HubSpot (NYSE: HUBS) — американская CRM-система. Ее выручка и котировки сильно выросли благодаря карантину. Но есть ли смысл надеяться на дальнейший рост акций?

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Сделать обзор HubSpot предложил наш читатель Kirill Orekhov в комментариях к идее по Integer. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ. Надеемся, вы знаете, что делать.

На чем зарабатывают

HubSpot предоставляет комплекс решений для управления продажами, маркетингом, а также техподдержкой. У компании есть бесплатные версии большей части ее ПО, но полная версия, то есть наиболее полезная, стоит денег, и там есть градации доступа: в зависимости от масштабности решаемых задач меняется стоимость подписки.

Вот ее основные программные решения:

  1. Marketing Hub — управление маркетинговыми процессами. Это SEO, автоматизация продвижения и рассылок, маркетинг в социальных сетях, а также отчетность и аналитика в этой области.
  2. Sales Hub — программное обеспечение для оптимизации операций, связанных с продажами.
  3. Service Hub — это управление отношениями с имеющимися клиентами: чаты, сбор обратной связи.
  4. CMS Hub — это набор программных инструментов для оптимизации онлайн-контента и его управления.
  5. Operations Hub — управление бизнес-операциями, которые связаны с обработкой клиентских данных.
Источник: презентация компании, слайд 14
Источник: презентация компании, слайд 14
Источник: презентация компании, слайд 14
Источник: презентация компании, слайд 14

Согласно годовому отчету компании, ее выручка делится так:

  1. Подписка — 96,6%. Это, собственно, пользование программным обеспечением HubSpot: как отдельными программами, так и пакетом. Валовая маржа сегмента — 84,68% от его выручки.
  2. Профессиональные услуги и другое — 3,4%. Услуги по обучению персонала компаний-клиентов работе с программным обеспечением HubSpot, а также услуги по сопровождению бизнес-операций клиентов, пользующихся ПО HubSpot. Сегмент убыточный — себестоимость оказания этих услуг почти на 21% выше всей выручки сегмента.

Выручка компании по странам и регионам:

  1. США — 43%.
  2. Страны Европы — 27,61%.
  3. Азиатско-Тихоокеанский регион — 8,02%.
  4. Другие страны в Америках — 21,37%.
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в млрд долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в млрд долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

Аргументы в пользу компании

Все то же самое, но с перламутровыми пуговицами. Со времени нашей сверхуспешной инвестидеи, вышедшей весной 2020, когда акции выросли на 323% всего за полтора года, компания неплохо нарастила показатели выручки и маржинальности бизнеса, пусть пока и не вышла на прибыль.

Еще она нарастила количество клиентов и общий объем возобновляемой выручки — это делает ее бизнес более стабильным. Как и раньше, ни один из клиентов не дает ей больше 1% выручки, что защищает ее бизнес от серьезных потерь в случае ухода кого-то из клиентов.

Так что все сильные стороны компания сохранила и развила — налицо несомненный прогресс. Нет причин считать, что в обозримом будущем рост компании прекратится: бесконечная пандемия создает бесконечный запрос на цифровизацию и перенесение деятельности в онлайн, что продолжит поддерживать бизнес компании.

Справедливости ради отмечу, что у HubSpot были неплохие перспективы даже без пандемии, поскольку компании и так были мотивированы активно тратиться на развитие цифровой части своего бизнеса — просто ради снижения издержек и повышения продуктивности труда.

Источник: презентация компании, слайд 16, 22
Источник: презентация компании, слайд 16, 22
Источник: презентация компании, слайд 16, 22
Источник: презентация компании, слайд 16, 22

Могут купить. В ноябре 2021 года появились сообщения, что компанию может купить Amazon. Сейчас сложно сказать, насколько эти слухи обоснованны и состоится ли покупка.

В теории HubSpot вполне может быть куплена — если и не Amazon, то кем-то из частных фондов: в распоряжении последних много свободных средств и сильно давление инвесторов, ждущих, что деньги будут тратиться с целью получить результат лучше основных биржевых индексов.

Общемировой объем сделок по слиянию и поглощению нынче весьма высок, так что HubSpot действительно может быть куплена, хотя здесь есть свои тонкие моменты.

Данные за 2021 год по состоянию на 31 марта. Источник: The Economist
Данные за 2021 год по состоянию на 31 марта. Источник: The Economist
Данные за 2021 год по состоянию на 31 марта. Источник: The Economist
Данные за 2021 год по состоянию на 31 марта. Источник: The Economist

Что может помешать

Но все-таки уже не то. Как говорил Гераклит, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Сейчас компания стоит в абсолютных цифрах очень дорого — почти 32 млрд долларов.

Ее убыточность не так сильно бросалась в глаза, когда капитализация была меньше 10 млрд: на тот момент к HubSpot можно было подходить с мерками стартапа. Но после роста ее акций почти в четыре раза за эти полтора года встает вопрос, насколько нынешняя цена компании оправданна — ведь выручка компании за тот же срок выросла даже не в два раза, а меньше. Еще стоит учитывать, что компания все еще убыточная, а это располагает к серьезной волатильности этих акций.

Могут не купить. Компания стоит дорого как в абсолютных, так и в относительных цифрах — P / S около 26. В технологическом секторе при покупке обычно не скупятся, но все же стоимость многих убыточных стартапов часто колеблется в пределах 10—15 млрд долларов.

HubSpot при стоимости в 32 млрд даст новым владельцам не так много — большой вопрос, получится ли оптимизировать компанию после покупки, чтобы получить из нее рентабельный бизнес.

Что касается возможности приобретения ее Amazon, следует помнить о том, что в Amazon сидят крайне прижимистые господа — дороже 14 млрд они никогда ничего не покупали.

У киностудии MGM Amazon вместе с ее производственными мощностями купила за 8,45 млрд каталог из 4 тысяч фильмов и 17 тысяч серий. Это невероятно выгодная сделка, если вспомнить, что конкурирующие стриминговые сервисы Disney и Netflix тратят безумные деньги на создание собственных библиотек контента.

Даже простое партнерство с Affirm Amazon заключила в обмен на разорительную для Affirm сделку, в ходе которой акционеры последней могут потерять до нескольких миллиардов долларов.

С учетом этого я бы не стал надеяться, что Amazon купит HubSpot по текущим расценкам: уж слишком дорого она стоит и слишком мало даст ее приобретение.

Крупнейшие сделки Amazon по покупке других компаний. Источник: Visual Capitalist
Крупнейшие сделки Amazon по покупке других компаний. Источник: Visual Capitalist
Данные за 2021 год по состоянию на 25 мая. Источник: PwC
Данные за 2021 год по состоянию на 25 мая. Источник: PwC
Данные за 2021 год по состоянию на 25 мая. Источник: PwC
Данные за 2021 год по состоянию на 25 мая. Источник: PwC

Резюме

HubSpot — это очень интересная компания, которая еще не исчерпала потенциал роста выручки. Но ее текущая оценка показывает, что у инвесторов существуют неоправданно завышенные ожидания относительно нее: HubSpot стоит как серьезная прибыльная компания, оставаясь, по сути, убыточным стартапом.

По этой же причине покупка компании кем-то со значительной премией к текущей цене акций будет крайне маловероятна — хотя этот вариант нельзя исключать полностью. В общем, стоит задумываться о покупке компании только после падения ее акций раза в два.