«М-видео-эльдорадо» (MOEX: MVID) — один из ведущих игроков на российском рынке электронной и бытовой техники, который объединяет сразу две крупные торговые сети «М-видео» и «Эльдорадо», а также развивает собственную цифровую платформу.

25 августа компания опубликовала пресс-релиз с ключевыми результатами по итогам первой половины 2022 года. Западные санкции серьезно ударили по бизнесу: пришлось заново настраивать процессы импортных закупок и логистики, а также привлекать новых партнеров. В результате общие продажи и выручка выросли незначительно — лишь на 1,5%, зато чистый убыток вырос сразу на 26%.

Выделим основные моменты из отчета:

  1. Общие продажи (GMV) выросли на 1,5% — до 262,2 млн рублей.
  2. Общий трафик онлайн- и розничных магазинов составил 641 млн посещений.
  3. Выручка выросла на 1,5% — до 218,8 млн рублей — на фоне общего роста продаж.
  4. Валовая прибыль выросла на 16% и достигла 45 млрд рублей, а ее маржа увеличилась с 18 до 20,6%.
  5. Показатель EBITDA без учета корректировок прибавил 15%, с учетом корректировок — 92%, вырос до 17,3 млрд рублей.
  6. Чистый убыток вырос на 26% — до 4,6 млрд рублей.
  7. Чистый долг составил 67,9 млрд рублей.
  8. Отношение чистого долга к EBITDA на 30 июня 2022 года составило 2,3.


Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

Как дела у компании

С 2020 года «М-видео-эльдорадо» окончательно перешла на гибридную модель One Retail, которая позволяет сочетать онлайн- и офлайн-сегменты бизнеса на общей технологической платформе, тем самым объединяя в единую экосистему физические магазины, веб-сайты и мобильные приложения.

В последние годы именно онлайн-направление стало основной точкой роста объединенного холдинга, в то время как классический розничный бизнес скорее стагнировал. Но по итогам первой половины 2022 года доля онлайн-продаж впервые сократилась, что может говорить о постепенном выходе на плато.

Снижение доли онлайн-продаж произошло несмотря на то, что и розничная сеть сократилась. Если на конец декабря 2021 года сеть под брендами «М-видео» и «Эльдорадо» насчитывала 1258 магазинов всех форматов, то на конец июня 2022 года количество торговых точек снизилось до 1248. Скорее всего, компания закрывает самые низкорентабельные магазины, чтобы оптимизировать свою торговую сеть в условиях кризиса.

Как росла доля онлайн-продаж «М-видео-эльдорадо»

2017 16,4%
2018 18,3%
2019 32,9%
2020 59,5%
2021 67,8%
1п2022 67,3%
2017
16,4%
2018
18,3%
2019
32,9%
2020
59,5%
2021
67,8%
1п2022
67,3%

Финансовые показатели

На фоне падения доли онлайн-продаж и сокращения количества торговых точек выручка прибавила лишь 1,5%, хотя и достигла рекордных 218,8 млрд рублей. При этом спрос на электронную и бытовую технику в России был неравномерным. В конце февраля и начале марта наблюдался повышенный спрос на дорогостоящие импортные товары из-за общей нестабильности и резкого ослабления рубля. Но затем рубль укрепился, а многие известные бренды ушли с российского рынка, и спрос на потребительскую электротехнику в 2 квартале снизился.

Себестоимость реализации сократилась на 2% — до 173,8 млрд рублей — из-за падения себестоимости закупаемых товаров на фоне укрепления рубля. Незначительно снизились коммерческие, административные и общехозяйственные расходы — с 42,1 до 41,3 млрд рублей — благодаря падению расходов на рекламу, продвижение, зарплату, а также банковские и консультационные услуги.

Операционная прибыль выросла на 39% и составила 3,6 млрд рублей. Показатель EBITDA вырос почти на 15% и достиг 17,3 млрд рублей. Принимая во внимание корректировки с учетом различных разовых статей доходов, скорректированная EBITDA прибавила 92%.

Чистые финансовые расходы выросли на 46% — до 9,2 млрд рублей — из-за роста процентных расходов по банковским кредитам и облигациям в 2,3 раза, до 7,3 млрд рублей. В результате чистый убыток вырос на 26% и достиг 4,6 млрд рублей.

Стоит отметить, что на фоне кризиса и общей неопределенности в работе с поставщиками компания изменила учет показателей в финансовой отчетности. Прежде эмитент заранее учитывал бонусы поставщиков, в том числе на основе оценок руководства, теперь же начисляет только те бонусы, что уже подтверждены первичными документами.

Для корректного сравнения финансовых показателей за 1 полугодие этого и прошлого годов менеджмент пересчитал результаты бизнеса и за первые 6 месяцев 2021 года, что привело к существенной корректировке результатов. Если по старому методу учета в 1 полугодии 2021 года у «М-видео-эльдорадо» была чистая прибыль в размере 7,1 млрд рублей, то с учетом новых корректировок за тот же период возник убыток в размере 3,6 млрд рублей.

Динамика финансовых показателей «М-видео-эльдорадо», млрд рублей

1п2019 1п2020 1п2021 1п2022
Выручка 161,402 173,934 215,57 218,815
Операционная прибыль 9,177 11,475 2,573 3,566
Чистая прибыль 1,493 3,369 −3,647 −4,606
EBITDA 19,7 23,335 15,088 17,27
Выручка
1п2019
161,402
1п2020
173,934
1п2021
215,57
1п2022
218,815
Операционная прибыль
1п2019
9,177
1п2020
11,475
1п2021
2,573
1п2022
3,566
Чистая прибыль
1п2019
1,493
1п2020
3,369
1п2021
−3,647
1п2022
−4,606
EBITDA
1п2019
19,7
1п2020
23,335
1п2021
15,088
1п2022
17,27

Долги и дивиденды

Долги. Общий долг вырос лишь на 2% — до 70,8 млрд рублей, — но чистый долг с начала года увеличился на 19% — до 67,9 млрд рублей — на фоне снижения объема денег и их эквивалентов на счетах компании в 4 раза, с 12,1 до 2,9 млрд рублей. При этом долговая нагрузка бизнеса по коэффициенту «чистый долг / EBITDA» выросла до 2,3.

Динамика долговой нагрузки «М-видео-эльдорадо», млрд рублей

2017 2018 2019 2020 2021 1п2022
Общий долг 9 59,5 49,4 47,9 69,1 70,8
Чистый долг −11 34 44,7 40,5 57,1 67,9
Чистый долг / 12мEBITDA −0,7 1,6 1,7 1,4 2,1 2,3
Общий долг
2017
9
2018
59,5
2019
49,4
2020
47,9
2021
69,1
1п2022
70,8
Чистый долг
2017
−11
2018
34
2019
44,7
2020
40,5
2021
57,1
1п2022
67,9
Чистый долг / 12мEBITDA
2017
−0,7
2018
1,6
2019
1,7
2020
1,4
2021
2,1
1п2022
2,3

Дивиденды. В феврале 2021 года совет директоров «М-видео-эльдорадо» утвердил новую дивидендную политику, которая предполагает направлять на дивиденды не менее 100% от скорректированной чистой прибыли, если уровень долговой нагрузки по коэффициенту «чистый долг / EBITDA» не превышает 2. Если долговая нагрузка превысит 2, то уровень выплат останется на усмотрении совета директоров. По плану компания рассчитывает выплачивать дивиденды дважды в год.

По итогам первых 9 месяцев 2021 года компания выплатила 35 Р на акцию, что соответствовало 100% от скорректированной чистой прибыли, но от финальных дивидендов по итогам 2021 года акционеры отказались из-за неопределенности в отрасли.

После того как коэффициент «чистый долг / EBITDA» превысил 2, возможность выплат, а также размер дивидендов остаются на усмотрение совета директоров. С учетом возникновения чистого убытка по итогам полугодия вряд ли стоит ожидать дивидендных выплат в ближайшее время.

Размер дивидендов «М-видео-эльдорадо» на одну акцию

2018
9м2019 33,37 Р
2019 30 Р
2020 38 Р
9м2021 35 Р
2018
9м2019
33,37 Р
2019
30 Р
2020
38 Р
9м2021
35 Р

Что в итоге

Динамика ключевых показателей «М-видео-эльдорадо» в 1 полугодии выглядит тревожно. Торговая сеть сокращается, рост выручки не покрывает текущую инфляцию, даже доля онлайн-продаж впервые упала, хотя в последние годы была основным драйвером роста. Зато с начала года вырос чистый долг, а вместо прибыли акционеры получили чистый убыток.

О дивидендах при таких вводных придется забыть на какое-то время. Напомню, что у компании уже был длинный перерыв в дивидендных выплатах по итогам 2016—2018 годов, когда «М-видео» консолидировала активы «Эльдорадо», на тот момент третьего игрока на российском розничном рынке электронной и бытовой техники.

Сама компания заявляет, что в июле — августе наметился тренд по восстановлению динамики общих продаж, что должно положительно отразиться на показателях бизнеса по итогам 3 квартала. У «М-видео-эльдорадо» возникла договоренность о стратегическом партнерстве с компанией Artel — крупнейшим в Центральной Азии производителем бытовой техники популярных торговых марок, таких как Samsung, Shivaki, Viessmann и других. Этот и другие факторы должны помочь восстановить и расширить ассортимент импортной техники, снизив негативное влияние западных санкций.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.