Есть ли будущее у «Мостотреста» после Крымского моста

Есть ли будущее у «Мостотреста» после Крымского моста

8
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

«Мостотрест» — лидер на рынке строительства транспортной инфраструктуры в России. Компания подвела финансовые итоги 2019 года и опубликовала на своем сайте консолидированный финансовый отчет.

Компания не так давно завершила сразу несколько крупных проектов, самый масштабный и известный из которых, несомненно, Крымский мост, соединяющий Таманский полуостров в Краснодарском крае с Керченским полуостровом в Крыму.

Из-за завершения крупных проектов снизились финансовые показатели компании. Выручка упала до шестилетнего минимума, а чистая прибыль и вовсе оказалась самой низкой в истории. В этой статье — о том, что пошло не так и стоит ли ждать возврата к прежним результатам.

Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

Динамика ключевых финансовых показателей

Около 80% выручки «Мостотресту» приносит строительство автомобильных дорог и мостов. В 2019 году выручка компании снизилась на 31% относительно 2018 года: с 206,3 до 142,6 млрд рублей. Причина — завершение крупных строек, которым не нашлось адекватной замены по размеру денежного вознаграждения.

При этом в 2019 году «Мостотрест» выиграл 3 из 5 крупнейших строительных тендеров, проходивших в России:

  1. Строительство участка дороги Северо-Восточной хорды от Дмитровского до Ярославского шоссе протяженностью 17,9 км. Стоимость проекта оценивается в 52 млрд рублей.
  2. Реконструкция и строительство магистральной дороги М1, соединяющей Москву с границей Беларуси. Проект оценивается в 31 млрд рублей.
  3. Строительство участка автодороги М5 «Урал» с мостом через реку Москва. Стоимость проекта — 25,2 млрд рублей.

В результате компании удалось нарастить бэклог — оценочную стоимость будущих работ по действующим строительным договорам — на 2%, до 280,4 млрд рублей. Но это все еще значительно меньше, чем на пике 2016 года, когда бэклог компании составлял 419 млрд рублей.

Сокращение объемов строительных работ привело к существенному снижению себестоимости продаж — на 32%, до 124,4 млрд рублей, — из-за снижения затрат на стройматериалы и услуги субподрядчиков. Административные расходы выросли на 4% — до 11,3 млрд рублей — за счет роста зарплат работников компании.

В результате операционная прибыль упала за год на 44% — до 5 млрд рублей, а чистая прибыль сократилась на 70% — до 0,5 млрд рублей. Это худший результат в публичной истории «Мостотреста».

Балансовые показатели

Активы «Мостотреста» выросли на 7% — до 169,2 млрд рублей — рекордное для компании значение. Основная причина — сумма на счетах компании увеличилась, в том числе благодаря деньгам, полученным от государственных заказчиков на строительство важных инфраструктурных объектов. Государственные деньги хранятся на специальных счетах и подлежат особому регулированию со стороны госорганов и контролю за целевым использованием.

Собственный капитал компании снизился на 30% — до многолетнего минимума в 18,9 млрд рублей — за счет сокращения нераспределенной прибыли на 39%, до 11,1 млрд рублей. Обязательства выросли на 14%, достигнув максимального уровня в 150,3 млрд рублей, — против 131,8 млрд рублей в 2018 году. Основной причиной роста обязательств стало увеличение суммы долгосрочных кредитов и займов в 6 раз — до 45,6 млрд рублей.

Реорганизация

Аркадий Ротенберг через подконтрольные ему компании владеет 94,2% акций «Мостотреста». Ротенберг договорился с госкорпорацией «ВЭБ.РФ» о создании совместного предприятия, которое будет заниматься строительством крупных инфраструктурных объектов в рамках реализации программы национальных проектов.

В рамках сделки планируется выделить из «Мостотреста» ряд активов, которые затем интегрируют в новое совместное предприятие.

18 мая акционеры «Мостотреста» рассмотрят вопрос реорганизации общества и выделения из него акционерного общества «Дороги и мосты». Тем акционерам, кто не примет участия в голосовании или проголосует против реорганизации, предложат воспользоваться правом выкупа обыкновенных акций по цене 220,44 ₽. В настоящий момент акции торгуются на Московской бирже примерно по 153—154 ₽ за штуку. На разнице в цене сыграть уже не получится: предъявить акции к выкупу смогут те, кто купил их до 20 марта 2020 года.

За акцию «Мостотреста» акционер получит акцию АО «Дороги и мосты», кроме тех, что предъявят к выкупу.

Что в итоге

2019 год оказался худшим у «Мостотреста» с точки зрения финансовых результатов из-за того, что сразу несколько масштабных проектов вошли в завершающую стадию строительства. В прошлом году компании удалось выиграть 3 крупных тендера на строительство инфраструктурных объектов, но заказы пришли преимущественно во 2 полугодии 2019 года и не смогли оказать существенного влияния на итоговые финансовые показатели.

Реорганизация компании в рамках создания совместного с ВЭБ.РФ строительного инфраструктурного холдинга добавляет неопределенности и несет дополнительные риски. Есть несколько вопросов, на которые пока нет четкого ответа:

  1. Какой окажется финальная структура нового совместного предприятия?
  2. Какие именно инфраструктурные проекты будет осуществлять строительный холдинг и на каких условиях?
  3. Не проведут ли принудительный выкуп акций у миноритариев «Мостотреста», если в результате добровольного выкупа в руках мажоритарного акционера окажется более 95% акций компании? И не будет ли делистинга с Московской биржи?

В целом реализация масштабных национальных проектов может способствовать росту российской экономики и развитию инвестиций внутри страны. И новый строительный холдинг, который возникнет в результате реорганизации «Мостотреста», скорее всего, окажется основным подрядчиком национальных строек.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество