В конце января «Совкомфлот» в рамках размещения дебютного выпуска облигаций в 2023 году опубликовал свои финансовые результаты за 9 месяцев 2022. До этого компания хранила молчание и пользовалась возможностью не публиковать отчетность.
- Общая выручка компании за 9 месяцев увеличилась на 20% — до 1,395 млрд долларов — на фоне роста доходов на основе тайм-чартерного эквивалента.
- Показатель EBITDA улучшился на 46% — до 0,741 млрд долларов — благодаря более низким операционным расходам.
- Чистая прибыль взлетела до 0,321 млрд долларов — против 0,02 млрд долларов в прошлом году.
- Мультипликатор «чистый долг / EBITDA» значительно снизился, упав с 3,5 до значения ниже единицы.
- Чистый долг «Совкомфлота» за год сократился с 2,378 до 0,809 млрд долларов.
В 2022 году «Совкомфлот» подпал под новые санкции США, ЕС и Великобритании, в рамках которых компании запретили привлекать западный капитал, а ее судам — входить в порты ЕС.
На фоне этого транспортному предприятию пришлось продать часть своих судов, чтобы экстренно расплатиться с зарубежными кредиторами. СМИ изначально писали о распродаже трети флота, но позже компания опровергла эту информацию, назвав эти числа «преувеличенными».
«Совкомфлот» (MOEX: FLOT) — крупнейшая судоходная компания России, лидер в области морской транспортировки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, а также обслуживания морской добычи углеводородов. Предприятие специализируется на операциях в сложных климатических условиях, в том числе в Арктике.
Основную прибыль «Совкомфлот» получает от транспортировки российских энергетических грузов: сырой нефти, нефтепродуктов и СПГ. В общей сложности они приносят компании около 65% доходов. Далее идут сервисные услуги для добывающих шельфовых платформ — около 30%. Оставшиеся 5% — это неосновная бизнес-деятельность перевозчика.
Ключевые клиенты компании на начало 2021 года:
- «Газпром» — приносит «Совкомфлоту» около 19,14% доходов.
- «Сахалин-энерджи» — 12,1%.
- «Лукойл» — 8,75%.
- Exxon Neftegas — 6,48%.
- Royal Dutch Shell — 5,68%.
- Trafigura — 4,92%.
- «Новатэк» — 4,91%.
- ExxonMobil — 4,9%.
- Vitol — 4,24%.
- Total — 3,29%.
- Chevron — 2,21%.
- Phillips 66 — 2,13%.
- ST Shipping — 2,06%.
- BP — 1,96%.
- PetroChina — 1,8%.
- «Сибур» — 1,53%.
- Прочие компании — 13,9%.
Контролирующий акционер «Совкомфлота» — государство, ему принадлежит более 80% бумаг. Доля акций компании в свободном обращении на Мосбирже составляет менее 16%. В среднесрочной перспективе морской перевозчик хочет увеличить этот показатель до 25%. Но, учитывая санкции, быстро это вряд ли получится сделать.
Структура акционерного капитала «Совкомфлота»:
- Российская Федерация — 82,8%.
- Акции в свободном обращении — 15,6%.
- Квазиказначейский пакет — 1,6%.
Финансовые результаты
После введения новых зарубежных ограничений в 2022 году «Совкомфлот» решил временно отказаться от раскрытия своих финансовых результатов, чтобы снизить собственные санкционные риски.
Но в конце января компания неожиданно для российского рынка представила очень сильные показатели за 9 месяцев — после публикации отчета акции морского перевозчика за два дня выросли на 15%.
За первые три квартала общая выручка «Совкомфлота» увеличилась на 20% — до 1,395 млрд долларов — за счет опережающего роста основного сегмента. Доходы на основе тайм-чартерного эквивалента улучшились на 22%, до 1,017 млрд долларов. Вместе с ростом выручки компании удалось сократить на 17% свои эксплуатационные расходы, что встречается довольно редко.
Это привело к росту операционной прибыли и EBITDA: первый показатель увеличился на 126%, второй — на 46%. Кроме этого, перевозчик зафиксировал рекордную чистую прибыль, которая за 9 месяцев составила 0,321 млрд долларов на фоне дополнительного сокращения финансовых расходов.
«Совкомфлот» также смог сократить свою долговую нагрузку, за 12 месяцев она уменьшилась с 2,378 до 0,809 млрд долларов. Основные причины: рекордные финансовые результаты в 2022 году и нулевые дивидендные выплаты за 2021. Единственным снизившимся показателем в текущем отчете были общие активы, которые упали на 15% из-за распродажи части флота компании.
Основные финансовые результаты «Совкомфлота», млрд долларов
9м2021 | 9м2022 | Изменение | |
---|---|---|---|
Выручка | 1,160 | 1,395 | 20% |
EBITDA | 0,507 | 0,741 | 46% |
Рентабельность по EBITDA | 44% | 53% | 9 п. п. |
Чистая прибыль | 0,020 | 0,321 | 1605% |
Активы | 7,424 | 6,327 | −15% |
Чистый долг | 2,378 | 0,809 | −66% |
За счет чего акции могут вырасти
Главный краткосрочный драйвер роста «Совкомфлота» — восстановление дивидендных выплат. По дивидендной политике компания выплачивает своим акционерам не менее 50% чистой прибыли по МСФО, проводя выплаты раз в год, после публикации финансовых результатов за 4 квартал.
Тем не менее в 2022 году перевозчик отошел от этого правила после того, как основной акционер — правительство РФ — выдал специальное распоряжение относительно дивидендов. В 2023 году «Совкомфлот» может вернуться к практике выплат дивидендов на фоне успешной трансформации бизнеса.
За 9 месяцев 2022 года чистая прибыль судоходной фирмы составила 0,321 млрд долларов. Этот результат соответствует дивидендной выплате в размере 4,7 Р, если менеджмент «Совкомфлота» будет строго следовать своей дивидендной политике. Текущая дивидендная доходность — около 10%.
Что в итоге
«Совкомфлот» представил рекордные финансовые результаты за 9 месяцев 2022 года: выручка компании выросла на 20%, EBITDA — на 46%. Эти показатели должны помочь компании в 2023 году вернуться к выплате дивидендов. Если менеджмент не нарушит свой принцип распределения прибыли, то в 2023 году акционеры получат двузначную дивдоходность.
Если вы ищете российского эмитента с высокой дивидендной доходностью и низкой рыночной оценкой, то акции «Совкомфлота» стоит приобрести. Текущие биржевые мультипликаторы компании: EV / EBITDA — 2,61, P / E — 5,95, ROE — 7%, «чистый долг / EBITDA» — 0,88.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.
Продавать активы, чтобы расплатиться с долгами, и тут же выплачивать хорошие дивы? Интересный ход...
Boyar, я не вижу никаких противоречий — «Совкомфлоту» весной нужно было экстренно погасить валютные займы, привлечь новый долг он в нужном количестве не смог (это предположение), вследствие чего менеджмент решил продать часть неиспользуемого флота. Трагедии в этом нет.
Даже с учетом санкций бизнес компании продолжает приносить огромную прибыль, поэтому я не вижу причин, почему «Совкомфлот» за 2022 год не должен распределять дивиденды. Особенно в тот момент, когда Минфин хочет выкачать максимальное количество свободных денежных средств из госкомпаний (https://www.kommersant.ru/doc/5758386)
Никита, Хотя сдаётся, что при решении вопроса "выкачать максимальное количество свободных денежных средств" государство будет выбирать иные пути
Никита, Что ж, ждать не так уж долго...
Boyar, А КТО СКАЗАЛ, ЧТО ОНИ БУДУТ?
userХ, Читаем внимательно: "Если ..., то в 2023 году акционеры получат двузначную дивдоходность". Сказал, точнее, написал, автор статьи. Исходя из обстановки, верится слабо. Кстати, БКС целую неделю тоже рекламировал 10% дивы, а с четверга начал переобуваться. Комментов, как и от автора статьи, пока нет. А хотелось бы...
Вот и посмотрим как отреагирует рынок акции)