Ну и что?
. Источник: ГОСТ Р 57489-2017

10 самых интересных требований госта для интернет-магазинов

До сих пор у нас не было национального стандарта для продажи через интернет и мы все невозможно страдали. Доколе! Наконец-то Росстандарт опубликовал гост для интернет-магазинов. Новый гост официально принят и вступит в силу с 1 января 2018 года. Тогда и заживем!

Мы внимательно его изучили и выбрали 10 самых интересных, непонятных и странных требований. Если у вас есть сайт, через который можно заказать какой-то товар, ради интереса изучите новый стандарт. Вдруг вы уже всё сделали по госту — можно будет получить сертификат и показать маме.

Коротко

Гост официально принят, но еще не вступил в силу.

Он необязательный. За несоответствие госту магазин не оштрафуют и не закроют.

Получить сертификат можно с 1 января 2018 года. Возможно, он поможет выделиться на фоне конкурентов.

Кроме госта для интернет-магазинов есть другие требования, которые выполнять обязательно.

Что за гост?

Какие требования к интернет-магазинам установил этот гост?

В стандарте для дистанционной продажи товаров 12 разделов. Там описано, что нужно публиковать на сайте о продавце, товарах и оформлении заказа. Ничего особенного и сложного мы там не нашли: в некоторых маркетплейсах требований больше и они строже. Если магазин работает, например, на «Яндекс-маркете» или смог подключить платежную систему, скорее всего, он соответствует госту.

Большинство правил очевидные. Но некоторые условия для интернет-магазинов либо странные, либо непонятные. Например такие.

1. Интерфейс. Интернет-магазин должен иметь интуитивно понятный интерфейс, обеспечивающий оперативность взаимодействия покупателя с продавцом (п. 3.1).

Непонятно, кто и как будет это оценивать. Никаких внятных критериев в госте нет. Повлияет ли на это цвет кнопки «купить», расположение иконки с корзиной и возможность заказа без регистрации, неясно.

Может быть, нужно обязательно установить на сайте чат для ответов на вопросы или кнопку заказа обратного звонка? Гост не уточняет.

Мы нашли еще один малоизвестный гост для веб-интерфейсов. Его ввели еще в 2015 году, и там много важного про навигацию, ссылки, строку поиска, время загрузки и обратную связь. Если нет толкового айтишника, изучите — будете знать, что требовать от разработчиков.

2. Характеристики. В интернет-магазине должна быть размещена максимально детализированная информация об основных потребительских свойствах товара (п. 5.1).

Насколько детализированная, непонятно. Нужно указывать вес упаковки для ламината или это необязательно? Высота ворса для ковролина важна или хватит общей толщины? Кто решает, какие характеристики важны для смартфона, купальника или пылесоса? Если перечислены все режимы в духовке, но непонятно, есть ли в комплекте противень, это детализированная информация или нет?

Ответов на эти вопросы в госте нет.

3. Условия продажи. Нужно указывать срок, в течение которого действует предложение на этих условиях (п. 5.1).

Речь не об акциях — про них отдельный пункт. Получается, для каждого товара нужно установить, до какой даты или в течение какого периода магазин готов продать его по этой цене и с такими характеристиками. Непонятно, откуда продавцам брать такую информацию и как ее гарантировать.

Наверное, разработчики госта хотели как лучше, чтобы покупатель знал, что вот такая цена и такой срок поставки действует еще месяц или полгода. Но поставщики не предупреждают о конкретной дате повышения цен для заказного товара. И не каждый производитель заранее скажет, что через месяц снимет коллекцию с производства.

Значит, придется писать бессмысленную фразу о том, что все предложения действительны на момент размещения.

4. Фотографии. На сайте нужно обязательно размещать фотографии товара с разных ракурсов (п. 5.2).

Это требование без проблем выполнит интернет-магазин по продаже смартфонов и пылесосов. Но непонятно, что делать, например, продавцам строительных смесей и керамической плитки. И вообще всем, кто продает товар по фотографиям от производителя, а своих не делает. Часто это требование завода и условие контракта.

Для многих магазинов это будет настоящей проблемой, если они захотят уважить гост. Сделать разноракурсные фото тысяч наименований напольных покрытий или книг — долго, дорого и часто бессмысленно.

5. Подтверждение заказа. Продавец должен незамедлительно отправить покупателю подтверждение, что заказ принят, покупка оформлена и вот на каких условиях (п. 6.1).

Непонятно, как это сделать, когда нужно согласовать с покупателем точное количество и список комплектующих. Покупатель может не знать, что ковролин продается только рулонами и отрезать 10 квадратных метров нельзя. Или что к раскраске по номерам стоит заказать багет, потому что иначе это не картина. Или что для теплого пола не подходит терморегулятор, который добавлен в заказ: нужен другой, но его нет в наличии.

И как отправлять моментальное подтверждение, если еще нужно уточнить наличие на заводе и сообщить точный срок поставки, в госте тоже не объясняют.

6. Чеки. Если кассовый чек выдает не магазин, а его агент по договору, об этом нужно предупреждать при оформлении заказа (п. 7).

Что нужно сообщить покупателю, который оформляет заказ в один клик через специальную форму и не сообщает о способе доставки, в госте не написано. И как предупредить покупателя, который пока не решил, как он будет оплачивать товар, тоже непонятно. Например, если он приедет на склад забирать самовывозом, чек пробьет магазин. А если выберет доставку курьером, то чек выдаст служба доставки.

Как всё это учесть, чтобы соответствовать госту, магазины будут думать сами.

7. Упаковка. В описаниях способа доставки нужно указывать, в какой материал упакован товар и как это защитит его от повреждений (п. 10.5).

Если вы думали, что для вашего товара это очевидно, вы ошибались. Продаете пластилин — опишите, как он упакован. Продаете платья — расскажите, как пакет защищает их от механических повреждений. Если делаете резиновую плитку или профиль для гипсокартона, которые не нужно упаковывать, не знаем, что вам посоветовать.

8. Возврат товаров надлежащего качества. В госте перечислены варианты, как покупатель может связаться с магазином, чтобы вернуть товар, который не подошел. Но там нет обычной почты (п. 11.4).

Международные бренды и крупные интернет-магазины не просят никаких уведомлений по электронной почте, звонков или смс, если не подошли кроссовки или пуховик. Достаточно просто вернуть товар в пункте выдачи или отправить по почте с заполненным бланком. Этот бланк обычно лежит прямо в посылке: заполнил, отправил — и всем хорошо.

В госте нет такого варианта для возврата. Что будут делать «Пума» и «Озон», если захотят соблюсти гост, мы не знаем. До сих пор им можно было вернуть товар без предварительных звонков и электронных писем. С 1 января это будет не по госту.

9. Учет обращений. Магазинам нужно присваивать номера обращениям покупателей и вести электронный журнал учета (п. 11.6).

Что это за журнал и в какой форме его нужно вести? Подойдет ли для этих целей ЦРМ-система, админка сайта или нужно заводить какой-то специальный журнал, непонятно.

Еще неясно, как это проверит орган по сертификации. Они попросят предоставить этот журнал с персональными данными покупателей или поверят на слово? А если никто пока не возвращал товары и никакого журнала нет? Как тогда подтвердить, что магазин выполняет эту рекомендацию, — дать честное слово?

10. Бракованные товары. Если выяснится, что товар ненадлежащего качества, магазин должен сам забрать его у покупателя — там, где тот скажет (п. 12.6).

Понятно, что так хотели защитить права покупателей, чтобы им не пришлось идти на почту или в магазин, чтобы вернуть бракованную вещь. Но многие интернет-магазины в таких случаях оплачивают почтовые расходы или предлагают покупателю приехать в пункт самовывоза. По госту они должны будут сами приезжать, куда скажет покупатель: на дачу, в другой город или к метро.

Это все требования госта к интернет-магазинам?

Нет, чтобы узнать все требования, нужно полностью прочитать гост. Это дело на пятнадцать минут.

Некоторые требования вполне адекватные, и, если их соблюдать, это полезно и продавцам, и покупателям.

Всем интернет-магазинам нужно соответствовать госту?

Нет, этот гост необязательный. Если ему не соответствовать, санкций не будет. По крайней мере, пока.

Но сертификат о соответствии стандартам — это преимущество перед конкурентами и аргумент для покупателей.

Не забудьте, что кроме госта есть нормативные акты, которые должны соблюдать все продавцы — даже те, кто работает в интернете. Если нарушить закон, можно потерять много денег и даже весь бизнес.

Закон о защите прав потребителей

Правила дистанционной торговли

Я хочу получить сертификат. Что делать и куда идти?

Получить сертификат можно в органе по сертификации, который аккредитован конкретно для этой услуги. Мы обзвонили пять таких органов, но ни один пока не получил аккредитацию. Это понятно: гост новый и еще не вступил в силу.

Получить сертификат можно будет только после 1 января 2018 года. Это платно. Сколько будет стоить, пока неизвестно. Некоторые компании назвали нам ориентир 20—30 тысяч рублей — столько стоит сертификация других услуг по госту.

Если собираетесь получать сертификат, изучите все требования и подготовьте магазин. Даже если у вас удобный сайт, много заказов и отличные отзывы, это не значит, что магазин соответствует госту.

Хотите официальный сертификат — подойдите формально.

Если я получу сертификат, это поможет мне больше зарабатывать?

Мы не знаем. Это поможет условно выделиться на фоне конкурентов. Покупатели не в курсе, что за требования по госту, и могут думать, что это что-то важное. Может быть, причастность к бренду госта повысит доверие к магазину. Но, как говорят наши коллеги из уважаемых СМИ, это не точно.

Это изумительно
. Источник: Посольство США

США прекратили выдачу виз до 1 сентября и закрыли представительства в регионах

Посольство США официально объявило о прекращении выдачи неиммиграционных виз с 23 августа. До 1 сентября визы на территории России выдавать не будут. Представительства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке закроют.

Потом собеседования будут проводить только в Москве. Из-за этого изменится расписание и увеличатся сроки.

Кого это касается и что делать?

Почему изменился порядок оформления виз в США?

Это особенности отношений между нашими странами. В декабре 2016 года США выслали 35 российских дипломатов. В августе 2017 года расширили санкции.

В ответ из России выслали больше семисот сотрудников американской дипмиссии. В представительствах посольств стало некому работать. Из-за этого виз будут выдавать меньше, заявления рассматривать дольше, а отделения в регионах вообще закроют.

У нас так много желающих получить визу в США?

Каждый год в США выезжают больше 220 тысяч россиян. Это как всё население Пскова или Химок. Они ездят в отпуск, на учебу, по работе и к родственникам.

Это надолго?

Никто не знает. В посольстве говорят, что так будет до тех пор, пока действуют ограничения по численности сотрудников дипмиссии.

Это касается всех виз?

В первую очередь это касается неиммиграционных виз. Такие визы получают на срок до трех лет, чтобы ездить на отдых, экскурсии и деловые встречи. Собеседование для этих виз можно было пройти в региональном представительстве — например в Екатеринбурге.

Еще есть иммиграционные визы. Их выдают тем, кто хочет уехать в Штаты на постоянное место жительства. Собеседование и раньше проводили только в Москве. А вот сроки могут измениться — посольство об этом предупреждает.

Что делать тем, кто записывался на собеседование раньше?

Нужно записаться на другую дату после 1 сентября. Тем, кто записывался в региональное представительство, придется ехать в Москву.

Если запись отменили, по этому поводу пришлют уведомление. На вопросы по поводу новой записи отвечают по телефонам:

+7 (495) 745–33–88 или 8—800–100–25—54

Если еще не успел записаться на собеседование, что делать?

Следить, когда откроется запись, и записываться на собеседование в Москве. Посольство предупредило, что теперь сроки сильно увеличатся. Раньше визу в США можно было оформить за 85 дней. Теперь на это может уйти даже полгода.

В любом случае на собеседование придется ехать в Москву. Даже из Владивостока.

У меня уже есть виза, но надо продлевать. Что делать?

Получить визу повторно можно без собеседования. Это особый порядок, и он не изменился. Если после окончания визы прошло не больше 11 месяцев и соблюдаются другие требования, ехать в Москву и ждать полгода не придется.

Мне срочно нужна виза. Можно как-то ускорить процесс?

В посольстве обещают зарезервировать время для собеседования студентов, которые уезжают на учебу в США. Еще пойдут навстречу в особых случаях: если заболел или умер родственник, нужно ехать на лечение или предстоит суд. Обстоятельства нужно подтвердить документами.

Свадьба друга, бизнес-конференция и горящая путевка — это не повод для срочной записи на собеседование. Ускорить не получится.

Говорят, можно оформить визу через другую страну. Это правда?

Да, так можно. Гражданину России необязательно получать визу в своей стране. Можно обратиться в американское консульство в другом государстве и пройти собеседование там. Например, съездить для этого в Финляндию.

В таком случае консульский сбор нужно тоже платить в этой стране. Оплаченный в России не действует.

Еще нужно будет подтвердить законное пребывание в стране, где собираетесь получать визу. Но нет гарантии, что всё получится. Посольство проверяет связи со страной пребывания и советует подавать документы там, где постоянно живете.

Если подать документы в другой стране, могут заподозрить, что вы зачем-то хотите въехать в США любой ценой. Большая вероятность, что в визе откажут.

Чтобы записаться на собеседование в другую страну, нужно заново заполнить анкету, создать личный кабинет и заплатить сбор.

А без собеседования можно обойтись?

Без собеседования обойтись нельзя — такие правила при оформлении американской визы. Исключения могут сделать для детей до 14 лет или пожилых людей старше 80 лет.

Еще собеседование не проходят представители власти и те, кто получают визу повторно. Но на практике даже их могут попросить приехать.

Хочу полететь в США, но пока нет визы. Когда стоит покупать билеты и тур, чтобы точно успеть с документами?

Лучше не покупать билеты и не планировать поездку, пока нет визы. Даже до этих ограничений никто не мог дать гарантию, что визу выдадут в конкретный день. И что ее вообще выдадут. Теперь процесс усложнится и затянется. Сколько времени займет оформление, не знает даже американское посольство.

Если всё-таки хочется взять путевку и билеты, лучше выбрать те, которые можно вернуть. Иначе есть риск потерять много денег.

Есть виза, но скоро закончится. Как лучше спланировать поездку?

Виза — это разрешение на въезд. Пока она действует, можно приехать в США. На время выезда влияет не виза, а решение таможенного бюро — его примут в американском аэропорту. Даже если виза закончилась, всё равно можно находиться в Штатах как турист или по работе, а потом без проблем вылететь домой.

Если хотите слетать в США, но боитесь не успеть с новой визой, запланируйте вылет на то время, когда виза еще действует. Даже если это последний день.

Можно заранее подать документы на повторную визу. Это тоже займет время, но хотя бы обойдетесь без собеседования. Подать документы на новую визу можно даже за полгода до конца срока.

Если я не успею получить визу до поездки, мне вернут консульский сбор?

Нет, сбор не вернут. Но его можно использовать в течение года. Например, если захотите оформить визу в другой раз.

Консульский сбор можно использовать только в той стране, где он оплачен.

Опять Обама всё нам испортил!

Не Обама, а Трамп, и не он лично, а конгресс США, и не испортил, а ответил на… в общем, история сложная.

Ну и что?
. Источник: ПП № 961 от 11.08.17 г.

Валютные ипотечники могут собирать документы для господдержки. Рублевые под вопросом

Правительство утвердило новые условия господдержки ипотечников. Они начнут действовать с 22 августа.

Правила господдержки изменились. Их изложили в новой редакции, поэтому всё, что вы знали раньше, теперь не имеет значения. Всем, кто успеет попасть в программу, спишут до 30% долга по ипотеке в пределах 1,5 млн рублей. А некоторым даже больше.

В основном программа рассчитана на валютных ипотечников. У рублевых почти нет шансов. Мы объясним, кому положена помощь от государства. И если проходите по требованиям, теперь точно можно собирать документы.

Основные условия

Господдержку получат только те, у кого платеж увеличился на 30%.

Банк может списать 30% долга, но не более 1,5 млн рублей. Некоторым достанется вдвое больше. Решает комиссия.

Ипотечный кредит оформлен год назад или раньше.

У заемщика есть хотя бы один ребенок до 18 лет. Или студент на иждивении.

Заемщик без детей — инвалид или ветеран боевых действий.

Есть ограничения по доходу и площади квартиры.

Появились новые требования по владению другим жильем.

Придется договариваться с банком насчет неустойки.

Денег на всех не хватит.

Новые правила господдержки

Что за господдержка?

Государство выделяет деньги, чтобы помочь некоторым ипотечникам погасить кредит. Заемщик заключает с банком договор о реструктуризации ипотеки, банк списывает часть долга, переводит валюту в рубли или снижает ставку.

Кто может подать заявку

Господдержку может получить не любой заемщик с ипотекой. Заявку может подать только тот, кто подходит под условия программы.

Вот кому дадут господдержку в этот раз:

  • заемщикам как минимум с одним несовершеннолетним ребенком;
  • семьям, в которых на иждивении есть студенты-очники до 24 лет;
  • инвалидам и ветеранам боевых действий.

Но даже у семьи без детей есть шанс получить господдержку.

Какие требования к доходам семьи

Господдержку получат заемщики, которые докажут, что им сложно погашать кредит.

Считать будут так:

  1. Посчитают среднемесячный доход семьи за три месяца до заявки.
  2. Вычтут из этой суммы ежемесячный платеж по ипотеке.
  3. Разделят остаток на всех членов семьи.
  4. Сравнят результат с двойным прожиточным минимумом в регионе.

Если остаток меньше, заемщик пройдет по доходам. Но это еще не всё.

В новых правилах есть требования к ежемесячному платежу. Господдержку дадут только тем, у кого ежемесячный платеж по ипотеке за всё время вырос минимум на 30%. Это обязательное условие помимо среднемесячного дохода.

Какие требования к ипотечному жилью

Господдержку дают только по ипотечным кредитам на жильё: квартиры или дома. Оно должно быть в залоге у банка.

Вот требования по поводу жилья:

  • оно единственное для заемщика;
  • принадлежит на праве собственности или по договору участия в долевом строительстве;
  • начиная с 30 апреля 2015 года заемщику, его супругу и несовершеннолетним детям не принадлежало более 50% в другом жилье;
  • общая площадь в пределах лимита: однокомнатная квартира — не более 45 м², двухкомнатная — 65 м², трехкомнатная и далее — 85 м².

Если у вас не так, шанс всё равно есть.

На какую сумму можно рассчитывать в этот раз

По новым правилам заемщикам могут списать 30% долга в рублях по курсу на день реструктуризации. Максимум — 1,5 млн рублей.

Сумма не зависит от количества детей, как в прошлый раз. Каждый участник программы может получить от государства максимум. Даже семьи с одним ребенком.

Для многих валютных ипотечников эта сумма всё равно не спасет положение. В особых случаях ее могут увеличить. Сложные ситуации будет рассматривать специальная комиссия. Как она будет работать, решат до 1 сентября.

Как считать срок кредитного договора

По новым правилам господдержку дадут, только если ипотеку взяли год назад или раньше. Год отсчитывают до даты заключения договора о реструктуризации.

Если банк рефинансировал валютную ипотеку в рубли и заключил новый договор, имеет значение дата первого договора — в валюте. А не того, который заключили при рефинансировании.

На каких условиях нужно заключать договор о реструктуризации ипотеки

Когда заемщик обратится в банк, он напишет заявку. Банк ее рассмотрит и предложит новые условия. Их нужно зафиксировать в договоре о реструктуризации.

В правилах господдержки есть требования к этому договору.

Для валютной ипотеки:

  • валюту нужно перевести в рубли по курсу на день реструктуризации. Можно ниже, выше нельзя;
  • ставка по новому договору в рублях не выше 11,5%.

Для рублевой ипотеки:

  • ставка по новому договору не выше чем та, что действовала на день реструктуризации.

По договору банк обязан списать 30% долга по ипотеке. За счет этого уменьшится ежемесячный платеж. Срок кредита по правилам уменьшать нельзя.

Банк начислил неустойку из-за просрочки. Что с ней будет?

Независимо от валюты договора банк должен простить заемщику неустойку. Это обязательное требование программы. Оно касается только тех сумм, которые не уплачены. Если часть неустойки заемщик выплатил или ее взыскали принудительно, эти деньги не возвращают.

Неустойку нельзя погасить за счет господдержки. Банк должен просто списать ее, как будто никаких санкций и не было. По этому поводу составляют мировое соглашение.

Банк может брать комиссию за оформление господдержки?

Нет, это запрещено и незаконно. Если с вас просят какие-то комиссии или доплаты, ссылайтесь на правила программы (п. 11). Или жалуйтесь в АИЖК.

Я не прохожу по всем требованиям программы. Но мне тоже нечем платить ипотеку. Что можно сделать?

Если вы не подходите по категориям заемщиков, доходу, ежемесячному платежу, площади квартиры или единственному жилью, есть шанс.

Господдержку могут дать, даже если площадь квартиры немного больше лимита. Или нет детей, но тяжело заболел супруг. Или если ежемесячный платеж вырос не на 30%, а чуть меньше, но это всё равно непосильно для семьи.

Окончательное решение примет межведомственная комиссия. Минстрой создаст ее до 1 сентября для особых случаев. Когда опубликуют официальный документ, мы расскажем, как это будет работать.

Сходите в банк и напишите заявление — вы ничего не потеряете.

Я уже подавал документы и проходил по прежним условиям. В тот раз не успел. Ту заявку рассмотрят сейчас?

Нет. Заявку нужно подавать заново. Все заявки и документы из прошлой волны больше не действуют. И рассматривать их не будут. Если даже заемщик проходил под условия программы господдержки в прежней редакции, в этот раз помощь он получит только по новым правилам.

Сколько будет действовать эта программа?

Как и в прошлый раз — пока не кончатся деньги. На этот этап господдержки выделили 2 млрд рублей. Правительство считает, что их хватит примерно на 1300 кредитов. Это примерно 30% от всех валютных ипотечников, кто нуждается в помощи. А размер просроченной задолженности в девять раз больше, чем финансирование программы.

Денег на всех не хватит. Нужно торопиться с заявкой, документами и договором. В прошлый раз программу продлевали на два месяца, а закончили через две недели.

Я уже получал господдержку. Еще раз можно?

Нет, больше не дадут. Господдержку можно получить только один раз.

У меня рублевая ипотека. Я могу на что-то рассчитывать?

Программа не исключает участия рублевых ипотечников. Но есть обязательное условие: ваш ежемесячный платеж по ипотеке с момента оформления вырос на 30%.

Если у вас фиксированный платеж, шансов получить господдержку почти нет. Обращайтесь в банк и выносите свой вопрос на обсуждение межведомственной комиссии. Если там посчитают, что вам положена помощь, есть надежда.

Особо не рассчитывайте на этот вариант. Банки начнут принимать заявки с 22 августа. Не факт, что к этому времени успеют создать комиссию. Деньги будут выделять по очереди. Пока разберутся с вашей ситуацией, деньги могут кончиться.

У меня валютная ипотека. Что мне сейчас делать?

Внимательно изучите новые правила, не полагайтесь на наш разбор. Если вы проходите по всем требованиям, сможете претендовать на господдержку на общих основаниях. Если нет, надейтесь на решение комиссии.

Сходите в банк. Уточняйте, какие нужны документы. И на каких условиях вам дадут господдержку. Обязательно решите вопрос с неустойкой.

Собирайте документы. Не берите лишних справок. Например, выписка о единственном жилье не нужна. Остальные справки закажите заранее.

Если придется подавать заявку на комиссию, не торопитесь. Подождите, пока опубликуют положение о ее работе, чтобы не потратить деньги зря. Там могут быть требования, под которые вы точно не подойдете.

Прислушивайтесь к нашим советам, но всегда помните, что в случае с господдержкой время — деньги. И только вы знаете, стоит ли потратиться на справки, даже если с господдержкой может не получиться. Но мы очень хотим, чтобы у вас получилось.