Mastercard (NYSE: MA) — американская платежная система. Это вторая по популярности платежная система в мире после Visa.

12 февраля компания выпустила отчет, подводящий итоги 2020 года, а незадолго до этого вышел отчет за 4 квартал 2020 года. В целом результаты получились не сильно позитивные.

Выручка компании за 4 квартал 2020 оказалась ниже, чем за аналогичный период 2019: 4,12 млрд долларов против 4,41 млрд. Упала и прибыль: 1,79 млрд долларов против 2,1 млрд годом ранее. Год в целом тоже оказался не очень.

Но если смотреть на долгосрочную перспективу, то Mastercard — это хороший вариант для инвестирования.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Разобрать отчет Mastercard нас попросила наша читательница Яна Иванова в комментариях к обзору Abbott Laboratories. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.


Скачать таблицы из отчетов

Итоги года

Год назад мы публиковали идею по Mastercard, где подробно разобрали, как работает этот бизнес. В этом материале разберем отчетность.

И выручка, и прибыль у компании в 2020 году заметно упали, что кажется странным: все-таки карантин должен был увеличить объемы безналичных платежей. Но вся проблема как раз в коронавирусе, ограничившем свободу передвижения людей по всему миру: гораздо меньше людей тратилось в аэропортах и во время путешествий. Основное падение как раз пришлось на 4 квартал — в эпоху до пандемии это время было самым активным в плане трат путешественников, но ситуация с коронавирусом внесла свои коррективы.

Что характерно, даже отсутствие бухгалтерского стандарта GAAP отчет не сильно портит. Объемы платежей в последнем квартале выросли незначительно — в основном за счет США, где это объясняется сильным ростом продаж по каналам онлайн-коммерции.

Показатели 2020 года в сравнении с 2019. Источник: годовой отчет компании, стр. 6
Показатели 2020 года в сравнении с 2019. Источник: годовой отчет компании, стр. 6
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

Объем платежей в 4 квартале в миллиардах долларов

США Кредитные карты Дебетовые карты
2019 254 254
2020 237 291

Объем платежей в США в 4 квартале в миллиардах долларов

Кредитные карты
2019
254
2020
254
Дебетовые карты
2019
237
2020
291
Другие страны Кредитные карты Дебетовые карты
2019 601 622
2020 560 660

Объем платежей в других странах в 4 квартале в миллиардах долларов

Кредитные карты
2019
601
2020
560
Дебетовые карты
2019
622
2020
660

Онлайн-коммерция в США в ноябре и декабре в процентах от общих продаж

2014 11,3%
2015 12,6%
2016 14,1%
2017 15,5%
2018 17,6%
2019 19,2%
2020 25,7%
2014
11,3%
2015
12,6%
2016
14,1%
2017
15,5%
2018
17,6%
2019
19,2%
2020
25,7%
Источник: презентация компании, слайд 9
Источник: презентация компании, слайд 9
Источник: презентация компании, слайд 9
Источник: презентация компании, слайд 9

Стоит ли овчинка выделки

Если взглянуть на результаты 2020 года, может сложиться впечатление, что этот бизнес уже не так интересен, как раньше. По капитализации компания уже почти на одном уровне с PayPal, которая уже превосходит ее по выручке и стремительно сокращает разницу в прибыли. Действительно, 2020 вышел для Mastercard не очень хорошим, но в целом драматического снижения доходов не произошло, а сама Mastercard на «правильной стороне истории».

Собственно, на руку компании играет и увеличение безналичного оборота, и оптимизация операций многими банками, которые нынче закрывают большую часть отделений, чтобы приучать клиентов к дистанционному обслуживанию и безналичным платежам.

Если смотреть на длительную перспективу — 5 лет и более, — то тактические проигрыши типа падения трат во время путешествий уже не выглядят так драматично. С учетом длинной дистанции цена Mastercard — P / E равен 53 — выглядит умереннее, чем у PayPal с P / E 81. Так что акциям тут еще есть куда расти. Еще компания платит 1,76 $ дивидендов на акцию в год, что с нынешней ценой акций дает 0,5% годовых, — но для долгосрочных инвесторов это скорее бонус.

Сколько банковских отделений закрылось в США

2013 1408
2014 1409
2015 1523
2016 1846
2017 1884
2018 1761
2019 1390
2020 2117
2013
1408
2014
1409
2015
1523
2016
1846
2017
1884
2018
1761
2019
1390
2020
2117
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot

Количество банковских отделений и кредитных учреждений, предоставляющих услуги по работе с наличностью на 30 июня

2019 2020
Франция 75,4 73,9
Испания 63,5 57,7
Португалия 48,8 46,8
Италия 48,5 46,3
Ирландия 29,3 45,1
Германия 41,4 39,6
Греция 20,4 20
Нидерланды 9 7,3
Франция
2019
75,4
2020
73,9
Испания
2019
63,5
2020
57,7
Португалия
2019
48,8
2020
46,8
Италия
2019
48,5
2020
46,3
Ирландия
2019
29,3
2020
45,1
Германия
2019
41,4
2020
39,6
Греция
2019
20,4
2020
20
Нидерланды
2019
9
2020
7,3

Резюме

Несмотря на свои недавние неприятности, Mastercard — это замечательный вариант для инвестиций в финтех на долгий срок. Компания вполне подходит для формирования долгосрочного портфеля.