С 1 апреля вступили в силу пункты указания Центробанка, которые возвращают классы водителей при расчете стоимости ОСАГО и меняют коэффициенты, зависящие от безаварийной езды.

Что такое коэффициент бонус-малус, КБМ

В России запрещено ездить на автомобиле без ОСАГО. Страховку можно оформлять как на год, так и на меньший срок — если, например, вы пользуетесь автомобилем только в конкретный сезон. Стоимость полиса складывается из базового тарифа, умноженного на разные коэффициенты: территориальный, возраста, стажа и так далее.

На цену ОСАГО значительно влияет коэффициент бонус-малус, КБМ, который учитывает безаварийную езду. Если ДТП по вине водителя не было, полис стоит дешевле, если были — дороже. КБМ для каждого водителя обновляется ежегодно 1 апреля.

Посмотреть, из чего складывается стоимость вашего полиса, можно в самом документе.

Как было раньше

До 1 апреля 2019 года каждому водителю присваивался класс вождения. Начинающие водители получали класс 3. Он соответствовал базовому КБМ — 1. При безаварийной езде класс повышался на единицу в год, а КБМ понижался на 5%.

Максимально можно было получить 13-й класс — такой у самых аккуратных водителей. Еще был класс, который обозначался буквой, — М. Его присваивали тем, кто очень часто становился виновником ДТП. Такие водители оформляли полис по наибольшей стоимости.

После апреля 2019 года от классов водителей отказались. В таблице расчета КБМ остались только коэффициенты, но принцип их применения не изменился.

Что изменилось

С 1 апреля 2022 года классы водителей вернули. Они будут соответствовать текущему КБМ. Проверить его можно на сайте Российского союза автостраховщиков.

Как изменился КБМ в 2022 году

КБМ до 1 апреля КБМ с 1 апреля Класс водителя
2,45 3,92 М
2,3 2,94 0
1,55 2,25 1
1,4 1,76 2
1 1,17 3
0,95 1 4
0,9 0,91 5
0,85 0,83 6
0,8 0,78 7
0,75 0,74 8
0,7 0,68 9
0,65 0,63 10
0,6 0,57 11
0,55 0,52 12
0,5 0,46 13
Класс водителя — М
КБМ до 1 апреля
2,45
КБМ с 1 апреля
3,92
Класс водителя — 0
КБМ до 1 апреля
2,3
КБМ с 1 апреля
2,94
Класс водителя — 1
КБМ до 1 апреля
1,55
КБМ с 1 апреля
2,25
Класс водителя — 2
КБМ до 1 апреля
1,4
КБМ с 1 апреля
1,76
Класс водителя — 3
КБМ до 1 апреля
1
КБМ с 1 апреля
1,17
Класс водителя — 4
КБМ до 1 апреля
0,95
КБМ с 1 апреля
1
Класс водителя — 5
КБМ до 1 апреля
0,9
КБМ с 1 апреля
0,91
Класс водителя — 6
КБМ до 1 апреля
0,85
КБМ с 1 апреля
0,83
Класс водителя — 7
КБМ до 1 апреля
0,8
КБМ с 1 апреля
0,78
Класс водителя — 8
КБМ до 1 апреля
0,75
КБМ с 1 апреля
0,74
Класс водителя — 9
КБМ до 1 апреля
0,7
КБМ с 1 апреля
0,68
Класс водителя — 10
КБМ до 1 апреля
0,65
КБМ с 1 апреля
0,63
Класс водителя — 11
КБМ до 1 апреля
0,6
КБМ с 1 апреля
0,57
Класс водителя — 12
КБМ до 1 апреля
0,55
КБМ с 1 апреля
0,52
Класс водителя — 13
КБМ до 1 апреля
0,5
КБМ с 1 апреля
0,46

С 1 апреля также заработали новые коэффициенты бонус-малус. Их будут применять при расчете страховой премии по договорам, которые заключили до 31 марта 2023 года включительно.

Базовый коэффициент увеличили с 1 до 1,17. Такой присваивают водителю-новичку, который впервые оформляет полис ОСАГО.

Минимальный коэффициент — для водителей, которые 10 лет не были виновниками ДТП, — уменьшили с 0,5 до 0,46. Этот лимит изменили впервые с момента появления ОСАГО в 2003 году. Максимальная скидка за езду без аварий теперь будет 54% вместо прежних 50%. Как пишет Российский союз автостраховщиков, при прочих равных цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя снизится на 8% по сравнению с нынешней минимальной ценой для него же.

Максимальный коэффициент — для водителей, которые часто становятся виновниками ДТП, — повысили с 2,45 до 3,92.

Какой класс получит водитель в следующий период

Класс в текущем полисе В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев Был один случай Два Три Четыре
М 0 М М М М
0 1 М М М М
1 2 М М М М
2 3 1 М М М
3 4 1 М М М
4 5 2 1 М М
5 6 3 1 М М
6 7 4 2 М М
7 8 4 2 М М
8 9 5 2 М М
9 10 5 2 1 М
10 11 6 3 1 М
11 12 6 3 1 М
12 13 6 3 1 М
13 13 7 3 1 М
Класс водителя в текущем полисе — М
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
0
Если был один случай
М
Два
М
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 0
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
1
Если был один случай
М
Два
М
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 1
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
2
Если был один случай
М
Два
М
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 2
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
3
Если был один случай
1
Два
М
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 3
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
4
Если был один случай
1
Два
М
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 4
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
5
Если был один случай
2
Два
1
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 5
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
6
Если был один случай
3
Два
1
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 6
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
7
Если был один случай
4
Два
2
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 7
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
8
Если был один случай
4
Два
2
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 8
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
9
Если был один случай
5
Два
2
Три
М
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 9
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
10
Если был один случай
5
Два
2
Три
1
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 10
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
11
Если был один случай
6
Два
3
Три
1
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 11
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
12
Если был один случай
6
Два
3
Три
1
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 12
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
13
Если был один случай
6
Два
3
Три
1
Четыре
М
Класс водителя в текущем полисе — 13
В новом полисе, если в течение года не было страховых случаев
13
Если был один случай
7
Два
3
Три
1
Четыре
М

Что осталось как раньше

Принцип применения коэффициента бонус-малус не изменился: если по вине водителя не происходит ДТП, то при следующем оформлении полиса он перемещается на одну строку вниз. А значит, при прочих равных полис обойдется ему дешевле.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.