Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

Globaltrans Investment (MCX, LSE: GLTR) — кипрская компания, холдинг крупного частного железнодорожного перевозчика.

О компании

Globaltrans предоставляет услуги по железнодорожным перевозкам грузов и аренде вагонов. Большую часть бизнеса компания ведет в России, но есть активы и перевозки также в нескольких странах постсоветского пространства.

На конец 2021 года через дочерние общества Globaltrans владеет примерно 65 тысячами вагонов различных типов и еще около 4 тысяч находятся в аренде. Значительную часть подвижного состава составляют полувагоны, которые в основном используются для перевозки сыпучих грузов, и цистерны для перевозки жидких грузов.

Также у компании есть 71 собственный локомотив. Средний возраст подвижного состава меньше 14 лет. Общий его размер довольно стабилен, меняясь год от года на несколько процентов в сторону увеличения или уменьшения.

Сильной стороной Globaltrans является один из самых низких в отрасли коэффициентов порожнего пробега подвижного состава. Это один из основных показателей эффективности железнодорожных компаний. Правда, в последние годы этот коэффициент стабильно растет, что не очень хорошо.

У компании более пятисот промышленных клиентов, но значительную часть бизнеса Globaltrans составляют перевозки для крупных клиентов в рамках долгосрочных контрактов. К крупнейшим из них относятся такие системообразующие для российской экономики компании, как «Роснефть», «Газпромнефть», ММК и «Металлоинвест». По итогам 2021 года доля выручки Globaltrans от долгосрочных контрактов составила 59%.

Основными видами перевозимых компанией грузов являются нефть и нефтепродукты, металлургические грузы, уголь и стройматериалы. В целом Globaltrans занимает около 7% рынка грузовых железнодорожных перевозок, но в отдельных категориях его доля больше — например, в сегменте перевозки металлургических грузов она доходит до 17%.

Компания активно управляет своим бизнесом: так, в феврале 2022 года доля в дочернем ООО «БалтТрансСервис» была увеличена с 60 до 100%, а доля 60% в другой дочке, «Синтезрейле», наоборот, была продана в 2021 году. Globaltrans посчитал, что это нишевый неосновной бизнес, от которого не стоит ожидать большой синергии с основным бизнесом, а перспективы его дальнейшего роста не слишком велики. Вместе с тем стоит отметить, что доля в «Синтезрейле» была продана структурам некоторых совладельцев Globaltrans.

Иллюстрация маршрутов полувагонов Globaltrans. Источник: годовой отчет Globaltrans, стр. 10
Иллюстрация маршрутов полувагонов Globaltrans. Источник: годовой отчет Globaltrans, стр. 10
Источник: сайт Globaltrans
Источник: сайт Globaltrans
Источник: сайт Globaltrans
Источник: сайт Globaltrans

Коэффициент порожнего пробега подвижного состава по годам

2017 2018 2019 2020 2021
Весь подвижной состав 45% 46% 49% 51% 51%
Полувагоны 37% 38% 42% 45% 44%
Весь подвижной состав
2017
45%
2018
46%
2019
49%
2020
51%
2021
51%
Полувагоны
2017
37%
2018
38%
2019
42%
2020
45%
2021
44%

Размер подвижного состава по годам, тысяч штук

2017 67
2018 69
2019 71
2020 72
2021 69
2017
67
2018
69
2019
71
2020
72
2021
69

Структура подвижного состава по типу вагонов за 2021 год

Полувагоны 69%
Цистерны 28%
Другие 2%
Локомотивы < 1%
Полувагоны
69%
Цистерны
28%
Другие
2%
Локомотивы
< 1%

Доля рынка по типу груза за 2021 год

Металлургические грузы 17%
Нефть и нефтепродукты 9%
Стройматериалы 5%
Уголь 4%
Всего 7%
Металлургические грузы
17%
Нефть и нефтепродукты
9%
Стройматериалы
5%
Уголь
4%
Всего
7%

Структура выручки за 2021 год

Тип вагона
Полувагоны 59%
Цистерны 40%
Другое 1%
Тип груза
Нефть и нефтепродукты 38%
Металлургические грузы 29%
Уголь 21%
Стройматериалы 5%
Другое 7%
Клиенты
Роснефть 25%
ММК 14%
Металлоинвест 8%
Газпромнефть 7%
ЕВРАЗ 5%
ТМК 3%
Другое 38%
География
Россия 98%
Эстония 2%
Украина 0%

Структура выручки по типу вагона за 2021 год

Полувагоны
59%
Цистерны
40%
Другое
1%

Структура выручки по типу груза за 2021 год

Нефть и нефтепродукты
38%
Металлургические грузы
29%
Уголь
21%
Стройматериалы
5%
Другое
7%

Структура выручки по клиентам за 2021 год

Роснефть
25%
ММК
14%
Металлоинвест
8%
Газпромнефть
7%
ЕВРАЗ
5%
ТМК
3%
Другое
38%

Структура выручки по географии за 2021 год

Россия
98%
Эстония
2%
Украина
0%

Финансовые показатели

Выручка и чистая прибыль компании стабильно росли с 2017 по 2019 год — до наступления кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции. Естественно, из-за нее конъюнктура значительно ухудшилась и сохранялась такой до первой половины 2021 года включительно. Это вызвало падение выручки и прибыли, но Globaltrans достойно пережил кризисные времена, не скатившись в убытки. А свободный денежный поток, несмотря на кризис, продолжал стабильно расти.

Чистый долг компании постепенно рос, но в 2021 году его получилось уменьшить. Положительным моментом является то, что весь долг Globaltrans номинирован в рублях и выдан компании под фиксированные ставки. Средневзвешенная ставка оценивается в приемлемые по нынешним временам 7,5%.

Основные финансовые результаты, млрд рублей

2017 2018 2019 2020 2021
Выручка 78,1 86,8 95 68,4 73,2
Чистая прибыль 12,3 17,7 20,8 10,6 13
Свободный денежный поток 17 12,3 12,8 15,1 16,1
Чистый долг 11,4 18,6 23,6 27 18,5
Выручка
2017
78,1
2018
86,8
2019
95
2020
68,4
2021
73,2
Чистая прибыль
2017
12,3
2018
17,7
2019
20,8
2020
10,6
2021
13
Свободный денежный поток
2017
17
2018
12,3
2019
12,8
2020
15,1
2021
16,1
Чистый долг
2017
11,4
2018
18,6
2019
23,6
2020
27
2021
18,5

История и акционерный капитал

Globaltrans был образован в 2004 году путем объединения двух частных железнодорожных компаний. Уже в 2008 году Globaltrans стал публичным, проведя IPO на Лондонской фондовой бирже. В 2020 году глобальные депозитарные расписки компании начали котироваться на Московской бирже.

Пятеро сооснователей Globaltrans до сих пор являются ее крупными акционерами, суммарно владея примерно 43% акционерного капитала. Также небольшие доли есть у директоров, менеджмента и самой компании, а почти 57% акций находятся в свободном обращении.

Дивиденды и дивидендная политика

Globaltrans ведет довольно приятную для инвесторов дивидендную политику: согласно ее условиям, дивиденды выплачиваются по понятной формуле, исходящей из свободного денежного потока и долговой нагрузки.

В последние годы выплаты осуществлялись на полугодовой основе. Компания показывала прекрасную дивидендную доходность, но дивиденд за первое полугодие 2021 года был значительно ниже. Далее выплата дивидендов была приостановлена из-за технических ограничений на вывод средств в холдинговую кипрскую компанию.

Условия дивидендной политики

Net debt / EBITDA Доля свободного денежного потока, выплачиваемая в виде дивидендов
< 1 Не менее 50%
1—2 Не менее 30%
> 2 0% или более
Net debt / EBITDA
Доля свободного денежного потока, выплачиваемая в виде дивидендов
< 1
Не менее 50%
1—2
Не менее 30%
> 2
0% или более

Дивиденды и дивидендная доходность Globaltrans по годам

2018 2017 2019 2020 6м2021
Дивиденд 92,4 Р 89,65 Р 93,1 Р 74,55 Р 22,5 Р
Дивидендная доходность 14,7% 16,6% 17% 16,4% 3,5%
Дивиденд
2017
89,65 Р
2018
92,4 Р
2019
93,1 Р
2020
74,55 Р
6м2021
22,5 Р
Дивидендная доходность
2017
16,6%
2018
14,7%
2019
17%
2020
16,4%
6м2021
3,5%

Почему акции могут вырасти

Стабильный внутренний бизнес. У Globaltrans практически весь бизнес находится в России, что по нынешним временам скорее плюс, а постоянно продлеваемые долгосрочные контракты с флагманами российской экономики делают его стабильным.

Да и конъюнктура сейчас благоволит компании: в последние годы объем железнодорожных грузоперевозок показывает растущий тренд, а средняя ставка аренды полувагона за год выросла примерно в три раза и все еще продолжает понемногу расти. По финансовым показателям Globaltrans также выглядит неплохо: постоянная прибыльность, хорошая рентабельность и невысокая долговая нагрузка.

Возможный бенефициар «разворота на Восток». По понятным санкционным причинам фокус внешнеэкономических связей и торгового оборота России смещается из Европы в Азию. Можно ожидать, что будет увеличиваться товарооборот в Сибирь и на Дальний Восток, до которых дальше, чем до Европы, на чем могут заработать транспортные компании и, в частности, Globaltrans.

Возобновление выплаты дивидендов. Компания регулярно выплачивала очень хорошие дивиденды, скорее всего, продолжит эту практику, когда разрешатся технические сложности. Возможно, ограничения снимут или ослабят, а возможно, Globaltrans совершит редоцимиляцию — перерегистрируется с Кипра в Россию.

Традиционно любящие дивиденды российские инвесторы с радостью воспримут новость об их возобновлении и помогут котировкам ценных бумаг компании вырасти.

Обратный выкуп акций. Globaltrans осуществляет обратный выкуп акций, в конце марта 2022 года он был подтвержден еще на год. Объем — до 5% акционерного капитала. Это хороший способ поддержать котировки и вернуть деньги акционерам, особенно актуальный при невозможности выплачивать их в виде дивидендов.

Почему акции могут подешеветь

Заграничные неприятности. Во-первых, около 5% подвижного состава Globaltrans оказались заблокированы и неизвестно, получит ли компания их назад и в каком состоянии. Во-вторых, у Globaltrans есть крупная доля в эстонской компании и пока неизвестно, что будет с этой частью бизнеса. В-третьих, осложнение отношений с некоторыми заграничными странами может отрицательно сказаться на товарообороте, который, в свою очередь, может привести к меньшему спросу на железнодорожные перевозки.

Иностранная прописка уже привела Globaltrans к сложностям с выплатой дивидендов и может быть причиной каких-либо еще не очень предсказуемых сейчас неприятностей.

Высокая концентрация. Длительные партнерские отношения с крупными клиентами — это хорошо, но все же доля выручки Globaltrans от некоторых из них слишком велика: если, например, «Роснефть» или ММК решат пользоваться услугами других транспортных компаний или же создать собственные дочерние структуры, это значительно повлияет на бизнес Globaltrans не в лучшую сторону.

С «разворотом на Восток» не все однозначно. Возможно, при реализации этого сценария у компании не получится так же эффективно использовать свой подвижной состав, как с нынешней структурой маршрутов, у нее начнет еще сильнее расти коэффициент порожнего пробега, что будет отрицательно влиять на финансовые показатели.

Источник: RailCommerce
Источник: RailCommerce
Источник: RailCommerce
Источник: RailCommerce

Показатели грузооборота российских железных дорог

2018 2017 2019 2020 2021
Грузооборот, млрд тонно-километров 2597 2493 2601 2545 2639
Объем грузов, млн тонн 1292 1266 1279 1245 1284
Грузооборот, млрд тонно-километров
2017
2493
2018
2597
2019
2601
2020
2545
2021
2639
Объем грузов, млн тонн
2017
1266
2018
1292
2019
1279
2020
1245
2021
1284

Мультипликаторы Globaltrans

P / E ROE Net debt / EBITDA
2017 7,87 27,4% 0,44
2018 6,36 37,1% 0,56
2019 4,71 40,9% 0,60
2020 7,68 22,6% 1,01
2021 8,89 23,0% 0,64
P / E
2017
7,87
2018
6,36
2019
4,71
2020
7,68
2021
8,89
ROE
2017
27,4%
2018
37,1%
2019
40,9%
2020
22,6%
2021
23%
Net debt / EBITDA
2017
0,44
2018
0,56
2019
0,6
2020
1,01
2021
0,64

В итоге

Globaltrans — это стабильный железнодорожный бизнес, ориентированный на крупных промышленных клиентов. Компания может похвастать долгосрочными контрактами с флагманами российской экономики и достаточно высокой операционной эффективностью.

Сейчас конъюнктура на рынке железнодорожных перевозок благоволит Globaltrans, но дальнейшие возможные изменения в структуре товарооборота с иностранными государствами могут как еще улучшить позиции компании, так и ухудшить.

У компании достойные финансовые показатели: она постоянно прибыльна, показывает хорошую рентабельность и у нее невысокая долговая нагрузка. Globaltrans регулярно выплачивал отличные дивиденды и объявил о продолжении программы обратного выкупа акций. Но иностранная прописка компании внесла свои коррективы в выплату дивидендов и может принести еще много неприятных неожиданностей.