Олимпийки, мячи и сумки: на чем зарабатывает Adidas
Adidas — легендарный немецкий производитель одежды, обуви и спортивных аксессуаров. Компания сильно пострадала от коронакризиса и, в отличие от Nike, не так хорошо застрахована от сокращения традиционной розницы и расширения онлайн-продаж.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса зарубежных эмитентов. Идею разобрать Adidas предложил наш читатель Sir Fack Zoro в комментариях к разбору BMW. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
У компании есть очень подробный отчет, информацией из которого мы поделимся. Товары компании делятся на 2 бренда — Adidas и Reebok.
Большую часть выручки компании дает обувь, а не одежда, даже включая легендарные «германочки». Сумки, мячи, оборудование для занятий спортом и другие аксессуары — тоже значительный сегмент, который приносит прибыль.
В отчете видно, что кроме основных операций у компании есть некие сторонние предприятия, но информацию о них она не раскрывает. К сожалению, не показано деление по отдельным странам, но в принципе это не так важно. Adidas — компания с международной ориентацией бизнеса.
Ковидно-завидно
Примерно 12,69% продаж на момент начала пандемии приносил онлайн, что немало, но точно недостаточно для того, чтобы компенсировать потери от закрытия 2,5 тысячи собственных магазинов. Еще примерно 150 тысяч розничных точек сторонних компаний, где продаются товары Adidas, закрылись в период пандемии.
Чтобы понять, можно ли ожидать, что в текущем квартале ситуация исправится, нужно посмотреть на показатели розничной торговли и мобильности населения. Высокая мобильность населения означает, что люди чаще будут посещать магазины и, следовательно, тратить деньги.
Если в своих магазинах Adidas еще контролирует происходящее, то в крупных розничных сетях контроля нет почти никакого. Пандемия сильно ударила по торговым сетям, что сказывается на выручке.
На другой крупный рынок для компании — Европу — я бы не надеялся. На этом рынке торговля одеждой и обувь тоже просела, а показатели мобильности населения ухудшаются даже сильнее, чем в США.
Ненормальная цена
P / E компании составляет безумные 123,54. Так было далеко не всегда: еще год назад P / E равнялся примерно 30.
В 2020 компания стала зарабатывать в 6,33 раза меньше, чем в 2019. Акции компании в ретроспективе упали не очень сильно: сейчас они дороже на 3,95%, чем год назад, хотя весной во время биржевого обвала падали на 44%.
Возможно, инвесторы надеются на то, что ситуация с пандемией чудесным образом исправится сама, а Adidas вернет дивиденды, которые отменила в апреле 2020. В 2019 Adidas потратила на дивиденды примерно 752 млн евро.
Есть одно но. Даже если забыть про коронакризисные затруднения, которые никуда не делись, есть и проблемы в бухгалтерии. У компании только краткосрочных задолженностей на 8,923 млрд евро, к этому еще нужно приплюсовать несрочные обязательства на 5,75 млрд евро.
Конечно, в распоряжении Adidas есть еще примерно 5,831 млрд евро, но этим деньгам компания, скорее всего, найдет более интересное применение, чем выплата дивидендов. Например, Adidas начнет развивать собственные компетенции в сфере онлайн-коммерции. Ведь благодаря инвестициям в эту сферу тот же Nike пережил 2020 без таких чудовищных потерь, какие мы видели у Adidas.
Но даже если Adidas и вернет дивиденды на прежнем уровне — 3,85 евро в год, то с текущей ценой акций 282 € это даст аж 1,36% годовых — едва ли это та доходность, ради которой Генрих IV отказался бы от Парижа, а Менелай — от Елены.
Впрочем, если учесть, что 89% акций Adidas принадлежат институциональным инвесторам, можно предположить, что Adidas постарается вернуть дивиденды, чтобы заслужить благосклонность этих самых крупных инвесторов.
Среди институциональных инвесторов очень крепка убежденность в том, что «деньги должны работать». Тем более что 64% акций Adidas принадлежат институциональным инвесторам из США и Англии — а эта категория инвесторов умеет и любит судиться с руководством компаний с целью выбить выплаты для акционеров. Так что, вопреки логике и здравому смыслу, компания может вернуть дивиденды в ближайшем будущем — от чего акции вырастут.
Резюме
Акции стоят очень дорого, а конъюнктура бизнеса компании, прямо скажем, не очень крепка. Поэтому, на мой взгляд, инвестиции в эту компанию выглядят как очень рискованное мероприятие.