Ну и что?
. Источник: ФЗ от 28.03.2016 № 49-ФЗ

Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно

Президент подписал изменения в закон об ОСАГО про замену денежных выплат ремонтом. Изменения вступят в силу 28 апреля 2017 года и будут касаться только договоров ОСАГО, которые заключили после этой даты.

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Расчет натурой 🔧

Как было раньше?

Раньше было два варианта возмещения по ОСАГО: страховая выплачивала потерпевшему деньги с учетом износа или перечисляла эту же сумму автосервису. Разницу за ремонт автовладелец доплачивал сам. По желанию можно было отказаться от ремонта и забрать деньги.

Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.

В общем, раньше по ОСАГО было больше свободы и пространства для маневра. Теперь не так.

Что изменилось?

Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ.

Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.

Как возмещают ущерб. Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые. Бывшие в употреблении поставят, только если заключить соглашение со страховщиком, причем он может и не согласиться. Стоимость ремонта страховая рассчитает по методике ЦБ с учетом разных параметров. По этой методике, например, не всегда включают в расходы окраску деталей или окрашивают их не полностью. Стоимость запчастей, как правило, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ не хватит, чтобы привести машину в порядок, разницу автовладелец возместит из своего кармана.

Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.

Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.

Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные — полгода.

Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.

Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение. То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение — даже в другой город. В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.

Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.

В законе есть интересное уточнение: это условие действует только для машин не старше двух лет. Получается, что если производитель дает гарантию сроком на три года или пять лет, а у страховой компании нет подходящего автосервиса, то она выдаст направление на ремонт куда захочет и не предложит денежную выплату. Это странно, и, наверное, еще появятся дополнительные разъяснения по этому поводу.

Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт. По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке. Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.

Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.

Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.

Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:

  • машина не подлежит восстановлению,
  • потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
  • потерпевшему в ДТПпричинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом и имеет специальную машину,
  • страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
  • установлена обоюдная ответственность,
  • потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
  • страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
  • ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.

Что же получается, я не смогу получить деньги, даже если сам ремонтирую свою машину? А может, я вообще не хочу ее ремонтировать и собираюсь продавать?

Никто не сможет получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда деньги всё-таки выплатят, закрытый. Можно попробовать договориться со страховой, и, если всё получится, ущерб возместят деньгами. Но если страховщик не согласится, заставить его нельзя: машину придется ремонтировать и, возможно, доплачивать за запчасти.

С какой стати я должен что-то доплачивать, если не виноват? Отдайте мне деньги!

Методика Центробанка учитывает много параметров — от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте. Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы. В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ, а разницу — автовладелец за свой счет.

Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.

Даже если вы не виноваты, ОСАГО вряд ли покроет все расходы на ремонт. Но Конституционный суд разрешил требовать доплату без учета износа с виновника ДТП, и теперь можно получить всю сумму ущерба.

У меня есть действующий полис ОСАГО. Что мне делать?

Сейчас вам ничего не нужно делать. До 28 апреля можно выбирать возмещение ущерба деньгами или ремонтом. А потом тип возмещения будет зависеть от даты оформления полиса виновника ДТП.

Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.

Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах — это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать. Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП, выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке

Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.

Если случится ДТП, следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.

Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?

Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП, требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО. Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

Ну и что?
. Источник: Сайт ФНС

Мошенники разводят на деньги под видом налоговой

ФНС обнаружила новый вид мошенничества. Мошенники организовали автоматический обзвон людей: требуют сдать декларацию. Еще могут сообщить о задолженности и штрафах. Когда человек перезванивает, чтобы разобраться, со счёта списывают деньги. Разобраться не получается.

Это обман. Налоговая говорит, что никого не обзванивает и ничего не требует. Разберемся, так ли это и что делать, если вам позвонили.

Как понять, что звонит липовый инспектор

Зачем мошенникам звонить от имени налоговой?

Так они нечестно зарабатывают деньги. Операторы связи официально предоставляют платные короткие номера для каких-то полезных дел. Если позвонить на такой номер, то у звонящего снимут со счёта больше, чем обычно.

Иногда на такие номера люди звонят осознанно и это полезно. Например, если нужно платно проконсультироваться и человек знает, сколько это стоит.

Такие номера могут использовать для обмана. Тогда не предупреждают, что звонок платный, и делают так, чтобы человеку было важно перезвонить. Вариант с налоговой и штрафами для этого идеально подходит. Если кому угодно говорят о штрафах и просроченных декларациях, с этим сразу хочется разобраться. Человек пугается, перезванивает и теряет деньги.

А по-настоящему из налоговой могут позвонить?

Еще как могут.

Предпринимателям и юрлицам. Налоговый инспектор может позвонить директору, бухгалтеру или ИП во время проверки. Например, если показатели в декларации не сходятся с выпиской по расчетному счету или есть ошибки в заполнении. Или идет встречная проверка, а инспектору что-то не понятно. Звонить могут не только из налоговой: еще из соцстраха, пенсионного фонда и статистики. Иногда, чтобы разобраться, на самом деле хватает одного звонка.

Еще предприниматели могут по смс узнать о требовании из налоговой. Такой сервис предоставляют операторы, через которых отправляют отчеты.

Обычному физлицу, которое не занимается бизнесом. Например, если подали документы для вычета, но при проверке не хватило копии, не сошлись данные или есть ошибка в реквизитах для возврата налога. Настоящий инспектор позвонит по телефону, который указали в заявлении или декларации. Налогоплательщик узнает, что не так, и быстро донесет документы. Это нормальная практика.

О долгах по налогам тоже звонят. Это прямо рекомендовано всем инспекциям в письме об урегулировании задолженности физических лиц. Могут даже на работу сообщить, что у вас недоимка по налогам. Это законно.

Если кто-то позвонил и представился налоговым инспектором, это еще не значит, что вас обманывают. Возможно, вам хотят помочь. Если не дозвонятся и не дождутся денег, обратятся за судебным приказом и спишут недоимку со счёта.

Что делать, если мне тоже позвонят? Как отличить мошенника от инспектора?

Не верить автоответчикам. Нет такого сервиса, через который налогоплательщикам автоматически сообщают о недоимках и штрафах на мобильный телефон. Даже если из налоговой позвонят, это будет настоящий человек и точно не с угрозой штрафа. По закону о недоимках, штрафах и просроченных декларациях налоговая в любом случае сначала сообщает письменно или через личный кабинет.

Уточнять информацию. Если налоговая на самом деле ждет декларацию или денег, это отражено в личном кабинете и лицевом счете. Не бывает такого, что в лицевом счете недоимки нет, а по данным инспектора есть. Это легко проверить через интернет. Настройте личный кабинет, чтобы не волноваться. Теперь это могут делать даже юрлица и ИП.

Следить за лицевым счетом. Любой человек и предприниматель может заказать акт сверки и справку об отсутствии задолженности. Это полезно делать хотя бы раз в год. Предприниматели могут узнать о долгах и просрочках через систему для отправки отчетности. Можно хоть каждый день запрашивать выписку и даже список деклараций за любой период.

Сразу не перезванивать. Отправлять смс на этот номер тоже не нужно. У налоговой есть единый номер, по которому всё объяснят и помогут разобраться. Еще контакты и реквизиты налоговых в любом регионе можно найти на сайте nalog.ru. Не факт, что там быстро помогут, но это точно будет бесплатно и безопасно.

Телефон налоговой — 8 800 222–22–22

Не игнорировать и разбираться. Вам может на самом деле позвонить налоговый инспектор, чтобы сообщить о долгах или просроченной декларации. Это нормально. Не бросайте трубку и задавайте вопросы. Запишите номер и фамилию сотрудника. Уточните в налоговой, правда ли это настоящий инспектор, и действуйте по ситуации. Вдруг у вас на самом деле есть долг, или он не ваш, а это ошибка. До того как дело передадут в суд, можно всё уладить.

Не болтать лишнего. Вы не обязаны по телефону отвечать на вопросы про свое имущество, место работы и доходы. У налоговой есть способы узнать это по своим каналам. А вот мошенники могут использовать эти данные для темных дел. Если есть подозрения, откажитесь разговаривать и попросите прислать письменный запрос на ваш адрес. Адрес тоже не называйте.

Меня уже обманули и списали деньги. Что делать?

Если сумма большая, напишите заявление в полицию. Там будут искать мошенников, потом их осудят и заставят выплатить компенсацию. Возможно, на это уйдут годы, а деньги так и не вернут. Но если очень хочется, можно попробовать.

Требовать что-то от налоговой или оператора бесполезно: они не виноваты.

Если сумма небольшая, жалко времени или нет надежды на справедливость, смиритесь. Пусть это будет полезный опыт, который поможет не потерять еще больше денег. Расскажите родственникам и знакомым, чтобы они не попались.

Если мошенники узнали ваши реальные данные об имуществе, вычетах или долгах, идите в полицию в любом случае. Копию заявления отправьте в налоговую и следите за ситуацией. Эти данные могут использовать, чтобы забрать много ваших денег — даже 260 тысяч рублей.

Да ладно!
. Источник: Письмо Роструда № ПГ/08346-03-3 от 27.04.2017

Роструд попросил директоров проводить вводный инструктаж для самих себя

У Федеральной инспекции по труду и занятости спросили, кто должен проводить вводный инструктаж для директора. С сотрудниками всё понятно: их инструктирует руководитель. А кто проинструктирует его самого?

Роструд ответил. Оказывается, директор должен провести вводный инструктаж сам себе. Если так не сделать, могут оштрафовать на 125 тысяч рублей и даже больше.

Кратенько

  • Компании и ИП, у которых есть сотрудники, должны проводить инструктаж по технике безопасности.
  • Директора и ИП должны обучиться проводить инструктаж и получить корочки. За деньги.
  • Если в штате нет специального человека, директора должны проводить инструктаж сами с собой. Иначе штраф.
  • Всё это должно быть покрыто ровным толстым слоем бумажек, приказов и журналов.
  • Штрафы — от 15 тысяч рублей для самих директоров и от 110 тысяч для фирм.
  • Оспорить почти нереально.

Хорошего дня 😊

Что за инструктаж и кого это касается?

Кто должен проводить инструктаж по охране труда?

Инструктаж по охране труда проводят, чтобы объяснить правила безопасности на рабочем месте. Работодатель отвечает за сотрудника, пока он на работе и выполняет свои обязанности. Но только если работник сам ничего не нарушил: не включил станок раньше времени, не снял каску, не встал перед машиной с грузом или не закурил в офисе.

Все сотрудники, которые работают по трудовому договору, должны проходить вводный инструктаж по охране труда. Кроме вводного есть еще первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж нужно проводить для всех работников. Это обязанность по закону. Она не зависит от сферы бизнеса, должности сотрудника и численности коллектива. Вводный инструктаж нужен секретарю, программисту, маркетологу, продавцу, водителю, инженеру и вообще всем, кого принимают на работу.

Есть трудовой договор — нужен вводный инструктаж

Предпринимателей это тоже касается. Они имеют право заключать трудовые договоры и в этом случае обязаны проводить вводный инструктаж.

Кто именно должен этим заниматься? Специальный человек?

Этим может заниматься специальный человек — специалист по охране труда. Но такие должности обычно бывают только на больших предприятиях. Если в компании меньше 50 сотрудников, по закону инструктаж может проводить руководитель. Главное, чтобы у него была корочка, что он прошел обучение и подтвердил свои знания по охране труда. Просто быть директором и назначить себя ответственным недостаточно.

Индивидуальные предприниматели тоже должны пройти обучение, если у них кто-то работает по найму.

Даже если директор прошел обучение и получил корочку, он должен подтверждать свои знания минимум раз в три года.

Обучение по охране труда проводят аккредитованные учебные центры. Это платно.

Что будет, если не проводить никакой инструктаж?

Это нарушение. Если его обнаружат, могут выписать штраф по ст. 5.27.1 КоАП:

  • директору и ИП — от 15 тысяч рублей;
  • фирме — от 110 тысяч.

Штрафуют за каждого человека, с которым есть трудовой договор и которого допустили к работе без обучения и проверки знаний.

Так что сказал Роструд про директора? Кто проводит вводный инструктаж для него, если нет специальных сотрудников?

Роструд рассуждает так. Все сотрудники любой организации и те, кто работает на ИП, должны проходить вводный инструктаж по охране труда. Это требование закона.

Для директора нет исключений: он тоже должен пройти инструктаж по охране труда. Верховный суд объяснил, что директор — это сторона трудовых отношений, то есть обычный работник. Даже если этот директор единственный участник ООО и других сотрудников нет.

Инструктаж может проводить специалист по охране труда или человек, который прошел обучение и получил корочку. Например всё тот же директор как руководитель организации.

Значит, чтобы не нарушить закон, директор должен провести вводный инструктаж самому себе. Даже если он вообще единственный, кто числится в ООО. И даже если он работает дома — например, делает сайты или продает рекламу в соцсетях.

Как именно должна проходить эта процедура, Роструд не объяснил. По общим правилам во время обучения директор должен прочитать самому себе программу, которую накануне сам же и утвердил. Можно предложить себе ознакомиться с письменными материалами или провести деловую игру. Тоже самому с собой. А потом директор должен сам у себя проверить знания и составить протокол.

Есть в этом что-то шизофреническое.

Кто узнает, что я не провел сам себе вводный инструктаж? Я же скажу, что провел, — и никаких штрафов. А-ха-ха!

Когда инспектор придет в офис с проверкой, он потребует документы.

По закону каждое действие по охране труда должно быть оформлено бумажкой. И если хотя бы одной из них не окажется, запросто выпишут штраф. И не только за вводный инструктаж, но и за другие формальные нарушения уже по другой статье.

Нет приказа о назначении ответственного по охране труда — штраф. Нет инструкции — штраф. Не утверждена программа для обучения самого себя по охране труда — штраф.

Все инструктажи должны фиксироваться в специальном журнале. Если его нет, это тоже нарушение и повод для штрафа. Так что слова инспектору по труду не нужны — ему нужны документы.

На самом деле это серьезно. Многие компании годами работают, и их никто не проверяет. Но внезапно на пороге офиса появляется сотрудник с корочкой Госинспекции по труду, и становится не до смеха. Если приказы и даже журналы еще можно сделать задним числом, то оформить корочку так не получится. Если инспектор всё правильно сделает, обжаловать такой штраф в суде практически нереально.

Кому нужны эти инструктажи, если у нас не завод и не стройка? Это способ пополнить бюджет и задушить бизнес?

Обязанность работодателя — обеспечивать безопасные условия труда. Это прописано сразу в нескольких статьях трудового кодекса. Как минимум придется пройти обучение и составлять документы.

Инструктаж, обучение и документы кажутся формальностью, пока не произойдет что-то плохое. Пока всё хорошо, все всё знают и никого не нужно обучать и инструктировать. Но когда что-то пойдет не так, работник быстро сориентируется и пожалуется куда надо.

Например, в 2014 году суд заставил завод выплатить моральный ущерб токарю, который сам неосторожно обращался со станком и получил травму. Казалось бы, 14 лет стажа, что там инструктировать, он и так всё знает. Но когда дело дошло до суда, токарь сказал, что с ним не провели инструктаж. Отметки в журнале и правда не оказалось. В итоге компании присудили возмещать моральный вред (апелляционное определение Омского областного суда от 12.11.2014 по делу № 33—7199/14).

Форс-мажор может случиться в офисе, по дороге к клиенту, у компьютера, во время совещания или презентации, когда угодно. Если сотрудник будет знать, как потушить пожар из-за короткого замыкания, как оказать первую помощь при травме и как часто делать перерывы при работе за компьютером, в этом есть польза. Даже если вводный инструктаж формальный, лучше составить документы. Никогда не знаешь, в какой ситуации они пригодятся.

Соблюдать закон несложно. Даже это странное требование Роструда можно быстро и правильно оформить. Тогда штрафов не будет.

Я директор небольшой компании. У меня нет специалиста по охране труда. Как всё правильно оформить, чтобы не платить штрафы?

Для начала нужно пройти обучение по охране труда. Это придется сделать, даже если нет наемных сотрудников. В учебном центре расскажут, какие документы нужно оформлять. Приготовьтесь к дополнительным расходам. Скорее всего, обучиться в платном центре придется не только вам, но и еще как минимум двоим сотрудникам.

Еще можно заказать услуги специалиста по охране труда, чтобы он сделал всю подготовительную работу. А потом иногда обновлять даты в приказах и журналах.

Я ИП без сотрудников. Мне нужно проводить себе инструктаж?

У ИП нет трудовых отношений с самим собой, поэтому сами себя они не должны инструктировать. Если нет сотрудников, то и обучение проходить не нужно.

Но если есть хотя бы один трудовой договор, придется получать корочку, проводить инструктажи для персонала и соблюдать трудовой кодекс, где много всего интересного.

У меня нет никаких документов. Получается, я уже нарушил закон и меня могут оштрафовать?

Да, могут. Срок давности по таким нарушениям — 1 год. Даже если вы сейчас всё исправите, еще год придется поволноваться.

Это не значит, что к вам точно придут, найдут нарушения и оштрафуют. Ограничения по периодичности плановых проверок пока действуют. Но проверка может быть и внеплановой, поэтому лучше правильно оформить документы и работать спокойно.

Проверка по части охраны труда — это вам не гражданская оборона. Инспекция по труду активно ищет нарушителей и пачками выписывает штрафы.