Выручка МТС от сервисов выросла на 65,7%: результаты 1 полугодия

Выручка МТС от сервисов выросла на 65,7%: результаты 1 полугодия

7

ПАО «МТС» — один из крупнейших российских телекомов. Компания ведет свой бизнес в России, Беларуси и Армении. Контролирующий акционер МТС — АФК «Система» с 50,8% акций, в свободном обращении — 49,2%.

В августе компания опубликовала финансовую отчетность за 1 полугодие 2020 года по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

На чем компания зарабатывает

МТС оказывает широкий спектр услуг в сфере коммуникаций: мобильная и фиксированная связь, доступ в интернет, кабельное и спутниковое ТВ, системная интеграция, обработка данных, облачные вычисления, а также цифровые сервисы.

Россия. Основную часть выручки компания получает в России. В 1 полугодии 2020 года показатель увеличился на 5% год к году — до 237,3 млрд рублей. Это произошло благодаря сильным результатам МТС в четырех сегментах: мобильной связи, телекоммуникациях, медиабизнесе и финтехуслугах.

Источник: финансовые отчеты МТС за первый и второй кварталы 2020 года
Источник: финансовые отчеты МТС за первый и второй кварталы 2020 года

Рост выручки от мобильных сервисов составил 65,7% год к году — она выросла до 161,8 млрд рублей. Выручка от фиксированных сервисов увеличилась на 12,63% год к году — до 31,1 млрд рублей.

В структуре выручки наибольший рост продемонстрировал «МТС-банк»: 23,5% год к году, до 16,3 млрд рублей.

Прибыльным оказалось и направление системной интеграции: рост на 14% год к году, до 5,7 млрд рублей.

Показатель сегмента мобильной связи прибавил 4,3% и вырос до 161,8 млрд рублей на фоне роста ARPU — среднего дохода с пользователя, хотя и отмечалось незначительное сокращение абонентской базы.

Продажи телефонов и оборудования поднялись на 4,6% год к году — до 30,9 млрд рублей — за счет восстановления спроса на продукцию.

Источник: финансовые отчеты МТС за первый и второй кварталы 2020 года
Источник: финансовые отчеты МТС за первый и второй кварталы 2020 года

Армения. Из трех стран, в которых МТС ведет бизнес, Армения — единственная, где выручка снизилась. Показатель упал на 3,5% год к году — до 234,4 млрд драмов. Из-за COVID-19 и последующих регуляторных изменений в стране закрылась часть магазинов — розничные продажи упали.

Беларусь. Выручка в Беларуси увеличилась на 16,7% год к году — до 568,9 млрд белорусских рублей — благодаря росту сегментов услуг мобильной связи и розничных продаж.

Динамика выручки МТС по всем видам продукции в странах

РоссияАрменияБеларусь
1 полугодие 2019224,4 млрд рублей24,7 млрд драмов568,9 млрд белорусских рублей
1 полугодие 2020234,4 млрд рублей27,1 млрд драмов487,1 млрд белорусских рублей
Изменение+4,46%−8,86%+16,79%

Динамика выручки МТС по всем видам продукции в странах

Россия
1 полугодие 2019224,4 млрд рублей
1 полугодие 2020234,4 млрд рублей
Изменение+4,46%
Армения
1 полугодие 201924,7 млрд рублей
1 полугодие 202027,1 млрд рублей
Изменение−8,86%
Беларусь
1 полугодие 2019568,9 млрд рублей
1 полугодие 2020487,1 млрд рублей
Изменение+16,79%

Другие показатели. За отчетный период МТС также смогла нарастить себестоимость продукции на 6,3% год к году — до 62,3 млрд рублей.

Операционные расходы компании снизить не удалось: они увеличились в 4,5 раза — до 4,9 млрд рублей. Из-за этого МТС зафиксировала падение операционной прибыли на 3,2% год к году — до 52,5 млрд рублей.

Источник: финансовые отчеты МТС за первый и второй кварталы 2020 года
Источник: финансовые отчеты МТС за первый и второй кварталы 2020 года

Инвестиции принесли 2 млрд рублей доходов. Еще 22 млрд рублей компания получила от продажи бизнеса на Украине, а также от переоценки резерва, связанного с деятельностью в Узбекистане.

МТС также создала резерв под обесценение кредитов в «МТС-банке». Но из-за этого расходы компании выросли, и чистая прибыль снизилась на 2,7% год к году — до 29,5 млрд рублей.

Источник: финансовые отчеты МТС за первый и второй кварталы 2020 года
Источник: финансовые отчеты МТС за первый и второй кварталы 2020 года

Балансовые показатели

Стратегия МТС предполагает создание экосистемы новых цифровых продуктов, поэтому компания активна в сделках слияния и поглощения (M&A). Благодаря этому за последние годы ее активы почти удвоились и сейчас составляют 902,4 млрд рублей. Рост связан, помимо прочего, с крупной покупкой «МТС-банка» и других активов: киностудии «Кинополис», облачной компании «ИТ-град 1 клауд» и доли в интернет-провайдере «Зеленая точка».

Что касается собственного капитала, то здесь МТС не может похвастаться позитивными показателями. По данным на конец 1 полугодия 2020, с 2016 года капитал снизился в 4,6 раза — до 30,7 млрд рублей. Две ключевые причины падения показателя: выплата дивидендов и обратный выкуп акций. Это негативный сигнал: компания становится более зависимой от заемных средств и менее финансово стабильной.

По данным за 2 квартал 2020 года, общий долг группы «МТС» вырос на 19% год к году — до 408,9 млрд рублей. За это время компания успела выпустить биржевые облигации на 46,8 млрд рублей.

Источник: финансовые отчеты МТС

Долговая нагрузка

За 1 полугодие 2020 года МТС снизила чистый долг на 13% — до 282,5 млрд рублей. Показатель превышает OIBDA в 1,3 раза — достаточно комфортно для компании. Средневзвешенная процентная ставка по чистому долгу составляет 6,7%, при этом 97% долга номинировано в рублях. Основная нагрузка по закрытию долга приходится на 2024 год: компании придется выплатить 110,4 млрд рублей.

Источник: финансовые отчеты МТС

Дивиденды и выкуп акций

В марте 2019 года МТС одобрила новую дивидендную политику, которая предполагает выплаты в размере 28 ₽ на акцию по итогам 2019—2021 годов, или около 50 млрд рублей.

Поддержкой МТС для следования дивидендной политике и повышения выплат выступает стратегия ее основного акционера АФК «Система». Холдингу нужны деньги на развитие других активов и снижение долга.

В дополнение к дивидендным выплатам МТС увеличила доходность для акционеров через программу выкупа акций. До конца 2020 года в компании действует байбэк объемом до 15 млрд рублей. Сейчас МТС уже выкупила бумаг на 2,6 млрд рублей при средней стоимости 321,39 ₽ за штуку.

Рынок мобильной связи

Рынок мобильной связи в России представлен четырьмя крупными игроками: МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и «Теле-2». Им принадлежит 99% всего сегмента. По итогам 2019 года МТС стала лидером с долей в 30%.

Компании удалось достичь такого результата благодаря росту абонентской базы после спада в 2017—2018. Количество абонентов за 2019 год увеличилось на 1,7% и достигло в абсолютном выражении 4,4 млн человек. Число активных абонентов составило 260 млн, уровень проникновения — 178%.

Впрочем, ожидается, что в ближайшие пять лет темп роста абонентов мобильной связи в России замедлится и составит менее 1% ежегодно. При этом доходы рынка будут увеличиваться не более чем на 5% в год.

В сложившихся условиях главные задачи операторов — это выстраивание долгосрочных отношений с клиентами и увеличение пожизненной ценности абонента (lifetime value). Для этого они акцентируют свое внимание на цифровом развитии, увеличивают предложение сервисов и мобильных приложений для B2C/B2B. Имеющаяся абонентская база позволяет операторам выходить за пределы телекомнаправления и создавать экосистемы наряду с Яндексом, Сбербанком, Mail.ru Group и Тинькофф.

Источник: AC&M
Источник: AC&M
Источник: «Ростелеком»
Источник: «Ростелеком»

Сравнение с конкурентами

Перспективы рынка мобильной связи нерадужные, поэтому стоит узнать, насколько эффективен бизнес МТС по сравнению с конкурентами. Для этого я выбрал три отечественные компании: «Мегафон», «Ростелеком» и VEON. Я также сравнил результаты МТС с зарубежными предприятиями: Vodafone, T-Mobile, China Mobile и Verizon.

Я оценивал эффективность МТС через темпы роста выручки за последние пять лет и показатель return on sales (ROS), то есть коэффициент рентабельности продаж. Темп роста выручки показал, есть ли спрос на продукты компании. ROS продемонстрировал эффективность организации бизнеса в ней.

По обоим показателям МТС занимает лидирующие позиции как среди российских, так и среди зарубежных конкурентов. По моему мнению, высокая эффективность компании позволит ей выдержать давление слабого рынка и найти новые направления для роста.

Источник: финансовые отчеты компаний
Источник: финансовые отчеты компаний

Оценка компании

Я также проанализировал финансовые данные МТС, чтобы определить справедливую стоимость акций компании. Для своих расчетов я использовал простую модель дисконтирования будущих дивидендов за пять лет (DDM-модель).

Я применял четыре показателя:

  1. Безрисковая ставка — среднемесячная доходность индекса 5—10-летних гособлигаций.
  2. Рисковая премия — источник дополнительного дохода, выплачиваемый инвестору как компенсация за принятие необязательного риска.
  3. Бета-коэффициент МТС — показатель отражает изменчивость доходности акции по отношению к доходности другого портфеля, чаще всего — индекса Мосбиржи.
  4. Прогнозы аналитиков выручки и прибыли для расчета уровня дивидендов МТС и действующая дивидендная политика компании.

Согласно прогнозам аналитиков, выручка МТС продолжит расти в ближайшие 5 лет. При этом маржинальность по прибыли не превысит значения предыдущих лет. Доля прибыли на дивиденды и их размер соответствуют дивидендной политике компании. Исходя из этих данных, а также из моих расчетов, я пришел к выводу, что справедливая цена акции МТС составляет 389,1 ₽. Дисконт к текущему уровню — 15%.

Что в итоге

Несмотря на пандемию, по результатам 1 полугодия 2020 года МТС демонстрирует устойчивые финансовые показатели. МТС — лидер по эффективности среди компаний-конкурентов.

Очевидно, что основной источник выручки — мобильная связь — не имеет сильного потенциала роста и компания вынуждена искать другие направления развития. Среди них — «МТС-банк» и системная интеграция, которые уже показали хорошие результаты.

Источник: МТС
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

В части статьи *Рынок мобильной связи* в диаграмме сравнения процентов от занимаемого рынка неверный заголовок (чистый долг МТС снизился на 13%)

0
0

Подскажите пожалуйста что означает фраза "Перспективы рынка мобильной связи нерадужные" и на основании чего сделан такой вывод?

0

Денис, за счёт чего можно обеспечивать кратный рост базы пользователей? Когда % проникновения сотовой связи уже очень высокий.

2
0

Что-то с выручкой в Беларуси напутали - по статье она превышает российскую более чем в 45 раз.

0

evilaks, там совсем нереальные цифры, везде прибыль, а процент отрицательный. И Беларусь по цифрам огромная страна.

0

Вадим, написано "белорусских рублей"

2

Егор, согласен, не внимателен, а год всё таки перепутан (2019 и 2020)или здесь тоже подвоха не вижу?

0

Сообщество