Globaltrans Investment (MCX, LSE: GLTR) — кипрская компания, холдинг крупного частного железнодорожного перевозчика.
О компании
Globaltrans предоставляет услуги по железнодорожным перевозкам грузов и аренде вагонов. Большую часть бизнеса компания ведет в России, но есть активы и перевозки также в нескольких странах постсоветского пространства.
На конец 2021 года через дочерние общества Globaltrans владеет примерно 65 тысячами вагонов различных типов и еще около 4 тысяч находятся в аренде. Значительную часть подвижного состава составляют полувагоны, которые в основном используются для перевозки сыпучих грузов, и цистерны для перевозки жидких грузов.
Также у компании есть 71 собственный локомотив. Средний возраст подвижного состава меньше 14 лет. Общий его размер довольно стабилен, меняясь год от года на несколько процентов в сторону увеличения или уменьшения.
Сильной стороной Globaltrans является один из самых низких в отрасли коэффициентов порожнего пробега подвижного состава. Это один из основных показателей эффективности железнодорожных компаний. Правда, в последние годы этот коэффициент стабильно растет, что не очень хорошо.
У компании более пятисот промышленных клиентов, но значительную часть бизнеса Globaltrans составляют перевозки для крупных клиентов в рамках долгосрочных контрактов. К крупнейшим из них относятся такие системообразующие для российской экономики компании, как «Роснефть», «Газпромнефть», ММК и «Металлоинвест». По итогам 2021 года доля выручки Globaltrans от долгосрочных контрактов составила 59%.
Основными видами перевозимых компанией грузов являются нефть и нефтепродукты, металлургические грузы, уголь и стройматериалы. В целом Globaltrans занимает около 7% рынка грузовых железнодорожных перевозок, но в отдельных категориях его доля больше — например, в сегменте перевозки металлургических грузов она доходит до 17%.
Компания активно управляет своим бизнесом: так, в феврале 2022 года доля в дочернем ООО «БалтТрансСервис» была увеличена с 60 до 100%, а доля 60% в другой дочке, «Синтезрейле», наоборот, была продана в 2021 году. Globaltrans посчитал, что это нишевый неосновной бизнес, от которого не стоит ожидать большой синергии с основным бизнесом, а перспективы его дальнейшего роста не слишком велики. Вместе с тем стоит отметить, что доля в «Синтезрейле» была продана структурам некоторых совладельцев Globaltrans.
Коэффициент порожнего пробега подвижного состава по годам
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
---|---|---|---|---|---|
Весь подвижной состав | 45% | 46% | 49% | 51% | 51% |
Полувагоны | 37% | 38% | 42% | 45% | 44% |
Размер подвижного состава по годам, тысяч штук
2017 | 67 |
2018 | 69 |
2019 | 71 |
2020 | 72 |
2021 | 69 |
Структура подвижного состава по типу вагонов за 2021 год
Полувагоны | 69% |
Цистерны | 28% |
Другие | 2% |
Локомотивы | < 1% |
Доля рынка по типу груза за 2021 год
Металлургические грузы | 17% |
Нефть и нефтепродукты | 9% |
Стройматериалы | 5% |
Уголь | 4% |
Всего | 7% |
Структура выручки за 2021 год
Тип вагона | |
---|---|
Полувагоны | 59% |
Цистерны | 40% |
Другое | 1% |
Тип груза | |
Нефть и нефтепродукты | 38% |
Металлургические грузы | 29% |
Уголь | 21% |
Стройматериалы | 5% |
Другое | 7% |
Клиенты | |
Роснефть | 25% |
ММК | 14% |
Металлоинвест | 8% |
Газпромнефть | 7% |
ЕВРАЗ | 5% |
ТМК | 3% |
Другое | 38% |
География | |
Россия | 98% |
Эстония | 2% |
Украина | 0% |
Структура выручки по типу вагона за 2021 год
Структура выручки по типу груза за 2021 год
Структура выручки по клиентам за 2021 год
Структура выручки по географии за 2021 год
Финансовые показатели
Выручка и чистая прибыль компании стабильно росли с 2017 по 2019 год — до наступления кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции. Естественно, из-за нее конъюнктура значительно ухудшилась и сохранялась такой до первой половины 2021 года включительно. Это вызвало падение выручки и прибыли, но Globaltrans достойно пережил кризисные времена, не скатившись в убытки. А свободный денежный поток, несмотря на кризис, продолжал стабильно расти.
Чистый долг компании постепенно рос, но в 2021 году его получилось уменьшить. Положительным моментом является то, что весь долг Globaltrans номинирован в рублях и выдан компании под фиксированные ставки. Средневзвешенная ставка оценивается в приемлемые по нынешним временам 7,5%.
Основные финансовые результаты, млрд рублей
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
---|---|---|---|---|---|
Выручка | 78,1 | 86,8 | 95 | 68,4 | 73,2 |
Чистая прибыль | 12,3 | 17,7 | 20,8 | 10,6 | 13 |
Свободный денежный поток | 17 | 12,3 | 12,8 | 15,1 | 16,1 |
Чистый долг | 11,4 | 18,6 | 23,6 | 27 | 18,5 |
История и акционерный капитал
Globaltrans был образован в 2004 году путем объединения двух частных железнодорожных компаний. Уже в 2008 году Globaltrans стал публичным, проведя IPO на Лондонской фондовой бирже. В 2020 году глобальные депозитарные расписки компании начали котироваться на Московской бирже.
Пятеро сооснователей Globaltrans до сих пор являются ее крупными акционерами, суммарно владея примерно 43% акционерного капитала. Также небольшие доли есть у директоров, менеджмента и самой компании, а почти 57% акций находятся в свободном обращении.
Дивиденды и дивидендная политика
Globaltrans ведет довольно приятную для инвесторов дивидендную политику: согласно ее условиям, дивиденды выплачиваются по понятной формуле, исходящей из свободного денежного потока и долговой нагрузки.
В последние годы выплаты осуществлялись на полугодовой основе. Компания показывала прекрасную дивидендную доходность, но дивиденд за первое полугодие 2021 года был значительно ниже. Далее выплата дивидендов была приостановлена из-за технических ограничений на вывод средств в холдинговую кипрскую компанию.
Условия дивидендной политики
Net debt / EBITDA | Доля свободного денежного потока, выплачиваемая в виде дивидендов |
---|---|
< 1 | Не менее 50% |
1—2 | Не менее 30% |
> 2 | 0% или более |
Дивиденды и дивидендная доходность Globaltrans по годам
2018 | 2017 | 2019 | 2020 | 6м2021 | |
---|---|---|---|---|---|
Дивиденд | 92,4 Р | 89,65 Р | 93,1 Р | 74,55 Р | 22,5 Р |
Дивидендная доходность | 14,7% | 16,6% | 17% | 16,4% | 3,5% |
Почему акции могут вырасти
Стабильный внутренний бизнес. У Globaltrans практически весь бизнес находится в России, что по нынешним временам скорее плюс, а постоянно продлеваемые долгосрочные контракты с флагманами российской экономики делают его стабильным.
Да и конъюнктура сейчас благоволит компании: в последние годы объем железнодорожных грузоперевозок показывает растущий тренд, а средняя ставка аренды полувагона за год выросла примерно в три раза и все еще продолжает понемногу расти. По финансовым показателям Globaltrans также выглядит неплохо: постоянная прибыльность, хорошая рентабельность и невысокая долговая нагрузка.
Возможный бенефициар «разворота на Восток». По понятным санкционным причинам фокус внешнеэкономических связей и торгового оборота России смещается из Европы в Азию. Можно ожидать, что будет увеличиваться товарооборот в Сибирь и на Дальний Восток, до которых дальше, чем до Европы, на чем могут заработать транспортные компании и, в частности, Globaltrans.
Возобновление выплаты дивидендов. Компания регулярно выплачивала очень хорошие дивиденды, скорее всего, продолжит эту практику, когда разрешатся технические сложности. Возможно, ограничения снимут или ослабят, а возможно, Globaltrans совершит редоцимиляцию — перерегистрируется с Кипра в Россию.
Традиционно любящие дивиденды российские инвесторы с радостью воспримут новость об их возобновлении и помогут котировкам ценных бумаг компании вырасти.
Обратный выкуп акций. Globaltrans осуществляет обратный выкуп акций, в конце марта 2022 года он был подтвержден еще на год. Объем — до 5% акционерного капитала. Это хороший способ поддержать котировки и вернуть деньги акционерам, особенно актуальный при невозможности выплачивать их в виде дивидендов.
Почему акции могут подешеветь
Заграничные неприятности. Во-первых, около 5% подвижного состава Globaltrans оказались заблокированы и неизвестно, получит ли компания их назад и в каком состоянии. Во-вторых, у Globaltrans есть крупная доля в эстонской компании и пока неизвестно, что будет с этой частью бизнеса. В-третьих, осложнение отношений с некоторыми заграничными странами может отрицательно сказаться на товарообороте, который, в свою очередь, может привести к меньшему спросу на железнодорожные перевозки.
Иностранная прописка уже привела Globaltrans к сложностям с выплатой дивидендов и может быть причиной каких-либо еще не очень предсказуемых сейчас неприятностей.
Высокая концентрация. Длительные партнерские отношения с крупными клиентами — это хорошо, но все же доля выручки Globaltrans от некоторых из них слишком велика: если, например, «Роснефть» или ММК решат пользоваться услугами других транспортных компаний или же создать собственные дочерние структуры, это значительно повлияет на бизнес Globaltrans не в лучшую сторону.
С «разворотом на Восток» не все однозначно. Возможно, при реализации этого сценария у компании не получится так же эффективно использовать свой подвижной состав, как с нынешней структурой маршрутов, у нее начнет еще сильнее расти коэффициент порожнего пробега, что будет отрицательно влиять на финансовые показатели.
Показатели грузооборота российских железных дорог
2018 | 2017 | 2019 | 2020 | 2021 | |
---|---|---|---|---|---|
Грузооборот, млрд тонно-километров | 2597 | 2493 | 2601 | 2545 | 2639 |
Объем грузов, млн тонн | 1292 | 1266 | 1279 | 1245 | 1284 |
Мультипликаторы Globaltrans
P / E | ROE | Net debt / EBITDA | |
---|---|---|---|
2017 | 7,87 | 27,4% | 0,44 |
2018 | 6,36 | 37,1% | 0,56 |
2019 | 4,71 | 40,9% | 0,60 |
2020 | 7,68 | 22,6% | 1,01 |
2021 | 8,89 | 23,0% | 0,64 |
В итоге
Globaltrans — это стабильный железнодорожный бизнес, ориентированный на крупных промышленных клиентов. Компания может похвастать долгосрочными контрактами с флагманами российской экономики и достаточно высокой операционной эффективностью.
Сейчас конъюнктура на рынке железнодорожных перевозок благоволит Globaltrans, но дальнейшие возможные изменения в структуре товарооборота с иностранными государствами могут как еще улучшить позиции компании, так и ухудшить.
У компании достойные финансовые показатели: она постоянно прибыльна, показывает хорошую рентабельность и у нее невысокая долговая нагрузка. Globaltrans регулярно выплачивал отличные дивиденды и объявил о продолжении программы обратного выкупа акций. Но иностранная прописка компании внесла свои коррективы в выплату дивидендов и может принести еще много неприятных неожиданностей.
спасибо. очень интересный обзор
Спасибо за обзор. Минусов пока видится больше, чем плюсов. Не спроста цена на дне.
вот обзор был неплохой
Alexey, убрали ссылку в соответствии с первым пунктом правил: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/