Pluralsight разрабатывает онлайн-платформу для программистов, в которую входят библиотека курсов, оценка навыков и знания инструментов, а также сервис для анализа программного кода проектов. Компания работает на рынке, который потенциально может расти на 10% в год с учетом сложного процента.

На чем зарабатывают

Pluralsight Flow — сервис собирает исторические данные с git-площадок, на которых размещается программный код проектов. Сервис анализирует данные и формирует отчет, как часто и быстро меняется проект. Flow помогает оценить производительность программистов при создании проекта. Сервис приобрели в 2019 году, и пока он приносит максимум 1—2% от общей выручки.

Источник: Pluralsight
Источник: Pluralsight

Pluralsight Skills — основной продукт с библиотекой курсов, возможностью оценить навыки через тесты и получить рекомендации по дальнейшему пути обучения. Внутрь курсов вшита браузерная среда для разработки, чтобы выполнять задания или практиковаться.

Компания разрабатывает систему оценки навыков пользователя Skill IQ, чтобы предлагать конкретные курсы, которые закроют пробелы в знаниях. Пользователь проходит тест по инструменту, языку программирования или другим основам, который адаптируется к его уровню и усложняет или упрощает вопросы. Сервис может облегчить для программистов процесс повышения зарплаты или ускорить процесс найма, если вопрос зависит от нетехнического руководителя или сотрудника.

Источник: YouTube
Источник: YouTube

Глобальные драйверы роста

Крупным компаниям требуются программисты для решения бизнес-задач — от управления продуктовым магазином до разработки нанотехнологий. Но с каждым годом появляются новые технологии и языки программирования, поэтому программистам необходимо постоянно переучиваться. Из-за этого растет спрос на обучение.

По прогнозам, рынок корпоративного электронного обучения может расти минимум на 10% ежегодно с учетом сложного процента ближайшие несколько лет. Но коронавирус может ускорить процесс перераспределения бюджетов на развитие сотрудников с офлайн- на онлайн-образование.

Конкурентные преимущества

👍 Pluralsight вручную отбирает авторов для курсов, которые обычно работают в крупных компаниях либо на позициях CEO или CTO в своих стартапах. У части авторов опыт в индустрии больше 10 лет. Качество контента проверяют сотрудники компании и внешние специалисты. Это отличает Pluralsight от Coursera, Udemy и других многопрофильных конкурентов, на площадках которых создателю курса достаточно заплатить деньги или процент от продаж, не сильно заботясь о качестве материала.

Еще платформа партнерится с командами разработчиков из Microsoft Azure, Google Cloud и других проектов, которые создают специальные курсы по своим продуктам. Это отличает Pluralsight от прямых конкурентов: Datacamp, Codecademy, Frontend Masters и других.

👍 Стоимость подписки для бизнеса на Pluralsight Skills составляет 579—779 $ за пользователя, стоимость Pluralsight Flow — 499—699 $. Если верить исследованию ICS Learning Group, то себестоимость оффлайн-курсов с наставником в 2,4 раза выше, чем у электронных курсов.

👍 На других площадках авторы конкурируют за внимание пользователей и должны вкладывать деньги и силы в продвижение своих курсов среди прямых конкурентов, как в Coursera и Udemy. Если это YouTube, то курсы будут конкурировать с более простым контентом на площадке. В Pluralsight я не нашел одинаковых материалов по одной теме. Но это не значит, что их нет.

Слабые стороны бизнеса

👎 Права на контент принадлежат Pluralsight, но конкурентам ничего не мешает предложить более выгодные условия и подписать эксклюзивный контракт с автором. Также вознаграждение автора зависит от количества просмотров курса. Чем популярней площадка, тем больше будет расходов на вознаграждение. Но, возможно, в контрактах есть какие-то ограничения, о которых мы не знаем.

👎 Компания заявляет, что программистам приходится переучиваться каждые 12—18 месяцев. Если так, то верно и следующее: Pluralsight необходимо обновлять контент с такой же скоростью, а старые материалы и инвестиции в них теряют актуальность.

Определить точный объем прямых затрат на контент из финансовой отчетности невозможно, но если взять расходы на приобретение курсов, на технологии и контент, то Pluralsight стабильно тратит не менее 31% выручки.

👎 Часто люди записываются на курсы, оплачивают их и, возможно, даже частично проходят, но потом бросают. Компании в кризис могут снизить расходы на продукты Pluralsight, отменив подписку или пересмотрев договоренности, потому что не все сотрудники пользуются их сервисами.

Уязвимое место

С 2016 по 2020 год компания увеличила число корпоративных клиентов с 69 до 89%. Руководство продолжает делать упор на продажи корпорациям, а не розничным потребителям. Для этого инвестировали в наем продавцов, которые будут демонстрировать возможности продуктов компании и объяснять пользу техническим директорам, директорам по информационным технологиям или сотрудникам ИТ-отделов.

В середине 2019 года такая система продаж Pluralsight привела к падению темпов роста выручки с 40 до 30%, потому что в штате не хватало продавцов для прямых продаж компаниям.

Инвесторы снизили свои ожидания, и акции упали с 30 до 17 $. Впоследствии компания стала нанимать больше продажников, а также наняла директора по выручке из Salesforce.

Из-за коронавируса компания остановила наем сотрудников — краткосрочно темпы роста выручки опять могут снизиться либо находиться на уровне 30%. А будущие темпы роста выручки сильно влияют на оценку акций компании.

Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com

Как планируют развиваться

На продажи в Америке приходится 63%, на продажи в Европе, Средней Азии и Африке — 27%, на продажи в остальных регионах — 10%. Компания планировала расширить отдел продаж в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, но из-за коронавируса экспансия прекратилась.

В марте 2020 года Pluralsight удвоила количество лицензий, продаваемых Университету Феникса, который использует базу курсов и систему оценки способностей Skill IQ. Университет не входит даже в 100 лучших колледжей США по версии портала Niche, но образовательные учреждения — один из каналов роста продаж.

Продуктами Pluralsight пользуются более 70% компаний из списка Fortune 500, в которые входят американские компании с самой большой выручкой. Но уровень проникновения в технические подразделения пока составляет 8—9%. У Pluralsight есть пространство для дальнейшего роста продаж внутри компаний.

Обычно продукты Pluralsight проникают в компании так: отдел покупает подписку для одного или нескольких сотрудников, затем в процессе занятий о продукте узнают другие отделы и приобретают свою подписку, чтобы закрыть пробел в знаниях определенной технологии.

Как коронавирус повлиял на компанию

👍 Наибольшее число увольнений сотрудников произошло в наименее технологичных отраслях и рабочих позициях: в ресторанном и гостиничном бизнесе, а также среди юристов, бухгалтеров, кассиров и представителей других нетехнических профессий. Руководство Pluralsight считает, что влияние этих отраслей на бизнес компании незначительно, потому что эти отрасли занимают максимум 7% от общего количества счетов.

Источник: CNBC
Источник: CNBC
Источник: CNBC
Источник: CNBC

👍 Pluralsight конкурирует с конференциями и очным обучением под руководством инструктора или эксперта. Еще не скоро появится возможность посетить конференцию или пройти офлайн-обучение в офисе компании.

👍 Руководство сообщило, что компании Broadcom, Cox Automotive, Caterpillar, Fiat Chrysler, Home Depot и Verizon увеличили количество рабочих мест. Для части сотрудников требуется повышение технической квалификации, что позволяет Pluralsight увеличить клиентскую базу и свои доходы. К тому же сейчас предприятия не инвестируют в офлайновые способы обучения персонала, которые составляют около 70% от объема сегодняшнего рынка обучения. А с момента начала изоляции среднее время, проведенное на платформе Pluralsight, было в 3 раза больше нормы.

Также Pluralsight провела рекламную кампанию с бесплатным доступом к курсам площадки в апреле и привлекла дополнительный миллион новых пользователей. Небольшая часть новых клиентов останется и станет платными подписчиками, а еще и себестоимость их привлечения составляла 10—15% от исторических значений. Рекламная кампания может иметь долгосрочный эффект. Например, топ-25 компаний-подписчиков с момента первой покупки увеличили свои расходы на подписку в 23 раза.

Финансовые показатели

Выручка. Компания прогнозировала, что к концу 2020 года выручка вырастет на 15—23% к показателям год назад — до 365—390 млн долларов. В 1 квартале 2020 года выручка выросла на 33% год к году.

Операционный денежный поток. В планах руководства — выйти на положительный денежный поток в 2020 году. Пока вышли в небольшой плюс, если суммировать результаты за последние 12 месяцев. Свободных денег нет: 29 млн долларов ушло на инвестиции и приобретение сторонних курсов.

Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com
Источник: Ycharts.com

Долг. В 2019 году Pluralsight выпустила конвертируемые облигации на 633,5 млн долларов под 0,375% годовых, которые должны погасить в марте 2024 года. В сентябре 2019 года компания погасила облигации на 40 млн долларов.

Каждую тысячу долларов облигаций можно конвертировать в 25,8023 акции компании. Цена конвертации — 38,76 $ за акцию. Если все облигации конвертируются в акции, то доля текущих владельцев акций в компании снизится на 10% — к 142,91 млн акций прибавятся еще 15,312 млн. Но для этого необходимо выполнение ряда условий.

До 1 декабря 2023 года облигации можно конвертировать в акции, только если в течение 20 торговых дней за последние 30 дней цена акций Pluralsight будет превышать 130% от цены конвертации, то есть 50,39 $ за акцию. На 29 мая 2020 года акции на бирже стоили 20,54 $ за штуку.

После 1 декабря 2023 года держатели конвертируемых облигаций могут конвертировать часть или все свои облигации в акции по курсу конвертации без ограничений. Но к тому моменту большая часть облигаций может быть уже погашенной — размытие доли акционеров будет незначительной.

Кроме конвертируемого долга, у компании нет крупных обязательств. Скорее всего, Pluralsight выпустила облигации под будущее приобретение других компаний либо под крупные инвестиции.

Отрицательное значение — сумма на счетах больше суммы кредитов и займов. Источник: Ycharts.com
Отрицательное значение — сумма на счетах больше суммы кредитов и займов. Источник: Ycharts.com
Отрицательное значение — сумма на счетах больше суммы кредитов и займов. Источник: Ycharts.com
Отрицательное значение — сумма на счетах больше суммы кредитов и займов. Источник: Ycharts.com

Оценка компании

У Pluralsight нет прямых конкурентов на бирже. Есть Cornerstone OnDemand, у которого один из продуктов — курсы. Темпы роста компании и маржинальность гораздо ниже, а других аналогов нет.

Можно сравнить Pluralsight с другими компаниями, работающими по SaaS-модели, которые продают услуги через интернет. Фонд Bessemer Venture Partners (BVP) ведет собственный индекс, в который включены такие компании.

На сайте BVP есть график, который соотносит мультипликатор EV / S — отношение капитализации и чистого долга компании к выручке — и показатель efficiency score, или «правило 40», — сумму роста выручки и маржинальности свободного денежного потока. Акции на графике, которые ниже черты, можно считать недооцененными.

Данный способ используют венчурные инвесторы, чтобы получить быструю оценку стартапа. Предполагается, что если компания убыточна, то она должна компенсировать это быстрым ростом выручки. И наоборот: при падении темпов роста компания должна повышать маржинальность бизнеса.

У такой оценки есть два «но». Пока нет данных, которые подтверждают тезис «правила 40» для публичных акций, — лишь ограниченные исследования отдельных инвесторов. А еще такой подход не учитывает отраслевую специфику компании, потенциальный рост рынка и итоговую маржинальность бизнеса.

Источник: Bessemer Venture Partners
Источник: Bessemer Venture Partners

В итоге

Pluralsight работает на растущем рынке, который может ускориться из-за карантина и перехода крупных компаний на временную удаленную работу. Основной прямой конкурент — офлайн-образование в виде конференций и обучения с инструктором. Но услуги прямых конкурентов либо недоступны, либо сильно урезаны в цене и пользе.

У компании есть конкурентное преимущество перед остальными площадками: для создания курсов привлекаются опытные специалисты, а их материал отсматривают сотрудники компании и сторонние эксперты. Многие авторы указывают участие в создании курсов на Pluralsight как место работы в LinkedIn. Найти аналогичные ситуации, связанные с конкурентами, трудно.

Компания заявляет, что программистам приходится переучиваться каждые 12—18 месяцев, что должно провоцировать спрос на курсы Pluralsight. Но компании также нужно постоянно обновлять материалы, на которые она стабильно тратит почти треть выручки.

Если верить графику Bessemer Venture Partners, то акции Pluralsight можно считать недооцененными с большими оговорками.