Ну и что? 50 752

10 самых интересных требований госта для интернет-магазинов

До сих пор у нас не было национального стандарта для продажи через интернет и мы все невозможно страдали. Доколе! Наконец-то Росстандарт опубликовал гост для интернет-магазинов. Новый гост официально принят и вступит в силу с 1 января 2018 года. Тогда и заживем!

Мы внимательно его изучили и выбрали 10 самых интересных, непонятных и странных требований. Если у вас есть сайт, через который можно заказать какой-то товар, ради интереса изучите новый стандарт. Вдруг вы уже всё сделали по госту — можно будет получить сертификат и показать маме.

Коротко

Гост официально принят, но еще не вступил в силу.

Он необязательный. За несоответствие госту магазин не оштрафуют и не закроют.

Получить сертификат можно с 1 января 2018 года. Возможно, он поможет выделиться на фоне конкурентов.

Кроме госта для интернет-магазинов есть другие требования, которые выполнять обязательно.

Какие требования к интернет-магазинам установил этот гост?

В стандарте для дистанционной продажи товаров 12 разделов. Там описано, что нужно публиковать на сайте о продавце, товарах и оформлении заказа. Ничего особенного и сложного мы там не нашли: в некоторых маркетплейсах требований больше и они строже. Если магазин работает, например, на «Яндекс-маркете» или смог подключить платежную систему, скорее всего, он соответствует госту.

Большинство правил очевидные. Но некоторые условия для интернет-магазинов либо странные, либо непонятные. Например такие.

1. Интерфейс. Интернет-магазин должен иметь интуитивно понятный интерфейс, обеспечивающий оперативность взаимодействия покупателя с продавцом (п. 3.1).

Непонятно, кто и как будет это оценивать. Никаких внятных критериев в госте нет. Повлияет ли на это цвет кнопки «купить», расположение иконки с корзиной и возможность заказа без регистрации, неясно.

Может быть, нужно обязательно установить на сайте чат для ответов на вопросы или кнопку заказа обратного звонка? Гост не уточняет.

Мы нашли еще один малоизвестный гост для веб-интерфейсов. Его ввели еще в 2015 году, и там много важного про навигацию, ссылки, строку поиска, время загрузки и обратную связь. Если нет толкового айтишника, изучите — будете знать, что требовать от разработчиков.

2. Характеристики. В интернет-магазине должна быть размещена максимально детализированная информация об основных потребительских свойствах товара (п. 5.1).

Насколько детализированная, непонятно. Нужно указывать вес упаковки для ламината или это необязательно? Высота ворса для ковролина важна или хватит общей толщины? Кто решает, какие характеристики важны для смартфона, купальника или пылесоса? Если перечислены все режимы в духовке, но непонятно, есть ли в комплекте противень, это детализированная информация или нет?

Ответов на эти вопросы в госте нет.

3. Условия продажи. Нужно указывать срок, в течение которого действует предложение на этих условиях (п. 5.1).

Речь не об акциях — про них отдельный пункт. Получается, для каждого товара нужно установить, до какой даты или в течение какого периода магазин готов продать его по этой цене и с такими характеристиками. Непонятно, откуда продавцам брать такую информацию и как ее гарантировать.

Наверное, разработчики госта хотели как лучше, чтобы покупатель знал, что вот такая цена и такой срок поставки действует еще месяц или полгода. Но поставщики не предупреждают о конкретной дате повышения цен для заказного товара. И не каждый производитель заранее скажет, что через месяц снимет коллекцию с производства.

Значит, придется писать бессмысленную фразу о том, что все предложения действительны на момент размещения.

4. Фотографии. На сайте нужно обязательно размещать фотографии товара с разных ракурсов (п. 5.2).

Это требование без проблем выполнит интернет-магазин по продаже смартфонов и пылесосов. Но непонятно, что делать, например, продавцам строительных смесей и керамической плитки. И вообще всем, кто продает товар по фотографиям от производителя, а своих не делает. Часто это требование завода и условие контракта.

Для многих магазинов это будет настоящей проблемой, если они захотят уважить гост. Сделать разноракурсные фото тысяч наименований напольных покрытий или книг — долго, дорого и часто бессмысленно.

5. Подтверждение заказа. Продавец должен незамедлительно отправить покупателю подтверждение, что заказ принят, покупка оформлена и вот на каких условиях (п. 6.1).

Непонятно, как это сделать, когда нужно согласовать с покупателем точное количество и список комплектующих. Покупатель может не знать, что ковролин продается только рулонами и отрезать 10 квадратных метров нельзя. Или что к раскраске по номерам стоит заказать багет, потому что иначе это не картина. Или что для теплого пола не подходит терморегулятор, который добавлен в заказ: нужен другой, но его нет в наличии.

И как отправлять моментальное подтверждение, если еще нужно уточнить наличие на заводе и сообщить точный срок поставки, в госте тоже не объясняют.

6. Чеки. Если кассовый чек выдает не магазин, а его агент по договору, об этом нужно предупреждать при оформлении заказа (п. 7).

Что нужно сообщить покупателю, который оформляет заказ в один клик через специальную форму и не сообщает о способе доставки, в госте не написано. И как предупредить покупателя, который пока не решил, как он будет оплачивать товар, тоже непонятно. Например, если он приедет на склад забирать самовывозом, чек пробьет магазин. А если выберет доставку курьером, то чек выдаст служба доставки.

Как всё это учесть, чтобы соответствовать госту, магазины будут думать сами.

7. Упаковка. В описаниях способа доставки нужно указывать, в какой материал упакован товар и как это защитит его от повреждений (п. 10.5).

Если вы думали, что для вашего товара это очевидно, вы ошибались. Продаете пластилин — опишите, как он упакован. Продаете платья — расскажите, как пакет защищает их от механических повреждений. Если делаете резиновую плитку или профиль для гипсокартона, которые не нужно упаковывать, не знаем, что вам посоветовать.

8. Возврат товаров надлежащего качества. В госте перечислены варианты, как покупатель может связаться с магазином, чтобы вернуть товар, который не подошел. Но там нет обычной почты (п. 11.4).

Международные бренды и крупные интернет-магазины не просят никаких уведомлений по электронной почте, звонков или смс, если не подошли кроссовки или пуховик. Достаточно просто вернуть товар в пункте выдачи или отправить по почте с заполненным бланком. Этот бланк обычно лежит прямо в посылке: заполнил, отправил — и всем хорошо.

В госте нет такого варианта для возврата. Что будут делать «Пума» и «Озон», если захотят соблюсти гост, мы не знаем. До сих пор им можно было вернуть товар без предварительных звонков и электронных писем. С 1 января это будет не по госту.

9. Учет обращений. Магазинам нужно присваивать номера обращениям покупателей и вести электронный журнал учета (п. 11.6).

Что это за журнал и в какой форме его нужно вести? Подойдет ли для этих целей ЦРМ-система, админка сайта или нужно заводить какой-то специальный журнал, непонятно.

Еще неясно, как это проверит орган по сертификации. Они попросят предоставить этот журнал с персональными данными покупателей или поверят на слово? А если никто пока не возвращал товары и никакого журнала нет? Как тогда подтвердить, что магазин выполняет эту рекомендацию, — дать честное слово?

10. Бракованные товары. Если выяснится, что товар ненадлежащего качества, магазин должен сам забрать его у покупателя — там, где тот скажет (п. 12.6).

Понятно, что так хотели защитить права покупателей, чтобы им не пришлось идти на почту или в магазин, чтобы вернуть бракованную вещь. Но многие интернет-магазины в таких случаях оплачивают почтовые расходы или предлагают покупателю приехать в пункт самовывоза. По госту они должны будут сами приезжать, куда скажет покупатель: на дачу, в другой город или к метро.

Это все требования госта к интернет-магазинам?

Нет, чтобы узнать все требования, нужно полностью прочитать гост. Это дело на пятнадцать минут.

Некоторые требования вполне адекватные, и, если их соблюдать, это полезно и продавцам, и покупателям.

Всем интернет-магазинам нужно соответствовать госту?

Нет, этот гост необязательный. Если ему не соответствовать, санкций не будет. По крайней мере, пока.

Но сертификат о соответствии стандартам — это преимущество перед конкурентами и аргумент для покупателей.

Не забудьте, что кроме госта есть нормативные акты, которые должны соблюдать все продавцы — даже те, кто работает в интернете. Если нарушить закон, можно потерять много денег и даже весь бизнес.

Закон о защите прав потребителей

Правила дистанционной торговли

Я хочу получить сертификат. Что делать и куда идти?

Получить сертификат можно в органе по сертификации, который аккредитован конкретно для этой услуги. Мы обзвонили пять таких органов, но ни один пока не получил аккредитацию. Это понятно: гост новый и еще не вступил в силу.

Получить сертификат можно будет только после 1 января 2018 года. Это платно. Сколько будет стоить, пока неизвестно. Некоторые компании назвали нам ориентир 20−30 тысяч рублей — столько стоит сертификация других услуг по госту.

Если собираетесь получать сертификат, изучите все требования и подготовьте магазин. Даже если у вас удобный сайт, много заказов и отличные отзывы, это не значит, что магазин соответствует госту.

Хотите официальный сертификат — подойдите формально.

Если я получу сертификат, это поможет мне больше зарабатывать?

Мы не знаем. Это поможет условно выделиться на фоне конкурентов. Покупатели не в курсе, что за требования по госту, и могут думать, что это что-то важное. Может быть, причастность к бренду госта повысит доверие к магазину. Но, как говорят наши коллеги из уважаемых СМИ, это не точно.

Ну и что? 8 947

Купили билет на верхнюю полку — там и сидите

РЖД объяснили, как быть пассажирам верхних полок в поездах. Они не могут сидеть на нижней полке, если владелец билета сам это не разрешит. Потребовать и сослаться на дискомфорт и правила не получится. Даже если дорога занимает трое суток, на верхней полке едет ребенок, пожилой человек или беременная женщина, требовать от соседей уступить место нельзя. Просить можно, требовать — нет.

Привлекать проводника для разрешения таких конфликтов в свою пользу тоже бесполезно. Но можно договориться мирно.

Одновременно с этим увеличили срок предварительной продажи билетов — теперь место можно выбрать даже за 90 дней до поездки.

Кого это касается?

Это касается тех, кто ездит на поездах в плацкартных вагонах и купе. Пассажирам будет полезно знать, как работают общие и обязательные для всех правила. Кто едет на нижней полке, будет понимать, обязан ли он уступать место соседу с верхней полки и терпеть его полдороги. А пассажиры с местами на верхних разберутся в своих правах и сориентируются, стоит ли экономить и как общаться с попутчиками.

Что РЖД говорит про верхние полки?

РЖД ссылается на общие правила, которые установлены приказом Минтранса. Там написано, что каждый имеет право занимать только то место, которое указано в билете. Пассажир, который оплатил место на верхней полке, не может занимать место на нижней. Это прямо запрещено правилами — а они обязательные для всех.

А если предстоит долгая поездка?

В правилах перевозок на этот счет нет оговорок. Нельзя заставить пассажира с нижней полки предоставить место или его часть. Даже если дорога долгая, а человеку неудобно. Вообще нет таких причин, чтобы можно было требовать уступить место, подвинуться, проснуться, пересесть или выйти.

Можно только договориться и спросить разрешения. Если пассажир с нижнего места против того, чтобы рядом сидел кто-то из соседей, он имеет на такой запрет полное право. Нельзя повесить свою куртку над его головой или отодвинуть матрас, чтобы посидеть перед прибытием.

Как быть с багажом? Для него есть правила в зависимости от места?

Да, для багажа тоже есть правила в зависимости от занимаемого места. Это касается и мест в купе, и боковых.

Приоритеты такие:

  • места под нижней полкой — для пассажира, который ее занимает;
  • верхняя багажная полка — для пассажира, который едет на верхней полке.

Пассажир с верхней полки не может потребовать освободить для его чемодана место внизу, если там уже занято. И нет такого правила, что под нижним сиденьем багажные места надо распределять поровну. Исключение могут составлять вагоны, в которых нет верхней полки, — тогда все поставят чемоданы под нижнее сиденье.

В любом случае в вагон можно взять с собой ручную кладь в пределах лимита, а остальное положено сдавать в багажный отсек или специальное купе.

Как пользоваться столиком?

Конкретные правила и приоритеты пользования столиком не установлены. Столик общий, им наравне могут пользоваться все пассажиры: оставлять там напитки или принимать пищу. Но заставить соседа по купе пересесть на время трапезы нельзя. Таких требований нет. Не написано, как быть с чаепитиями и питанием тем, кто едет на верхних полках. Можно только договориться.

А если соседи не хотят уступать место соседу с верхней полки, придется есть стоя?

Потребовать от соседей уступить место нельзя. Вот какие есть варианты.

Обратиться к проводнику. Он поможет найти подходящее место, чтобы пообедать или покормить ребенка.

Сменить место с доплатой. Но только если есть свободные, а проводник не против. Можно даже перейти в вагон классом выше с доплатой на месте. Но тоже только при наличии свободных мест — потребовать предоставить удобное место только потому, что неудобно ехать на верхней полке, нельзя. Даже беременной женщине и маме с маленьким ребенком.

Пойти в вагон-ресторан. Там есть все для нормального питания для взрослых и детей.

Что за дискриминация пассажиров с верхних полок? Почему такие правила?

Дискриминации нет: это отношения сторон договора. Когда пассажир покупает билет, он заранее знает, какое место займет. Можно на это не согласиться и купить билет в другой вагон — например в СВ, где вообще нет верхних полок. Если пассажир хочет сэкономить, он получит тот уровень обслуживания, за который заплатил.

Что делать тем, кому тяжело ехать на верхней полке?

Нужно заранее выбирать места для поездки. При этом учитывать длительность путешествия, класс вагона, тип купе и уровень комфорта. Сейчас можно выбрать даже пол соседей.

С 10 декабря 2017 года билет на поезд по России можно купить за 90 дней до поездки (раньше было за 60). Если предстоит долгий путь или нужно поехать с ребенком, лучше выбрать билет заранее. Это можно сделать на сайте: он хоть и не всем кажется удобным, но выбор мест там работает адекватно. Если пройти электронную регистрацию, не придется брать бумажный билет — в поезд пустят по паспорту и фотографии купона.

Билеты на верхнюю и нижнюю полки часто стоят одинаково. Если поездка не срочная, лучше не откладывать бронирование мест.

Если удобных мест не осталось и пришлось купить верхнее, нужно договариваться с соседями. На самом деле проблемы с тем, чтобы поесть или посидеть на нижней полке, чаще всего не бывает. Адекватных и приветливых попутчиков больше. Соседи даже сами уступают место перед прибытием: чтобы собрать белье, переодеться или попить чай.

Если знать о своих правах, не бросаться заявлениями о несуществующих законах и не злоупотреблять статусом, соседи пойдут навстречу и конфликта по поводу мест не возникнет.

Ну и что? 9 635

Нет ИНН — нет посылки

Таможня выпустила новый приказ об оформлении посылок из иностранных интернет-магазинов. Теперь службы экспресс-доставки смогут привезти заказ только тем покупателям, которые указали свой ИНН. Если его нет, посылка не пройдет через таможню. Транспортные компании уже сообщили об этом своим клиентам.

Если вы ждете посылку из-за границы, проверьте почту: возможно, вам уже прислали письмо с просьбой предоставить ИНН. Исключение — доставка Почтой России, там пока этого ограничения нет.

Кроме ИНН нужны паспортные данные и ссылки на товары из интернет-магазина. Эти правила действуют даже для тех посылок, которые уже оплачены, отправлены, но пока не прошли таможню. Если не выполнить требования, груз не дойдет.

Но это еще не самое интересное. С введением новых требований схемам с незаконным предпринимательством и уходом от таможенных пошлин пришел конец. Объясняем, как это работает и чего вам ждать.

Кого это касается?

Это касается всех, кто заказывает что-то из зарубежных интернет-магазинов для личных нужд. Например на «Айхербе», «Ибэе», «Алиэкспрессе» и «Амазоне». Такие посылки проходят таможенный контроль. Обычно оформлением занимается таможенный представитель — это служба экспресс-доставки, которая везет посылку из Америки, Европы или Китая.

Чтобы оформить посылку и правильно рассчитать пошлины, курьерской службе нужны данные о ввозимых товарах: при оформлении их передают в электронный реестр.

Хотя этот приказ формально касается только тех, кто везет товары для себя, на самом деле не только их. Еще тех, кто оформляет товар как для себя, а на самом деле на этом зарабатывает.

Что изменилось в оформлении посылок на таможне?

Раньше для оформления посылки нужны были только паспортные данные покупателя, список покупок и адрес доставки. Теперь требуют еще и ИНН.

Иногда курьерская служба просит предоставить ссылки на товары или скрины из интернет-магазинов. Их придется прислать — это может быть запросом таможни, который лучше не игнорировать.

Службы доставки уже объявили о новых требованиях и запрашивают эти данные у клиентов. Без ИНН покупателя с 7 декабря 2017 года они не смогут оформить посылку на таможне.

Зачем таможне нужен ИНН?

Все дело в пошлинах. По закону без пошлин из иностранного интернет-магазина можно доставить 31 кг товаров для личных нужд. Или вложиться в лимит по стоимости — он равен 1000 евро на человека. Это лимиты на календарный месяц.

Важно, чтобы товары были не для перепродажи, а именно для себя. Если в месяц заказано больше 31 кг или посылки конкретного человека стоят больше 1000 евро, ему насчитают пошлину. В итоге товары обойдутся дороже.

Опытные покупатели это понимают и используют с выгодой для себя. Схемы разные. Кто-то делит посылки на мелкие. Кто-то оформляет несколько заказов, чтобы каждый был дешевле 1000 евро. Еще предприниматели заказывают как будто для себя, а на самом деле продают товары из Китая в своих интернет-магазинах.

Государство задумалось и решило надежнее все контролировать. Для этого просят ИНН. Так можно точно идентифицировать покупателя и проверить вес и стоимость его посылок за месяц. Данные о посылках попадут в общую базу. По ИНН будет легко проверить, что, когда и на какую сумму заказал конкретный человек. Если выяснится, что лимиты превышены, будут начислять пошлины.

А еще по ИНН можно проследить заказы по разным периодам. Статистика может оказаться весьма любопытной для таможни и налоговой.

При чем здесь налоговая?

Кажется, что формально ни при чем: ИНН ведь просит таможня. Но кое-что стоит иметь в виду. Базы таможни и налоговой связаны: ведомства обмениваются данными, а что-то берут из общих источников.

По ИНН таможня будет вести учет посылок по каждому человеку — ей это нужно для расчета пошлин. Налоговая тоже может заинтересоваться этими данными.

Например, если кто-то регулярно привозит из Китая большие партии товаров или одни и те же наименования, а официально не занимается бизнесом и не платит налог с доходов. Если такое выяснится, у налоговой будут вопросы. Закончиться все может начислением налогов и штрафами.

Но как они узнают, что конкретно в посылке и в каком количестве?

Список и стоимость товаров указаны в декларации. Попытка указать неправильные данные теперь может провалиться. Таможенники могут проверить ссылки на конкретные товары. Или попросят скрины из интернет-магазина, чтобы убедиться, что стоимость товара указана правильно.

Лучше не экспериментировать: все посылки таможня проверяет с помощью рентгентехники. Если данные не сойдутся, могут не пропустить посылку или начислить пошлину. Тем более будут проблемы, если под видом игрушек или техники кто-то захочет провезти что-то запрещенное.

Чем это грозит обычному человеку?

Физическим лицам, которые покупают товары в Китае или брендовую одежду в США, это ничем не грозит. Посылки и так проходят таможенный контроль, а с лимитами и пошлинами ничего не изменилось. Всего лишь нужно указывать ИНН при оформлении и на всякий случай делать скрины всех товаров, чтобы в случае чего подтвердить цену или скидку.

Что, если заказы не для себя, а для бизнеса?

Теперь такое будет проще вычислить и доказать. Товары для перепродажи нужно оформлять не так, как для личных нужд. Об этом стоит подумать заранее.

Если маскировать предпринимательство под личные закупки, это может обойтись дороже, чем пошлины по-честному.

Теперь посылки будут идти дольше?

Таможенники официально пообещали, что все это не отразится на сроках доставки. Но только если получатель посылки укажет свой ИНН. Для новых посылок с этим проще: ИНН будут запрашивать при оформлении. Посылка дойдет в обычные сроки с поправкой на предновогодний ажиотаж.

А вот по заказам, которые уже в транспортной компании, ИНН придется передавать дополнительно. Службы доставки рассылают клиентам такие запросы. Некоторые покупатели не знают о новых требованиях и игнорируют эти письма. Тогда посылку не пропустят на таможне и срок доставки увеличится.

У меня уже оформлен заказ. Что мне делать, чтобы его не задержали?

Узнайте в службе доставки, которую выбрали при оформлении, как передать ИНН. Иногда его просят отправить по почте или через личный кабинет. А может быть, вашу посылку успели внести в реестр и оформить до того, как заработал новый приказ. Транспортные компании точно знают, что нужно делать: таможня провела для них отдельное совещание.

Обязательно убедитесь, что курьерская служба ничего от вас не ждет. Может быть, вам отправляли запрос, а вы не заметили или он попал в спам. Передадите ИНН, и с доставкой все будет как обычно.

Я не хочу, чтобы за моими посылками следили. Как этого избежать?

Этого нельзя избежать. Вы и раньше указывали паспортные данные и адрес, поэтому таможня все знала.

Пока есть один способ доставлять товары для личного пользования без ИНН: его все еще не требует Почта России. Там какой-то свой порядок, или их не интегрировали с общей базой, но таможенники официально подтвердили, что посылки через почту пройдут и без ИНН. Если это принципиально, можно попробовать так.

Но сэкономить на пошлинах или скрыть закупки для бизнеса вряд ли получится: в 2018 году к общей системе таможенного контроля присоединится и Почта России.

Я покупаю со скидками и на распродажах. Потом цена меняется. Как доказать, что на момент заказа цена была ниже?

Обязательно делайте скрины и сохраняйте ссылки на каждый товар. Если удастся купить телевизор за 35 тысяч рублей, а завтра он будет стоить 70 тысяч, таможня может засомневаться в правдивости данных. Если не докажете факт скидки, заплатите пошлину.

Я не знаю свой ИНН. Где его взять?

Узнать ИНН можно на сайте налоговой. Это бесплатно.

У меня остались вопросы. Кому их задать?

Мы рассказали то, что знаем сами. Но в таможенном законодательстве много непонятного. Если не можете разобраться, проконсультируйтесь с экспертами.

Бесплатно можно почитать разбор вопросов на сайте таможенной службы. Если не поможет, отправьте свой вопрос или запишитесь на личный прием — там все для этого предусмотрено.