Отчет «Черкизово» за 2022 год: падение прибыли несмотря на рекордную выручку

Обсудить
Отчет «Черкизово» за 2022 год: падение прибыли несмотря на рекордную выручку

«Черкизово» (MOEX: GCHE) — лидер на российском рынке мясной продукции, который входит в тройку крупнейших производителей в России по объемам выпуска мяса курицы, индейки, свинины, а также колбасных изделий.

Компания имеет вертикальную интеграцию, то есть контролирует всю производственную цепочку: от производства комбикормов и выращивания птиц и свиней до переработки мяса и реализации готовой брендированной продукции в России и за рубежом.

27 февраля компания опубликовала консолидированную финансовую отчетность по итогам 2022 года. Несмотря на рекордную выручку по итогам прошедшего года, чистая прибыль компании сократилась, а чистый долг вырос на четверть.

Главное из отчета:

  1. Годовая выручка в 2022 году достигла рекордных 184,34 млрд рублей, прибавив чуть более 15%.
  2. Экспортная выручка выросла на 41% год к году за счет роста натуральных отгрузок.
  3. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 24%, себестоимость продаж — на 16%.
  4. Операционная прибыль сократилась на 10% до 17,52 млрд рублей на фоне роста операционных расходов.
  5. Скорректированный показатель EBITDA прибавил 3% до 30,17 млрд рублей.
  6. Чистая прибыль упала на 13% до 14,62 млрд рублей.
  7. Чистый долг за 12 месяцев 2022 года вырос на 25% до 96,2 млрд рублей.
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

Что с финансовыми показателями

Выручка «Черкизово» выросла более чем на 15% и достигла 184,34 млрд рублей, что стало новым историческим максимумом для компании. При этом рост наблюдался во всех сегментах бизнеса: курица (+11%), индейка (+57%), свинина (+8%), мясопереработка (+19%) и растениеводство (+25%).

В структуре сегментных продаж основную долю по-прежнему занимает куриный сегмент — около 58% всей выручки в 2022 году.

С 2019 года компания активно начала экспансию на зарубежные рынки. По итогам 2022 года доля экспортных продаж достигла 9,8% — соответственно, на Россию пришлось около 90,2% всей выручки холдинга. При этом продажи в России в денежном выражении выросли на 13%, на экспортных рынках — на 41%. Всего в прошлом году компания поставила за рубеж более 100 тысяч тонн продукции, из них около 75 тысяч тонн пришлось на мясо курицы.

Однако на фоне роста выручки растут и издержки, связанные с производством и продажей мяса. Себестоимость продаж увеличилась на 16% и достигла 139,4 млрд рублей. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 24% до 25,18 млрд рублей на фоне роста выплат работникам, транспортных расходов, затрат на рекламу и маркетинг.

Из-за того, что издержки росли быстрее расходов, операционная прибыль компании сократилась на 10% до 17,52 млрд рублей, что стало худшим результатом с 2019 года.

Выросли и процентные расходы с 3,16 млрд до 5,03 млрд рублей на фоне увеличения долговой нагрузки.

Это отразилось на уменьшении чистой прибыли на 13% до 14,62 млрд рублей.

Финансовые показатели «Черкизово», млрд рублей

20182019202020212022
Выручка100,42120,11128,80160,18184,34
Операционная прибыль15,5610,1918,7019,3717,52
Скорректированная EBITDA20,420,626,629,330,2
Чистая прибыль12,006,7515,1816,8914,62

Финансовые показатели «Черкизово», млрд рублей

Выручка
2018100,42
2019120,11
2020128,80
2021160,18
2022184,34
Операционная прибыль
201815,56
201910,19
202018,70
202119,37
202217,52
Скорректированная EBITDA
201820,4
201920,6
202026,6
202129,3
202230,2
Чистая прибыль
201812,00
20196,75
202015,18
202116,89
202214,62

Что с инвестициями, долгом и дивидендами

Компания все еще находится в фазе интенсивного развития и много средств направляет на расширение существующих мощностей, а также покупку и консолидацию активов у конкурентов. В 2022 года уровень капитальных затрат вновь достиг рекорда, прибавив почти 12% до 19,5 млрд рублей.

Ключевые покупки 2022 года:

На фоне столь интенсивных покупок чистый долг Группы с января по декабрь увеличился на 25% и достиг рекордных 96,2 млрд рублей. При этом уровень долговой нагрузки по коэффициенту «чистый долг / скорректированная EBITDA за 12 месяцев» увеличился до 3,2×, что выше среднего для российского рынка и создает риски снижения уровня дивидендных выплат согласно действующей дивидендной политике. При этом на конец года на счетах компании находилось около 32,7 млрд рублей денежных средств и их эквивалентов.

Динамика долговой нагрузки «Черкизово», млрд рублей

20182019202020212022
Чистый долг58,661,264,076,296,2
Скорректированная EBITDA20,420,626,629,330,2
Чистый долг / скорректированная EBITDA2,9×3,0×2,4×2,6×3,2×

Динамика долговой нагрузки «Черкизово», млрд рублей

Чистый долг
201858,6
201961,2
202064,0
202176,2
202296,2
Скорректированная EBITDA
201820,4
201920,6
202026,6
202129,3
202230,2
Чистый долг / скорректированная EBITDA
20182,9×
20193,0×
20202,4×
20212,6×
20223,2×

Согласно дивидендной политике «Черкизово», утвержденной в мае 2018 года, компания может направлять на выплату дивидендов не менее 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО, если коэффициент «чистый долг / скорректированная EBITDA» не превышает 2,5×.

При расчете дивидендной базы компания корректирует свою прибыль на разовые эффекты, не относящиеся к основной деятельности компании, а также изменения справедливой стоимости биологических активов и сельхозпродукции.

В начале марта этого года совет директоров холдинга отменил уже принятое ранее решение о выплате итоговых дивидендов за 2021 год, а затем и вовсе решил не выплачивать финальные дивиденды на фоне роста геополитических и инфраструктурных рисков.

Что в итоге

Финансовые результаты «Черкизово» по итогам 2022 года выглядят противоречиво. С одной стороны, бизнес поставил новый рекорд по размеру годовой выручки и скорректированной EBITDA, с другой — рост издержек негативно отразился на рентабельности продаж и привел к сокращению чистой прибыли год к году впервые за несколько лет.

Из отчета становится понятно, что одним из главных драйверов роста доходов «Черкизово» становится экспортное направление. Компания достаточно удачно выбрала направления для зарубежной экспансии: ключевые страны-импортеры Китай, Казахстан, Китай, Саудовская Аравия и Вьетнам не попали в список «недружественных», поэтому западные санкции не смогли помешать росту экспортных продаж в натуральном выражении на 25% и в стоимостном — на 41%.

При этом российский рынок все еще остается ключевым для бизнеса: на домашние продажи приходится более 90% всех доходов. Поэтому динамика финансовых показателей в 2023 году в основном будет зависеть от уровня инфляции и динамики спроса и цен на мясо в России, а также эффективности работы менеджмента с издержками.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество