Ну и что? 42539

10 самых интересных требований госта для интернет-магазинов

До сих пор у нас не было национального стандарта для продажи через интернет и мы все невозможно страдали. Доколе! Наконец-то Росстандарт опубликовал гост для интернет-магазинов. Новый гост официально принят и вступит в силу с 1 января 2018 года. Тогда и заживем!

Мы внимательно его изучили и выбрали 10 самых интересных, непонятных и странных требований. Если у вас есть сайт, через который можно заказать какой-то товар, ради интереса изучите новый стандарт. Вдруг вы уже всё сделали по госту — можно будет получить сертификат и показать маме.

Коротко

Гост официально принят, но еще не вступил в силу.

Он необязательный. За несоответствие госту магазин не оштрафуют и не закроют.

Получить сертификат можно с 1 января 2018 года. Возможно, он поможет выделиться на фоне конкурентов.

Кроме госта для интернет-магазинов есть другие требования, которые выполнять обязательно.

Что за гост?

Какие требования к интернет-магазинам установил этот гост?

В стандарте для дистанционной продажи товаров 12 разделов. Там описано, что нужно публиковать на сайте о продавце, товарах и оформлении заказа. Ничего особенного и сложного мы там не нашли: в некоторых маркетплейсах требований больше и они строже. Если магазин работает, например, на «Яндекс-маркете» или смог подключить платежную систему, скорее всего, он соответствует госту.

Большинство правил очевидные. Но некоторые условия для интернет-магазинов либо странные, либо непонятные. Например такие.

1. Интерфейс. Интернет-магазин должен иметь интуитивно понятный интерфейс, обеспечивающий оперативность взаимодействия покупателя с продавцом (п. 3.1).

Непонятно, кто и как будет это оценивать. Никаких внятных критериев в госте нет. Повлияет ли на это цвет кнопки «купить», расположение иконки с корзиной и возможность заказа без регистрации, неясно.

Может быть, нужно обязательно установить на сайте чат для ответов на вопросы или кнопку заказа обратного звонка? Гост не уточняет.

Мы нашли еще один малоизвестный гост для веб-интерфейсов. Его ввели еще в 2015 году, и там много важного про навигацию, ссылки, строку поиска, время загрузки и обратную связь. Если нет толкового айтишника, изучите — будете знать, что требовать от разработчиков.

2. Характеристики. В интернет-магазине должна быть размещена максимально детализированная информация об основных потребительских свойствах товара (п. 5.1).

Насколько детализированная, непонятно. Нужно указывать вес упаковки для ламината или это необязательно? Высота ворса для ковролина важна или хватит общей толщины? Кто решает, какие характеристики важны для смартфона, купальника или пылесоса? Если перечислены все режимы в духовке, но непонятно, есть ли в комплекте противень, это детализированная информация или нет?

Ответов на эти вопросы в госте нет.

3. Условия продажи. Нужно указывать срок, в течение которого действует предложение на этих условиях (п. 5.1).

Речь не об акциях — про них отдельный пункт. Получается, для каждого товара нужно установить, до какой даты или в течение какого периода магазин готов продать его по этой цене и с такими характеристиками. Непонятно, откуда продавцам брать такую информацию и как ее гарантировать.

Наверное, разработчики госта хотели как лучше, чтобы покупатель знал, что вот такая цена и такой срок поставки действует еще месяц или полгода. Но поставщики не предупреждают о конкретной дате повышения цен для заказного товара. И не каждый производитель заранее скажет, что через месяц снимет коллекцию с производства.

Значит, придется писать бессмысленную фразу о том, что все предложения действительны на момент размещения.

4. Фотографии. На сайте нужно обязательно размещать фотографии товара с разных ракурсов (п. 5.2).

Это требование без проблем выполнит интернет-магазин по продаже смартфонов и пылесосов. Но непонятно, что делать, например, продавцам строительных смесей и керамической плитки. И вообще всем, кто продает товар по фотографиям от производителя, а своих не делает. Часто это требование завода и условие контракта.

Для многих магазинов это будет настоящей проблемой, если они захотят уважить гост. Сделать разноракурсные фото тысяч наименований напольных покрытий или книг — долго, дорого и часто бессмысленно.

5. Подтверждение заказа. Продавец должен незамедлительно отправить покупателю подтверждение, что заказ принят, покупка оформлена и вот на каких условиях (п. 6.1).

Непонятно, как это сделать, когда нужно согласовать с покупателем точное количество и список комплектующих. Покупатель может не знать, что ковролин продается только рулонами и отрезать 10 квадратных метров нельзя. Или что к раскраске по номерам стоит заказать багет, потому что иначе это не картина. Или что для теплого пола не подходит терморегулятор, который добавлен в заказ: нужен другой, но его нет в наличии.

И как отправлять моментальное подтверждение, если еще нужно уточнить наличие на заводе и сообщить точный срок поставки, в госте тоже не объясняют.

6. Чеки. Если кассовый чек выдает не магазин, а его агент по договору, об этом нужно предупреждать при оформлении заказа (п. 7).

Что нужно сообщить покупателю, который оформляет заказ в один клик через специальную форму и не сообщает о способе доставки, в госте не написано. И как предупредить покупателя, который пока не решил, как он будет оплачивать товар, тоже непонятно. Например, если он приедет на склад забирать самовывозом, чек пробьет магазин. А если выберет доставку курьером, то чек выдаст служба доставки.

Как всё это учесть, чтобы соответствовать госту, магазины будут думать сами.

7. Упаковка. В описаниях способа доставки нужно указывать, в какой материал упакован товар и как это защитит его от повреждений (п. 10.5).

Если вы думали, что для вашего товара это очевидно, вы ошибались. Продаете пластилин — опишите, как он упакован. Продаете платья — расскажите, как пакет защищает их от механических повреждений. Если делаете резиновую плитку или профиль для гипсокартона, которые не нужно упаковывать, не знаем, что вам посоветовать.

8. Возврат товаров надлежащего качества. В госте перечислены варианты, как покупатель может связаться с магазином, чтобы вернуть товар, который не подошел. Но там нет обычной почты (п. 11.4).

Международные бренды и крупные интернет-магазины не просят никаких уведомлений по электронной почте, звонков или смс, если не подошли кроссовки или пуховик. Достаточно просто вернуть товар в пункте выдачи или отправить по почте с заполненным бланком. Этот бланк обычно лежит прямо в посылке: заполнил, отправил — и всем хорошо.

В госте нет такого варианта для возврата. Что будут делать «Пума» и «Озон», если захотят соблюсти гост, мы не знаем. До сих пор им можно было вернуть товар без предварительных звонков и электронных писем. С 1 января это будет не по госту.

9. Учет обращений. Магазинам нужно присваивать номера обращениям покупателей и вести электронный журнал учета (п. 11.6).

Что это за журнал и в какой форме его нужно вести? Подойдет ли для этих целей ЦРМ-система, админка сайта или нужно заводить какой-то специальный журнал, непонятно.

Еще неясно, как это проверит орган по сертификации. Они попросят предоставить этот журнал с персональными данными покупателей или поверят на слово? А если никто пока не возвращал товары и никакого журнала нет? Как тогда подтвердить, что магазин выполняет эту рекомендацию, — дать честное слово?

10. Бракованные товары. Если выяснится, что товар ненадлежащего качества, магазин должен сам забрать его у покупателя — там, где тот скажет (п. 12.6).

Понятно, что так хотели защитить права покупателей, чтобы им не пришлось идти на почту или в магазин, чтобы вернуть бракованную вещь. Но многие интернет-магазины в таких случаях оплачивают почтовые расходы или предлагают покупателю приехать в пункт самовывоза. По госту они должны будут сами приезжать, куда скажет покупатель: на дачу, в другой город или к метро.

Это все требования госта к интернет-магазинам?

Нет, чтобы узнать все требования, нужно полностью прочитать гост. Это дело на пятнадцать минут.

Некоторые требования вполне адекватные, и, если их соблюдать, это полезно и продавцам, и покупателям.

Всем интернет-магазинам нужно соответствовать госту?

Нет, этот гост необязательный. Если ему не соответствовать, санкций не будет. По крайней мере, пока.

Но сертификат о соответствии стандартам — это преимущество перед конкурентами и аргумент для покупателей.

Не забудьте, что кроме госта есть нормативные акты, которые должны соблюдать все продавцы — даже те, кто работает в интернете. Если нарушить закон, можно потерять много денег и даже весь бизнес.

Закон о защите прав потребителей

Правила дистанционной торговли

Я хочу получить сертификат. Что делать и куда идти?

Получить сертификат можно в органе по сертификации, который аккредитован конкретно для этой услуги. Мы обзвонили пять таких органов, но ни один пока не получил аккредитацию. Это понятно: гост новый и еще не вступил в силу.

Получить сертификат можно будет только после 1 января 2018 года. Это платно. Сколько будет стоить, пока неизвестно. Некоторые компании назвали нам ориентир 20−30 тысяч рублей — столько стоит сертификация других услуг по госту.

Если собираетесь получать сертификат, изучите все требования и подготовьте магазин. Даже если у вас удобный сайт, много заказов и отличные отзывы, это не значит, что магазин соответствует госту.

Хотите официальный сертификат — подойдите формально.

Если я получу сертификат, это поможет мне больше зарабатывать?

Мы не знаем. Это поможет условно выделиться на фоне конкурентов. Покупатели не в курсе, что за требования по госту, и могут думать, что это что-то важное. Может быть, причастность к бренду госта повысит доверие к магазину. Но, как говорят наши коллеги из уважаемых СМИ, это не точно.

Ну и что? 572

Налоговую проверку любого человека могут провести прямо у него дома

Минфин напомнил, что по закону налоговая имеет право проводить выездные проверки обычных людей. Даже если они не предприниматели и никогда не занимались бизнесом, а работают по найму или получают зарплату из бюджета.

Выездную проверку проводят в помещении налогоплательщика. Это значит, что налоговая может прийти прямо к вам домой — в квартиру, где вы живете.

С чего это налоговая ходит по домам?

Кого может проверить налоговая?

Налоговая может проверять всех налогоплательщиков — то есть людей или организации, которые платят или должны платить хотя бы один налог. Или, например, заявляют налоговый вычет и ждут денег из бюджета.

С фирмами и ИП понятно: их проверяют регулярно. Но выездную проверку могут провести в отношении обычного гражданина, не бизнесмена. То есть налоговая может проверить вас, ваших родителей, коллег и друзей. Например, прийти к маме-учительнице, к папе-военному, к брату, который недавно купил машину, или к супругу, который заявил имущественный вычет. Вообще к кому угодно.

А если вы ИП или продаете что-то через «Авито» как физлицо, у вас дома могут искать торговую точку, не найти ее и доначислить несколько миллионов рублей налогов.

Почему налоговая может прийти домой?

Приходить домой с проверкой — это право налоговиков. Проверки бывают камеральные — когда декларацию при продаже квартиры или расчет налога на имущество проверяют в налоговой. Если всё в порядке и вопросов нет, налогоплательщик может вообще ничего не знать — проверили и проверили. А если вопрос появится, инспектор позвонит и попросит принести документы.

Еще бывают выездные проверки: их проводят в помещении налогоплательщика. У обычных граждан офисов нет, для них помещения — это квартиры и дома. По закону сотрудники налоговой могут приходить туда.

Что налоговая может проверить дома у обычного человека?

Налоговая может проверить что угодно, если это нужно для контроля за суммами и сроками уплаты налогов. Например, для проверки могут пригодиться такие данные:

  • какая площадь у квартиры, дома и участка;
  • правда ли недвижимость продана и бывший хозяин там не живет;
  • не родственники ли покупатель и продавец;
  • размежевали ли земельный участок;
  • не используют ли квартиру под офис или магазин;
  • как на самом деле обстоят дела с банкротством.

Причин может быть больше, они зависят от цели проверки, вида налога и нюансов конкретного дела. Чтобы получить информацию для проверки, налоговики могут осматривать помещение, компьютеры, забирать документы и приглашать экспертов. Но только если это действительно нужно, а не из любопытства.

Они хоть предупредят? Или придут внезапно?

Выездную проверку проводят на основании решения. В налоговом кодексе нет прямого указания, что это решение должны прислать заранее. Но суды считают, что налогоплательщика нужно предупреждать.

А можно не пускать налоговиков домой?

По закону их можно не пускать. Можно открыть дверь, узнать, что это налоговая проверка, и сказать, что вы или кто-то из членов семьи против. Тогда налоговики смогут войти только с решением суда или на других веских основаниях: решения о выездной проверке будет недостаточно.

Если налоговики не смогут попасть в помещение, а данных для проверки не хватит, налог могут начислить расчетным путем. Потом придется доказывать в суде, что расчет неправильный и столько вы платить не должны.

Если я ИП, ко мне тоже могут прийти домой?

Домой могут прийти и к ИП, и к директору фирмы, если она зарегистрирована по домашнему адресу или в жилом помещении. Причем у ИП во время одной проверки могут найти нарушения не только по предпринимательским, но и по личным налогам.

А еще налоговики могут прийти домой к тем, кто уже ликвидировал ИП — по закону так можно. Даже если вы были ИП два года назад, а теперь наемный работник или вообще в декрете и не должны платить налоги, к вам тоже могут прийти домой с выездной проверкой. Проверить могут и период до регистрации ИП — основания найдутся.

Физические лица могут законно избежать налоговой проверки только в случае смерти. Смена налогового режима, статуса или вида деятельности не поможет.

Что делать, если ко мне придут с выездной проверкой?

Проверьте, на каком основании к вам пришли. Все должно быть указано в решении, включая фамилии и должности проверяющих, какие налоги и за какой период будут проверять.

Требуйте служебные удостоверения. Проверять могут только те сотрудники, которые указаны в решении. Никаких замен и подмен быть не должно.

Сотрудники налоговой тоже люди, и для них ходить по чужим квартирам не самое приятное занятие. Если скрывать нечего, предоставьте налоговикам, что они попросят. Пусть осмотрят квартиру и убедятся, что у вас там нет подпольного цеха и в этой квартире вы реально живете со своей семьей. Или что вы действительно купили долю у двоюродной тети, она там больше не живет и вычет вы заявили законно. Захотят замерить площадь участка — пусть замеряют.

Если не хотите пускать инспекторов в квартиру, не пускайте. Но тогда заранее оцените последствия расчетного метода и проконсультируйтесь с экспертом. Если налоговики что-то нарушат или неправильно оформят, решение и доказательства можно оспорить.

Ну и что? 224

У инспекторов ГИБДД новый регламент, но знать его желательно всем

С 20 октября изменятся правила работы инспекторов ГИБДД. Для них утвердили новый регламент.

В новом регламенте 137 листов. Его написали для инспекторов — там их права и обязанности. Но водителям тоже нужно знать, что там нового и важного. Хотя для водителей есть правила дорожного движения, но там прописано не всё.

Что важного в новом регламенте?

Зачем нужны эти регламенты и почему их меняют?

Регламент объясняет, как должен вести себя инспектор ГИБДД в разных ситуациях.

Предыдущий регламент приняли в 2009 году, а последний раз изменяли в 2014: с тех пор появились новые правила, технологии и инструменты.

Если инспектор захочет проверить документы, сделать запрос или заполнить протокол, он будет действовать по новым правилам. Это важно понимать: изменились не конкретные пункты — вообще весь документ теперь в новой редакции.

Этот регламент не единственный документ, который должны соблюдать инспекторы. Закон о полиции, правила освидетельствования, дорожного движения и оформления ДТП для ОСАГО никто не отменял.

Инспектор должен представиться

Инспектор должен представиться и показать документы. По регламенту сотрудник обязан дать телефон и адрес дежурной части или группы, за которой он закреплен. Можно перезвонить и проверить.

Если есть сомнения в полномочиях и личности инспектора, лучше так сделать.

Разгон групп людей

Инспектор может попросить группу людей разойтись. Например, если это мешает пешеходам или машинам, угрожает безопасности и мешает работе каких-то организаций и служб.

Съемка и запись разговоров

Снимает инспектор. Инспектору можно снимать и фото, и видео любых мероприятий и действий. Можно записывать разговор на диктофон и вообще любую аппаратуру. Иногда инспектор даже обязан вести съемку — например, если не получается найти понятых. О любой записи инспектор обязан предупредить.

Снимает водитель. Раньше инспектор не мог запретить водителю записывать разговор на видео или диктофон. В новом регламенте такого пункта нет. Но это не значит, что водитель не может вести видеозапись разговора с инспектором. Такое право у него есть по закону о полиции и указу о праве на информацию о госорганах. Иногда съемка запрещена, но тогда инспектор должен объяснить почему и сослаться на документы.

Просто так запретить водителю снимать разговор при проверке документов инспектор не может. Если запрещает, можно пожаловаться на превышение полномочий.

Забрать права и снять номера

Забрать права инспектор не может. Их забирает только суд. Даже если вы что-то нарушили, инспектор составит протокол, но изъять права до решения суда не сможет. И снять номера с машины тоже. Если только они не поддельные.

Водитель пьян или неадекватен

Инспектор имеет право задерживать автомобили и отстранять водителей от управления, если необходимо. Это не то же, что забирать права.

Не передавать права для проверки

Когда инспектор просит документы и права для проверки, водитель обязан их передать без обложек и удерживающих устройств. Если паспорт и права будут в обложке, инспектор их не примет и попросит передать как положено — без лишних предметов. Такие правила.

Иногда на дорогах ставят муляжи камер, автомобилей и даже фигуры инспекторов. Это вообще законно?

Это законно. По регламенту инспекторы могут так делать, чтобы предупредить нарушения.

Автоматические камеры для фиксации нарушений, случайно, не отменили?

Нет, их не отменили и даже расширили возможности использования. Сейчас такую камеру нельзя установить в том месте, где есть временный знак — например, если идет ремонт дороги и нужно снизить скорость. В новом регламенте этого пункта нет.

Если ГИБДД посчитает нужным, камеру установят и там. И если водитель нарушит временное ограничение, его накажут. Обжаловать штраф из-за того, что знак временный, теперь не получится.

У меня нет машины, я пешеход. Мне это всё зачем?

Пешеходы тоже участники дорожного движения. Инспекторы могут вас остановить, проверить документы и даже выписать штраф. Иногда даже доставить в отделение.

Формальные процедуры — это хорошо. А если инспектор просто хам?

Инспекторы должны быть вежливыми. Это тоже прописано в регламенте. Они не могут читать нравоучений, должны разговаривать спокойно, уважительно, обращаться на «вы». Хамство, отказ давать пояснения, дискриминация по религиозным, политическим и национальным мотивам — повод для жалобы.

Что делать, если инспектор нарушил свой регламент и мои права?

На инспектора можно пожаловаться в районное или региональное подразделение МВД. Куда и на кого жаловаться — написано в п. 332 нового регламента.

Сейчас для этого много возможностей: можно жаловаться даже через интернет. Если жалоба составлена правильно и отправлена куда нужно, ответ должны дать в любом случае.

Если разобраться до суда не получилось, а вопрос важный, ищите юриста и идите в суд. Так тоже можно.