Новые санкции Евросоюза: разбираем главное

63
Новые санкции Евросоюза: разбираем главное

8 апреля Евросоюз ввел новые санкции против России. Они коснулись угля, морских перевозок, авиации и рыболовецкой отрасли.

Разбираем основные последствия нового пакета санкций. Пока они выглядят не слишком значительными, за исключением ограничений на импорт угля.

Запрет на импорт всех видов российского угля

Как говорится в сообщении Еврокомиссии, новый запрет затрагивает четверть всего российского экспорта угля на сумму 8 млрд евро в год.

По оценкам аналитика «Финама» по металлургии Алексея Калачева, в прошлом году Россия продала всех видов угля на 18 млрд евро. Новая оценка Еврокомиссии, видимо, приведена в ценах этого года — они выросли в полтора раза.

Новые санкции хоть и не потребуют от России снижать добычу угля, но все равно будут довольно болезненными, считает Калачев. Дополнительная сложность в том, что Япония также намерена снижать импорт российского угля.

«Допустим, мы перебросим уголь на юго-восток: Китай — безразмерный рынок, они будут брать со скидкой, Индия очень интересуется российским углем. Но как быть с транспортировкой? В том направлении и так начнут поставлять металлы и нефть, тоже пострадавшие от санкций. Но это направление забито до предела, к тому же там идет еще контейнерный транзит из Китая. Предстоит масса сложностей: надо найти покупателя, удлинятся сроки поставки, вырастут валютные риски, потому что, видимо, рассчитываться придется в национальных валютах, будут дополнительные транспортные риски, под вопросом наличие перевозочных мощностей, непонятно, что с доступом к портам и страховкой, потому что многие компании отказываются страховать российские грузы. Но все это не так страшно, пока мировые цены на уголь сохраняются высокими, а оснований для их падения пока нет».

Новый запрет начнет действовать с 10 августа. До этого сторонам будет разрешено выполнять контракты, заключенные до 9 апреля.

Полный запрет российским и белорусским грузовым дорожным операторам работать в ЕС. Запрет на заход судов под российским флагом в порты Евросоюза

Эти ограничения, по мнению Еврокомиссии, должны «подорвать торговлю, осуществляемую посредством автомобильных и морских перевозок как из России, так и в Россию».

Но на самом деле доля грузов, которые перевозили российские транспортные компании и суда под российским флагом, не так велика. Грузовые перевозчики уже с 2014 года уходили с западного направления, передавая контракты белорусским компаниям, а некоторое время назад практически перестали ездить в Европу через западные границы России, сказал РБК президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Теперь на западных границах страны российские грузы возят в основном транспортные компании из прибалтийских стран.

«Очень небольшой процент грузов мы возим под российским флагом по морю, — говорит директор Института комплексных исследований национальной морской политики РТУ МИРЭА Александр Балыбердин. — Например, исключительно под российским флагом должны ходить газовозы и осуществляться каботажные перевозки — то есть те, которые совершаются вдоль берегов страны».

По его словам, общий объем российских морских грузоперевозок — включая экспорт и импорт — в 2021 году составил 835 млн тонн. Из них под российским флагом было перевезено всего 25 млн тонн, то есть около 3%.

По данным ЕС, российский торговый флот насчитывает 2873 судна — и «эти суда больше не смогут заходить в европейские порты». Балыбердин говорит, что под российским флагом ходит 1191 судно, еще 255 российских судов ходят под так называемым удобным флагом других стран. По его словам, российские суда возят нефть, сжиженный газ, зерно, удобрения, химикаты, то есть товары, в которых остро нуждается рынок ЕС. Именно для этих товаров европейские страны могут сделать исключение. В официальном журнале Евросоюза говорится, что «до 10 августа регуляторы европейских стран могут разрешить российским грузовикам (судам) въехать на территорию ЕС (зайти в порт), если речь идет о перевозке нефти, нефтепродуктов, газа, титана, алюминия, меди, никеля, палладия, железной руды, фармацевтических и медицинских товаров, сельскохозяйственных товаров, ядерного топлива и каменного угля».

Изменение правил в отношении авиационного лизинга

Из нового пакета санкций следует, что ЕС разрешил европейским компаниям выполнять заключенные до 26 февраля лизинговые контракты и принимать платежи по ним.

Раньше лизинговые компании были обязаны разорвать контракты с российскими перевозчиками до конца марта, после этого воздушные суда стали арестовывать за рубежом. Всего в лизинге у международных компаний находится более половины российского авиационного флота — 515 самолетов.

Новые правила пока касаются только финансового лизинга, по условиям которого самолет в конце срока эксплуатации переходит российскому перевозчику.

Но самой популярной схемой в России был операционный лизинг, по условиям которого самолет возвращается лизингодателю. Актуальных данных о том, сколько самолетов сейчас находится в финансовом лизинге, нет. Но в 2018 году у «Аэрофлота» было 36 судов в финансовом лизинге и 310 — в операционном. У авиакомпаний S7 и «Уральские авиалинии» все самолеты находятся в операционном лизинге.

Тем не менее это смягчение изначальных жестких требований Евросоюза, утверждает Роман Гусаров, главный редактор портала «Авиа-ру». «Я думаю, что на самом деле послабление ЕС может коснуться и операционного лизинга, если условия по нему изменят и он тоже будет заканчиваться выкупом самолета, — говорит Гусаров. — Это смягчение было неизбежно, потому что иначе потери для международных лизингодателей были бы слишком велики».

Запрет на экспорт технологической продукции, типографской бумаги, цветов, клубней и луковиц растений

ЕС расширил эмбарго на поставки в Россию оборудования, которое может способствовать «совершенствованию военного и технологического потенциала» страны. Это, например, измерительные приборы, буровые установки, оборудование и компоненты для квантовых компьютеров, квантовая электроника, вакуумные насосы.

Еврокомиссия рассчитывает, что это «повлияет на те сектора, где Россия уязвима».

Кроме того, запрещен экспорт товаров, которые могут способствовать «улучшению промышленных возможностей» страны. Это тоже длинный список, куда вошли краски, лаки, кинопленка, ванны, души, унитазы, бумага и картон, автомобильные замки, некоторые станки, трансформаторы и аккумуляторы.

Также запрет коснулся продукции для нефтехимической отрасли и оборудования для производства сжиженного природного газа. Такого оборудования, по данным ФТС, Россия в 2021 году ввезла из ЕС на 750 млн долларов.

Как именно запрет на экспорт такой широкой группы товаров скажется на российской экономике — пока неясно. Объемы выпадающего экспорта ЕС в Россию Еврокомиссия оценивает в 10 млрд евро.

Запрет на экспорт типографской бумаги, скорее всего, коснется издателей, которые выпускают дорогие книги на мелованной бумаге с картинками и фотографиями, говорит генеральный директор издательств Individuum и Popcorn Books Алексей Докучаев. «Основную массу книг печатают на российской бумаге», — утверждает он.

По некоторым оценкам, на мелованной бумаге печатается около трети выпускаемых в России книг и переход на бумагу из Китая приведет к подорожанию таких книг в 2,5 раза.

«Больше проблем будет с красителями, которые были в основном европейскими, но их можно будет заместить китайскими, хотя непонятно, насколько быстро это получится», — говорит Докучаев. По его прогнозам, яснее ситуация для издателей станет летом, когда на складах закончатся запасы бумаги и красителей.

Хуже придется цветоводам. Посадочный материал для наиболее популярных в России цветов — роз и тюльпанов — на 100% импортный, рассказал президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников. Теперь придется размножать и выводить эти цветы самим или искать альтернативных поставщиков.

Запрет на импорт из России некоторых типов древесины, цемента, калийных и сложных удобрений, морепродуктов, спиртных напитков, икры и ракообразных

Пока можно сказать, что от новых запретов пострадает вылов краба. «В России ежегодно добывается больше 90 тысяч тонн крабов, из них около 50 тысяч тонн, то есть больше 50%, идет на экспорт в Европу и оттуда — в США», — говорит вице-президент Ассоциации торговых и промышленных предприятий рыбного рынка Александр Фомин.

Теперь европейский и американский рынок для российских крабов будет закрыт, рыбакам придется переориентироваться на Азию и продавать с дисконтом, а значит, терять в выручке. Есть небольшая вероятность, что крабовое мясо в России может подешеветь, но самое дешевое крабовое мясо стоит минимум 40 $⁣ (3312 ₽) за килограмм — для российского потребителя это слишком дорого. Так что скорее рыбаки остановят вылов, считает Фомин.

Что в итоге

  1. Самый болезненный из новых запретов — на импорт российского угля в Евросоюз. На то, чтобы переориентироваться на другие страны, скорее всего, уйдет много времени и денег.
  2. Пока на втором месте по чувствительности — запрет на импорт ракообразных, к которым относятся крабы. Россия экспортировала в Европу и оттуда в США больше половины добываемых крабов.
  3. Запрет на экспорт мелованной бумаги отразится на издательской отрасли. Теперь в России будут издавать меньше дорогих альбомов и книг с картинками. А те, что все-таки издадут, будут стоить дороже.
  4. Изменение условий для авиационного лизинга — по нынешним временам неплохая новость. Возможно, теперь российским авиакомпаниям удастся легально выкупить часть своих самолетов.
  5. Теперь из Европы в Россию запрещено экспортировать измерительные приборы, буровые установки, оборудование и компоненты для квантовых компьютеров, вакуумные насосы, краски, лаки, кинопленку, ванны, души, унитазы, автомобильные замки, трансформаторы и аккумуляторы.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Антон, когда Запад начнёт хранить свой валютный резерв в рублях, завяжет свой бюджет исключительно на экспорте энергоносителей в россию, а импортировать из россии будет абсолютно всё — начиная от высоких технологий и заканчивая бытовой химией и прокладками, вот тогда россия сможет выламывать нам руки.
Иными словами — никогда.

45
0

также из вчерашних новостей "Матвиенко удивилась, что в России "мы даже гвозди не производим". то есть они там наверху даже не в курсе, что в стране с промышленностью, раз такие открытия )) теперь они поручат обеспечить )) создайте людям условия, когда это выгодно, и ничего не надо будет никому поручать! почему в китае производства развиваются? потому что им это выгодно! выгодно настолько, что другие страны везут своё оборудование, свои технологии, обучают специалистов на месте. что у нас, полиграфических красителей своих не было? наверняка были! завод полиграфической фольги был свой в москве - у меня до сих пор эта фольга дома есть, купленная в хозяйственном магазине. а теперь этого завода нет, он там же, где и многие другие заводы и фабрики - обанкротился и закрылся, а альтернатива - китай, либо "недружественные страны".

31

Чет смешно... Евраз купил 2 металлургических гиганта, объединил, и теперь ни рельсов нам, ни метизов? Что же они там катают? ))

2

Авторка, почему в китае производства развиваются? труд за 10$ и огромные западые инвестиции в 90х-00х

1

Александр, труд там уже давно не за 10$. в россии в 90х тоже была дешевая рабочая сила, но такого масштабного экономического чуда не случилось и заказываем в итоге почти всё на алиэкспресс.

3

Александр, глянули бы хоть статистку по средней зп в китае и росии для начала

1
Герой

17.04.22, 17:00

Отредактировано

Денис, ладно не прав, работали не за 10, а за 50$

0

Александр, на кубе зарплата 34$, экономического чуда не видать.

0
0
Герой

14.04.22, 18:15

Отредактировано

Гвоздей нет своих, зато на месте заводов ТРЦ стоят, а каждая яхта патриотов стоит как несколько годовых бюджетов условной тверской области 🤣

23
0

Крабы аплодируют стоя)

21

Еленка, да , тоже хотела сказать - хорошая новость для крабов!

13
Герой

14.04.22, 13:27

Отредактировано

Антон, время уже всё показало. Эмбарго на российский уголь — это только первый шаг в изменении вектора европейской энергетической политики. В краткосрочной перспективе — эмбарго на российскую нефть. В среднесрочной — эмбарго на газ.
Чем вы там руки выламывать решили? Запретом на экспорт берёзового кряжа в западные страны?

20

Sol, перспектива понятие обоюдное, что будете делать при прекращении поставки всего завтра?

0

Sol, мой риторический вопрос вы связали лично со мной зачем-то. Лично я ничего не собираюсь никому выламывать. О поставках березового кряжа можете обратиться в советствующее ведомство, я не вникал в эту тему.

0
0
Герой Т—Ж

+4

14.04.22, 13:47

Ну главное, чтобы наши управленцы, их многочисленные родственники и друзья не голодали, а мы справимся. Надо ж потерпеть немножко простому человеку

19

темич, правда голодаешь?

0

Роман, Я так понимаю сильно дешево не могут продавать, легче вообще не работать, чем работать в убыток. Как никак коммерческие компании

11

Peace, помнится, когда нефть сильно подешевела - бензин в россии подорожал, потому что кто-то должен покрывать издержки.

11

Авторка, нефть и бензин все же разные вещи, вы путаете сырье и готовый продукт. Это сырье проходит немало этапов чтобы получился бензин и на каждом этапе есть затраты как постоянные так и переменные.

1

Peace, не могу сказать про дальневосточного краба, но Мурманского краба полно. И он размножается с большой скоростью и поедает все на пути в Норвегию. Треске уже еды не хватает. Но ловить его нельзя, потому что квот мало и они уже давно поделены. А за несанкционированный улов можно и в тюрьму сесть. Так вот этот краб в огромном количестве уходит в Норвегию и они там его ловят. Сейчас Норвеги увеличат улов и на европейском рынке будет краб.
Если будут давать больше квот на вылов - то и в России будет недорог краб.

4

Капитошка, Честно говоря не знаю и точно не могу сказать, но возможно там себестоимость тоже большая.

0

Peace, пока его ооооочень много и ползает по дну - достаточно просто выставить ловушки и он сам ловится. Да, нужен сейнер чтобы выйти в море и расставить/собрать ловушки. И самое главное его сварить сразу, замораживать сырого краба нельзя - мясо при размораживании портится. Поэтому везут уже только сваренного краба. Безусловно корабль стоит денег, но для этого нужен самый обыкновенный ( как у Фореста Гампа в фильме). И мощности для варки этого краба и заморозки. Не вижу в этом процессе ничего прям сильно дорогостоящего. В териберке где его ловят - прямо на берегу стоит рыбный завод. Конечно краб не будет стоить как килограмм гречки. И конечно выгодно поддерживать его уникальность с целью большой выгоды. Ведь у богатых должны быть свои уникальные продукты. Хотя вполне возможно что с увеличением улова - краба станет меньше.

0

Капитошка, Любой бизнес со стороны кажется несложным и дешевым, на самом деле это не так. Зачастую при составлении любого бизнес-плана, начальные заложенные инвестиции по ходу перехода от бумаги в реальность могут увеличиться в 2 раза, а то и больше. Поэтому это все надо для начала посмотреть проанализировать, а потом можем прикинуть примерную себестоимость, но не факт, что она будет такой.

0

Peace, с дальневосточным крабом все сложнее, очень много уходит по черным схемам в азию, поэтому реальный вылов не соответствует официальному и его становится все меньше, а отсюда и трудность вылова растет: краболов может за сезон даже квоту не притащить на родину (не факт, что он пару квот не слил япошкам в нейтральный водах до этого)

0

Роман, проблема с крабами в том, что по меркам Российских цен 3400 за кг дорого.
Хотя малину в магазине продают по 400 руб. за 125 граммов ( 4000 за кг) самое дешевое и ничего раскупают ее, правда в Москве. Для регионов это большие суммы

5

Воин

4
0

Крабы останутся вживых. А то даже Грета на них, бедных, не обращала внимания ;)

3

Alexandra, ей не за это платили.

1

Jim, эхх, молодёжжжь )) это маски-шоу, популярные в 90е годы. и мем оттуда взят: "это не наши"

3
0

Вчера региональные сми рапортовали, что в Кузбасе еще 350 Га сельхозземель отведены под угледобычу - столбы с проводами разрезам надо протянуть. В Китай наверно на радостях возить начнут в три раза больше. У меня за лесочком техника шумит. А был экологически чистый район, только часть зенитная в 10 км была в 80ые.

2

Miramax, я тоже думаю, что при сокращении экспорта, надо уменьшать добычу, тем более, что и добыча, и перевозка угля сильно влияют на экологию, и не в лучшую сторону. Но! Надо народ, освободившийся от угле- добычи и перевозки, трудоустроить, а куда? К сожалению, наши дефективные менеджеры так не умеют - им проще, наоборот, увеличить производство - авось куда-нибудь сбагрим (с дисконтом, но больше же).

0
0

По химпрому очень сильно ударили санкции. Посмотрела на список запрещенной продукции. Ужас! Ужас! В нашей стране не производят и половины того, что запрещено к поставкам из ЕС.

2
0

Мдааа, прочитал и подумал: У России, кроме ресурсов и оборонки есть хоть что-то своё?

2

Андрей, а как же Эльбрус? Интел и АМД нервно курят в сторонке :-)

0

Александр, не всё сразу!) Москва тоже не сразу строилась)

0

нАвторка, наши это которые пытаются найти что-то позитивное в том чего нету?

1

Александр, всё гораздо проще: наши - это которые здесь. а не наши - не здесь и злорадствуют над происходящим с теми кто здесь, вне зависимости от политических и каких-либо еще убеждений.

1

Авторка, и при этом хорошо говорят и понимают по-русски: засланные казачки какие-то прям.

0
0

Есть надежда, что, наконец-то, камчатский краб сможет восстановить популяцию. особенно, если браконьеров начнут расстреливать, а не просто выгонять в нейтральные воды.

1

Mystique, все очень просто - основная причина китайского чуда - то, что они забили болт на всякие патенты.

1

Sol, насмешил.

1

Андрей, а что не так с ними?В мире страны обложенные санкциями как-то не особо развиваются и привлекательны для жизни. Не оттолкнёт ли ваш путь Россию в развитии, от других стран.

0
0

Думаю, справимся с ситуацией.

0

Ольга, будем крабов есть сами.

0

Ольга, нам не дадут, скорее сожгут в топке, как в штатах зерно жгли во время великой депрессии.

0

Андрей, зачем инвестировать в дойную корову, которая если начнет плохо доиться, отправиться на скотобойню?

0

Александр, если корову плохо кормить, то доиться она перестанет совсем, и гарантированно уйдет на скотобойню. А если заместить корову будет нечем, то кушать уже будет нечего.
Так и с реальным сектором в России. Его максимально выжимают, а потом, когда выжимать больше нечего, распродают на металлолом. Во всем мире стараются при банкротстве предприятия сохранить производство и рабочие места, а у нас - распродать по кусочкам, чтобы заработать на этом.

0

Сообщество