8 апреля Евросоюз ввел новые санкции против России. Они коснулись угля, морских перевозок, авиации и рыболовецкой отрасли.

Разбираем основные последствия нового пакета санкций. Пока они выглядят не слишком значительными, за исключением ограничений на импорт угля.

Запрет на импорт всех видов российского угля

Как говорится в сообщении Еврокомиссии, новый запрет затрагивает четверть всего российского экспорта угля на сумму 8 млрд евро в год.

По оценкам аналитика «Финама» по металлургии Алексея Калачева, в прошлом году Россия продала всех видов угля на 18 млрд евро. Новая оценка Еврокомиссии, видимо, приведена в ценах этого года — они выросли в полтора раза.

Новые санкции хоть и не потребуют от России снижать добычу угля, но все равно будут довольно болезненными, считает Калачев. Дополнительная сложность в том, что Япония также намерена снижать импорт российского угля.

«Допустим, мы перебросим уголь на юго-восток: Китай — безразмерный рынок, они будут брать со скидкой, Индия очень интересуется российским углем. Но как быть с транспортировкой? В том направлении и так начнут поставлять металлы и нефть, тоже пострадавшие от санкций. Но это направление забито до предела, к тому же там идет еще контейнерный транзит из Китая. Предстоит масса сложностей: надо найти покупателя, удлинятся сроки поставки, вырастут валютные риски, потому что, видимо, рассчитываться придется в национальных валютах, будут дополнительные транспортные риски, под вопросом наличие перевозочных мощностей, непонятно, что с доступом к портам и страховкой, потому что многие компании отказываются страховать российские грузы. Но все это не так страшно, пока мировые цены на уголь сохраняются высокими, а оснований для их падения пока нет».

Новый запрет начнет действовать с 10 августа. До этого сторонам будет разрешено выполнять контракты, заключенные до 9 апреля.

Полный запрет российским и белорусским грузовым дорожным операторам работать в ЕС. Запрет на заход судов под российским флагом в порты Евросоюза

Эти ограничения, по мнению Еврокомиссии, должны «подорвать торговлю, осуществляемую посредством автомобильных и морских перевозок как из России, так и в Россию».

Но на самом деле доля грузов, которые перевозили российские транспортные компании и суда под российским флагом, не так велика. Грузовые перевозчики уже с 2014 года уходили с западного направления, передавая контракты белорусским компаниям, а некоторое время назад практически перестали ездить в Европу через западные границы России, сказал РБК президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Теперь на западных границах страны российские грузы возят в основном транспортные компании из прибалтийских стран.

«Очень небольшой процент грузов мы возим под российским флагом по морю, — говорит директор Института комплексных исследований национальной морской политики РТУ МИРЭА Александр Балыбердин. — Например, исключительно под российским флагом должны ходить газовозы и осуществляться каботажные перевозки — то есть те, которые совершаются вдоль берегов страны».

По его словам, общий объем российских морских грузоперевозок — включая экспорт и импорт — в 2021 году составил 835 млн тонн. Из них под российским флагом было перевезено всего 25 млн тонн, то есть около 3%.

По данным ЕС, российский торговый флот насчитывает 2873 судна — и «эти суда больше не смогут заходить в европейские порты». Балыбердин говорит, что под российским флагом ходит 1191 судно, еще 255 российских судов ходят под так называемым удобным флагом других стран. По его словам, российские суда возят нефть, сжиженный газ, зерно, удобрения, химикаты, то есть товары, в которых остро нуждается рынок ЕС. Именно для этих товаров европейские страны могут сделать исключение. В официальном журнале Евросоюза говорится, что «до 10 августа регуляторы европейских стран могут разрешить российским грузовикам (судам) въехать на территорию ЕС (зайти в порт), если речь идет о перевозке нефти, нефтепродуктов, газа, титана, алюминия, меди, никеля, палладия, железной руды, фармацевтических и медицинских товаров, сельскохозяйственных товаров, ядерного топлива и каменного угля».

Изменение правил в отношении авиационного лизинга

Из нового пакета санкций следует, что ЕС разрешил европейским компаниям выполнять заключенные до 26 февраля лизинговые контракты и принимать платежи по ним.

Раньше лизинговые компании были обязаны разорвать контракты с российскими перевозчиками до конца марта, после этого воздушные суда стали арестовывать за рубежом. Всего в лизинге у международных компаний находится более половины российского авиационного флота — 515 самолетов.

Новые правила пока касаются только финансового лизинга, по условиям которого самолет в конце срока эксплуатации переходит российскому перевозчику.

Но самой популярной схемой в России был операционный лизинг, по условиям которого самолет возвращается лизингодателю. Актуальных данных о том, сколько самолетов сейчас находится в финансовом лизинге, нет. Но в 2018 году у «Аэрофлота» было 36 судов в финансовом лизинге и 310 — в операционном. У авиакомпаний S7 и «Уральские авиалинии» все самолеты находятся в операционном лизинге.

Тем не менее это смягчение изначальных жестких требований Евросоюза, утверждает Роман Гусаров, главный редактор портала «Авиа-ру». «Я думаю, что на самом деле послабление ЕС может коснуться и операционного лизинга, если условия по нему изменят и он тоже будет заканчиваться выкупом самолета, — говорит Гусаров. — Это смягчение было неизбежно, потому что иначе потери для международных лизингодателей были бы слишком велики».

Запрет на экспорт технологической продукции, типографской бумаги, цветов, клубней и луковиц растений

ЕС расширил эмбарго на поставки в Россию оборудования, которое может способствовать «совершенствованию военного и технологического потенциала» страны. Это, например, измерительные приборы, буровые установки, оборудование и компоненты для квантовых компьютеров, квантовая электроника, вакуумные насосы.

Еврокомиссия рассчитывает, что это «повлияет на те сектора, где Россия уязвима».

Кроме того, запрещен экспорт товаров, которые могут способствовать «улучшению промышленных возможностей» страны. Это тоже длинный список, куда вошли краски, лаки, кинопленка, ванны, души, унитазы, бумага и картон, автомобильные замки, некоторые станки, трансформаторы и аккумуляторы.

Также запрет коснулся продукции для нефтехимической отрасли и оборудования для производства сжиженного природного газа. Такого оборудования, по данным ФТС, Россия в 2021 году ввезла из ЕС на 750 млн долларов.

Как именно запрет на экспорт такой широкой группы товаров скажется на российской экономике — пока неясно. Объемы выпадающего экспорта ЕС в Россию Еврокомиссия оценивает в 10 млрд евро.

Запрет на экспорт типографской бумаги, скорее всего, коснется издателей, которые выпускают дорогие книги на мелованной бумаге с картинками и фотографиями, говорит генеральный директор издательств Individuum и Popcorn Books Алексей Докучаев. «Основную массу книг печатают на российской бумаге», — утверждает он.

По некоторым оценкам, на мелованной бумаге печатается около трети выпускаемых в России книг и переход на бумагу из Китая приведет к подорожанию таких книг в 2,5 раза.

«Больше проблем будет с красителями, которые были в основном европейскими, но их можно будет заместить китайскими, хотя непонятно, насколько быстро это получится», — говорит Докучаев. По его прогнозам, яснее ситуация для издателей станет летом, когда на складах закончатся запасы бумаги и красителей.

Хуже придется цветоводам. Посадочный материал для наиболее популярных в России цветов — роз и тюльпанов — на 100% импортный, рассказал президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников. Теперь придется размножать и выводить эти цветы самим или искать альтернативных поставщиков.

Запрет на импорт из России некоторых типов древесины, цемента, калийных и сложных удобрений, морепродуктов, спиртных напитков, икры и ракообразных

Пока можно сказать, что от новых запретов пострадает вылов краба. «В России ежегодно добывается больше 90 тысяч тонн крабов, из них около 50 тысяч тонн, то есть больше 50%, идет на экспорт в Европу и оттуда — в США», — говорит вице-президент Ассоциации торговых и промышленных предприятий рыбного рынка Александр Фомин.

Теперь европейский и американский рынок для российских крабов будет закрыт, рыбакам придется переориентироваться на Азию и продавать с дисконтом, а значит, терять в выручке. Есть небольшая вероятность, что крабовое мясо в России может подешеветь, но самое дешевое крабовое мясо стоит минимум 40 $⁣ (3312 Р) за килограмм — для российского потребителя это слишком дорого. Так что скорее рыбаки остановят вылов, считает Фомин.

Что в итоге

  1. Самый болезненный из новых запретов — на импорт российского угля в Евросоюз. На то, чтобы переориентироваться на другие страны, скорее всего, уйдет много времени и денег.
  2. Пока на втором месте по чувствительности — запрет на импорт ракообразных, к которым относятся крабы. Россия экспортировала в Европу и оттуда в США больше половины добываемых крабов.
  3. Запрет на экспорт мелованной бумаги отразится на издательской отрасли. Теперь в России будут издавать меньше дорогих альбомов и книг с картинками. А те, что все-таки издадут, будут стоить дороже.
  4. Изменение условий для авиационного лизинга — по нынешним временам неплохая новость. Возможно, теперь российским авиакомпаниям удастся легально выкупить часть своих самолетов.
  5. Теперь из Европы в Россию запрещено экспортировать измерительные приборы, буровые установки, оборудование и компоненты для квантовых компьютеров, вакуумные насосы, краски, лаки, кинопленку, ванны, души, унитазы, автомобильные замки, трансформаторы и аккумуляторы.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.