OR Group образовалась в результате ребрендинга новосибирской группы компаний ПАО «Обувь России». Акции OR Group торгуются на Мосбирже с 2017 года, у них средняя ликвидность — второй котировочный список. В настоящее время акции компании находятся на дне. Сейчас ее финансовые показатели улучшаются и в перспективе могут представлять интерес для инвесторов.

О компании

Профильную деятельность группы представляет как собственное производство обуви, так и продажа своей обуви и обуви других производителей. Не так давно компанией была создана собственная экосистема с маркетплейсом и торговой платформой. Это первая российская публичная компания из сегмента обуви и одежды.

История группы компаний. Компания «Обувь России» была создана как обувной сетевой ретейлер в 2003 году. В 2004 году сеть «Вестфалика», первый бренд компании, насчитывала уже 30 магазинов, в том же году была приобретена уже функционировавшая сеть «РосОбувьТорг».

В 2006 году начались оптовые продажи. В 2007 году был запущен бренд Emilia Estra и услуга продажи обуви в кредит. С того же года «Обувь России» находится в рейтинге крупнейших компаний Сибирского ФО, а в следующем году она стала победительницей регионального конкурса «За успешное развитие бизнеса в Сибири». В 2008 и 2009 году было получено несколько менее значительных государственных и негосударственных наград, а количество магазинов в 2008 году достигло ста. В 2009 году была внедрена новая услуга продаж в рассрочку, а также система эквайринга.

В 2010 году компания получила престижную всероссийскую премию «Компания года», а лицом бренда «Вестфалика» стала певица Валерия. В следующем году была еще одна награда, появился новый бренд «Вестфалика Медицина», а также, что немаловажно, было проведено дебютное размещение облигаций.

В 2012 году произошло расширение производственных мощностей за пределы Новосибирска: была открыта обувная фабрика в Черкесске. В следующем году компания приобрела статус ОАО, а количество магазинов достигло 250. Была введена услуга микрофинансирования, а облигации стали публично торговаться на бирже.

С 2014 года ГК ввела интернет-продажи, открыла еще одну фабрику, запустила еще два бренда: AllGo и магазины «Вестфалика» формата «флагман». Лицом бренда Emilia Estra стала Юлия Ковальчук. Была приобретена обувная компания «Россита», ассортимент «Вестфалики» стал продаваться по каталогам. Наращиваются поставки в Китай собственной продукции.

В 2015 году ГК открыла новый бренд по продаже детской обуви «Вестфалика Кидс», получила несколько премий. Началась тенденция к диверсификации продукции, была введена линейка одежды для дома, запущены финансовые услуги, наращивалась интернет-торговля, была куплена новая фабрика.

В 2016 году и в последующие годы расширились линейки производимой продукции. По итогам 2016 года выручка ГК впервые превысила миллиард рублей. Наращиваются франчайзинговые программы.

В 2017 году проводилось первичное размещение акций, кредитный рейтинг группы компаний был повышен. В последующие годы компания внедрила блокчейн, ряд разновидностей финтеха.

С 2019 года ведется работа над созданием офлайн-маркетплейсов, онлайн-платформы. В 2020 году начался ребрендинг, который закончился в 2021 году, в результате чего тикер на Мосбирже сменился с OBUV на ORUP. Состав учредителей и акционеров за все время существования ГК не менялся.

Состав группы компаний. Структуру дочерних компаний OR Group можно в упрощенном виде представить как в таблице ниже.

А если углубляться в подробности, то структуру группы можно разделить на два уровня. OR Group — акционер компаний «Обувь России», «ОР», «Дизайн-Студия», МКК «Арифметика». На первом уровне «ОР» является вторым акционером «Обуви России» и «Дизайн-Студии», на втором уровне находятся компании «ЭваЛинК» — акционерный капитал «Обуви России» и РНКО «Платежный Стандарт» — акционерный капитал компаний «ОР» и МКК «Арифметика».

Структура группы компаний OR Group

Основной вид деятельности Доля в капитале
OR Group Управление деятельностью Материнская компания
ООО «ОР» Торговля 100%
ООО «Обувь России» Производство 100%
ООО «Дизайн-Студия» Торговля 100%
ООО РНКО «Платежный Стандарт» Финансовые операции, кроме банковских 100%
ООО МКК «Арифметика» Финансовые операции 100%
ООО «ЭваЛинк» Производство 100%
OR Group
Основной вид деятельности
Управление деятельностью
Доля в капитале
Материнская компания
ООО «ОР»
Основной вид деятельности
Торговля
Доля в капитале
100%
ООО «Обувь России»
Основной вид деятельности
Производство
Доля в капитале
100%
ООО «Дизайн-Студия»
Основной вид деятельности
Торговля
Доля в капитале
100%
ООО РНКО «Платежный Стандарт»
Основной вид деятельности
Финансовые операции, кроме банковских
Доля в капитале
100%
ООО МКК «Арифметика»
Основной вид деятельности
Финансовые операции
Доля в капитале
100%
ООО «ЭваЛинк»
Основной вид деятельности
Производство
Доля в капитале
100%

Акционеры и ключевые фигуры. Единственный акционер группы — ее основатель и бессменный директор Антон Титов, которому принадлежит 50% акций. Остальные акции составляют free-float. Он же и является фактически единственной ключевой фигурой руководства группой, создав ее на базе принадлежавшей его отцу обувной компании «Вестфалика».

К достоинствам Титова-младшего можно отнести то, что он не только сохранил и продолжил бизнес своего отца, получив от него возможность создать рынок розничного сбыта продукции «Вестфалики», но и значительно диверсифицировал его и получил многие награды на конкурсах предпринимателей не только в Сибири, но и в российских масштабах. Настрой руководителя на диверсификацию производства и сбыта — сильная сторона компании.

География производства и продаж. Непосредственно в составе холдинга находятся две производственные площадки в Новосибирской области — в Новосибирске и Бердске, а также производственная площадка в Черкесске. Все они относятся к ООО «Обувь России», входящему в группу компаний.

География сбыта более обширна, на текущий момент группе принадлежат 840 магазинов в 335 городах России. Наиболее разветвленная сеть у «Вестфалики» — ее магазины представлены во всех административных округах страны, остальные же розничные сети в основном расположены в Сибири и на Урале.

На чем зарабатывает

Бренды. Структура производства включает в себя собственное производство, производство партнерской компании в Китае и ретейл. Собственное производство представлено брендами:

  1. S-tep — мужская и женская обувь, изготовленная с использованием немецкой литьевой технологии
  2. All.go — обувь из сверхлегкого материала ЭВА. Недавно ассортимент летней, пляжной и садовой обуви был расширен демисезонной и зимними сапогами.
  3. Medelista — сандалии, босоножки и демисезонная обувь из искусственных материалов.
  4. Pioneer of Arctic Travel — обувь для экстремальных полярных условий.

Производство китайских партнеров по заказу OR Group представлено одним брендом: Snow Guard. Он производит зимнюю и демисезонную одежду.

Ретейл представлен следующими сетями магазинов:

  1. Westfalika — крупнейшая розничная сеть OR Group, насчитывает более 540 магазинов обуви, одежды, сумок, аксессуаров, товаров для дома, косметики, детских товаров, мелкой бытовой техники.
  2. «Пешеход» — сеть обувных супермаркетов, представлена в Сибири и на Урале. 46 магазинов.
  3. Emilia Estra — сеть магазинов молодежной женской обуви. 8 магазинов.
  4. Rossita — сеть магазинов европейской обуви в Сибири и на Урале. 26 магазинов.
  5. Lisette — сеть небольших обувных салонов. 119 магазинов.

В сетевых магазинах группы представлена как ее собственная или партнерская продукция, так и продукция других производителей. Помимо продаж в собственных магазинах, еще один канал сбыта — оптовые поставки. Помимо использования натуральной кожи, широко применяется изготовление обуви из экологичных искусственных материалов, что отвечает современным тенденциям «зеленой экономики». В качестве каналов сбыта широко используются интернет-продажи и продажи через маркетплейс — это тоже сильная сторона OR Group.

Структура выручки. В конце предыдущего года была запущена торговая платформа OR Group, и в 2020 наибольшую долю выручки ГК предоставила именно она. Это было ожидаемо: магазины были переоборудованы в маркетплейсы с предоставлением половины доли торговых площадей в большей их части сторонним поставщикам.

Инвестору может сразу броситься в глаза феноменальное наращивание доли продаж через маркетплейс westfalika.ru. Конечно, это можно связывать с ограничением передвижения потенциальных покупателей во время пика пандемии, но это также свидетельствует и о том, что топ-менеджмент компании влился с успехом в общий тренд развития маркетплейсов, финтеха и прочих удаленных сервисов. Для инвесторов это положительный признак — компания идет в ногу с мировыми стандартами бизнеса.

В первом полугодии 2021 года в целом сохранились доли выручки, однако выручка маркетплейса «Вестфалика» составила более значимый — хоть и незначительно — сегмент, чем в аналогичном периоде 2020 года. Но, конечно, такого огромного роста она не показала в силу стабилизации этого сегмента бизнеса. Интернет-продажи выросли, в отличие от предыдущих двух лет, и это положительный фактор.

Структура выручки OR Group, млрд рублей

2020 2019 Доля в 2020 Изменение
Товары и заказы, обработанные торговой платформой OR Group 10,312 N/A 82,95% N/A
Выручка маркетплейса westfalika.ru 1,218 0,017 9,80% 7150,70%
Интернет-продажи 0,901 1,014 7,25% −11,20%
Товары и заказы, обработанные торговой платформой OR Group
2020
10,312
2019
N/A
Доля в 2020
82,95%
Изменение
N/A
Выручка маркетплейса westfalika.ru
2020
1,218
2019
0,017
Доля в 2020
9,80%
Изменение
7150,70%
Интернет-продажи
2020
0,901
2019
1,014
Доля в 2020
7,25%
Изменение
−11,20%

Структура выручки OR Group за 6 месяцев, млрд рублей

1п2021 1п2020 Доля в 1п2021 Изменение
Товары и заказы, обработанные торговой платформой OR GROUP 5,079 81,63%
Выручка маркетплейса westfalika.ru 0,738 0,277 11,86% 165,9%
Интернет-продажи 0,405 0,301 6,51% 34,5%
Товары и заказы, обработанные торговой платформой OR Group
1п2021
5,079
1п2020
Доля в 1п2021
81,63%
Изменение
Выручка маркетплейса westfalika.ru
1п2021
0,738
1п2020
0,277
Доля в 1п2021
11,86%
Изменение
165,9%
Интернет-продажи
1п2021
0,405
1п2020
0,301
Доля в 1п2021
6,51%
Изменение
34,5%

Финансовые и операционные показатели. За 2020 год сильно увеличилось количество участников программы лояльности. Количество магазинов, открытых по франшизе, незначительно увеличилось, но количество собственных магазинов и их площадь уменьшились, что можно связать со снижением покупательной способности населения из-за коронавируса при сохранении текущих арендных ставок.

Операционные показатели OR Group

2019 2020 Изменение
Число участников программы лояльности, млн человек 2,55 2,841 11,4%
Франшиза 172 175 1,7%
Количество магазинов OR Group 908 840 −7,5%
Торговая площадь DOS, тысяч м² 61,9 56,4 −8,8%
Собственные магазины 736 665 −9,6%
Число участников программы лояльности, млн человек
2019
2,55
2020
2,841
Изменение
11,4%
Франшиза
2019
172
2020
175
Изменение
1,7%
Количество магазинов OR Group
2019
908
2020
840
Изменение
−7,5%
Торговая площадь DOS, тысяч м²
2019
61,9
2020
56,4
Изменение
−8,8%
Собственные магазины
2019
736
2020
665
Изменение
−9,6%

Операционные показатели OR Group за 6 месяцев

1п2020 1п2021 Изменение
Количество магазинов 859,00 809,00 −5,82%
Собственные магазины 684,00 632,00 −7,60%
Франшиза 175,00 177,00 1,14%
Торговая площадь собственных магазинов, тысяч м² 57,90 54,20 −6,39%
Число участников программы лояльности, млн человек 2,68 2,91 8,49%
Количество магазинов
1п2020
859,00
1п2021
809,00
Изменение
−5,82%
Собственные магазины
1п2020
684,00
1п2021
632,00
Изменение
−7,60%
Франшиза
1п2020
175,00
1п2021
177,00
Изменение
1,14%
Торговая площадь собственных магазинов, тысяч м²
1п2020
57,90
1п2021
54,20
Изменение
−6,39%
Число участников программы лояльности, млн человек
1п2020
2,68
1п2021
2,91
Изменение
8,49%

Во втором квартале 2021 года все показатели, кроме числа участников программы лояльности и франшизы, снизились. Это можно считать негативным фактором деятельности ГК.

Количество магазинов снижается: это можно связать с экономическим кризисом. В целом это компенсируется возрастающим количеством участников программы лояльности: возможно, что продажи через маркетплейсы растут. 2020 год был крайне неудачным для группы компаний, что связано с парализацией ретейлаво время пика коронавируса.

Финансовые результаты OR Group, млрд рублей

2019 2020 Изменение
Прибыль за период 1,687 0,563 −66,627%
Маржа прибыли за период 0,123% 0,052% −57,724%
Валовая прибыль 7,562 6,231 −17,601%
Валовая маржа 55,2% 57,8% 4,710%
EBITDA 3,583 2,302 −35,752%
EBITDA, маржа 26,1% 21,4% −18,008%
Прибыль за период
2019
1,687
2020
0,563
Изменение
−66,627%
Маржа прибыли за период
2019
0,123%
2020
0,052%
Изменение
−57,724%
Валовая прибыль
2019
7,562
2020
6,231
Изменение
−17,601%
Валовая маржа
2019
55,2%
2020
57,8%
Изменение
4,710%
EBITDA
2019
3,583
2020
2,302
Изменение
−35,752%
EBITDA, маржа
2019
26,1%
2020
21,4%
Изменение
−18,008%

Финансовые результаты OR Group за 6 месяцев, млрд рублей

1п2020 1п2021 Изменение
Прибыль за период −0,342 0,223 165,20%
Маржа прибыли за период −8,4% 5,1% 160,71%
Валовая прибыль 2,379 2,659 11,77%
Валовая маржа 58,5% 61,1% 4,44%
EBITDA 0,381 0,947 148,56%
EBITDA, маржа 9,4% 21,7% 130,85%
Прибыль за период
1п2020
−0,342
1п2021
0,223
Изменение
165,20%
Маржа прибыли за период
1п2020
−8,4%
1п2021
5,1%
Изменение
160,71%
Валовая прибыль
1п2020
2,379
1п2021
2,659
Изменение
11,77%
Валовая маржа
1п2020
58,5%
1п2021
61,1%
Изменение
4,44%
EBITDA
1п2020
0,381
1п2021
0,947
Изменение
148,56%
EBITDA, маржа
1п2020
9,4%
1п2021
21,7%
Изменение
130,85%

При этом в первом полугодии 2021 года произошел значительный рост показателей. Это можно связать с общим восстановлением экономики после пройденного пика пандемии. Тем не менее сокращение количества магазинов продолжилось. Ранее компания планировала расширять сеть, но в дальнейшем отказалась от этих планов.

В целом, учитывая описанные показатели, можно считать, что группа компаний из кризиса вышла и акции не должны долго находиться на дне, где они пребывают.

Планы

Группа компаний выработала определенную стратегию развития еще во время пика коронавируса, когда на фоне закрытия магазинов наблюдался рост онлайн-продаж. Сейчас она не собирается, судя по всему, отказываться от этой стратегии даже несмотря на ослабление мер безопасности.

Стратегия включает в себя в первую очередь развитие маркетплейса и онлайн-продаж. Также предусмотрено расширение ассортимента на сайте. Практика первого полугодия 2021 года показала, что подобное направление развития приводит к улучшению финансовых результатов.

Расширение ассортимента на сайте и упор на интернет-торговлю ставит перед группой новые логистические задачи. Должны быть оптимизированы так называемые «твердые» запасы — запасы ассортимента маркетплейса на складах, формируемые из собственных оплаченных товаров, в отличие от «мягких» запасов, формирующихся из товаров, принятых под реализацию с условием возврата в случае ее невозможности.

В настоящий момент рост торговой кредиторской задолженности превышает рост общих запасов. Если в рамках стратегии оптимизации этой стороны бизнеса группе компаний удастся хотя бы сравнять эти показатели, на стоимости ее акций это скажется положительно.

В планах дальнейшее развитие линейки детской обуви. Летом 2021 года OR Group получила лицензию на производство до 100 тысяч пар детской обуви в год. Производить ее будет входящее в холдинг ООО «Обувь России». Конкуренция в этом сегменте ниже, чем в сегменте взрослой обуви, поскольку производство детской обуви регламентируется более жестко. На фоне льготного налогообложения производства этих товаров и торговли этот фактор может положительно повлиять на стоимость акций группы компаний.

В планах группы, объявленных в конце 2020 года, не было предусмотрено расширение сети магазинов в течение ближайших трех лет. Поэтому наблюдавшееся в 2020 году и в первом полугодии 2021 года уменьшение количества магазинов можно не считать фактором, который может негативно повлиять на привлекательность акций группы компаний для инвесторов.

Другое дело — насколько OR Group справится с другим своим планом повышения эффективности работы магазинов за счет роста выручки с квадратного метра и конверсии при отсутствии стратегии увеличения их количества.

Риски

Риски OR Group связаны главным образом с изменениями стратегии развития и повышением расходов на производство и организацию продаж. Стратегия не увеличивать количество магазинов связана не только с планами повышения их эффективности, но и с возросшими расходами на их открытие, что в самой группе компаний и не скрывают. Отделочные материалы растут в цене, при этом оплата труда строителей также выросла за счет того, что в ходе пандемии страну покинула значительная часть гастарбайтеров. Уход компании в интернет решит проблему лишь частично, поскольку расходы на производство обуви также увеличиваются, что дает риск снижения маржинальности бизнеса.

Производство детской обуви — новое для группы направление — также несет в себе определенные риски. Учитывая то, что лицензия была куплена у киностудии, производящей детские фильмы и мультфильмы, продажи брендов, ассоциирующихся с конкретными фильмами, будет сильно зависеть от выхода новых картин.

Маржинальность бизнеса зависит в данном случае от роялти, выплачиваемого лицензиатом лицензиару, достаточно высокого, из-за чего уже был негативный прецедент: компания «Дочки-сыночки» отказалась от сотрудничества с Universal именно по этой причине.

К финансовым рискам можно отнести отказ группы выплачивать дивиденды по акциям за 2020 год из-за отсутствия чистой прибыли за этот период. Хотя компания вновь становится прибыльной — есть вероятность, что за текущий год дивиденды будут выплачены. Как правило, такие решения руководства компаний приводят к падению их акций. Решение было принято в мае, но у него могут быть негативные последствия и в среднесрочном временном масштабе, пока не появится надежда, что за 2021 год дивиденды будут выплачены.

Выводы

OR Group показала значительное улучшение финансовых результатов в первом полугодии 2021 года по сравнению и с аналогичным периодом предыдущего года и с предыдущим годом в целом. Это может быть признаком того, что компания вышла из кризиса, вызванного общим спадом непродуктового ретейла в стране в связи с пандемией.

Среди сильных сторон компании можно выделить тенденцию к диверсификации бизнеса: даже ребрендинг был проведен с учетом того, что OR Group перестала быть исключительно обувной компанией. Переход к развитию маркетплейсов, онлайн-торговли и отказ от лишних расходов на расширение сети магазинов, а также внедрение финтеха свидетельствуют, что топ-менеджмент группы адекватно оценивает сложившуюся обстановку и адаптируется под нее, проявляя гибкость. Потому есть вероятность, что акции поднимутся со дна, на котором они оказались, — конечно, при условии, что планы группы осуществятся хотя бы частично.

При всем этом можно сказать, что компания вышла из состояния падения финансовых показателей. Это дает повод надеяться, что ее ценные бумаги поднимутся со дна. Поэтому для инвесторов было бы целесообразно отслеживать дальнейшую динамику бизнеса OR Group, чтобы найти момент, когда можно будет купить ее акции.