Ну и что?
. Источник: ФЗ от 28.03.2016 № 49-ФЗ

Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно

Президент подписал изменения в закон об ОСАГО про замену денежных выплат ремонтом. Изменения вступят в силу 28 апреля 2017 года и будут касаться только договоров ОСАГО, которые заключили после этой даты.

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Расчет натурой 🔧

Как было раньше?

Раньше было два варианта возмещения по ОСАГО: страховая выплачивала потерпевшему деньги с учетом износа или перечисляла эту же сумму автосервису. Разницу за ремонт автовладелец доплачивал сам. По желанию можно было отказаться от ремонта и забрать деньги.

Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.

В общем, раньше по ОСАГО было больше свободы и пространства для маневра. Теперь не так.

Что изменилось?

Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ.

Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.

Как возмещают ущерб. Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые. Бывшие в употреблении поставят, только если заключить соглашение со страховщиком, причем он может и не согласиться. Стоимость ремонта страховая рассчитает по методике ЦБ с учетом разных параметров. По этой методике, например, не всегда включают в расходы окраску деталей или окрашивают их не полностью. Стоимость запчастей, как правило, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ не хватит, чтобы привести машину в порядок, разницу автовладелец возместит из своего кармана.

Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.

Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.

Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные — полгода.

Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.

Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение. То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение — даже в другой город. В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.

Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.

В законе есть интересное уточнение: это условие действует только для машин не старше двух лет. Получается, что если производитель дает гарантию сроком на три года или пять лет, а у страховой компании нет подходящего автосервиса, то она выдаст направление на ремонт куда захочет и не предложит денежную выплату. Это странно, и, наверное, еще появятся дополнительные разъяснения по этому поводу.

Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт. По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке. Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.

Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.

Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.

Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:

  • машина не подлежит восстановлению,
  • потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
  • потерпевшему в ДТПпричинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом и имеет специальную машину,
  • страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
  • установлена обоюдная ответственность,
  • потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
  • страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
  • ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.

Что же получается, я не смогу получить деньги, даже если сам ремонтирую свою машину? А может, я вообще не хочу ее ремонтировать и собираюсь продавать?

Никто не сможет получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда деньги всё-таки выплатят, закрытый. Можно попробовать договориться со страховой, и, если всё получится, ущерб возместят деньгами. Но если страховщик не согласится, заставить его нельзя: машину придется ремонтировать и, возможно, доплачивать за запчасти.

С какой стати я должен что-то доплачивать, если не виноват? Отдайте мне деньги!

Методика Центробанка учитывает много параметров — от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте. Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы. В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ, а разницу — автовладелец за свой счет.

Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.

Даже если вы не виноваты, ОСАГО вряд ли покроет все расходы на ремонт. Но Конституционный суд разрешил требовать доплату без учета износа с виновника ДТП, и теперь можно получить всю сумму ущерба.

У меня есть действующий полис ОСАГО. Что мне делать?

Сейчас вам ничего не нужно делать. До 28 апреля можно выбирать возмещение ущерба деньгами или ремонтом. А потом тип возмещения будет зависеть от даты оформления полиса виновника ДТП.

Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.

Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах — это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать. Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП, выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке

Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.

Если случится ДТП, следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.

Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?

Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП, требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО. Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

Ну и что?
. Источник: Федеральный закон от 29.07.17 № 258-ФЗ

Плату за общедомовые нужды должны начислять по счетчикам

10 августа вступил в силу закон о новых правилах оплаты общедомовых нужд. Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

У управляющих компаний больше не получится навариться на общей электроэнергии и воде и брать с жильцов больше положенного. Но пока это не значит, что в вашей следующей квитанции что-то изменится.

Как это поможет сэкономить?

Что такое общедомовые нужды?

Жильцы платят за свет, воду и газ, которые расходуют в своей квартире. А еще — за общие ресурсы, которые идут на освещение и уборку подъездов.

Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

С 1 января 2017 года общедомовые нужды не выделяют в квитанциях отдельной строкой, но платить за них всё равно нужно.

Как раньше начисляли платежи за общие свет и воду?

До 1 января 2017 года управляющие компании начисляли плату за общедомовые нужды как хотели. Внятного регулирования не было.

С этого года решили установить нормативы: максимум, больше которого жильцы не оплачивают. Если фактически воды или электроэнергии дом израсходует больше, разницу оплатит управляющая компания.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше — в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

Была еще одна проблема: жильцам начисляли плату за услуги, которых не было. Например, за общее водоотведение, которое технически невозможно. В итоге жильцы переплачивали, а управляющая компания зарабатывала.

Что изменилось с этими начислениями?

Сначала проблему попытался решить Минстрой. В письме для губернаторов ведомство разрешило начислять плату за общедомовые нужды по счетчикам. Но это всего лишь разъяснение, которое управляющие компании могли не выполнять. Хоть его и отправили главам всех регионов, это еще ничего не значит — проблема осталась.

29 июля 2017 года вопрос окончательно решили на федеральном уровне. В жилищный кодекс внесли изменения о правилах оплаты общедомовых нужд. Они уже работают, а правительство готовит новые инструкции.

В нашем доме нет общих счетчиков, как мы будем платить?

По нормативам. Если в доме не установлены общедомовые счетчики на свет и воду, это единственный вариант. Все вопросы по установке общих счетчиков — к управляющей компании.

Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?

У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.

По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется — учитывается фактический расход. Если больше — заплатите только норматив.

Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:

  • среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
  • фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется — сколько потратили, за столько и заплатили.

Итого. Без собрания — платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием — можно уже сейчас платить по счетчикам.

Когда и как будут пересчитывать оплату за общедомовые нужды?

Порядок и сроки перерасчета утверждает правительство. Федеральный закон про новые правила оплаты общедомовых нужд уже работает, а постановления всё еще нет. Как только его опубликуют, мы расскажем, как это будет работать.

Есть только проект, в котором написано, что пересчитывать будут раз в год до 1 июля. Это обычная практика — так делают с отоплением.

А что со структурой платежей за общие нужды?

В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Если в доме не используют какой-то из ресурсов, то и платить за него не придется.

Проверьте свою квитанцию. Если вам начисляют платежи за водоотведение и горячую воду, хотя в доме нет общей канализации, а в подвале кран только с холодной водой, это незаконно.

Ну и что?
. Источник: Письмо ПФ от 10.07.17 № НП-30-26/9994

Даже если ИП не работает, ему могут начислить страховые взносы по максимуму. Но потом пересчитают

22.09.17 г. Мы обещали держать вас в курсе по поводу ситуации со взносами ИП. Минфин провел совещание с председателем Пенсионного фонда. Ведомства договорились, что всё-таки пересчитают взносы опоздавшим с декларацией. Но это не поможет тем, с кого долги уже взыскивают по решению суда.

Ситуация такая: предпринимателям начали присылать уведомления, что у них долги по пенсионным взносам на десятки и даже сотни тысяч рублей. При этом предприниматели либо не работали, либо уже платили взносы — просто забыли подать декларацию.

Это выглядит диковато: человек не работал, не получал доход и даже вовремя всё платил. Просто он по незнанию или из-за халатности не сдал один документ — а ему больше ста тысяч рублей недоимки. Или даже двести.

Это может коснуться всех ИП, даже если они не работали и не зарабатывали все последние годы. И даже тех, кто пока никаких уведомлений не получал.

Корень проблемы в декларации. Каждый год ИП должны сообщать в налоговую, сколько они заработали и сколько заплатили налогов и взносов. Если этого не сделать вовремя, могут начислить взносов по бешеной ставке. Такой закон.

Но камень преткновения не в самом законе, а в таком нюансе: можно ли ИП исправиться? Например, он забыл подать декларацию, но по факту платил взносы и вообще вел себя хорошо. Может ли он подать декларацию и получить перерасчет, чтобы не платить бешеные взносы? Например, если вспомнит сам или узнает от налоговой о нарушении.

Пенсионный фонд сказал: нет, нельзя. Пропустили подачу декларации — платите огромные взносы, мы ничего не знаем и пересчитывать не будем. Формально у пенсионного фонда нет оснований для уменьшения начислений опоздавшим с отчетами.

Всё это касается взносов и начислений, которые пришлись на период до 2017 года, когда ими занимался пенсионный фонд. По всему новому действуют другие правила: сейчас взносами занимается налоговая, а в кодексе отдельная глава. И там такого правила по доначислениям из-за просроченной декларации нет.

Давайте подробнее

За что начисляют повышенные страховые взносы?

Повышенные взносы начисляют за то, что предприниматель не отчитался о своих доходах за год. Даже если доходов вообще не было, всё равно нужно подать декларацию. Декларация — это отчет. В нем может быть ноль, но сам отчет должен быть.

По закону все ИП платят за себя фиксированные взносы — в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Сумма зависит от МРОТ и дохода. В 2015 году каждому ИП даже при нулевом доходе нужно было заплатить 22 тысячи рублей. В 2016 году — 23 тысячи, а в 2017 — почти 28 тысяч.

И вот каждый год предприниматели подают декларацию в налоговую. Там они указывают, сколько заработали и сколько страховых взносов заплатили. Пенсионный фонд и налоговая получают эти данные и проверяют, правильно ли предприниматель посчитал взносы и всё ли заплатил в бюджет. Если правильно — его не трогают. Ну или что-то доначислят.

А если предприниматель не подавал декларацию, то пенсионный фонд не мог проверить начисления. Тогда взносы считали с повышенным коэффициентом — в 8 раз больше, чем фиксированная сумма. Это не прихоть пенсионного фонда, а требование закона.

Пенсионный фонд каждый год ждал данных о доходах из налоговой до 15 июня. Потом имел полное право доначислить по максимальному тарифу.

Но ведь этот закон о взносах уже не действует!

Этот закон действовал до 1 января 2017 года, пока страховыми взносами занимался пенсионный фонд. Потом их передали налоговой — сейчас начисления и уплату проверяет она.

Но теми суммами, которые предприниматели начисляли по 2016 год включительно, заведовал пенсионный фонд. Если накопились долги, налоговая не имеет права их пересчитывать — это не их сфера ответственности. А вот взыскивать их она обязана.

Кого тогда это касается?

Некоторые предприниматели не ведут бизнес и не подают декларации. Кто-то оформил ИП на себя по просьбе родственника и думает, что за него всё сдают и платят в срок. Бывает, что человек не знает, что и когда нужно сдавать в налоговую: взносы платит, а отчеты не отправляет. Или думает, что нет дохода — нет и декларации. Все они под угрозой начисления по повышенному тарифу.

Даже если за 2015 год предприниматель ничего не заработал и всего лишь не подал нулевую декларацию, пенсионный фонд выставит ему недоимку по страховым пенсионным взносам — 148 тысяч рублей. Даже если ИП честно и вовремя заплатил положенный минимум 18 тысяч.

Если не подать декларацию еще и за 2014 год, пенсионные взносы тоже посчитают по максимуму — 138 тысяч рублей плюсом к положенным 17 тысячам.

Данные о долгах на 1 января 2017 года пенсионный фонд передал в налоговую. И взыскивать эти недоимки теперь будет она. Сделать это очень просто: ИП отвечают по своим долгам личным имуществом. Из-за двух просроченных деклараций можно запросто лишиться машины или вляпаться во что-нибудь похуже.

Если не подал декларацию вовремя, можно ведь подать позже. Тогда начисления скорректируют и уберут недоимку?

О том и речь, что нет. Свою позицию по этому поводу пенсионный фонд как раз и разъяснил в недавнем письме. Чтобы пересчитали взносы за 2014 год, декларацию нужно было подать в 2015. За 2015 год пересчитают, только если отчитаться в 2016.

А если подать декларацию на год позже положенного — например в 2017, — пенсионный фонд не будет пересчитывать взносы. Так и оставят максимум.

Говорят, что для пересчета нет оснований по закону. Даже если налоговая передаст в пенсионный фонд просроченную декларацию, из которой будет понятно, что ИП в прошлые годы заработал меньше лимита в 300 тысяч или вообще ничего, недоимку не уменьшат. Даже если за 2014 или 2015 годы предприниматель перечислил все взносы, придется доплатить еще кучу денег.

Пока это официальная позиция пенсионного фонда. Ее должны придерживаться все территориальные отделения.

Что по этому поводу думает налоговая?

Налоговая на стороне предпринимателей и считает, что это незаконно. Такой подход нарушает права налогоплательщиков. Если предприниматель исправился и отчитался, взносы нужно пересчитать с учетом реальных доходов.

Налоговая и пенсионный фонд обмениваются информацией по своим каналам. Если какой-то ИП опомнится и пришлет декларацию за прошлые периоды, пенсионный фонд точно узнает об этом.

В законе нет прямого указания, что пенсионный фонд обязан пересчитать взносы. Но и запрета на пересчет тоже нет. И если бы пенсионный фонд согласился пересчитывать взносы, он бы ничего не нарушил. Но он не соглашается.

Пока это всего лишь мнение налоговой против позиции пенсионного фонда. Ситуацию обещают обсудить на совещании в Минфине. Может быть, тогда все договорятся и предпринимателям спишут долги. А может быть, Минфин согласится с ПФ и придется платить. Мы расскажем, чем всё закончится.

Если налоговая согласна пересчитать взносы, почему она сама не может этого сделать?

Налоговая администрирует взносы с 1 января 2017 года. Повлиять на начисления до этой даты она не может. Пенсионный фонд говорит: вот у этого ИП есть долг 150 тысяч рублей из-за несданной декларации. Налоговая не может уменьшить эту сумму и обязана взыскивать недоимку.

Разбираться по долгам и переплатам до 2017 года нужно с пенсионным фондом. Если получится, фонд передаст в налоговую новые данные.

Если я сдал декларацию — хоть и с просрочкой, но всё-таки сдал, — что теперь будет?

Главное — успеть сдать в тот год, когда положено по закону — то есть в течение следующего за отчетным. Например, за 2015 год нужно отчитаться в 2016. Тогда пенсионный фонд согласен пересчитывать взносы с учетом реального дохода даже при просрочке.

Если декларацию за 2015 год сдать в 2017 году, тогда всё — не пересчитают. Но никто не запрещает отстаивать свои права в суде. Пока практика противоречивая, поэтому гарантии успешного исхода дела никто не даст.

Это грабеж! За нулевую декларацию десятки тысяч недоимки?

Это требование закона. Оно не новое — так было и раньше. Чтобы не переплачивать, нужно вовремя сдавать декларации или закрыть ИП за ненадобностью. Это проще и дешевле, чем кажется.

Я не помню про свои декларации. Как проверить, вдруг что-то должен?

В налоговой можно запросить список отчетностей и акт сверки за любой период. Это удобно делать через систему отправки отчетности или ведения бухгалтерии.

Но даже если такого нет, тратить деньги на сверку не придется: сейчас у ИП есть личные кабинеты прямо на сайте nalog.ru.

На всякий случай можно свериться и с пенсионным фондом: отправить запрос по почте или сходить лично.