Регистрация бизнеса: причин для отказа больше, ошибки исправят бесплатно

Обсудить

1 октября заработали поправки в закон о регистрации бизнеса. Их приняли год назад, но изменения вступали в силу постепенно. Подошло время очередных нововведений. Теперь не придется повторно платить госпошлину, если в документах на регистрацию ООО или ИП нашлись ошибки или чего-то не хватает. Но, с другой стороны, есть новые причины для отказа.

Еще: по закону теперь кто угодно может получить информацию о регистрации изменений в любом бизнесе. Мы сделали обзор всех изменений и нашли кое-что странное.

Если ошиблись — исправите бесплатно

Как было раньше. Допустим, кто-то захотел стать ИП, зарегистрировать фирму или сменить адрес офиса. Скачал в интернете документы, заполнил, оплатил госпошлину и подал на регистрацию в налоговую инспекцию. Документы приняли, а потом регистратор нашел ошибку: что-то не так в уставе или заявлении. Выдают отказ. Ошибки можно было исправить и подать все заново, но пришлось бы опять платить госпошлину: для фирмы — 4000, для ИП — 800 рублей. Для изменений дешевле, но все равно нужно было платить.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

экономист

Страница автора

Предыдущую госпошлину не засчитывали, даже если ошибка была формальная или не хватало одного документа.

Из-за таких требований регистрация бизнеса — особенно фирм — была нервной. Когда сдаешь документы, никогда точно не знаешь, не будет ли отказа, — даже если сто раз это делал и все перепроверил. Ошибиться легко: поставить запятую вместо точки, не так заполнить оквэды или пропустить букву. Даже если заявление заверил нотариус, все равно может вкрасться опечатка.

Что изменилось. Повторную госпошлину в таких ситуация больше платить не нужно. Если вам откажут в регистрации из-за ошибки или нехватки документов, есть три месяца, чтобы все исправить. Например, донести то, чего не хватает, или заменить документ. Приносить то, что уже сдавали, не придется. И платить тоже.

Право на ошибку есть только одно. В следующий раз придется опять платить госпошлину.

И еще важно: госпошлину можно повторно не платить только при отказе по двум причинам, а не вообще по всем. Условие работает для отказа по пп. «а» и «ц» п. 1 ст. 23 ФЗ № 129-ФЗ: документы неправильно заполнены или чего-то не хватает.

Новые поводы для отказа

Есть список оснований для отказа — почему фирму или ИП не зарегистрируют. Он был большой, а теперь стал еще больше. Теперь есть официальная причина для отказа, если документы неправильно заполнены. Не только с ошибками, но и просто не по правилам.

Еще одна новая причина отказа — недостоверные данные, какие угодно. Раньше в регистрации могли отказать из-за недостоверного адреса. Например, фирма указала в заявлении адрес, но налоговая точно знает, что фирма там не работает или работать не будет. Теперь будут отказывать не только из-за адреса.

Не только при регистрации, но и при изменении

Причины для отказа могут быть не только при регистрации новой фирмы, но и когда вносят изменения. Например, у компании новый адрес или другой директор. Если вовремя не сообщить об этом государству, могут оштрафовать. Или налоговая обратит внимание на фирму, начнет проверять ее адреса и вообще исключит из госреестра.

Иногда из-за этого возникают серьезные проблемы: чтобы зарегистрировать изменения адреса, нужен достоверный адрес. Но если налоговая считает адрес недостоверным, то сменить его она не даст. Кажется, что это мелкое изменение: главное, номер паспорта правильно указать и в фамилии не ошибиться, — но нет, все серьезнее. Налоговая может посчитать ваши данные недостоверными, даже если на самом деле это не так. Кстати, неполные сведения она тоже считает недостоверными — будьте внимательны.

Правда, бремя доказывания достоверности на вас формально возложить не могут. И должны объяснить причины отказа. Но это в теории, а в жизни бывает много странного.

Если вам откажут в регистрации из-за недостоверных сведений, при повторной регистрации нужно опять платить госпошлину. В этом случае бесплатное исправление ошибок не работает.

Уведомления об изменениях чужого бизнеса

С 1 октября кто угодно может оставить на сайте ФНС запрос примерно с таким содержанием:

Я хочу знать, какие изменения будут происходить вот у такого ИП и вот в таких фирмах. Что у них нового в регистрационных документах: не сменился ли директор, не было ли переезда в другой офис и вдруг они вообще решили закрыться. Или ИП уже давно не ИП. Сообщите сразу, как только они подадут документы на регистрацию изменений. Вот моя электронная почта.

И когда эта фирма решит изменить адрес или закрыться, то автор запроса об этом узнает. Причем не после регистрации изменений, а до — когда только сдадут документы.

Вот только сервис этот мы не нашли. На сайте ФНС можно было и раньше проверить, что происходило с бизнесом в указанный период. Например, когда зарегистрировался ИП и не меняла ли компания адрес. Проверить можно любую фирму — ответ появится сразу же. Но нужно зайти на сайт и указать все данные. В ответ появится информация о регистрации изменений, которая актуальна именно сейчас. Если компания завтра подаст документ на смену директора, автоматически узнать об этом нельзя. Сведения хоть и обновляются каждый день, но нужно вручную их проверить. Оставить там свою почту негде.

Еще можно получить выписку, но это тоже не то. Мы искали по-разному, изучили полный список электронных сервисов, но так и не разобрались, где же оставлять такие запросы и как их получить. Похоже, что по закону сервис должен быть, но пока его нет.

Но вы все равно имейте в виду, что такая возможность есть в законе. Рано или поздно она появится на сайте, как и положено. Это поможет проверять партнеров. Но учтите, что так смогут проверять и вас.