Ozon (MOEX: OZON) — одна из крупнейших в России онлайн-платформ для электронной коммерции, которая по торговому обороту занимает второе место в своем секторе, уступая лишь Wildberries.

В середине августа Ozon представил отчет за второй квартал 2022 года, в рамках которого компания впервые смогла достичь операционной безубыточности. Основные моменты:

  • общий объем оборота товаров, GMV, компании во втором квартале увеличился на 92%, до 170,647 млрд рублей, на фоне сильного роста количества заказов;
  • выручка интернет-магазина в сравнении с аналогичным периодом прошлого года прибавила 58%, до 58,514 млрд рублей;
  • скорректированная EBITDA впервые в истории оказалась в положительной зоне, увеличившись до 0,188 млрд рублей, благодаря росту операционной эффективности;
  • чистый убыток во втором квартале 2022 года снизился на 53%, до −7,202 млрд рублей;
  • отрицательный результат по свободному денежному потоку увеличился на 22%, до −15,447 млрд рублей, из-за почти двукратного роста капитальных затрат.


Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

Российский онлайн-рынок

Прежде чем перейти к разбору полугодовых результатов Ozon, взглянем в целом на весь российский рынок интернет-торговли: в первой половине 2022 года он вырос на 43%, до 2,2 трлн рублей. Наибольший спрос был зафиксирован на бытовую технику, мебель и товары для дома, одежду и обувь, продукты питания.

Лидеры сектора — Ozon, Wildberries и «Яндекс-маркет» — росли быстрее рынка. Из них самый большой прирост финансовых результатов продемонстрировал Ozon. Темпы роста GMV ведущей тройки игроков в первом полугодии 2022 года:

  1. Wildberries — +94%.
  2. Ozon — +113%.
  3. «Яндекс-маркет» — +107%.
  4. Среднерыночный результат — +43%.

Операционные результаты

Как и прежде, основные операционные результаты онлайн-платформы демонстрируют кратные темпы роста: общее количество заказов во втором квартале 2022 года увеличилось на 121%, до 90,2 млн, на фоне повышенного спроса со стороны покупателей.

Количество активных покупателей Ozon выросло на 67%, до 30,7 млн пользователей, по сравнению с 18,4 млн на конец 30 июня 2021 года. Основная причина таких результатов — рост частоты заказов, которая, в свою очередь, объясняется более высокой лояльностью и вовлеченностью клиентов.

Ассортимент товаров интернет-магазина во втором квартале 2022 года увеличился практически в пять раз, до 130 млн SKU, то есть единиц ассортимента, благодаря росту количества активных продавцов: год к году этот показатель вырос с 50 тысяч до 150 тысяч компаний за счет большой популярности торговой онлайн-площадки Ozon.

Рост количества заказов, активных покупателей, продавцов и ассортимента привел к тому, что общий объем оборота товаров, GMV, российской онлайн-платформы увеличился на 92%, до 170,647 млрд рублей, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Финансовые результаты

Сильные операционные результаты помогли Ozon продемонстрировать впечатляющий рост продаж и валовой прибыли: во втором квартале 2022 года эти показатели увеличились на 58 и 189%, до 58,514 млрд и 33,238 млрд рублей. Кроме этого, дополнительно компания также зафиксировала рост рекламных и комиссионных доходов маркетплейса.

Результат по скорректированной EBITDA впервые в истории компании вышел в плюс, увеличившись до 0,188 млрд рублей, во многом это объясняется успешной работой менеджмента над повышением операционной эффективности сервиса. Показатель «скорректированная EBITDA / GMV», который менеджмент Ozon ранее часто использовал, вырос на 10,4 процентных пункта, с −10,3 до 0,1%.

Чистая прибыль и свободный денежный поток пока продолжают демонстрировать отрицательные результаты на фоне больших инвестиций Ozon в свой будущий рост. Чистый убыток сократился на 53%, до −7,202 млрд рублей, свободный денежный поток увеличился на 22%, до −15,447 млрд рублей, ввиду роста капитальных расходов.

Основные операционные и финансовые результаты Ozon

2к2021 2к2022 Изменение
Общее количество заказов, млн штук 40,9 90,2 121%
Количество активных пользователей, млн человек 18,4 30,7 67%
Количество активных продавцов, млн компаний 50 150 200%
Ассортимент товаров, млн SKU 27 130 381%
GMV, млрд рублей 88,957 170,647 92%
Выручка, млрд рублей 37,018 58,514 58%
Скорректированная EBITDA, млрд рублей −9,130 0,188
EBITDA / GMV −10,3% 0,1% 10,4 п. п.
Чистая прибыль, млрд рублей −15,233 −7,202 −53%
FCF, млрд рублей −12,598 −15,447 22%
Общее количество заказов, млн штук
2к2021
40,9
2к2022
90,2
Изменение
121%
Количество активных пользователей, млн человек
2к2021
18,4
2к2022
30,7
Изменение
67%
Количество активных продавцов, млн компаний
2к2021
50
2к2022
150
Изменение
200%
Ассортимент товаров, млн SKU
2к2021
27
2к2022
130
Изменение
381%
GMV, млрд рублей
2к2021
88,957
2к2022
170,647
Изменение
92%
Выручка, млрд рублей
2к2021
37,018
2к2022
58,514
Изменение
58%
Скорректированная EBITDA, млрд рублей
2к2021
−9,130
2к2022
0,188
Изменение
EBITDA / GMV
2к2021
−10,3%
2к2022
0,1%
Изменение
10,4 п. п.
Чистая прибыль, млрд рублей
2к2021
−15,233
2к2022
−7,202
Изменение
−53%
FCF, млрд рублей
2к2021
−12,598
2к2022
−15,447
Изменение
22%

Что сказал менеджмент

После публикации финансовых результатов за первый квартал 2022 года менеджмент Ozon заявил о цели выйти на операционную безубыточность в течение следующих 12 месяцев за счет улучшения экономики сервиса.

«Мы очень много вкладывались в инфраструктуру, привлекали клиентов и продавцов, и это начинает работать, загружать мощности и давать лучший экономический результат», — сообщил финансовый директор онлайн-ретейлера Игорь Герасимов.

По итогу менеджмент смог достигнуть своей цели уже в текущем квартале, на девять месяцев раньше намеченного срока.

Что в итоге

Ozon продемонстрировал сильные финансовые показатели во втором квартале 2022 года: выручка выросла на 58%, скорректированная EBITDA впервые вышла в плюс. Рынок очень позитивно оценил текущие результаты: цена бумаг компании на Московской бирже увеличивается на 9—13%, вплотную приближаясь к значению 1600 Р за 1 ADR.

Что может помешать котировкам Ozon вырасти еще сильнее? У компании имеется одна проблема, связанная с валютным долгом, выплаты по которому интернет-магазин сейчас не способен провести из-за санкций. Тем не менее менеджмент уже практически нашел выход из ситуации: переговоры с держателями долга близки к завершению, Ozon планирует закончить процесс реструктуризации долга в течение этого года.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.