Общепит, транспорт и торговля: какой бизнес чаще всего хотят открыть в России
В «Яндексе» изучили поисковые запросы о том, как открыть бизнес, и определили 150 самых популярных видов бизнеса.
За последние десять лет интерес россиян к открытию своего бизнеса рос. Было только два заметных падения — в 2014—2015 годах и в 2020 году.
На интерес к тому или иному направлению в бизнесе влияют изменения в законодательстве, ситуация в стране и популярность проектов крупных игроков рынка. Например, в 2014 году резко выросли запросы о том, как открыть кальянную — из-за запрета курения в кафе и барах. В 2016 году популярными были бургерные, в 2017 — биржи криптовалют.
В 2018 году вырос интерес к каршерингу, онлайн-образованию и открытию своих школ и курсов — а потом пошел на спад. Последний год самыми популярными запросами о новом бизнесе стали пункты выдачи заказов и курьерские компании, а также доставка еды. Чуть менее популярные — бухгалтерские услуги и компьютерные клубы.
Последние десять лет верхние строчки рейтинга стабильно занимали кафе и магазины. Но некоторые направления теряют привлекательность: парикмахерские откатились с пятой на двадцатую строчку. Турфирмы в 2011 году занимали первое место в рейтинге, сейчас они на десятом и в новом формате. Люди ищут информацию, как открыть турфирму на дому, онлайн и хотят отправлять в поездки только по России.
Возросла популярность запросов об открытии таксопарков, они постоянно входили в топ-3 рейтинга. Положительная динамика за десять лет у СММ-агентств, пунктов выдачи заказов и у брендов одежды.
Стабильное падение интереса к открытию бизнеса у хостелов, кальянных, магазинов пива, салонов сотовой связи и ночных клубов.
Какой бизнес люди хотят открыть
Чаще всего люди ищут в Яндексе инструкцию, как открыть магазин одежды в интернете, в маленьком городе или в соцсетях. На втором месте потенциальных предпринимателей интересует, как открыть кафе. На третьем месте по популярности — запросы, как открыть таксопарк без собственных машин и в небольшом городе.
Если сравнивать категории, а не конкретные виды бизнеса, самые популярные — общественное питание, транспорт и логистика, а также торговля одеждой и товарами повседневного спроса.
За прошедшие два года люди интересовались открытием своего дела в сфере услуг или торговли. Гораздо реже потенциальных предпринимателей интересовало производство.
Как зависит популярность бизнеса от региона
Самые популярные виды бизнеса по всей стране примерно одни и те же, но в некоторые регионах и городах есть характерные особенности.
Например, в Сочи в среднем чаще, чем в остальных регионах, искали инструкции по открытию гостиниц. В Краснодаре интересуются магазинами овощей и фруктов. В Самаре, Перми и Челябинске ищут информацию про автозаправки. В Москве думают про маникюрный салон, а в Санкт-Петербурге хотят открыть точку по продаже шаурмы.
В Хабаровске хотят заработать на своем баре, в Магнитогорске ищут, как открыть охранное предприятие. В Казани, Сургуте и Томске планируют открывать шоурумы.