Обзор российских ретейлеров. Что выбрать розничному инвестору

9
Обзор российских ретейлеров. Что выбрать розничному инвестору

Разберем российских ретейлеров на примере семи главных его представителей, которые торгуются на Московской бирже.

Ключевые игроки

Х5 Group (MOEX: FIVE) — это крупнейший российский продуктовый ретейлер, который состоит из следующих брендов: магазинов у дома «Пятерочка», супермаркетов «Перекресток», гипермаркетов «Карусель», жестких дискаунтеров «Чижик», онлайн-гипермаркета «Перекресток Впрок», службы доставки «последней мили» 5Post, собственного агрегатора «Около», медиаплатформы Food.ru, финансового сервиса «Х5 банк» и сервиса готовой еды «Много лосося».

«Магнит» (MOEX: MGNT) — это второй по доле рынка российский продуктовый ретейлер, который также является лидером по количеству магазинов и географии их расположения. Компания работает в рамках мультиформатной модели, которая включает в себя магазины у дома и магазины-дрогери, супермаркеты и аптеки. По состоянию на 31 декабря 2020 года «Магниту» принадлежало 21 564 магазина в 66 регионах России.

Fix Price (MOEX: FIXP) — это международная сеть магазинов для всей семьи с широким ассортиментом товаров для дома по низким фиксированным ценам. Сеть ретейлера состоит из более чем 4750 магазинов в России, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии и Узбекистане.

«Детский мир» (MOEX: DSKY) — это крупнейший российский ретейлер детских товаров в России, Казахстане и Беларуси, который работает в среднем ценовом сегменте. Компания развивает следующие форматы: магазины большой площади «Детский мир», интернет-магазин и маркетплейс detmir.ru, магазин сверхмалого формата «Детмир» и сеть товаров для животных «Зоозавр».

«Лента» (MOEX: LNTA) — это крупный российский ретейлер, основанный в 1993 году в Санкт-Петербурге. Компания управляет самой большой сетью гипермаркетов в стране, которая насчитывает 255 магазинов. Помимо гипермаркетов, «Лента» работает в сегменте супермаркетов, развивает онлайн-продажи, а также недавно вышла на рынок магазинов у дома с собственным брендом «Мини Лента».

«М-видео» (MOEX: MVID) — это ведущая российская сеть магазинов в сфере электронной коммерции и розничной торговли электроникой и бытовой техникой. Бизнес ретейлера опирается на два бренда — «М-видео» и «Эльдорадо». Компания занимает около четверти российского рынка бытовой техники, а по объему продаж входит в мировую десятку крупнейших игроков в своем сегменте.

«О’кей» (MOEX: OKEY) — это российская розничная сеть, которая специализируется на торговле продуктами питания. Компания работает с тремя форматами: гипермаркетами «О’кей», дискаунтерами «Да!» и интернет-магазином, который обеспечивает доставку продуктов до двери покупателя.

Основные финансовые показатели компаний

Х5МагнитFix PriceДМЛентаМ-видеоО’кей
Количество магазинов, шт.18 64825 315475310146741178206
Общая площадь, тыс. м²821287231022117917262081605
Капитализация, млрд рублей65167551710010810612,4
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей34,926,7108,898,6160,29060,2
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей11467,946,7159,3683387,7882

Основные финансовые показатели компаний

Х5
Количество магазинов, шт.18 648
Общая площадь, тыс. м²8212
Капитализация, млрд рублей651
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей34,9
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей114
Магнит
Количество магазинов, шт.25 315
Общая площадь, тыс. м²8723
Капитализация, млрд рублей675
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей26,7
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей67,9
Fix Price
Количество магазинов, шт.4753
Общая площадь, тыс. м²1022
Капитализация, млрд рублей517
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей108,8
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей46,7
ДМ
Количество магазинов, шт.1014
Общая площадь, тыс. м²1179
Капитализация, млрд рублей100
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей98,6
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей159,3
Лента
Количество магазинов, шт.674
Общая площадь, тыс. м²1726
Капитализация, млрд рублей108
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей160,2
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей683
М-видео
Количество магазинов, шт.1178
Общая площадь, тыс. м²2081
Капитализация, млрд рублей106
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей90
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей387,7
О’кей
Количество магазинов, шт.206
Общая площадь, тыс. м²605
Капитализация, млрд рублей12,4
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей60,2
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей882

Рынок

Рассмотрим три рынка: детских товаров, на котором работает «Детский мир», бытовой техники и электроники, основной игрок которого — «М-видео», и рынок продуктов питания с пятью эмитентами.

Рынок детских товаров. Его лидер — «Детский мир», он занимает долю 22% на всем российском рынке и долю 64% на рынке онлайн-продаж среди интернет-магазинов детских товаров. В 2020 году наличие одинаково сильных офлайн- и онлайн-каналов продаж помогли ретейлеру показать рост финансовых результатов даже с учетом того, что некоторые магазины сети были закрыты из-за карантинных ограничений.

Источник: «Детский мир», слайд 12
Источник: «Детский мир», слайд 12

Рынок бытовой техники. Его лидер — «М-видео» с долей 27%. По данным ретейлера, весь российский рынок потребительской электроники оценивается более чем в 25 млрд долларов США, со среднегодовыми темпами роста за последние пять лет 10%. При этом в 2020 году рынок вырос сильнее — на 22%, благодаря повышенному спросу со стороны покупателей.

Источник: «М-видео»
Источник: «М-видео»

Рынок продуктов питания. Общий объем рынка оценивается в 16,4 трлн рублей. Лидер рынка — Х5 Group c долей 12,8%. Привлекательность российского рынка продуктовой розницы — в его масштабности, а еще в нем есть существенные возможности роста и консолидации для крупных игроков: суммарная рыночная доля десяти крупнейших ретейлеров всего 37%.

Наибольшим потенциалом роста на российском продуктовом рынке обладает сегмент онлайн-продаж, который до 2023 года должен вырасти более чем в 4,5 раза с текущих значений в 155 млрд рублей до 704 млрд рублей. Из представленной пятерки продуктовых магазинов в десятку крупнейших онлайн-ретейлеров входит только одна компания — Х5 Group, которая к тому же занимает лидирующие позиции в этом канале продаж.

Российский продуктовый рынок в долях

20202019
Х5 Group12,8%11,5%
Магнит8,8%7,6%
Красное & белое6,6%5,7%
Лента2,7%2,5%
Ашан1,5%1,5%
Светофор1,3%0,7%
Метро1,2%1,1%
О’кей1,1%1%
Монетка0,8%0,7%
Вкусвилл0,8%0,6%

Российский продуктовый рынок в долях

Рыночная доля в 2020 году
Х5 Group12,8%
Магнит8,8%
Красное & белое6,6%
Лента2,7%
Ашан1,5%
Светофор1,3%
Метро1,2%
О’кей1,1%
Монетка0,8%
Вкусвилл0,8%
Рыночная доля в 2019 году
Х5 Group11,5%
Магнит7,6%
Красное & белое5,7%
Лента2,5%
Ашан1,5%
Светофор0,7%
Метро1,1%%
О’кей1%
Монетка0,7%
Вкусвилл0,6%

10 ведущих продуктовых онлайн-ретейлеров в РФ

Рыночная доля в 2020 годуРыночная доля в 2019 году
Х5 Group12,6%10,2%
Сбермаркет11,2%3,7%
Вкусвилл9,4%0,5%
Wildberries9%4,7%
Утконос9%19,5%
Ozon.ru8,1%12,8%
Яндекс-лавка6,7%0,7%
Самокат5,8%0,9%
iGooods4,3%5,3%
Азбука вкуса2,3%4%

10 ведущих продуктовых онлайн-ретейлеров в РФ

Рыночная доля в 2020 году
Х5 Group12,6%
Сбермаркет11,2%
Вкусвилл9,4%
Wildberries9%
Утконос9%
Ozon.ru8,1%
Яндекс-лавка6,7%
Самокат5,8%
iGooods4,3%
Азбука вкуса2,3%
Рыночная доля в 2019 году
Х5 Group10,2%
Сбермаркет3,7%
Вкусвилл0,5%
Wildberries4,7%
Утконос19,5%
Ozon.ru12,8%
Яндекс-лавка0,7%
Самокат0,9%
iGooods5,3%
Азбука вкуса4%

Трансформация российского продуктового рынка в долях

20192020202120232030
Онлайн0,3%0,9%1,7%4%11%
Магазины у дома27%29%30%32%35%
Супермаркеты22%21%20%19%15%
Гипермаркеты13%11%10%9%5%
Жесткие дискаунтеры2%3%3%4%5%
Другие форматы12%14%16%16%20%
Традиционные форматы24%21%19%16%9%

Трансформация российского продуктового рынка в долях

Онлайн
20190,3%
20200,9%
20211,7%
20234%
203011%
Магазины у дома
201927%
202029%
202130%
202332%
203035%
Супермаркеты
201922%
202021%
202120%
202319%
203015%
Гипермаркеты
201913%
202011%
202110%
20239%
20305%
Жесткие дискаунтеры
20192%
20203%
20213%
20234%
20305%
Другие форматы
201912%
202014%
202116%
202316%
203020%
Традиционные форматы
201924%
202021%
202119%
202316%
20309%

Драйверы роста

Х5 Group. У компании есть два основных фактора роста. Первый — IPO онлайн-сегмента: оно может состояться в 2022—2023 годах после привлечения стратегического партнера. По данным СМИ, оценка данного цифрового бизнеса Х5 будет в диапазоне от 3 млрд до 4,5 млрд долларов, что соответствует 32—48% от текущей капитализации компании. Второй фактор — это органический рост, который приведет к росту финансовых показателей и дивидендов. Ретейлер в ближайшие три года намерен открыть более 7 тысяч новых магазинов, текущее количество магазинов Х5 — 18 648.

«Магнит». Главный драйвер — это рост сети. В рамках стратегии до 2025 года компания планирует открывать в год магазинов у дома — 1000—1500, магазинов косметики — 750—1000, супермаркетов и суперсторов — 5—15.

Fix Price. Ключевая идея — это двузначный рост финансовых показателей, его компания планирует достичь благодаря увеличению своей сети до 15 500 магазинов, сейчас у сети 4753 магазина. Также компания планирует свой рост за счет увеличения российского рынка товаров по низким ценам, ежегодный CAGR которого до 2025 года составит 20%.

«Детский мир». Важнейший фактор роста компании — это развитие онлайн- и офлайн-сегментов, при котором ретейлер продолжит показывать рост финансовых показателей на 10—15% и двузначную дивидендную доходность. «Детский мир» до 2024 года планирует увеличить сеть своих магазинов в два раза и довести долю онлайн-продаж в общих результатах до 45% против текущих 27%.

«Лента». Основной драйвер роста — это новая дивидендная политика. Компания будет платить более 100% FCF, если мультипликатор «чистый долг / EBITDA» будет ниже 1,0×, до 100% FCF, если это соотношение будет от 1,0× до 1,5×, не более 50% FCF, если больше 1,5×.

Больших выплат инвесторам стоит ожидать только после 2023 года: сейчас «Лента» проводит M&A-сделки, которые съедают весь FCF. Например, в текущем году FCF за 9 месяцев отрицателен и равен −13,6 млрд рублей на фоне приобретения двух сетей за более чем 20 млрд рублей, а в 2022 и 2023 ретейлер планирует еще рассмотреть новые сделки слияния и поглощения.

«М-видео». Главная идея в акциях компании — это дивиденды, большая выплата которых защищена тем фактом, что основному собственнику ретейлера М. Гуцериеву нужны деньги для возмещения убытков ЦБ. До 2024 года мажоритарий «М-видео» должен вернуть банкам «Открытие» и «Траст» около 2 млрд долларов.

«О’кей». Ключевой фактор роста — развитие сети дискаунтеров «Да!»: на горизонте четырех лет их доля в общих показателях ретейлера должна увеличиться с текущих 19% до 50%. Это произойдет за счет роста сети дискаунтеров — до 2024 года «О’кей» планирует открыть 200 новых магазинов «Да!», на данный момент магазинов 129. Текущая стоимость сети «Да!» 44,5 млрд рублей в среднем. Это более чем в три раза больше нынешней капитализации всего «О’кей».

Распределение прибыли

Российские ретейлеры стараются распределять всю заработанную чистую прибыль на дивиденды.

Х5 Group. Ретейлер планирует в ближайшие три года как минимум ежегодно поддерживать выплаты на уровне 2020 года — это 50 млрд рублей, как максимум — наращивать дивиденды на 10% в год. За 2021 год компания рассчитывает вернуть акционерам 50 млрд рублей, что соответствует выплате 184,135 ₽ на 1 GDR и 7,5% дивидендной доходности.

«Магнит». В дивидендной политике у ретейлера нет закрепленной нормы распределения прибыли, при этом компания последние три года старается выплачивать своим акционерам максимально возможный дивиденд, который иногда превышает 100% заработанной чистой прибыли.

Fix Price. Ретейлер распределяет прибыль на полугодовой основе: за первое полугодие и второе. Целевой уровень выплат — не менее 50% чистой прибыли по МСФО, но фактическая норма — 100% чистой прибыли на фоне низкой долговой нагрузки.

«Детский мир». Магазин детских товаров возвращает прибыль акционерам дважды в год: за 9 и 12 месяцев. По дивидендной политике компания должна выплачивать не менее 50% чистой прибыли по МСФО, но менеджмент распределяет больше — 100% чистой прибыли по РСБУ.

«Лента». Ретейлер в своей истории еще ни разу не платил дивиденды, но менеджмент намерен это исправить. В ноябре 2021 года компания приняла новую дивидендную политику, по которой будет распределять до 100% свободного денежного потока.

«М-видео». Дивидендная политика компании заточена на распределение 100% консолидированной чистой прибыли по МСФО при условии, что «чистый долг / EBITDA» менее 2.

«О’кей» — у ретейлера нет закрепленной нормы распределения прибыли, поэтому каждый год совет директоров сам определяет, какой дивиденд компания выплатит своим акционерам.

Источники: X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Детский мир», «Лента», «М-видео», «О’кей»

Финансовые результаты

Российские ретейлеры демонстрируют двузначные темпы роста последние несколько лет. Наиболее сильную динамику среди представленных компаний показывают Fix Price и «Детский мир», а наиболее слабую — «О’кей» и «Лента».

Источники: X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Детский мир», «Лента», «М-видео», «О’кей»

Сравнение по мультипликаторам

EV / EBITDAP / EP / SЧистый долг / EBITDA
X5 Group5,7616,160,311,50
Магнит7,4113,990,391,92
Fix Price17,6428,952,490,68
Детский мир6,347,740,631,18
Лента4,797,980,241,69
М-видео6,298,210,242,33
О’кей3,16Отриц.0,072,32

Сравнение по мультипликаторам

EV / EBITDA
X5 Group5,76
Магнит7,41
Fix Price17,64
Детский мир6,34
Лента4,79
М-видео6,29
О’кей3,16
P / E
X5 Group16,16
Магнит13,99
Fix Price28,95
Детский мир7,74
Лента7,98
М-видео8,21
О’кейОтриц.
P / S
X5 Group0,31
Магнит0,39
Fix Price2,49
Детский мир0,63
Лента0,24
М-видео0,24
О’кей0,07
Чистый долг / EBITDA
X5 Group1,50
Магнит1,92
Fix Price0,68
Детский мир1,18
Лента1,69
М-видео2,33
О’кей2,32

Что в итоге

Предпочтение стоит отдавать компаниям, которые подходят под ваш стиль инвестирования:

  1. Если вы ищете самый сильный бизнес в российском ретейле, то ваш фаворит — это Х5 Group.
  2. Если вам интересны большие дивиденды, то выбирать стоит между «М-видео», «Магнитом» и «Детским миром».
  3. Если вы инвестируете только в истории роста, то вам подойдет или Fix Price, или «Детский мир».
  4. Если вы сторонник стоимостного инвестирования, то ваш выбор — это «О’кей», «Лента», «М-видео» и Х5 Group.
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество