Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года. И что точно изменится осенью

15

Президент подписал очередной пакет поправок в закон об ОСАГО. Часть из них вступила в силу с 1 мая, что-то заработает в сентябре и октябре. Если у вас есть машина, это для вас. Вот основные поправки для водителей и пешеходов.

Опять меняют ОСАГО

По некоторым поправкам еще будут выходить разъяснения и меняться правила страхования. По закону на это есть несколько месяцев. Нужные программы тоже пока в разработке, или к ним есть вопросы. Будем следить за официальными новостями, но уже сейчас вводим вас в курс дела по поводу дат вступления в силу.

Что меняетсяКогда заработает
Виновные в ДТП пешеходы не будут возмещать ущерб, если пострадали в ДТПс 1 мая
Регресса не будет, даже если виновник аварии по европротоколу вовремя не передал извещение страховщикус 1 мая
Европротокол можно оформить через госуслугис 1 сентября
Возмещение по европротоколу вырастет до 400 тысяч по всей России, но только если использовать средства контроля ГЛОНАСС или специальное программное обеспечениес 1 октября
За отказ от освидетельствования и алкоголь после ДТП могут предъявить регрессное требование — то есть заставят компенсировать выплату пострадавшему даже при наличии полиса ОСАГОс 29 октября
При ДТП с участием иностранной машины при наличии у нее ОСАГО или зеленой карты можно оформить европротокол и получить прямое возмещение убытковс 29 октября
При оформлении ОСАГО на машину без регистрации нужно подтвердить право собственностис 29 октября
Бумажный полис необязательно возить с собой, хватит электронного. Их уравняли, но штраф пока не отменилис 29 октября
Для возмещения вреда начнут принимать документы из МЧС и от скоройс 29 октября

Что меняетсяКогда заработает
Виновные в ДТП пешеходы не будут возмещать ущерб, если пострадали в ДТПс 1 мая
Регресса не будет, даже если виновник аварии по европротоколу вовремя не передал извещение страховщикус 1 мая
Европротокол можно оформить через госуслугис 1 сентября
Возмещение по европротоколу вырастет до 400 тысяч по всей России, но только если использовать средства контроля ГЛОНАСС или специальное программное обеспечениес 1 октября
За отказ от освидетельствования и алкоголь после ДТП могут предъявить регрессное требование — то есть заставят компенсировать выплату пострадавшему даже при наличии полиса ОСАГОс 29 октября
При ДТП с участием иностранной машины при наличии у нее ОСАГО или зеленой карты можно оформить европротокол и получить прямое возмещение убытковс 29 октября
При оформлении ОСАГО на машину без регистрации нужно подтвердить право собственностис 29 октября
Бумажный полис необязательно возить с собой, хватит электронного. Их уравняли, но штраф пока не отменилис 29 октября
Для возмещения вреда начнут принимать документы из МЧС и от скоройс 29 октября

Пешеходы не будут возмещать ущерб, если они пострадали в ДТП, — с 1 мая

По ОСАГО ответственность страхуют владельцы транспорта. А пешеходы — нет. Но иногда авария происходит по вине пешехода. Тогда страховая возмещала вред владельцу машины и могла требовать компенсацию с виноватого пешехода. Например, если две машины столкнулись из-за того, что одному водителю пришлось уходить от столкновения с пешеходом.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

экономист

Страница автора

Уже с 1 мая пешеходы не обязаны ничего возмещать, если они сами пострадали в ДТП. А если пешеход погиб, регрессное требование нельзя предъявить его наследникам.

Виновник аварии не будет платить, если вовремя не предоставил страховщику европротокол, — с 1 мая

Еще один повод для регресса — если виновник аварии, которую оформили по европротоколу, не отправил страховой компании заполненное извещение. Для этого был установлен срок — 5 рабочих дней после ДТП.

С 1 мая это условие не работает. При этом обязанность сообщать в страховую о ДТП в течение пяти дней не отменяли. То есть если водитель не успел затормозить и стукнул бампер чьей-то машины, то он виновник ДТП. Так как ущерб небольшой, можно не вызывать инспекторов и оформить европротокол на месте. А потом оба водителя должны передать извещения в страховую компанию. Раньше, если виновник не успевал сделать это за пять дней, страховая могла предъявить ему регрессное требование и взыскать сумму возмещения за ремонт бампера. Теперь только из-за нарушения сроков так сделать нельзя, но извещение все равно лучше отправлять вовремя.

Европротокол можно оформлять на госуслугах — с 1 сентября

Если в ДТП пострадали только машины, у водителей нет разногласий и сумма ущерба не превышает установленный лимит, можно не вызывать полицию, а оформить аварию по европротоколу. Для этого заполняют извещение и передают его страховщикам.

Сейчас извещение нужно заполнять на бумаге. Еще существует приложение для оформления аварии без полиции, но когда мы его тестировали, было много вопросов к надежности такого варианта. С 1 сентября на портале госуслуг должен появиться сервис, через который можно будет заполнить европротокол в электронном виде.

Скорее всего, он будет работать как подача заявления в загс: там нужна подтвержденная учетная запись и жениху, и невесте. А в случае с ОСАГО подтверждение потребуется от всех участников ДТП. Когда такой сервис появится, мы его проверим и расскажем, как все работает. Пока лучше оформлять извещение на бумаге или спросить у своей страховой компании, как получить возмещение без лишних документов.

Европротокол до 400 тысяч будет действовать по всей России, но не сейчас, а с 1 октября

Сейчас по европротоколу без полиции можно оформить ДТП с ущербом до 100 тысяч рублей. Для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области сумма выше — до 400 тысяч рублей. Но нужна фиксация с помощью специальных программ и средств контроля, которые не дадут исправить фото повреждений и отметят координаты. По факту отсутствуют обеспечивающие механику процесса нормальные сервисы и программное обеспечение, поэтому пока даже в Москве при крупном ущербе надежнее вызвать полицию.

С 1 октября ограничение по регионам упраздняется. Теоретически по всей стране можно будет оформлять европротокол при ущербе до 400 тысяч рублей — при условии, что будут сделаны нормальные инструменты для граждан, обеспечивающие механику передачи данных в РСА.

Но не спешите. С этим еще предстоит разобраться, оформление при крупном ущербе не такое, как при возмещении до 100 тысяч рублей. Там не получится заполнить извещение и разъехаться. Да и сейчас эти поправки еще не работают: они официально не вступили в силу. Но юристы в своих каналах уже написали, что новые условия европротокола заработали с 1 мая по всей стране. Это неправда. Если вы этому поверите и не вызовете полицию при крупном ущербе, то сможете рассчитывать максимум на 100 тысяч рублей, а то и вовсе останетесь без ремонта.

Когда все заработает на практике, мы расскажем, чем фиксировать ДТП и как передавать информацию страховщикам. Пока в любой непонятной ситуации, в том числе при сомнениях по величине ущерба, вызывайте ГИБДД и оформляйте аварию с полным пакетом документов.

Прямое возмещение ущерба можно получить при ДТП с участием иностранной машины с зеленой картой — с 29 октября

Владелец автомобиля, зарегистрированного в другой стране, должен иметь полис страхования гражданской ответственности, если въезжает на территорию России. Это может быть полис ОСАГО, оформленный по российскому федеральному закону, или договор, заключенный в рамках международных систем страхования гражданской ответственности автовладельцев, — так называемая зеленая карта.

С 29 октября после ДТП с участием иностранной машины и при наличии полиса «зеленая карта» можно будет обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не к оператору по урегулированию страховых случаев — Российскому союзу автостраховщиков. Также можно будет оформлять европротокол по стандартным правилам, действующим для ОСАГО.

Если отказаться от освидетельствования, придется возмещать ущерб — с 29 октября

Есть случаи, когда страховщик выплачивает потерпевшему возмещение, а потом предъявляет регрессное требование виновнику аварии. И хотя его ответственность застрахована и платить он вроде бы ничего не должен — придется. Список случаев, когда страховая компания заставит возвращать деньги, — в статье 14 закона об ОСАГО.

Один из таких случаев — если виновник аварии был пьян. С 29 октября появится уточнение — регрессное требование предъявят не только пьяным, но и тем, кто:

  1. отказался от медицинского освидетельствования;
  2. выпил после ДТП, в котором участвовал.

Для полиса ОСАГО нужно подтвердить право собственности — с 29 октября

В закон об ОСАГО внесли уточнение, что полис покупает владелец машины, а не просто любой гражданин, выступающий страхователем. С 29 октября при заключении договора ОСАГО на еще не зарегистрированную машину нужно будет подтвердить право собственности. Для этого можно предъявить договор купли-продажи или другой документ.

Бумажный и электронный полис станут равнозначными — с 29 октября

Полис ОСАГО на специальном бланке будет приравнен к электронному договору ОСАГО — вариант выбирает тот, кто страхует. У каждого полиса есть уникальный номер, а все данные от страховой компании хранятся в общей базе Российского союза автостраховщиков.

С 29 октября необязательно возить с собой бумажный полис или распечатку электронного. Полис ОСАГО можно предъявить в электронном виде. В законе нет уточнения, что такое электронный документ и может ли им быть снимок на экране смартфона. Возможно, это будет QR-код или еще какой-то формат. Ближе к осени при покупке полиса на всякий случай уточните в страховой компании, а пока возите бумажный документ.

С октября сотрудник ГИБДД сможет и сам проверить наличие полиса по общей базе. Они и сейчас это делают, но бумагу все равно требуют. Теперь в законе будет условие, что бумажная копия электронного полиса — это вариант, а не обязательное требование. И оштрафовать за это не смогут. К тому времени, как поправки в закон об ОСАГО вступят в силу, еще должны появиться изменения в КоАП, который до сих пор содержит требование предъявлять полис сотруднику ГИБДД.

500 ₽
штраф за отсутствие при себе полиса ОСАГО

Документы для выплаты может оформить не только полиция, но и спасатели с врачами — с 29 октября

Сейчас в законе упоминаются только документы от полиции или европротокол. Хотя справки ГИБДД уже давно не выдает и страховые компании не могут их требовать. Основной документ — это извещение. С 29 октября факт наступления страхового случая будет подтверждать справка из аварийно-спасательной службы или медучреждения — при условии, что сотрудники выезжали на место происшествия.

Пригодится тем, у кого из-за аварии пострадало здоровье. Пешеходы и пассажиры тоже имеют право на возмещение вреда за счет ОСАГО. Но непонятно, что это будут за документы и у кого их просить. Справка из больницы не может заменить документы о ДТП. Как обычно, ждем разъяснений.

Екатерина МирошкинаКакую реформу ОСАГО провели бы вы?
  • Сергей ШариковВозмещение застрахованный по ОСАГО, невиновный в ДТП, должен получать даже если виновник на был застрахован.0
  • Максим ГлянцевПро пешеходов что-то странное написано. По ОСАГО за пешехода ничего не возместят. Регресс соответственно тоже подавать просто некому, моя страховая по ОСАГО никак участвовать в этом процессе не будет. Я сам могу подать гражданский (или как это называется) иск к виновному пешеходу на компенсацию затрат по ремонту машины. А вот по КАСКО возместят и подадут регресс. Но закон об ОСАГО на КАСКО не распространяется же.1
  • Максим Глянцеввот так: > Но иногда авария происходит по вине пешехода. Тогда страховая возмещала вред владельцу машины и могла требовать компенсацию с виноватого пешехода. Тут пропущено "по КАСКО" > Уже с 1 мая пешеходы не обязаны ничего возмещать, если они сами пострадали в ДТП. А если пешеход погиб, регрессное требование нельзя предъявить его наследникам. Если это написано в законе об ОСАГО, то ничего не поменяется, по ОСАГО и так страховая чужую ответственность не возмещала, ведь полисом ОСАГО я страхую СВОЮ ответственность. А по КАСКО также останется всё как было, страховая будет выкатывать регресс. Если в законе всё так, как написал ТЖ, то это попахивает лёгкой формой наркомании. Либо редакция что-то не так прочитала :)0
  • Максим ГлянцевПочитал первоисточник, действительно добавили пункт про невозможность регресса. Но он и так был невозможен. По крайней мере я не могу придумать ситуацию, в которой по ОСАГО к пешеходу были бы возможны регрессивные требования. Если за пешехода заплатили что-то по ОСАГО, значит он был за рулём виновного ТС и уже немножко не пешеход :)1
  • Mario RodrigezПривязать полис не к ТС, а к владельцу ТС. Убрать привязку к л.с., заменить на коэффициент количества нарушений ПДД в году.8
  • Андрей БеловМаксим, если одно авто увернулось от пешехода и врезалось во второе, то страховая первого авто платит владельцу второго но не сможет требовать с пешехода, я так понял1
  • (18+) Boris BLD"Если отказаться от освидетельствования" - а кто должен предложить освидетельствование?0
  • (18+) Boris BLDВиновник ДТП сам должен идти на освидетельствование? Без направления?0
  • Евгений ДунаевскийЛучше привязать полис не к ТС, а к человеку, не зависимо от того есть у него ТС или нет. Что бы человек со своим полисом мог управлять любой машиной. Взятой на прокат или у родственников или друзей. Убрать привязку к л.с., заменить на на коэффициент количества ДТП по его вине в году.1
  • Евгений ДунаевскийMario, Правильно. Но лучше привязать полис к человеку, не зависимо от того есть у него ТС или нет. Что бы человек со своим полисом мог управлять любой машиной. Взятой на прокат или у родственников или друзей.1
  • Ирина МартьяноваДа придумывайте вы любую реформу, пока ВОЛШЕБНАЯ ФОРМУЛА, утвержденная центробанком, по которой страховщики ОБЯЗАНЫ расчитать ущерб, остается той же, а именно -стоимость работ и запчастей по тарифам 20летней давности)))ничего с места не сдвинется, и как всегда ВСЕ останется как и было!0
  • Ирина МартьяноваХАХА.."выпил после ДТП, в котором участвовал." а уточнить, сколько именно ему нельзя пить, месяц, год, 5 лет?0
  • Ирина МартьяноваИз реформ, ну хотя бы первое, о чем подумать стоит, изъять лицензию на осуществление страховой деятельности по ОСАГО при отсутствии договоров с СТО, а то ведь есть страховщики, вовсю продающие ОСАГО и при этом ни одну марку авто на ремонт не отправляют, а платят денежку -с износом 50%( всё как велит им все та же волшебная формула, утвержденная центробанком!) Очень удобно для всех в цепочке, кроме клиента! Привлекать которого можно чем угодно -пониже базовая ставка, побольше рекламы с использованием волшебного слова "КЭШ" ну и т.д. Вопрос, кому же выгодно такая реформа будет? водителю авто, потребителю услуг по ОСАГО. Кому невыгодно? всем остальным звеньям цепочки, догадаться не трудно)0
  • Ирина ШароваеваА если дтп было в прошлом году, а в суд на регресс по неподаче документов (исключенный пункт) подали после 1 мая 2019г. Имеют право требовать деньги?0
  • Алёна СоловьёваИрина, Да, по этому поводу уже сложилась судебная практика, суды ссылаются на ст. 4 ГК РФ и ст. 422 ГК РФ.1