Henkel — немецкая компания — производитель химической продукции и товаров для потребителей. Год для нее выдался очень непростой, но она его пережила без тяжелых потерь. Перспективы у этого бизнеса неплохие, но велика вероятность того, что структура владения компанией может оказать негативное влияние на стоимость акций.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса зарубежных эмитентов. Идею разбора бизнеса Henkel предложил наш читатель Sir Fack Zoro в комментариях к разбору Johnson & Johnson. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

На чем зарабатывают

Согласно годовому отчету компании, у нее есть три основных сегмента:

  1. Клеящие материалы. В этой категории кроме клеящих материалов компания делает герметики и покрытия. Это химическая продукция для обработки древесины, производства упаковочных материалов и мебели, промышленности. Она применяется как в авиастроении, так и в производстве электроники.
  2. Красота. В этой категории компания продает косметику и товары для ухода за собой.
  3. Стирка и уход за домом. Название говорит само за себя: это моющие средства и товары вроде освежителей воздуха и репеллентов.

Есть еще корпоративный отдел. Он занимается регулированием отношений между разными сегментами бизнеса Henkel и непрофильными предприятиями.

Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 85 (86)
Источник: годовой отчет компании, стр. 85 (86)
Источник: годовой отчет компании, стр. 85 (86)
Источник: годовой отчет компании, стр. 85 (86)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 85 (86)
Источник: годовой отчет компании, стр. 85 (86)
Источник: годовой отчет компании, стр. 85 (86)
Источник: годовой отчет компании, стр. 85 (86)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 259 (260)
Источник: годовой отчет компании, стр. 106 (107)
Источник: годовой отчет компании, стр. 106 (107)
Источник: годовой отчет компании, стр. 106 (107)
Источник: годовой отчет компании, стр. 106 (107)
Источник: годовой отчет компании, стр. 97 (98)
Источник: годовой отчет компании, стр. 97 (98)
Источник: годовой отчет компании, стр. 97 (98)
Источник: годовой отчет компании, стр. 97 (98)
Источник: годовой отчет компании, стр. 103 (104)
Источник: годовой отчет компании, стр. 103 (104)
Источник: годовой отчет компании, стр. 103 (104)
Источник: годовой отчет компании, стр. 103 (104)
Источник: годовой отчет компании, стр. 106 (107)
Источник: годовой отчет компании, стр. 106 (107)
Источник: годовой отчет компании, стр. 106 (107)
Источник: годовой отчет компании, стр. 106 (107)

Сколько работников компании было в разных регионах 31 декабря 2017, 2018 и 2019 года

Западная ЕвропаВосточная ЕвропаАфрика и Ближний ВостокСеверная АмерикаЛатинская АмерикаАТРИтого
201714 750,
28,1%
9950,
18,5 %
4750,
10,2%
9050,
16,2%
5500,
6,9%
9700,
20,1%
53 700
201814 750,
27,8%
9800,
18,5%
4200,
7,9%
9000,
17,0%
5800,
11,0%
9450,
17,8%
53 000
201914 750,
28,1%
9800,
18,7%
3900,
7,4%
8950,
17,1%
5900,
11,3%
9150,
17,4%
52 450
Западная Европа
2017
14 750, 28,1%
2018
14 750, 27,8%
2019
14 750, 28,1%
Восточная Европа
2017
9950, 18,5 %
2018
9800, 18,5%
2019
9800, 18,7%
Африка и Ближний Восток
2017
4750, 10,2%
2018
4200, 7,9%
2019
3900, 7,4%
Северная Америка
2017
9050, 16,2%
2018
9000, 17,0%
2019
8950, 17,1%
Латинская Америка
2017
5500, 6,9%
2018
5800, 11,0%
2019
5900, 11,3%
АТР
2017
9700, 20,1%
2018
9450, 17,8%
2019
9150, 17,4%
Итого
2017
53 700
2018
53 000
2019
52 450

Рано радоваться, но и не время печалиться

Год для компании выдался не из простых, при этом падение продаж было хотя бы отчасти уравновешено ростом в категории товаров для дома.

Экономика восстанавливается после весеннего карантина: фабрики научились работать с соблюдением мер по обеспечению безопасности, промышленность отряхивается от последствий пандемии быстрее, чем потребители.

Это дает повод думать, что в ближайшие полгода-год Henkel сможет нарастить продажи в важнейшем для выручки и прибыли сегменте клеящих материалов, который ориентирован на промышленное производство.

Источник: презентация компании, слайд 21
Источник: презентация компании, слайд 21
Источник: презентация компании, слайд 21
Источник: презентация компании, слайд 21
Источник: ФРС США
Источник: ФРС США
Источник: ФРС США
Источник: ФРС США

Что касается потребительского сегмента, тут все не так однозначно. Продажи косметики в случае нового карантина будут, скорее всего, снова падать. Хотя это не точно, как мы помним по истории Sally Beauty Holdings. А вот в категории товаров для дома может наступить новый бум, судя по настроениям потребителей.

Поэтому прогноз по бизнесу Henkel скорее позитивный — хотя возможны неприятные неожиданности, связанные с возобновлением карантинных мер в США и странах Европы.

Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot

It’s a family affair

Согласно годовому отчету, 61,2% голосов принадлежит семье основателей компании — Хенкелям. А это значит, что они могут принимать решения, которые будут идти вразрез с интересами миноритариев. Наиболее рискованные решения будут связаны с выплатами дивидендов.

Компания платит примерно 400 млн евро дивидендов в квартал. В год получается 1,85 € дивидендов на акцию — с текущей ценой акций 87,48 € получается 2,11% годовых.

Но в отчете за первые полгода 2020 мы видим, что у компании довольно серьезные долги: 4,502 млрд евро несрочных задолженностей плюс 8,875 млрд евро срочных, которые нужно погасить к 30 июня 2021. Согласно все тому же отчету, в распоряжении Henkel есть примерно 5,596 млрд евро.

На дивиденды должно хватить, но в целях спасения семейного бизнеса главные акционеры могут их порезать. Они и так достаточно богатые, а кормить посторонних акционеров, экономя на инвестициях в бизнес, у них особенных стимулов нет.

Уровень защиты миноритарных акционеров в Европе гораздо ниже, чем в США, поэтому не стоит надеяться на то, что какой-нибудь американский или английский фонд сможет засудить Хенкелей с целью вернуть дивиденды. С точки зрения даже американского суда это будет не самая однозначная история. Все-таки семья владельцев компании по бумагам обладает большей частью голосов акционеров и может делать что захочет в пределах закона — в частности, резать дивиденды. Но в немецком суде шансы оспорить такое решение будут еще ниже, чем в американском.

Урезание дивидендов приведет к исходу дивидендных инвесторов и падению акций.

Дойче дивиденден

Впрочем, как говорил папа Стюарта Литтла, «у каждого облака есть светлая сторона». Так и немецкая прописка может сыграть положительную роль.

Дивидендная доходность Henkel заметно выше среднего по Германии, поэтому если выплаты не порежут, то в акции, наверное, набежит толпа любителей инвестировать под дивиденды. Капитализация у компании не очень большая, примерно 36 млрд евро, поэтому от такого набега инвесторов акции могут подрасти.

Учитывая сравнительно небольшой процент немцев с активами на фондовом рынке и низкие ставки по вкладам в Германии, можно даже надеяться на то, что многие жители ФРГ в поисках сравнительно более высокой доходности, включая пассивную, начнут инвестировать на фондовом рынке и будут брать знакомые и «надежные» бренды с высокими по местным меркам дивидендами — Henkel в том числе.

Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Financial Times
Источник: Financial Times
Источник: Financial Times
Источник: Financial Times

По совокупности указанных факторов можно осторожно ожидать повышения спроса на эти акции, что приведет к росту их стоимости.

Что касается нашествия и непредсказуемости поведения инвесторов, то можно представить следующую гипотетическую ситуацию. Придет среднестатистический немец на биржу после смены на заводе, потом поиграет в симулятор водителя поезда на компьютере, зайдет в терминал и задумчиво произнесет: «Так-так-так, что у нас тут есть доходного?» Как только он увидит знакомое название Henkel и дивидендную доходность, в разы превышающую депозит, — он купит эти акции. А за ним таких же — миллиона три, или все 7 миллионов, или больше. И акции от этого вырастут.

У Henkel репутация стабильного бизнеса, и стоит она недорого: P / E около 21,28. С точки зрения типового розничного инвестора это замечательный выбор для инвестирования: потенциал доходности явно больше, чем на банковском депозите, а рисков явно меньше, чем в случае с биткоином.

Резюме

Henkel — это крепкий, стабильный бизнес, который даже в лихую годину пандемии держится молодцом. Поэтому эти акции вполне могут подойти для консервативных инвесторов с прицелом на длительную перспективу. Но стоит быть готовыми к тому, что менеджмент компании может порезать дивиденды.