Обзор российских ретейлеров. Что выбрать розничному инвестору
![Обзор российских ретейлеров. Что выбрать розничному инвестору](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/main_out_review-rus-retail.kviw82.jpg)
Разберем российских ретейлеров на примере семи главных его представителей, которые торгуются на Московской бирже.
Ключевые игроки
Х5 Group (MOEX: FIVE) — это крупнейший российский продуктовый ретейлер, который состоит из следующих брендов: магазинов у дома «Пятерочка», супермаркетов «Перекресток», гипермаркетов «Карусель», жестких дискаунтеров «Чижик», онлайн-гипермаркета «Перекресток Впрок», службы доставки «последней мили» 5Post, собственного агрегатора «Около», медиаплатформы Food.ru, финансового сервиса «Х5 банк» и сервиса готовой еды «Много лосося».
«Магнит» (MOEX: MGNT) — это второй по доле рынка российский продуктовый ретейлер, который также является лидером по количеству магазинов и географии их расположения. Компания работает в рамках мультиформатной модели, которая включает в себя магазины у дома и магазины-дрогери, супермаркеты и аптеки. По состоянию на 31 декабря 2020 года «Магниту» принадлежало 21 564 магазина в 66 регионах России.
Fix Price (MOEX: FIXP) — это международная сеть магазинов для всей семьи с широким ассортиментом товаров для дома по низким фиксированным ценам. Сеть ретейлера состоит из более чем 4750 магазинов в России, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии и Узбекистане.
«Детский мир» (MOEX: DSKY) — это крупнейший российский ретейлер детских товаров в России, Казахстане и Беларуси, который работает в среднем ценовом сегменте. Компания развивает следующие форматы: магазины большой площади «Детский мир», интернет-магазин и маркетплейс detmir.ru, магазин сверхмалого формата «Детмир» и сеть товаров для животных «Зоозавр».
«Лента» (MOEX: LNTA) — это крупный российский ретейлер, основанный в 1993 году в Санкт-Петербурге. Компания управляет самой большой сетью гипермаркетов в стране, которая насчитывает 255 магазинов. Помимо гипермаркетов, «Лента» работает в сегменте супермаркетов, развивает онлайн-продажи, а также недавно вышла на рынок магазинов у дома с собственным брендом «Мини Лента».
«М-видео» (MOEX: MVID) — это ведущая российская сеть магазинов в сфере электронной коммерции и розничной торговли электроникой и бытовой техникой. Бизнес ретейлера опирается на два бренда — «М-видео» и «Эльдорадо». Компания занимает около четверти российского рынка бытовой техники, а по объему продаж входит в мировую десятку крупнейших игроков в своем сегменте.
«О’кей» (MOEX: OKEY) — это российская розничная сеть, которая специализируется на торговле продуктами питания. Компания работает с тремя форматами: гипермаркетами «О’кей», дискаунтерами «Да!» и интернет-магазином, который обеспечивает доставку продуктов до двери покупателя.
Основные финансовые показатели компаний
Х5 | Магнит | Fix Price | ДМ | Лента | М-видео | О’кей | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество магазинов, шт. | 18 648 | 25 315 | 4753 | 1014 | 674 | 1178 | 206 |
Общая площадь, тыс. м² | 8212 | 8723 | 1022 | 1179 | 1726 | 2081 | 605 |
Капитализация, млрд рублей | 651 | 675 | 517 | 100 | 108 | 106 | 12,4 |
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей | 34,9 | 26,7 | 108,8 | 98,6 | 160,2 | 90 | 60,2 |
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей | 114 | 67,9 | 46,7 | 159,3 | 683 | 387,7 | 882 |
Основные финансовые показатели компаний
Х5 | |
Количество магазинов, шт. | 18 648 |
Общая площадь, тыс. м² | 8212 |
Капитализация, млрд рублей | 651 |
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей | 34,9 |
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей | 114 |
Магнит | |
Количество магазинов, шт. | 25 315 |
Общая площадь, тыс. м² | 8723 |
Капитализация, млрд рублей | 675 |
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей | 26,7 |
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей | 67,9 |
Fix Price | |
Количество магазинов, шт. | 4753 |
Общая площадь, тыс. м² | 1022 |
Капитализация, млрд рублей | 517 |
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей | 108,8 |
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей | 46,7 |
ДМ | |
Количество магазинов, шт. | 1014 |
Общая площадь, тыс. м² | 1179 |
Капитализация, млрд рублей | 100 |
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей | 98,6 |
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей | 159,3 |
Лента | |
Количество магазинов, шт. | 674 |
Общая площадь, тыс. м² | 1726 |
Капитализация, млрд рублей | 108 |
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей | 160,2 |
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей | 683 |
М-видео | |
Количество магазинов, шт. | 1178 |
Общая площадь, тыс. м² | 2081 |
Капитализация, млрд рублей | 106 |
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей | 90 |
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей | 387,7 |
О’кей | |
Количество магазинов, шт. | 206 |
Общая площадь, тыс. м² | 605 |
Капитализация, млрд рублей | 12,4 |
Во сколько оценен магазин сети, млн рублей | 60,2 |
Сколько выручки в год приносит магазин, млн рублей | 882 |
Рынок
Рассмотрим три рынка: детских товаров, на котором работает «Детский мир», бытовой техники и электроники, основной игрок которого — «М-видео», и рынок продуктов питания с пятью эмитентами.
Рынок детских товаров. Его лидер — «Детский мир», он занимает долю 22% на всем российском рынке и долю 64% на рынке онлайн-продаж среди интернет-магазинов детских товаров. В 2020 году наличие одинаково сильных офлайн- и онлайн-каналов продаж помогли ретейлеру показать рост финансовых результатов даже с учетом того, что некоторые магазины сети были закрыты из-за карантинных ограничений.
![Источник: «Детский мир», слайд 12](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/review-retail-rus-1desk.umoehh.png)
Рынок бытовой техники. Его лидер — «М-видео» с долей 27%. По данным ретейлера, весь российский рынок потребительской электроники оценивается более чем в 25 млрд долларов США, со среднегодовыми темпами роста за последние пять лет 10%. При этом в 2020 году рынок вырос сильнее — на 22%, благодаря повышенному спросу со стороны покупателей.
![Источник: «М-видео»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/review-retail-rus-2desk.mk8gty.png)
Рынок продуктов питания. Общий объем рынка оценивается в 16,4 трлн рублей. Лидер рынка — Х5 Group c долей 12,8%. Привлекательность российского рынка продуктовой розницы — в его масштабности, а еще в нем есть существенные возможности роста и консолидации для крупных игроков: суммарная рыночная доля десяти крупнейших ретейлеров всего 37%.
Наибольшим потенциалом роста на российском продуктовом рынке обладает сегмент онлайн-продаж, который до 2023 года должен вырасти более чем в 4,5 раза с текущих значений в 155 млрд рублей до 704 млрд рублей. Из представленной пятерки продуктовых магазинов в десятку крупнейших онлайн-ретейлеров входит только одна компания — Х5 Group, которая к тому же занимает лидирующие позиции в этом канале продаж.
Российский продуктовый рынок в долях
2020 | 2019 | |
---|---|---|
Х5 Group | 12,8% | 11,5% |
Магнит | 8,8% | 7,6% |
Красное & белое | 6,6% | 5,7% |
Лента | 2,7% | 2,5% |
Ашан | 1,5% | 1,5% |
Светофор | 1,3% | 0,7% |
Метро | 1,2% | 1,1% |
О’кей | 1,1% | 1% |
Монетка | 0,8% | 0,7% |
Вкусвилл | 0,8% | 0,6% |
Российский продуктовый рынок в долях
Рыночная доля в 2020 году | |
Х5 Group | 12,8% |
Магнит | 8,8% |
Красное & белое | 6,6% |
Лента | 2,7% |
Ашан | 1,5% |
Светофор | 1,3% |
Метро | 1,2% |
О’кей | 1,1% |
Монетка | 0,8% |
Вкусвилл | 0,8% |
Рыночная доля в 2019 году | |
Х5 Group | 11,5% |
Магнит | 7,6% |
Красное & белое | 5,7% |
Лента | 2,5% |
Ашан | 1,5% |
Светофор | 0,7% |
Метро | 1,1%% |
О’кей | 1% |
Монетка | 0,7% |
Вкусвилл | 0,6% |
10 ведущих продуктовых онлайн-ретейлеров в РФ
Рыночная доля в 2020 году | Рыночная доля в 2019 году | |
---|---|---|
Х5 Group | 12,6% | 10,2% |
Сбермаркет | 11,2% | 3,7% |
Вкусвилл | 9,4% | 0,5% |
Wildberries | 9% | 4,7% |
Утконос | 9% | 19,5% |
Ozon.ru | 8,1% | 12,8% |
Яндекс-лавка | 6,7% | 0,7% |
Самокат | 5,8% | 0,9% |
iGooods | 4,3% | 5,3% |
Азбука вкуса | 2,3% | 4% |
10 ведущих продуктовых онлайн-ретейлеров в РФ
Рыночная доля в 2020 году | |
Х5 Group | 12,6% |
Сбермаркет | 11,2% |
Вкусвилл | 9,4% |
Wildberries | 9% |
Утконос | 9% |
Ozon.ru | 8,1% |
Яндекс-лавка | 6,7% |
Самокат | 5,8% |
iGooods | 4,3% |
Азбука вкуса | 2,3% |
Рыночная доля в 2019 году | |
Х5 Group | 10,2% |
Сбермаркет | 3,7% |
Вкусвилл | 0,5% |
Wildberries | 4,7% |
Утконос | 19,5% |
Ozon.ru | 12,8% |
Яндекс-лавка | 0,7% |
Самокат | 0,9% |
iGooods | 5,3% |
Азбука вкуса | 4% |
Трансформация российского продуктового рынка в долях
2019 | 2020 | 2021 | 2023 | 2030 | |
---|---|---|---|---|---|
Онлайн | 0,3% | 0,9% | 1,7% | 4% | 11% |
Магазины у дома | 27% | 29% | 30% | 32% | 35% |
Супермаркеты | 22% | 21% | 20% | 19% | 15% |
Гипермаркеты | 13% | 11% | 10% | 9% | 5% |
Жесткие дискаунтеры | 2% | 3% | 3% | 4% | 5% |
Другие форматы | 12% | 14% | 16% | 16% | 20% |
Традиционные форматы | 24% | 21% | 19% | 16% | 9% |
Трансформация российского продуктового рынка в долях
Онлайн | |
2019 | 0,3% |
2020 | 0,9% |
2021 | 1,7% |
2023 | 4% |
2030 | 11% |
Магазины у дома | |
2019 | 27% |
2020 | 29% |
2021 | 30% |
2023 | 32% |
2030 | 35% |
Супермаркеты | |
2019 | 22% |
2020 | 21% |
2021 | 20% |
2023 | 19% |
2030 | 15% |
Гипермаркеты | |
2019 | 13% |
2020 | 11% |
2021 | 10% |
2023 | 9% |
2030 | 5% |
Жесткие дискаунтеры | |
2019 | 2% |
2020 | 3% |
2021 | 3% |
2023 | 4% |
2030 | 5% |
Другие форматы | |
2019 | 12% |
2020 | 14% |
2021 | 16% |
2023 | 16% |
2030 | 20% |
Традиционные форматы | |
2019 | 24% |
2020 | 21% |
2021 | 19% |
2023 | 16% |
2030 | 9% |
Драйверы роста
Х5 Group. У компании есть два основных фактора роста. Первый — IPO онлайн-сегмента: оно может состояться в 2022—2023 годах после привлечения стратегического партнера. По данным СМИ, оценка данного цифрового бизнеса Х5 будет в диапазоне от 3 млрд до 4,5 млрд долларов, что соответствует 32—48% от текущей капитализации компании. Второй фактор — это органический рост, который приведет к росту финансовых показателей и дивидендов. Ретейлер в ближайшие три года намерен открыть более 7 тысяч новых магазинов, текущее количество магазинов Х5 — 18 648.
«Магнит». Главный драйвер — это рост сети. В рамках стратегии до 2025 года компания планирует открывать в год магазинов у дома — 1000—1500, магазинов косметики — 750—1000, супермаркетов и суперсторов — 5—15.
Fix Price. Ключевая идея — это двузначный рост финансовых показателей, его компания планирует достичь благодаря увеличению своей сети до 15 500 магазинов, сейчас у сети 4753 магазина. Также компания планирует свой рост за счет увеличения российского рынка товаров по низким ценам, ежегодный CAGR которого до 2025 года составит 20%.
«Детский мир». Важнейший фактор роста компании — это развитие онлайн- и офлайн-сегментов, при котором ретейлер продолжит показывать рост финансовых показателей на 10—15% и двузначную дивидендную доходность. «Детский мир» до 2024 года планирует увеличить сеть своих магазинов в два раза и довести долю онлайн-продаж в общих результатах до 45% против текущих 27%.
«Лента». Основной драйвер роста — это новая дивидендная политика. Компания будет платить более 100% FCF, если мультипликатор «чистый долг / EBITDA» будет ниже 1,0×, до 100% FCF, если это соотношение будет от 1,0× до 1,5×, не более 50% FCF, если больше 1,5×.
Больших выплат инвесторам стоит ожидать только после 2023 года: сейчас «Лента» проводит M&A-сделки, которые съедают весь FCF. Например, в текущем году FCF за 9 месяцев отрицателен и равен −13,6 млрд рублей на фоне приобретения двух сетей за более чем 20 млрд рублей, а в 2022 и 2023 ретейлер планирует еще рассмотреть новые сделки слияния и поглощения.
«М-видео». Главная идея в акциях компании — это дивиденды, большая выплата которых защищена тем фактом, что основному собственнику ретейлера М. Гуцериеву нужны деньги для возмещения убытков ЦБ. До 2024 года мажоритарий «М-видео» должен вернуть банкам «Открытие» и «Траст» около 2 млрд долларов.
«О’кей». Ключевой фактор роста — развитие сети дискаунтеров «Да!»: на горизонте четырех лет их доля в общих показателях ретейлера должна увеличиться с текущих 19% до 50%. Это произойдет за счет роста сети дискаунтеров — до 2024 года «О’кей» планирует открыть 200 новых магазинов «Да!», на данный момент магазинов 129. Текущая стоимость сети «Да!» 44,5 млрд рублей в среднем. Это более чем в три раза больше нынешней капитализации всего «О’кей».
Распределение прибыли
Российские ретейлеры стараются распределять всю заработанную чистую прибыль на дивиденды.
Х5 Group. Ретейлер планирует в ближайшие три года как минимум ежегодно поддерживать выплаты на уровне 2020 года — это 50 млрд рублей, как максимум — наращивать дивиденды на 10% в год. За 2021 год компания рассчитывает вернуть акционерам 50 млрд рублей, что соответствует выплате 184,135 ₽ на 1 GDR и 7,5% дивидендной доходности.
«Магнит». В дивидендной политике у ретейлера нет закрепленной нормы распределения прибыли, при этом компания последние три года старается выплачивать своим акционерам максимально возможный дивиденд, который иногда превышает 100% заработанной чистой прибыли.
Fix Price. Ретейлер распределяет прибыль на полугодовой основе: за первое полугодие и второе. Целевой уровень выплат — не менее 50% чистой прибыли по МСФО, но фактическая норма — 100% чистой прибыли на фоне низкой долговой нагрузки.
«Детский мир». Магазин детских товаров возвращает прибыль акционерам дважды в год: за 9 и 12 месяцев. По дивидендной политике компания должна выплачивать не менее 50% чистой прибыли по МСФО, но менеджмент распределяет больше — 100% чистой прибыли по РСБУ.
«Лента». Ретейлер в своей истории еще ни разу не платил дивиденды, но менеджмент намерен это исправить. В ноябре 2021 года компания приняла новую дивидендную политику, по которой будет распределять до 100% свободного денежного потока.
«М-видео». Дивидендная политика компании заточена на распределение 100% консолидированной чистой прибыли по МСФО при условии, что «чистый долг / EBITDA» менее 2.
«О’кей» — у ретейлера нет закрепленной нормы распределения прибыли, поэтому каждый год совет директоров сам определяет, какой дивиденд компания выплатит своим акционерам.
![Источники: X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Детский мир», «Лента», «М-видео», «О’кей»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/review-retail-rus-3desk.2l7cjv.png)
Финансовые результаты
Российские ретейлеры демонстрируют двузначные темпы роста последние несколько лет. Наиболее сильную динамику среди представленных компаний показывают Fix Price и «Детский мир», а наиболее слабую — «О’кей» и «Лента».
![Источники: X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Детский мир», «Лента», «М-видео», «О’кей»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/review-retail-rus-4desk.h8ybid.png)
Сравнение по мультипликаторам
EV / EBITDA | P / E | P / S | Чистый долг / EBITDA | |
---|---|---|---|---|
X5 Group | 5,76 | 16,16 | 0,31 | 1,50 |
Магнит | 7,41 | 13,99 | 0,39 | 1,92 |
Fix Price | 17,64 | 28,95 | 2,49 | 0,68 |
Детский мир | 6,34 | 7,74 | 0,63 | 1,18 |
Лента | 4,79 | 7,98 | 0,24 | 1,69 |
М-видео | 6,29 | 8,21 | 0,24 | 2,33 |
О’кей | 3,16 | Отриц. | 0,07 | 2,32 |
Сравнение по мультипликаторам
EV / EBITDA | |
X5 Group | 5,76 |
Магнит | 7,41 |
Fix Price | 17,64 |
Детский мир | 6,34 |
Лента | 4,79 |
М-видео | 6,29 |
О’кей | 3,16 |
P / E | |
X5 Group | 16,16 |
Магнит | 13,99 |
Fix Price | 28,95 |
Детский мир | 7,74 |
Лента | 7,98 |
М-видео | 8,21 |
О’кей | Отриц. |
P / S | |
X5 Group | 0,31 |
Магнит | 0,39 |
Fix Price | 2,49 |
Детский мир | 0,63 |
Лента | 0,24 |
М-видео | 0,24 |
О’кей | 0,07 |
Чистый долг / EBITDA | |
X5 Group | 1,50 |
Магнит | 1,92 |
Fix Price | 0,68 |
Детский мир | 1,18 |
Лента | 1,69 |
М-видео | 2,33 |
О’кей | 2,32 |
Что в итоге
Предпочтение стоит отдавать компаниям, которые подходят под ваш стиль инвестирования:
- Если вы ищете самый сильный бизнес в российском ретейле, то ваш фаворит — это Х5 Group.
- Если вам интересны большие дивиденды, то выбирать стоит между «М-видео», «Магнитом» и «Детским миром».
- Если вы инвестируете только в истории роста, то вам подойдет или Fix Price, или «Детский мир».
- Если вы сторонник стоимостного инвестирования, то ваш выбор — это «О’кей», «Лента», «М-видео» и Х5 Group.