Что стряслось?

ЦБ и Минфин утвердили очередные поправки к закону о реформе ОСАГО. Возмещение ущерба при повреждении автомобиля больше нельзя будет получить деньгами. Вместо выплат машину отправят на ремонт, кроме редких случаев.

Поправки могут вступить в силу 1 марта 2017 года и коснутся ДТП, которые произойдут после этой даты.

Как сейчас возмещается ущерб по ОСАГО?

ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности. Полис ОСАГО гарантирует возмещение ущерба, который виновник ДТП нанес чужому автомобилю или другим людям. Компенсация выплачивается пострадавшему в пределах страхового лимита.

Страховое возмещение в 2016 году можно получить деньгами или в натуральном выражении — страховщик выдает направление на ремонт и оплачивает его с учетом износа (это предусматривает п.17 и 19 ст. 12 Закона об ОСАГО, а также разъяснения Верховного суда из обзора судебной практики №4 от 25.12.2015 г.).

Что изменится?

Для владельцев личных легковых автомобилей Минфин и ЦБ предлагают установить приоритет ремонта над выплатами. Если поправки вступят в силу, потерпевшая сторона не сможет выбрать денежную компенсацию за повреждение автомобиля.

Если ваше авто пострадает в ДТП, вы получите направление на ремонт в автосервис, с которым у страховой компании заключен договор.

Получить деньги можно будет только в тяжелых жизненных обстоятельствах. Например, водитель погиб в ДТП, и родственникам незачем ремонтировать автомобиль. Такие обстоятельства придется подтверждать документами.

Денег не дадут 🔧

Что мне делать сейчас?

Поправки прошли первое чтение и готовятся ко второму — 10 января. Скорее всего, их примут. Могут появиться еще какие-то изменения, но принципиально приоритет ремонта над денежной выплатой уже согласован.

Если у вас есть автомобиль, собирайте чеки на покупку запчастей, которые меняете. Они пригодятся при определении износа. Когда машину направляют на ремонт, вам меняют запчасти на новые. Разницу в стоимости с учетом износа вы доплачиваете автосервису из своего кармана. Это следует из п.17 статьи 12 ФЗ-40. Если вы недавно заменили стойку или шрус и сохранили документы, можно уменьшить сумму доплаты.

Если вы собираетесь купить новую машину и выбираете дилера, запросите в салонах список сервисов, в которых можно отремонтировать машину и не слететь с гарантии. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, в которой аккредитованы эти СТО.

Вы не сможете контролировать качество ремонта. Если пора продлевать полис ОСАГО, спросите на сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые были недавно заменены. Если продаете — передайте покупателю аналогичные документы.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за износ при замене запчастей в случае ремонта по ОСАГО. Например, БМВ 2007 года вам по карману. Но новые запчасти на такую машину стоят дорого. Страховая компания оплатит автосервису их стоимость за вычетом амортизации с 2007 года. Разница — из вашего кармана. А забрать у страховой деньги и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.