Как же так? 24936

К приставам стоят очереди из водителей

Что стряслось?

20 января на БФМ и «Пикабу» появились сообщения об очередях к судебным приставам. В них по несколько часов стояли водители, которые получили требования об оплате штрафов. У многих штрафы уже были оплачены и потом списаны еще раз. Кому-то заблокировали карточку из-за несуществующего долга. Кто-то получил требование и пришел доказывать, что долгов нет.

Водителям пришлось доказывать, что они не виноваты 😡

Почему это произошло?

На сайтах ГИБДД и ФССП официальных комментариев по ситуации нет. Это значит, что ведомства не признают технического сбоя или ошибок системы. Но наличие очередей в Москве приставы подтверждают и с 24 января увеличили время приема граждан.

У каждого водителя, который стоял в очереди к приставам, были на это свои причины:

  • У кого-то действительно не оплачен штраф.
  • Оплачен с опозданием, когда приставы запустили механизм взыскания.
  • Банк не передал данные об оплате по квитанции.
  • ГИБДД вовремя не передала данные об оплате приставам.
  • Требование отправили на адрес прописки, а водитель там не живет.
  • Приставы активно взялись за работу со всеми должниками сразу.
  • Должник боится оплачивать электронно и хочет лично.

Когда ГИБДД подключает приставов?

Водителю могут выписать два вида штрафов за нарушение ПДД: личный от инспектора и автоматический с камеры.

Если не пропустить пешехода или пересечь двойную сплошную, инспектор выпишет штраф на имя водителя. Водитель получает на руки постановление и может сразу же его оплатить.

Если машина превышает скорость на трассе, это зафиксирует дорожная камера и штраф придет по адресу регистрации владельца. Если машина оформлена на маму, то постановление придет на ее адрес. И водитель может даже не узнать, что нужно заплатить штраф.

Штраф можно обжаловать в течение 10 дней. На оплату есть еще 60 дней.

Если через 70 дней штраф не оплачен, его признают просроченным и передадут приставам. Для приставов любая сумма — это задолженность. Они дают должнику 5 дней на добровольное погашение, а потом будут взыскивать принудительно штраф и исполнительский сбор. Например, отправят в банк требование о списании долга с зарплатной карты.

Значит, штраф можно оплатить через 70 дней?

Когда должник оплачивает штраф, долг не погашается в тот же момент. До ГИБДД деньги проделывают долгий путь в несколько дней.

Если оплатить штраф через 65 дней, его могут не успеть обработать. На 70-й день информация о долге уже уйдет приставам, а только на 71-й деньги могут зачислиться. Приставы об этом не узнают и начнут принудительное взыскание.

По закону если штраф не оплатить вовремя, его могут увеличить в два раза. Минимум — на 1000 рублей.

Чтобы штраф точно не передали приставам, лучше оплачивать его в течение 30 дней.

Мне пока ничего от приставов не приходило. Что мне делать?

Если вы водите машину или на вас зарегистрировано чье-то авто, проверьте неоплаченные штрафы на сайте ГИБДД.

Зарегистрируйтесь на сайте госуслуг и настройте уведомления о штрафах. Если дорожная камера зафиксирует превышение скорости и вам выпишут постановление, вы сразу узнаете об этом и сможете оплатить штраф без бумажки.

Скачайте приложение, чтобы получать уведомления о штрафах и оплачивать их с телефона.

Проверьте исполнительные производства на свое имя на сайте ФССП или через госуслуги.

Узнайте, открыто ли исполнительное производство.

Если дело находится у пристава, оплачивайте штраф в ФССП, а не в ГИБДД. Оплатить штраф можно через приложение, на сайте госуслуг или лично в отделе судебных приставов. На всякий случай позвоните приставу, который ведет дело, назовите номер производства и дату оплаты. Как правило, сообщения по телефону достаточно. Для надежности можно сходить к приставу на прием и показать квитанцию. Уточните, в какое время лучше подойти, чтобы не стоять в очереди.

Если исполнительного производства нет и штраф не просрочен, оплачивайте его в ГИБДД как удобно: с карты, через госуслуги или в приложении.

Если штраф уже просрочен, документы могли уйти приставам, но пока производство не открыто. Это самая сложная ситуация. ГИБДД получит деньги, но приставы об этом не узнают и откроют производство. Чтобы деньги не списали второй раз, придется оплатить штраф, съездить лично в ГИБДД и к приставам, чтобы всем показать подтверждение оплаты.

Приставы требуют оплатить штраф, но я его уже оплачивал. Что делать?

Найдите или распечатайте квитанцию об оплате и покажите ее приставам. Узнайте, нет ли в банке требования о списании денег. Если такое требование есть, деньги спишут всё равно. Проконтролируйте, чтобы приставы его отозвали.

Если деньги уже списали, напишите заявление о возврате.

Я хочу купить машину. Мне нужно что-то делать?

Проверьте штрафы по номеру авто и поищите владельца в базе судебных приставов.

Ну и что? 7836

Теперь на сайте налоговой можно скачать справку о доходах. Но для кредита она не подойдет

Справку о доходах 2-НДФЛ теперь можно скачать в личном кабинете на сайте nalog.ru. Вы получите официальный документ с электронной подписью. Он имеет такую же силу, как справка с печатью работодателя. Такую справку примет банк, новый работодатель и вообще кто угодно: она заверена налоговой.

Но есть проблема. Скорее всего, вам все равно придется брать справку на работе.

Что за справка вообще?

Справка 2-НДФЛ — это подтверждение официальных доходов и удержанного налога. Работодатель отправляет в налоговую такую справку по каждому сотруднику. Налоговая видит, где конкретный человек работает, какая у него зарплата за год и по месяцам и сколько НДФЛ он заплатил.

Справка 2-НДФЛ нужна для разных целей. Например, для оформления вычета при покупке квартиры или оплате лечения. Еще такой справкой подтверждают официальные доходы для банка, чтобы взять или рефинансировать кредит.

Обычно справку 2-НДФЛ заказывают на работе. Бухгалтерия выдаст ее в любое время и за любой период работы.

Так что, теперь справку получить проще?

Да, теперь ее можно получить прямо на сайте налоговой. Раньше ее можно было только открыть, а скачать и передать кому-то — нет. Теперь можно. Справки выгружаются в формате .pdf или .xml. Этот файл можно переслать по электронной почте или прикрепить к заявке на кредит.

Почему такая справка имеет юридическую силу? Это же просто файл.

Это не просто файл. Из личного кабинета справка выгружается с электронной подписью налоговой. Эту подпись нельзя подделать. Ее проверяют в специальном сервисе. Даже если отправить справку по почте, банк увидит, что она настоящая.

В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?

Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.

Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.

Для кредита нужна справка 2-НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2-НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.

А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.

Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.

Значит, эти справки вообще не пригодятся? Зачем тогда это сделали? Опять бездумно растрачивают бюджет?

Справки за прошлые годы тоже могут пригодиться.

Для вычета. Чтобы получить вычет и вернуть налог за прошлые годы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и справку о доходах. В 2017 году могут понадобиться справки за 2014, 2015 и 2016 годы. Все они будут в личном кабинете.

Для банка. Банк может запросить подтверждение зарплаты за любой период — даже за прошлые годы. В свое время ипотечникам для господдержки нужно было подтверждать доход за 12 месяцев. Может быть, еще пригодится. Тогда справки можно выгрузить и отправить по электронной почте. Печать с работы не нужна.

Для контроля. Вы можете зайти в личный кабинет и проверить, какие данные работодатель передает в налоговую — совпадают ли они с расчетными листками и все ли вычеты правильно оформлены.

Еще в личном кабинете отражаются справки об НДФЛ со списанных долгов и неочевидных доходов: при рефинансировании ипотеки, возврате страховки, компенсаций. По закону их должны прислать налогоплательщикам заранее, но не всегда присылают. Проверьте, вдруг вас ждет сюрприз.

Для суда и пристава. Например, если в суде нужно подтвердить доход за несколько лет. Ситуации могут быть какие угодно: отсрочка выплаты долга, уменьшение пеней по алиментам или раздел имущества.

Для пособий. В 2017 году соцзащита может попросить справку о доходах за прошлый год. Подойдет документ из личного кабинета.

Могут быть и другие ситуации, когда пригодятся справки 2-НДФЛ за прошлые годы. Если так случится, вы сможете распечатать их даже ночью, в отпуске и для всех членов семьи сразу.

Как проверить свои справки 2-НДФЛ?

Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Для этого нужно сходить с паспортом в любую инспекцию и получить логин с паролем.

Можно авторизоваться через госуслуги.

Зайдите в личный кабинет, откройте раздел «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы», выберите пункт «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ».

Справки можно посмотреть или выгрузить с электронной подписью.

Ну и что? 7860

ЦБ отменил паспорт сделки. Но валютный контроль останется

С 1 января 2018 сделки по договорам в валюте нужно будет оформлять по новым правилам. Центробанк утвердил для этого новую инструкцию.

Главное

Паспортов сделки больше не будет.

Вместо них банки будут вести учет контрактов, сумма которых больше 3 млн рублей.

Банк все равно имеет право запросить документы по сделке, если у него возникнут подозрения. Даже если сумма контракта меньше 3 млн.

Изменился перечень и формы документов для оформления сделки. Но вам в этом разбираться не придется: банк поможет.

Для сделок до 200 тысяч рублей документы вообще не нужны. Платить комиссию за валютный контроль не придется.

Кого это касается?

Это касается предпринимателей и фирм, которые занимаются импортом или экспортом. Например, продают товары за границу, оказывают услуги иностранным компаниям или сдают в аренду имущество за рубежом. Расчеты по таким контрактам оформляют по особым правилам.

Нельзя просто так заключить договор с нерезидентом и перевести ему деньги. Придется подключить отдел валютного контроля, предоставить в банк документы и оформить паспорт сделки. Иначе законно рассчитаться не получится: банк не имеет права проводить платеж.

Чтобы собрать документы и оформить паспорт сделки, нужно время. Еще за это нужно заплатить по тарифам банка. Такие правила.

Что за паспорт сделки?

Это такой документ, который банк оформляет для импортного или экспортного контракта. Он нужен для валютного контроля. В паспорт сделки вносят данные из документов, которые предоставляет клиент. Когда стороны выполнят свои обязательства, паспорт сделки закрывается. Потом банк передает данные о сделке в ЦБ.

Если с документами не все в порядке, паспорт сделки не оформят и расчеты не проведут. У банка есть такое право по закону.

Сейчас паспорт сделки нужно оформлять для всех контрактов на сумму больше эквивалента 50 000 $. Но скоро все изменится.

Паспорта сделки будут совсем не нужны?

Да, с 1 января 2018 года паспортов сделки не будет. Но это не значит, что расчеты по договорам с иностранными компаниями будут проводить автоматически.

Валютный контроль никуда не денется. Но вместо того чтобы оформлять паспорт сделки, банк будет регистрировать договор.

По каким правилам банки будут регистрировать договоры?

Банки будут регистрировать только те договоры, сумма которых превышает лимит. Для импортных контрактов и кредитных договоров — 3 млн рублей, для экспортных — 6 млн рублей. Если в договоре сумма меньше, его не регистрируют.

Чтобы договор зарегистрировали, в банк нужно предоставить информацию о контракте и реквизиты второй стороны. Для импортных и экспортных контрактов разные списки сведений. Сотрудники отдела валютного контроля объяснят, что нужно в конкретном случае и как все оформить.

Регистрацию договоров будут проводить за один день. Расчеты станут быстрее и проще.

Банк не сможет отказать в регистрации договора. Если есть все данные, контракт поставят на учет в любом случае.

Банк имеет право запросить документы по любому платежу в рамках валютного договора?

Нет, не по любому. Если сумма меньше 200 тысяч рублей в рублевом эквиваленте, по новым правилам документы предоставлять не нужно.

Но если сумма контракта больше или по нему есть вопросы, банк может запросить информацию, даже если договор не ставят на учет.

А можно разделить перечисления на несколько платежей до 200 тысяч и ничего не предоставлять в банк?

Так не получится. Важна не сумма платежа, а сумма контракта. Если она больше 200 тысяч, банк может запросить документы по сделке. Если больше 3 млн рублей для импорта или 6 млн для экспорта, контракт поставят на учет.

С иностранной компанией можно заключить договор и платить в рублях. Тогда не нужно ничего предоставлять и регистрировать?

Все равно нужно. Даже если договор в рублях — это валютная сделка. Валюта не обязательно должна быть иностранной, может быть и российской.

И контрагентом не обязательно должна быть компания за границей. Она может работать и в России, принимать или переводить рубли, а сделка попадет под валютный контроль. Например, если это представительство иностранной компании в России.

Если контракт заключен в 2017 году, а расчеты в 2018, по какой инструкции нужно все оформлять?

В 2018 году для всех сделок будет работать новая инструкция. ЦБ объяснил, что делать в переходный период.

Если паспорт сделки будет оформлен, но не закрыт, в 2018 году его автоматически закроют, а договор поставят на учет.

Если документы на проверке, но паспорт еще не оформили, его и не оформят. Контракт поставят на учет на основании тех же документов. Собирать сведения заново не придется.

Если банк успел оформить паспорт сделки, можно попросить и документ выдадут.

Новые правила помогут сэкономить?

Помогут, но не всем. За регистрацию и учет договоров все равно придется платить. Отмена паспорта сделки не означает отмену платы за валютный контроль. Для банка это почти такая же работа, только называется по-другому.

Сэкономить время и деньги смогут те, у кого контракты на небольшие суммы. Им придется собирать меньше документов. Плюс можно сэкономить на комиссии за валютный контроль.

Документы можно будет оформлять быстрее. Сейчас паспорт сделки готовят три дня. В следующем году договор поставят на учет за день.

Вот как еще можно сэкономить на оформлении валютных операций.

Изучите тарифы банка. У всех разные комиссии и условия. Бывают тарифы, где услуги валютного контроля вообще нет. А есть с пониженной платой и лимитом по сумме комиссии. Можно выбрать подходящий в зависимости от оборота и сумм сделок.

Узнайте, как можно передать документы. Носить в банк оригиналы и копии долго. Если чего-то не хватит, придется идти снова. Удобнее загружать сканы в личном кабинете или отправлять в чат с менеджером. Если в банке есть такая услуга, дело пойдет быстрее.

Найдите консультанта по валютным сделкам. Импорт и экспорт сложнее расчетов с резидентами. За любое нарушение штрафуют. В итоге можно потерять больше, чем заработаешь. Узнайте в своем банке, кто сможет помочь и есть ли персональный менеджер для сложных вопросов. Если эксперт вовремя подключится к сделке, не будет ошибок и получится сэкономить.