейдеры преимущественно выступали посредниками при танкерных поставках, то есть обеспечивали больше половины нашего экспорта в ЕС.
Еще 2,8—3 млн баррелей в сутки — это экспорт нефтепродуктов, по большей части дизеля и мазута. Из этого объема экспорта чуть больше половины — 1,54 млн баррелей — также приходится на Евросоюз.
Бензин, который Россия производит, используется в основном на внутреннем рынке. Но при производстве бензина, который будет потребляться на российских заправках, вырабатывается и мазут — и его нужно куда-то направлять. Поэтому Россия зависит от его экспорта.
Раньше мазут использовали для производства электричества. Сейчас электроэнергию производят на природном газе и мазут как резервное топливо внутри не потребляется. Теперь уже бывший глава «Лукойла» Вагит Алекперов даже жаловался, что из-за санкций хранилища мазута уже переполнены и это может привести к остановке НПЗ.
Что происходит с российской нефтью сейчас
Так как данные об экспорте нефти закрыты, мы не можем судить, сколько нефти было перекачано по трубе. Но можем узнать, сколько отправилось на экспорт танкерами: статистика по ним доступна.
В марте Россия ежедневно перевозила танкерами в Европу 800 тысяч баррелей сырой нефти. То есть танкерный экспорт упал на миллион баррелей в сутки. В общем объеме экспорта это падение на 15% по сравнению с февралем. Скидки на российскую нефть сейчас рекордно высоки.
Связано это в основном с тем, что на рынке слишком большая неопределенность. Например, индийская компания готова купить у России танкер нефти, но пока он придет, пройдет один или два месяца — непонятно, введут ли новые санкции за это время. Можно предполагать, что такая ситуация неопределенности сохранится до конца 2022 года.
Когда ситуация станет стабильной, быстро возникнут новые схемы поставок.
Даже если крупнейшие трейдеры откажутся работать с российской нефтью, можно продолжить работу с более мелкими. Вопрос в том, какую скидку Россия готова будет предоставить.
Можно посмотреть на страны, которые оказались в похожем положении. Иран и Венесуэла находятся под жесткими санкциями дольше, чем Россия. Их экспорт нефти сократился, но даже в худшие моменты они не теряли его полностью — максимум наполовину. Варианты, которые для них остаются, — продажа через посредников, которые смешивают санкционную нефть с какой-нибудь другой, и вот это уже не санкционный продукт.
Раньше Венесуэла продавала нефть в Индию, а теперь крупнейший покупатель венесуэльской нефти — Китай. Но он покупает ее не напрямую у Венесуэлы, а через Малайзию.
Можно ли заменить российскую нефть
У Евросоюза есть план полностью отказаться от российского ископаемого топлива к 2027 году, а к концу текущего года сократить спрос на две трети.
Пока от российской нефти отказалась Австрия, а к концу года намерена отказаться Великобритания. Также Германия заявила, что хочет полностью отказаться от российской нефти к концу года. Но пока неясно, как они это реализуют.
Нефтеперерабатывающие заводы в Восточной Германии стоят на нефтепроводе «Дружба». Другой логистики у них нет, они находятся в удалении от морских портов. Если они захотят переключиться на другую нефть, это будет значить, что надо организовывать логистику поставок нефти. А как это сделать, непонятно. Даже если они привезут нефть танкерами из Саудовской Аравии, надо еще как-то доставить ее до НПЗ в центр Германии.
Также нужно учитывать, что в Евросоюзе есть ряд наиболее зависимых от российской нефти стран — Болгария, Чехия, Венгрия, Словакия. Их система обеспечения нефтепродуктами основана на поставках из России. Вся Восточная Европа зависит от российской нефти на 80—90%.
В целом российскую нефть, поставляемую танкерами, можно замещать нефтью с Ближнего Востока — из Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов. В этом случае Россия может лишиться до трети всего своего нефтяного экспорта.
Какими будут последствия для России
Главным последствием отказа Европы от российской нефти, конечно, будет переориентация нефтяных поставок из РФ на Азию. Вот чего еще стоит ждать.
Российская нефть будет продаваться со скидкой. Сейчас скидка на Urals очень велика — 35—37 $ (2625—2775 ₽) за баррель. Но если посмотреть на венесуэльскую нефть, то на нее скидка когда-то достигала 20 $ (1500 ₽). А теперь новые схемы поставки уже выстроены и скидка составляет 5—10 $ (375—750 ₽) за баррель. Это значит, что Россия в перспективе может вернуться к таким дисконтам, когда ситуация стабилизируется. Но, скорее всего, нефть все равно придется продавать со скидкой.
Нефтегазовые доходы бюджета сократятся. Доля нефтегазовых доходов в российском бюджете велика. Например, в 2021 году она составляла 36%. Причем основную часть, до 85%, приносит именно нефть. Так что российский бюджет будет терять деньги с точки зрения налоговых доходов.
Сейчас в бюджете заложена цена 62 $ (4650 ₽) за баррель, а Urals с учетом скидки торгуется по цене больше 70 $ (5250 ₽). То есть бюджет этого года, скорее всего, будет исполнен. Но, вероятно, Россия получит на 10—15% меньше, чем могла бы.
Поставки нефти будут занимать больше времени. Из России в Азию проложен только один нефтепровод, это «Восточная Сибирь — Тихий океан», ВСТО. У него есть ответвление, ведущее в Китай, по которому можно перекачивать до 15 млн тонн в год. Конечная точка его основной ветки — порт Козьмино в Приморском крае, откуда нефть дальше танкерами перевозится в Китай, Японию и Корею. Проблема в том, что перекачать больше по этому нефтепроводу невозможно, он используется на 100% своей мощности.
То есть отправлять в Азию ту нефть, которую Россия не сможет продать в Европу, можно будет только танкерами. Но доставляться она будет в два раза дольше, чем в Европу, — в среднем 29 дней вместо 15.
Скорее всего, основным рынком для российской нефти станет Индия. Китай пока ведет себя осторожно и не увеличивает закупку российской нефти. РФ и так их крупнейший поставщик, а китайское правительство придерживается мнения, что нельзя зависеть только от одного источника ресурсов.
Сейчас известно, что закупки российской нефти увеличила Индия, хотя раньше РФ обеспечивала небольшую часть их поставок — всего 5—6%. Так что на данный момент для России Индия выглядит самым реальным и перспективным направлением.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.