Картинки и деньги из воздуха: как устроен бизнес Pinterest
Pinterest (NYSE: PINS) — американская социальная сеть. Компания убыточная, и не сказать, чтобы она поражала воображение темпами роста выручки. Но ее акции продолжают нагло расти.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Идею сделать обзор Pinterest предложил наш читатель Mr. Oleg A. Andreev в комментариях к разбору Nike. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
Часто при составлении отчетности компаний числа округляются, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.
На чем зарабатывают
Сервис зарабатывает на всяких глупостях. Это нечто среднее между социальной сетью и сервисом обмена картинками. Или даже так: это сервис обмена картинками, функционирующий по принципу социальной сети.
Деньги компания получает с рекламодателей, которые считают, что если тратиться на рекламу на этой площадке, то от этого будет толк. Собственно, это практически все, что можно вынести из годового отчета компании: вся суть бизнеса заключается в рекламе, выручку компания получает за клики и показы видео посетителям платформы в рекламных материалах. Большую часть денег компания получает в США, остальное — в неких неназванных странах.
Выручка компании по регионам в тысячах долларов
2017 | 2018 | 2019 | |
---|---|---|---|
США | 443 842 | 697 170 | 1 010 186 |
Другие страны | 29 010 | 58 762 | 132 575 |
Итого | 472 852 | 755 932 | 1 142 761 |
Выручка компании по регионам в тысячах долларов
США | |
2017 | 443 842 |
2018 | 697 170 |
2019 | 1 010 186 |
Другие страны | |
2017 | 29 010 |
2018 | 58 762 |
2019 | 132 575 |
Итого | |
2017 | 472 852 |
2018 | 755 932 |
2019 | 1 142 761 |
Так плохо, что даже хорошо
Вообще, Pinterest выглядит не вдохновляюще. Капитализация в районе 46 млрд долларов в сочетании с убыточностью бизнеса делают продажу компании маловероятной. Если такое и произойдет, то в учебниках будущего среди примеров пороков нынешней цивилизации будут среди прочего приводить и сделку по покупке Pinterest по текущей цене.
Стоимость Pinterest выглядит чрезвычайно завышенной, и эти акции напрашиваются на коррекцию. Особенно с учетом того, что на фондовом рынке уже слишком очевиден пузырь из убыточных технологических компаний, а значит, компаниям типа Pinterest будет грозить болезненное падение.
С другой стороны, акции Pinterest не просто так вымахали на 227% за минувший год. Рекламные бюджеты на онлайн в 2020 году выросли в условиях падения расходов на рекламу в офлайне. И ожидается, что в 2021 траты на онлайн-рекламу вырастут еще больше. Учитывая, что Pinterest потихоньку сокращает убытки, можно предположить, что расчет у инвесторов здесь на то, что объем денег на онлайн-рекламу со временем перерастет в качество — то есть компания станет прибыльной.
В обзоре Facebook мы подробно разбирали проблему очевидной переоцененности интернет-рекламы и давно назревшую необходимость ревизии внутренних расценок. С другой стороны, по ряду характеристик Pinterest выглядит как очень неплохой вариант для рекламы с точки зрения среднего маркетолога: 250 млн активных пользователей в месяц, из которых 90% говорят, что благодаря пользованию Pinterest они принимают решение о покупке того или иного товара. А у половины из тех, кого завлекла реклама, доход на уровне 50 тысяч долларов в год — это сильно выше среднего американского.
И все же, сознавая уязвимость бизнеса компании, менеджмент Pinterest хорошо освоил искусство эффектных презентаций, которые призваны продемонстрировать прогресс компании, но которые при внимательном рассмотрении мало о чем говорят.
Практика показывает, что инвесторы хорошо ведутся на «увеличение аудитории» и «рост скорректированной EBITDA», так что здесь котировки, возможно, нас еще удивят и вновь обновят исторические максимумы. А может быть, и нет: основные показатели компании в 2020 выросли не так сильно, чтобы оправдать такой мощный рост акций.
Скорректированная EBITDA компании и маржа
Скорректированная EBITDA, млн $ | Маржа скорректированной EBITDA, проценты от выручки | |
---|---|---|
3 квартал 2019 | 4 | 1 |
4 квартал 2019 | 77 | 19 |
1 квартал 2020 | −53 | −20 |
2 квартал 2020 | −34 | −12 |
3 квартал 2020 | 93 | 21 |
Скорректированная EBITDA компании и маржа
Скорректированная EBITDA, млн долларов | |
3 квартал 2019 | 4 |
4 квартал 2019 | 77 |
1 квартал 2020 | −53 |
2 квартал 2020 | −34 |
3 квартал 2020 | 93 |
Маржа скорректированной EBITDA, проценты от выручки | |
3 квартал 2019 | 1 |
4 квартал 2019 | 19 |
1 квартал 2020 | −20 |
2 квартал 2020 | −12 |
3 квартал 2020 | 21 |
Активные пользователи Pinterest в миллионах человек
В США | За рубежом | Итого | Рост по сравнению с периодом ранее | |
---|---|---|---|---|
3 квартал 2019 | 87 | 235 | 322 | 28% |
4 квартал 2019 | 88 | 247 | 335 | 26% |
1 квартал 2020 | 90 | 277 | 367 | 26% |
2 квартал 2020 | 96 | 321 | 416 | 39% |
3 квартал 2020 | 98 | 343 | 442 | 37% |
Активные пользователи Pinterest в миллионах человек
В США | |
3 квартал 2019 | 87 |
4 квартал 2019 | 88 |
1 квартал 2020 | 90 |
2 квартал 2020 | 96 |
3 квартал 2020 | 98 |
За рубежом | |
3 квартал 2019 | 235 |
4 квартал 2019 | 247 |
1 квартал 2020 | 277 |
2 квартал 2020 | 321 |
3 квартал 2020 | 343 |
Итого | |
3 квартал 2019 | 322 |
4 квартал 2019 | 335 |
1 квартал 2020 | 367 |
2 квартал 2020 | 416 |
3 квартал 2020 | 442 |
Рост по сравнению с периодом ранее | |
3 квартал 2019 | 28% |
4 квартал 2019 | 26% |
1 квартал 2020 | 26% |
2 квартал 2020 | 39% |
3 квартал 2020 | 37% |
Средние показатели выручки на пользователя в долларах
В США | За рубежом | Итого | |
---|---|---|---|
3 квартал 2019 | 2,93 | 0,13 | 0,90 |
4 квартал 2019 | 4,00 | 0,21 | 1,22 |
1 квартал 2020 | 2,66 | 0,13 | 0,77 |
2 квартал 2020 | 2,50 | 0,14 | 0,70 |
3 квартал 2020 | 3,85 | 0,21 | 1,03 |
Средние показатели выручки на пользователя в долларах
В США | |
3 квартал 2019 | 2,93 |
4 квартал 2019 | 4 |
1 квартал 2020 | 2,66 |
2 квартал 2020 | 2,5 |
3 квартал 2020 | 3,85 |
За рубежом | |
3 квартал 2019 | 0,13 |
4 квартал 2019 | 0,21 |
1 квартал 2020 | 0,13 |
2 квартал 2020 | 0,14 |
3 квартал 2020 | 0,21 |
Итого | |
3 квартал 2019 | 0,9 |
4 квартал 2019 | 1,22 |
1 квартал 2020 | 0,77 |
2 квартал 2020 | 0,7 |
3 квартал 2020 | 1,03 |
Резюме
4 февраля у компании выходит отчет за 4 квартал. Кажется, что котировки Pinterest оторвались от реальности так сильно, что акции могут упасть даже после новостей об отчете лучше ожиданий: компания неприлично дорого стоит даже с поправкой на «технологичность» и «перспективность». Поэтому инвестировать в такие бумаги можно только на свой страх и риск.