Новости
5K

Изучаем результаты «М-видео-эльдорадо»: убыток, западные санкции и никаких дивидендов

3
Изучаем результаты «М-видео-эльдорадо»: убыток, западные санкции и никаких дивидендов

«М-видео-эльдорадо» (MOEX: MVID) — один из ведущих игроков на российском рынке электронной и бытовой техники, который объединяет сразу две крупные торговые сети «М-видео» и «Эльдорадо», а также развивает собственную цифровую платформу.

25 августа компания опубликовала пресс-релиз с ключевыми результатами по итогам первой половины 2022 года. Западные санкции серьезно ударили по бизнесу: пришлось заново настраивать процессы импортных закупок и логистики, а также привлекать новых партнеров. В результате общие продажи и выручка выросли незначительно — лишь на 1,5%, зато чистый убыток вырос сразу на 26%.

Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

Как дела у компании

С 2020 года «М-видео-эльдорадо» окончательно перешла на гибридную модель One Retail, которая позволяет сочетать онлайн- и офлайн-сегменты бизнеса на общей технологической платформе, тем самым объединяя в единую экосистему физические магазины, веб-сайты и мобильные приложения.

В последние годы именно онлайн-направление стало основной точкой роста объединенного холдинга, в то время как классический розничный бизнес скорее стагнировал. Но по итогам первой половины 2022 года доля онлайн-продаж впервые сократилась, что может говорить о постепенном выходе на плато.

Снижение доли онлайн-продаж произошло несмотря на то, что и розничная сеть сократилась. Если на конец декабря 2021 года сеть под брендами «М-видео» и «Эльдорадо» насчитывала 1258 магазинов всех форматов, то на конец июня 2022 года количество торговых точек снизилось до 1248. Скорее всего, компания закрывает самые низкорентабельные магазины, чтобы оптимизировать свою торговую сеть в условиях кризиса.

Как росла доля онлайн-продаж «М-видео-эльдорадо»

201716,4%
201818,3%
201932,9%
202059,5%
202167,8%
1п202267,3%

Как росла доля онлайн-продаж «М-видео-эльдорадо»

201716,4%
201818,3%
201932,9%
202059,5%
202167,8%
1п202267,3%

Финансовые показатели

На фоне падения доли онлайн-продаж и сокращения количества торговых точек выручка прибавила лишь 1,5%, хотя и достигла рекордных 218,8 млрд рублей. При этом спрос на электронную и бытовую технику в России был неравномерным. В конце февраля и начале марта наблюдался повышенный спрос на дорогостоящие импортные товары из-за общей нестабильности и резкого ослабления рубля. Но затем рубль укрепился, а многие известные бренды ушли с российского рынка, и спрос на потребительскую электротехнику в 2 квартале снизился.

Себестоимость реализации сократилась на 2% — до 173,8 млрд рублей — из-за падения себестоимости закупаемых товаров на фоне укрепления рубля. Незначительно снизились коммерческие, административные и общехозяйственные расходы — с 42,1 до 41,3 млрд рублей — благодаря падению расходов на рекламу, продвижение, зарплату, а также банковские и консультационные услуги.

Операционная прибыль выросла на 39% и составила 3,6 млрд рублей. Показатель EBITDA вырос почти на 15% и достиг 17,3 млрд рублей. Принимая во внимание корректировки с учетом различных разовых статей доходов, скорректированная EBITDA прибавила 92%.

Чистые финансовые расходы выросли на 46% — до 9,2 млрд рублей — из-за роста процентных расходов по банковским кредитам и облигациям в 2,3 раза, до 7,3 млрд рублей. В результате чистый убыток вырос на 26% и достиг 4,6 млрд рублей.

Стоит отметить, что на фоне кризиса и общей неопределенности в работе с поставщиками компания изменила учет показателей в финансовой отчетности. Прежде эмитент заранее учитывал бонусы поставщиков, в том числе на основе оценок руководства, теперь же начисляет только те бонусы, что уже подтверждены первичными документами.

Для корректного сравнения финансовых показателей за 1 полугодие этого и прошлого годов менеджмент пересчитал результаты бизнеса и за первые 6 месяцев 2021 года, что привело к существенной корректировке результатов. Если по старому методу учета в 1 полугодии 2021 года у «М-видео-эльдорадо» была чистая прибыль в размере 7,1 млрд рублей, то с учетом новых корректировок за тот же период возник убыток в размере 3,6 млрд рублей.

Динамика финансовых показателей «М-видео-эльдорадо», млрд рублей

1п20191п20201п20211п2022
Выручка161,402173,934215,57218,815
Операционная прибыль9,17711,4752,5733,566
Чистая прибыль1,4933,369−3,647−4,606
EBITDA19,723,33515,08817,27

Динамика финансовых показателей «М-видео-эльдорадо», млрд рублей

Выручка
1п2019161,402
1п2020173,934
1п2021215,57
1п2022218,815
Операционная прибыль
1п20199,177
1п202011,475
1п20212,573
1п20223,566
Чистая прибыль
1п20191,493
1п20203,369
1п2021−3,647
1п2022−4,606
EBITDA
1п201919,7
1п202023,335
1п202115,088
1п202217,27

Долги и дивиденды

Долги. Общий долг вырос лишь на 2% — до 70,8 млрд рублей, — но чистый долг с начала года увеличился на 19% — до 67,9 млрд рублей — на фоне снижения объема денег и их эквивалентов на счетах компании в 4 раза, с 12,1 до 2,9 млрд рублей. При этом долговая нагрузка бизнеса по коэффициенту «чистый долг / EBITDA» выросла до 2,3.

Динамика долговой нагрузки «М-видео-эльдорадо», млрд рублей

201720182019202020211п2022
Общий долг959,549,447,969,170,8
Чистый долг−113444,740,557,167,9
Чистый долг / 12мEBITDA−0,71,61,71,42,12,3

Динамика долговой нагрузки «М-видео-эльдорадо», млрд рублей

Общий долг
20179
201859,5
201949,4
202047,9
202169,1
1п202270,8
Чистый долг
2017−11
201834
201944,7
202040,5
202157,1
1п202267,9
Чистый долг / 12мEBITDA
2017−0,7
20181,6
20191,7
20201,4
20212,1
1п20222,3

Дивиденды. В феврале 2021 года совет директоров «М-видео-эльдорадо» утвердил новую дивидендную политику, которая предполагает направлять на дивиденды не менее 100% от скорректированной чистой прибыли, если уровень долговой нагрузки по коэффициенту «чистый долг / EBITDA» не превышает 2. Если долговая нагрузка превысит 2, то уровень выплат останется на усмотрении совета директоров. По плану компания рассчитывает выплачивать дивиденды дважды в год.

По итогам первых 9 месяцев 2021 года компания выплатила 35 ₽ на акцию, что соответствовало 100% от скорректированной чистой прибыли, но от финальных дивидендов по итогам 2021 года акционеры отказались из-за неопределенности в отрасли.

После того как коэффициент «чистый долг / EBITDA» превысил 2, возможность выплат, а также размер дивидендов остаются на усмотрение совета директоров. С учетом возникновения чистого убытка по итогам полугодия вряд ли стоит ожидать дивидендных выплат в ближайшее время.

Размер дивидендов «М-видео-эльдорадо» на одну акцию

2018
9м201933,37 ₽
201930 ₽
202038 ₽
9м202135 ₽

Размер дивидендов «М-видео-эльдорадо» на одну акцию

2018
9м201933,37 ₽
201930 ₽
202038 ₽
9м202135 ₽

Что в итоге

Динамика ключевых показателей «М-видео-эльдорадо» в 1 полугодии выглядит тревожно. Торговая сеть сокращается, рост выручки не покрывает текущую инфляцию, даже доля онлайн-продаж впервые упала, хотя в последние годы была основным драйвером роста. Зато с начала года вырос чистый долг, а вместо прибыли акционеры получили чистый убыток.

О дивидендах при таких вводных придется забыть на какое-то время. Напомню, что у компании уже был длинный перерыв в дивидендных выплатах по итогам 2016—2018 годов, когда «М-видео» консолидировала активы «Эльдорадо», на тот момент третьего игрока на российском розничном рынке электронной и бытовой техники.

Сама компания заявляет, что в июле — августе наметился тренд по восстановлению динамики общих продаж, что должно положительно отразиться на показателях бизнеса по итогам 3 квартала. У «М-видео-эльдорадо» возникла договоренность о стратегическом партнерстве с компанией Artel — крупнейшим в Центральной Азии производителем бытовой техники популярных торговых марок, таких как Samsung, Shivaki, Viessmann и других. Этот и другие факторы должны помочь восстановить и расширить ассортимент импортной техники, снизив негативное влияние западных санкций.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

  • Ещё один торгаш1248 (!) торговых точек! Просто в голове не укладывается. По своему опыту (ха-ха, хотя куда мне) могу сказать, что сокращение количества точек -- не всегда плохо, иногда какая-то одна не вывозит год, полтора, два и тогда я ее закрываю, параллельно открывая 1-2 новых, и пока этот процесс не останавливался -- есть куда расти. Но когда у тебя 1248 торговых точек формата супермаркет электроники в России, то расти количественно уже некуда, остается только расти качественно и оптимизировать издержки, в том числе закрывая нерентабельные точки ИМХО3
  • Roman Morozovу них маржинальность падает с 2018 :(0
  • Max SВы неправильно перенесли миллионы из пресс-релиза, как мин в п.п. 1 и 30