IPO DoorDash: стоит ли инвестировать в сервис доставки еды
8 декабря сервис доставки еды DoorDash планирует провести IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Разобрать бизнес DoorDash предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору Henkel. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
Главным источником информации по DoorDash будет проспект ценных бумаг, который компания подала в Комиссию по ценным бумагам в ходе подготовки к IPO.
DoorDash — сервис доставки еды, которым пользуются свыше 18 млн потребителей. На платформе работают больше 390 тысяч ресторанов и около миллиона курьеров.
В проспекте есть схема с подробным процессом работы.
Финансовый результат компании за разные периоды в миллионах долларов, убыток на акцию в долларах
2018 | 2019 | Январь — сентябрь 2019 | Январь — сентябрь 2020 | |
---|---|---|---|---|
Выручка | 291 | 885 | 587 | 1916 |
Себестоимость выручки без учета износа и амортизации | −228 | −523 | −353 | −899 |
Продажи и маркетинг | −135 | −594 | −445 | −610 |
НИОКР | −51 | −107 | −73 | −112 |
Общие и админ. расходы | −78 | −245 | −179 | −337 |
Износ и амортизация | −9 | −32 | −16 | −89 |
Операционные убытки | −501 | −1501 | −1066 | −2046 |
Убытки после операционной деятельности | −210 | −616 | −479 | −131 |
Процентная прибыль | 7 | 18 | 14 | 6 |
Процентные выплаты | −1 | — | — | −22 |
Другие расходы | — | −68 | −67 | — |
Убытки до налога на прибыль | −204 | −666 | −532 | −147 |
Сумма налога на прибыль | — | 1 | 1 | 2 |
Чистый расход | −204 | −667 | −533 | −149 |
Выкуп акций | −3 | — | — | — |
Дивиденды для владельцев привилегированных акций | — | −1 | −1 | — |
Итоговые убытки | −207 | −667 | −534 | −149 |
Убыток на акцию | −4,67 $ | −15,44 $ | −12,41 $ | 3,34 $ |
Финансовый результат компании за разные периоды в миллионах долларов, убыток на акцию в долларах
Выручка | |
2018 | 291 |
2019 | 885 |
Январь — сентябрь 2019 | 587 |
Январь — сентябрь 2020 | 1916 |
Себестоимость выручки без учета износа и амортизации | |
2018 | −228 |
2019 | −523 |
Январь — сентябрь 2019 | −353 |
Январь — сентябрь 2020 | −899 |
Продажи и маркетинг | |
2018 | −135 |
2019 | −594 |
Январь — сентябрь 2019 | −445 |
Январь — сентябрь 2020 | −610 |
НИОКР | |
2018 | −51 |
2019 | −107 |
Январь — сентябрь 2019 | −73 |
Январь — сентябрь 2020 | −112 |
Общие и админ. расходы | |
2018 | −78 |
2019 | −245 |
Январь — сентябрь 2019 | −179 |
Январь — сентябрь 2020 | −337 |
Износ и амортизация | |
2018 | −9 |
2019 | −32 |
Январь — сентябрь 2019 | −16 |
Январь — сентябрь 2020 | −89 |
Операционные убытки | |
2018 | −501 |
2019 | −1501 |
Январь — сентябрь 2019 | −1066 |
Январь — сентябрь 2020 | −2046 |
Убытки после операционной деятельности | |
2018 | −210 |
2019 | −616 |
Январь — сентябрь 2019 | −479 |
Январь — сентябрь 2020 | −131 |
Процентная прибыль | |
2018 | 7 |
2019 | 18 |
Январь — сентябрь 2019 | 14 |
Январь — сентябрь 2020 | 6 |
Процентные выплаты | |
2018 | −1 |
2019 | — |
Январь — сентябрь 2019 | — |
Январь — сентябрь 2020 | −22 |
Другие расходы | |
2018 | — |
2019 | −68 |
Январь — сентябрь 2019 | −67 |
Январь — сентябрь 2020 | — |
Убытки до налога на прибыль | |
2018 | −204 |
2019 | −666 |
Январь — сентябрь 2019 | −532 |
Январь — сентябрь 2020 | −147 |
Сумма налога на прибыль | |
2018 | — |
2019 | 1 |
Январь — сентябрь 2019 | 1 |
Январь — сентябрь 2020 | 2 |
Чистый расход | |
2018 | −204 |
2019 | −667 |
Январь — сентябрь 2019 | −533 |
Январь — сентябрь 2020 | −149 |
Выкуп акций | |
2018 | −3 |
2019 | — |
Январь — сентябрь 2019 | — |
Январь — сентябрь 2020 | — |
Дивиденды для владельцев привилегированных акций | |
2018 | — |
2019 | −1 |
Январь — сентябрь 2019 | −1 |
Январь — сентябрь 2020 | — |
Итоговые убытки | |
2018 | −207 |
2019 | −667 |
Январь — сентябрь 2019 | −534 |
Январь — сентябрь 2020 | −149 |
Убыток на акцию | |
2018 | −4,67 $ |
2019 | −15,44 $ |
Январь — сентябрь 2019 | −12,41 $ |
Январь — сентябрь 2020 | 3,34 $ |
Компания убыточная, но если рассматривать такие метрики, как маржа вклада и скорректированная EBITDA, можно подумать, что она уже вроде как и прибыльная. Но не покупайтесь на это: если смотреть по нормальным GAAP-метрикам, то компания убыточная.
Впрочем, у Doordash бывают и хорошие периоды. Во 2 квартале 2020 компания вышла в плюс: ее итоговая маржа составила 3,4% от выручки — 23 млн долларов прибыли на 675 млн долларов выручки. Но потом компания снова вернулась к привычной убыточности.
Метрики успеха компании за разные периоды
2018 | 2019 | Январь — сентябрь 2019 | Январь — сентябрь 2020 | |
---|---|---|---|---|
Количество заказов, млн | 83 | 263 | 181 | 543 |
Совокупная стоимость заказов, млн $ | 2812 | 8039 | 5537 | 16 485 |
Доход или убытки, млн $ | −59 | −200 | −190 | 433 |
Маржа вклада | −20% | −23% | −32% | 23% |
Прибыль вклада | −2% | −2% | −3% | 3% |
Скорректированная EBITDA, млн $ | −158 | −475 | −372 | 95 |
Скорректированная EBITDA, маржа вклада | −54% | −54% | −63% | 5% |
Скорректированная EBITDA в процентах от стоимости всех заказов | −6% | −6% | −7% | 1% |
Метрики успеха компании за разные периоды
Количество заказов, млн | |
2018 | 83 |
2019 | 263 |
Январь — сентябрь 2019 | 181 |
Январь — сентябрь 2020 | 543 |
Совокупная стоимость заказов, млн $ | |
2018 | 2812 |
2019 | 8039 |
Январь — сентябрь 2019 | 5537 |
Январь — сентябрь 2020 | 16 485 |
Доход или убытки, млн $ | |
2018 | −59 |
2019 | −200 |
Январь — сентябрь 2019 | −190 |
Январь — сентябрь 2020 | 433 |
Маржа вклада | |
2018 | −20% |
2019 | −23% |
Январь — сентябрь 2019 | −32% |
Январь — сентябрь 2020 | 23% |
Прибыль вклада | |
2018 | −2% |
2019 | −2% |
Январь — сентябрь 2019 | −3% |
Январь — сентябрь 2020 | 3% |
Скорректированная EBITDA, млн $ | |
2018 | −158 |
2019 | −475 |
Январь — сентябрь 2019 | −372 |
Январь — сентябрь 2020 | 95 |
Скорректированная EBITDA, маржа вклада | |
2018 | −54% |
2019 | −54% |
Январь — сентябрь 2019 | −63% |
Январь — сентябрь 2020 | 5% |
Скорректированная EBITDA в процентах от стоимости всех заказов | |
2018 | −6% |
2019 | −6% |
Январь — сентябрь 2019 | −7% |
Январь — сентябрь 2020 | 1% |
Прибыль компании за разные кварталы в миллионах долларов
1 квартал 2019 | −191 |
2 квартал | −190 |
3 квартал | −151 |
4 квартал | −134 |
1 квартал 2020 | −128 |
2 квартал | 23 |
3 квартал | −42 |
Прибыль компании за разные кварталы в миллионах долларов
1 квартал 2019 | −191 |
2 квартал | −190 |
3 квартал | −151 |
4 квартал | −134 |
1 квартал 2020 | −128 |
2 квартал | 23 |
3 квартал | −42 |
Согласно проспекту, существующие пользователи DoorDash постепенно наращивают объем заказов, так что, возможно, через какой-то неопределенный срок компания станет прибыльной, — сейчас же расходы на продажи и маркетинг сжирают львиную долю прибыли. Возможно, когда в будущем существующие клиенты нарастят объем заказов, компания сможет сократить расходы на привлечение покупателей и наконец выйти в плюс.
Денег в распоряжении компании примерно 1,176 млрд долларов, а сумма всех задолженностей — 1,441 млрд, из них 834 млн нужно погасить в течение следующих 12 месяцев.
Работает компания в основном в США, но есть бизнес в Канаде и Австралии.
Выручка компании по регионам за разные периоды в миллионах долларов
2018 | 2019 | Январь — сентябрь 2019 | Январь — сентябрь 2020 | |
---|---|---|---|---|
США | 282 | 877 | 579 | 1912 |
Остальной мир | 9 | 8 | 8 | 4 |
Общая выручка | 291 | 885 | 587 | 1916 |
Выручка компании по регионам за разные периоды в миллионах долларов
США | |
2018 | 282 |
2019 | 877 |
Январь — сентябрь 2019 | 579 |
Январь — сентябрь 2020 | 1912 |
Остальной мир | |
2018 | 9 |
2019 | 8 |
Январь — сентябрь 2019 | 8 |
Январь — сентябрь 2020 | 4 |
Общая выручка | |
2018 | 291 |
2019 | 885 |
Январь — сентябрь 2019 | 587 |
Январь — сентябрь 2020 | 1916 |
Большой гигант маленького рынка
В начале года у нас был разбор компании-конкурента Grubhub. DoorDash обладает примерно схожим набором проблем и преимуществ, но с поправкой на размеры. DoorDash — самый крупный игрок на рынке США в этой нише. Вроде бы это круто, но нет.
DoorDash — мощная компания, но это не единственный подобный сервис. Вероятнее всего, она будет пытаться расширяться, что потребует огромных расходов, а с учетом убыточности компании это не очень хорошо. Например, увеличение доли рынка компании во второй половине 2020 привело не к росту прибыли, а к новым убыткам.
Рынок доставки еды отличается угнетающе низкой маржой. Grubhub, например, до сих пор работает в минус. На это есть возражение, что рынок будет расти. Но он и так сильно вырос во время пандемии, только прибыли там как не было, так и нет.
Конечно, конъюнктура рынка как будто благоволит DoorDash и ее конкурентам. Но в 2020 году эта конъюнктура не привела к прибыли для сервисов доставки хотя бы на протяжении нескольких кварталов подряд.
Учитывая высокую вероятность «ресторанного мора» в США, может начаться консолидация — и, соответственно, крупные рестораны начнут развивать собственные мощности по доставке, поскольку посредники типа DoorDash пытаются откусить слишком большой кусок их прибыли.
Для ресторанов свой сервис доставки актуален в случае, когда онлайн-заказы составляют 25—30% от общего объема продаж. Логично предположить, что пандемия привела к примерно такому соотношению для многих ресторанов, — и ввиду общего падения продаж комиссии DoorDash наверняка кажутся собственникам ресторанов еще более неуместными.
Сколько собственников малого и среднего бизнеса из указанных отраслей думают, что скоро им придется закрывать бизнес
Путешествия | 62% |
Спортзалы | 61% |
Салоны красоты | 60% |
Потребительская розница | 50% |
Рестораны | 45% |
Сколько собственников малого и среднего бизнеса из указанных отраслей думают, что скоро им придется закрывать бизнес
Путешествия | 62% |
Спортзалы | 61% |
Салоны красоты | 60% |
Потребительская розница | 50% |
Рестораны | 45% |
Все познаются в сравнении
Сравним итоги за первые 9 месяцев 2020 DoorDash с результатами других компаний в сфере доставки. Такой период берем для сравнения на пике формы.
Расходы отдела продаж у DoorDash составляют 31,83% от выручки. У Grubhub этот показатель составляет 21,43%. К сожалению, у Uber не расписана структура расходов по отдельным сегментам, поэтому данные службы доставки еды Uber Eats привести не можем. В целом у Uber эти расходы составляют 16,2%, но не стоит забывать, что у них есть водители и сервис заказа грузоперевозок. Postmates вообще не торгуется на бирже, поэтому тут ничего сказать нельзя — есть только информация, что компания убыточная.
С точки зрения прибыли все эти сервисы убыточные. Разница лишь в том, сколько они теряют денег. Итоговая прибыль Uber Eats нам не известна, поскольку Uber использует метрику «скорректированная EBITDA» — это когда из обычной EBITDA творчески вычитают разные непрофильные расходы.
Впрочем, это даже хорошо, поскольку эту метрику используют для того, чтобы показатель выглядел лучше, чем в реальности. У Uber Eats итоговая маржа выходит −20,91%, у Grubhub — −6,6%, у DoorDash — −7,7%.
У всех этих компаний огромная себестоимость выручки, т. е. стоимость оказания услуг. Смысл этих сервисов именно в бюджетности всего процесса доставки: если бы доставка была дорогой, то эти сервисы никогда бы не стали массовыми. У DoorDash себестоимость выручки составляет 49,62%, у Grubhub — 64,58%, у Uber в целом — 68,46%.
Если сравнивать DoorDash не только с сервисами доставки, но и с другими предприятиями из сферы общепита и логистики, то результаты компании выглядит не очень хорошо.
Сколько ресторанов доступно в разных сервисах доставки по всему миру
Grubhub | 300 000 |
DoorDash | 390 000 |
Uber Eats | 500 000 |
Сколько ресторанов доступно в разных сервисах доставки по всему миру
Grubhub | 300 000 |
DoorDash | 390 000 |
Uber Eats | 500 000 |
Чистая операционная прибыль разных компаний после уплаты налогов
Компания | Тикер | Чистая операционная прибыль в процентах от выручки |
---|---|---|
YUM! Brands | YUM | 24% |
Domino’s Pizza | DPZ | 14% |
United Parcel Service | UPS | 8% |
FedEx | FDX | 4% |
Papa John’s International | PZZA | 4% |
Grubhub | GRUB | −5% |
DoorDash | DASH | −12% |
Uber | UBER | −34% |
Lyft | LYFT | −57% |
Чистая операционная прибыль разных компаний после уплаты налогов
Компания (тикер) | Чистая операционная прибыль в процентах от выручки |
YUM! Brands (YUM) | 24% |
Domino’s Pizza (DPZ) | 14% |
United Parcel Service (UPS) | 8% |
FedEx (FDX) | 4% |
Papa John’s International (PZZA) | 4% |
Grubhub (GRUB) | −5% |
DoorDash (DASH) | −12% |
Uber (UBER) | −34% |
Lyft (LYFT) | −57% |
Математика не сходится
Компания планирует размещать свои акции по цене 75—85 $ за штуку — при такой цене ее капитализация будет примерно 25—32 млрд долларов. Важно понимать, что 25 млрд долларов — это объем всего рынка заказов еды на различных онлайн-платформах в США.
Аналитики из New Constructs подсчитали, что даже для капитализации 25 млрд долларов — а это минимум, к которому стремится компания, — DoorDash нужно в течение следующих 11 лет наращивать выручку на 35% каждый год и как можно быстрее поднять свою операционную доналоговую маржу до 8% от выручки с нынешней отрицательной.
В более реалистичном, но все равно оптимистичном сценарии DoorDash со своими текущими показателями должна стоить около 8 млрд долларов, а это гораздо ниже оценок компании. С рациональной точки зрения чрезвычайно велики риски обвала этих акций вскоре после IPO, когда инвесторы поймут, что им продали убыточное предприятие.
Цена у компании получается неадекватной даже с учетом дальнейшего роста рынка доставки. Рынок будет расти, и на нем придется конкурировать с аналогичными компаниями или тратить деньги на их выкуп.
Если эта сфера все так же будет считаться перспективной, то будут появляться новые сервисы доставки и их тоже придется выкупать или конкурировать с ними. Для понимания можно посмотреть на рынок доставки в ретроспективе: хорошо видно, что лидеры быстро сменяют друг друга и для удержания доли рынка приходится поступаться прибылью.
Что нужно знать о владельцах до и после IPO
Структура IPO будет такой же, как и у многих айтишных стартапов: акции будут разделены на 2 класса. Акции класса А, которые будут торговаться на бирже, будут давать владельцам один голос за одну акцию.
А вот у основателей будут акции класса В: одна такая акция будет равняться 20 голосам. Это значит, что во всех ключевых вопросах контроль останется за основателями компании. Такая же структура владения акциями у Google.
Но DoorDash — убыточный бизнес, который непонятно когда станет прибыльным. И, возможно, компании не помешало бы наличие деятельных инвесторов-активистов, которые будут продавливать сокращение расходов и активно искать возможность продать компанию.
Продать компанию покупателю покрупнее — это сокровенная мечта стартапов по доставке еды, как в истории с Grubhub. А вот у основателей компании может быть другое видение: возможно, для них IPO — это лишь средство для финансирования своих проектов.
Немногочисленные преимущества
Согласно проспекту, DoorDash занимает почти 58% рынка доставки еды в американских пригородах. С учетом исхода горожан из крупных агломераций это довольно большой плюс: больше платежеспособной аудитории в районах, где компания представлена лучше конкурентов.
Также в больших городах на уровне отдельных районов между сервисами доставки тяжелейшая конкуренция.
Какую долю в сфере доставки еды занимают в США разные сервисы
DoorDash | Grubhub | Uber Eats | Postmates | |
---|---|---|---|---|
Нью-Йорк | 21% | 51% | 25% | 3% |
Лос-Анджелес | 34% | 14% | 14% | 38% |
Чикаго | 37% | 32% | 28% | 3% |
Даллас/Форт-Уэрт | 54% | 9% | 34% | 3% |
Хьюстон | 61% | 8% | 29% | 2% |
Вашингтон | 46% | 17% | 33% | 4% |
Майами | 19% | 7% | 61% | 13% |
Филадельфия | 55% | 29% | 14% | 2% |
Атланта | 44% | 11% | 39% | 6% |
Бостон | 33% | 38% | 27% | 2% |
Финикс | 46% | 11% | 26% | 17% |
Сан-Франциско | 69% | 10% | 15% | 6% |
Какую долю в сфере доставки еды занимают в США разные сервисы
Нью-Йорк | |
DoorDash | 21% |
Grubhub | 51% |
Uber Eats | 25% |
Postmates | 3% |
Лос-Анджелес | |
DoorDash | 34% |
Grubhub | 14% |
Uber Eats | 14% |
Postmates | 38% |
Чикаго | |
DoorDash | 37% |
Grubhub | 32% |
Uber Eats | 28% |
Postmates | 3% |
Даллас/Форт-Уэрт | |
DoorDash | 54% |
Grubhub | 9% |
Uber Eats | 34% |
Postmates | 3% |
Хьюстон | |
DoorDash | 61% |
Grubhub | 8% |
Uber Eats | 29% |
Postmates | 2% |
Вашингтон | |
DoorDash | 46% |
Grubhub | 17% |
Uber Eats | 33% |
Postmates | 4% |
Майами | |
DoorDash | 19% |
Grubhub | 7% |
Uber Eats | 61% |
Postmates | 13% |
Филадельфия | |
DoorDash | 55% |
Grubhub | 29% |
Uber Eats | 14% |
Postmates | 2% |
Атланта | |
DoorDash | 44% |
Grubhub | 11% |
Uber Eats | 39% |
Postmates | 6% |
Бостон | |
DoorDash | 33% |
Grubhub | 38% |
Uber Eats | 27% |
Postmates | 2% |
Финикс | |
DoorDash | 46% |
Grubhub | 11% |
Uber Eats | 26% |
Postmates | 17% |
Сан-Франциско | |
DoorDash | 69% |
Grubhub | 10% |
Uber Eats | 15% |
Postmates | 6% |
На сколько выросло количество заказов еды на дом с октября 2019 по октябрь 2020 в разных типах населенных пунктов
Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Филадельфия, Вашингтон, Сан-Франциско, Бостон | 97% |
43 агломерации поменьше | 127% |
50 агломераций еще меньше | 157% |
Остальные города с населением более 100 тысяч человек | 174% |
Другие города | 142% |
На сколько выросло количество заказов еды на дом с октября 2019 по октябрь 2020 в разных типах населенных пунктов
Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Филадельфия, Вашингтон, Сан-Франциско, Бостон | 97% |
43 агломерации поменьше | 127% |
50 агломераций еще меньше | 157% |
Остальные города с населением более 100 тысяч человек | 174% |
Другие города | 142% |
Но конкурентное преимущество DoorDash в пригородах — это не такой уж огромный плюс. Во-первых, 58% — это не 100%. Во-вторых, стоимость доставки в пригороде должна быть выше, чем в городе, просто ввиду более низкой плотности населения: в городе один курьер может принять 4—5 заказов и доставить их в радиусе 300 метров, а в пригороде в таком же радиусе может быть один заказ.
Пригороды — это потенциально более высокие расходы на доставку. В то же время в менее населенных районах рост заказов опережает большие города, поэтому, может, количество тут когда-нибудь перейдет в качество, компания перестанет работать в убыток и начнет работать хотя бы в ноль.
Перспективы IPO
На основании отчетов и фактов бизнес DoorDash видится как сомнительная затея, но это вовсе не значит, что IPO провалится и что акции в дальнейшем упадут и никогда не вернутся к цене IPO.
Большинство инвесторов не особенно внимательно анализируют компании, в которые инвестируют. Еще один плюс в том, что очень распространено мнение «доставка — это перспективный бизнес»: вполне возможно, за счет этой иллюзии акции и вырастут.
Согласно проспекту, андеррайтерами размещения акций будут Goldman Sachs, J. P. Morgan и другие. Это не гарантирует акциям стремительного роста, но это крупные и успешные инвестбанки, в интересах которых заработать на перепродаже акций DoorDash как можно больше.
Учитывая ресурс этих банков и их возможности, а также огромный спрос на IPO, вероятность, что акции вырастут именно благодаря усилиям банков-андеррайтеров, весьма велика.
IPO DoorDash — довольно крупное событие в мире стартапов. И неудачное размещение с быстрым падением стоимости акций после IPO может заставить другие стартапы задуматься о том, надо ли им вообще выходить на биржу.
Проведение IPO для инвестбанков — это отличный и несложный бизнес, заключающийся, по сути, в покупке и перепродаже раскрученных акций. Поэтому возможно, что андеррайтеры DoorDash будут стараться обеспечить компании успешное первичное размещение, чтобы еще больше убыточных компаний шли на биржу и еще больше инвесторов покупали их акции.
Резюме
DoorDash видится авантюрой и крайне рискованным вложением на уровне биткоина: может взлететь, а может и упасть. Поэтому инвестировать в эти акции стоит, только если вы морально попрощались с этими деньгами навсегда.
Если сравнивать компанию с Grubhub, то можно увидеть, что стоимость последней выросла с января по октябрь на 76% на фоне интереса к доставке еды, но потом упала и в целом рост с начала года составил 48%. В то же время исторический максимум в 146 $ компания миновала еще в сентябре 2018, и с тех пор цена не поднималась выше 84 $ за акцию.
Но тогда не было пандемии, а DoorDash сегодня остается лидером рынка, и есть вероятность получить 100% за неделю. Есть вероятность также, что акции стремительно подешевеют, будут стоить по доллару и останутся в таком положении навсегда. Может быть, компания станет банкротом через полгода. А может быть, все три варианта реализуются по очереди. В общем, IPO DoorDash — это лотерея.