Магнитогорский металлургический комбинат, один из крупнейших мировых производителей стальной продукции, опубликовал результаты производственной деятельности за 1 полугодие 2020 года.

Снижение спроса и цен на металлургическую продукцию привело к падению продаж и необходимости сокращать объемы производства. В этот период компания столкнулась с теми же проблемами, что и ее конкурент «Северсталь», чьи операционные результаты я разбирал ранее.

Менеджмент ММК отмечает оживление спроса на внутреннем рынке в конце 2 квартала 2020 года. Также прогнозируют, что тенденция будет продолжаться в третьем квартале по мере того, как в России и в мире будут сниматься ограничительные меры. Главное, чтобы не было второй волны коронавируса.

Предлагаю рассмотреть производственные результаты ММК в 1 половине 2020 года и оценить, как бизнес прошел этот сложный период с точки зрения операционных показателей.

Объемы производства

Стоит отметить, что слабые операционные результаты компания начала демонстрировать еще до появления коронавируса. Предприятия компании снижают объемы выпуска стали с 2017 года, поэтому текущий кризис лишь усилил этот падающий тренд.

За 1 полугодие 2020 года объем производства стали упал на 13% год к году — до 5,38 млн тонн. Вдобавок к снизившемуся спросу на стальную продукцию это объясняется также продолжающимися ремонтными работами на стане 2500 горячей прокатки.

Объем выплавки чугуна снизился на 8% год к году — до 4,44 млн тонн. Причины те же: слабый спрос и ремонтные работы. В июле этого года компания завершила капитальный ремонт доменной печи № 2, поэтому в третьем квартале результаты должны быть лучше с учетом восстановления спроса на рынке.

А вот объем производства угольного концентрата в первом полугодии вырос сразу на 19% год к году — до 1,5 млн тонн — за счет ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей обогатительной фабрики после завершившейся модернизации оборудования.

Что с продажами

В 1 полугодии 2020 года объем реализации товарной металлопродукции снизился на 12% год к году — до 4,97 млн тонн — из-за слабого спроса на фоне замедления деловой активности в России и мире.

Отмечу, что объемы продаж сократились практически по всем видам товарной продукции, кроме белой жести и труб. Но объемы продаж этой продукции и так невысоки, поэтому не оказывают существенного влияния на общие результаты.

Среди продукции с низкой добавленной стоимостью продажи сортового проката снизились на 10% год к году, а горячекатаного листового проката — на 14% год к году.

Объемы реализации товаров с высокой добавленной стоимостью упали на 11% год к году — до многолетнего минимума, но их доля в общих продажах выросла с 49 до 49,5%.

Объем продаж толстого стального листа снизился на 23% год к году — до 0,444 млн тонн — из-за ремонтных работ на стане 2500 горячей прокатки и низкого спроса.

По сравнению с 1 полугодием 2019 года упали продажи листового холоднокатаного проката на 12% год к году — до 437 тысяч тонн, оцинкованного проката на 9% — до 821 тысяч тонн, а также продажи проката с полимерным покрытием на 11% — до 297 тысяч тонн. Объем продаж метизной продукции за первые 6 месяцев 2020 года остался на уровне 2019 года и составил 198 тысяч тонн.

Средняя цена тонны металлопродукции ММК за первые 6 месяцев 2020 года составила 560 $, что на 12% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Более того, цены снизились абсолютно на все виды товарной продукции, что предвещает серьезное снижение выручки по итогам первых двух кварталов. Сильнее всего упали цены на метизную продукцию, толстый лист, оцинкованный прокат и листовой горячекатаный прокат — в среднем на 14% год к году.

Что в итоге

Металлургическая отрасль находится в сильной зависимости от смежных отраслей: строительной, машиностроительной, нефтегазовой и других, — которые обеспечивают основной спрос на ее продукцию.

Снижение объемов производства в этих отраслях и сокращение компаниями своих инвестиционных программ автоматически приводит к снижению потребления продукции черной металлургии, из-за чего падают рыночные цены.

В 1 полугодии 2020 года ММК, вероятно, ждет серьезное падение основных финансовых показателей на фоне снижения объемов продаж и средней цены реализации. Но оживление спроса на рынке металлургической продукции в конце второго квартала внушает некоторый оптимизм и надежду на скорое восстановление показателей.

ММК воспользовалась периодом низкого спроса на свою продукцию, чтобы завершить основные ремонтные работы на предприятиях, а также модернизировать оборудование. Это может позволить компании повысить безопасность и эффективность работы, а также нарастить объем производства, когда рыночная конъюнктура изменится и станет более благоприятной.