«Веном», «Дюна» и Нолан: студия спецэффектов DNEG выходит на биржу

1
«Веном», «Дюна» и Нолан: студия спецэффектов DNEG выходит на биржу
Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Английская студия визуальных эффектов DNEG планирует выйти на биржу путем слияния со SPAC. Мы решили разобрать бизнес компании, чтобы понять, имеет ли смысл инвестировать в спецэффекты.

При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ.

На чем зарабатывают

DNEG (NASDAQ: AKIC) — это студия компьютерных визуальных эффектов со штаб-квартирой в Лондоне.

В своем нынешнем виде DNEG существует с 2014 года: тогда две студии визуальных эффектов Prime Focus и Double Negative решили объединиться в одну.

Принимая во внимание, что в DNEG работают все те же люди, что и в указанных компаниях, будет логично учитывать в ее послужном списке все работы, сделанные ими по отдельности до объединения.

Плакаты некоторых из последних фильмов и сериалов, над которыми работала DNEG. Источник: презентация DNEG, слайды 9, 14
Плакаты некоторых из последних фильмов и сериалов, над которыми работала DNEG. Источник: презентация DNEG, слайды 9, 14

Компания делала компьютерные эффекты для кучи голливудских блокбастеров. Вот далеко не полный список работ DNEG: «Начало» и «Темный рыцарь», последние фильмы про Бонда и Венома, «Дюна» и «Бегущий по лезвию 2049», «Лига справедливости», последние «Матрица» и «Охотники за привидениями» и многие другие. Полный список работ компании можно посмотреть на странице DNEG в Википедии.

Основным источником данных о компании для нас будет ее презентация для инвесторов. Впрочем, нельзя сказать, чтобы презентация много нам рассказывала о внутреннем устройстве ее бизнеса: данных по сегментам нет, хотя известно, что компания не только делает спецэффекты для кино, но и занимается виртуальными медиаразвлечениями.

Нет и разбития по географии выручки компании. Но это как раз не проблема, ведь производство кино — это часто международные усилия. Например, экранизация романа «Белый тигр» была сделана с участием американских продюсеров, хотя фильм индийский. Известно, что компания прибыльная, — пусть ее маржа и не потрясает воображение.

На биржу DNEG выйдет путем слияния c уже торгующейся на бирже SPAC Sports Ventures Acquisition. После слияния Sports сменит название на DNEG. Ожидается, что сделка по слиянию будет закрыта где-то в первой половине этого года.

Финансовые показатели компании, млн долларов

201920202021
Выручка320369306
Прибыль25214
Итоговая маржа в процентах от выручки7,81%0,54%4,57%

Финансовые показатели компании, млн долларов

Выручка
2019320
2020369
2021306
Прибыль
201925
20202
202114
Итоговая маржа в процентах от выручки
20197,81%
20200,54%
20215%

Аргументы в пользу компании

Смена курса. Коронакризис нанес тяжелейший удар по кинопроизводству и привел к падению доходов в этой сфере из-за переноса показов, ограничения по заполнению залов, срыва графика съемок.

На DNEG кризис тоже оказал негативное влияние: часть проектов была отложена, а поскольку компания получает деньги за выполнение контракта по мере достижения определенных результатов и вперед ей оплачивается только 10—20% суммы, это значит, что в случае заморозки работы над фильмом ожидаемой выручки компания не увидит. Сами контракты по времени выполнения могут занимать как 3 месяца, так и 2 года — и поэтому остановка работы над многими проектами не могла не ударить по DNEG. Но я считаю, что нынешний кризис киноиндустрии таит в себе семена будущего процветания DNEG. И вот почему.

Уже по анализу октябрьских кинотеатральных сборов было ясно, что в структуре кинопроизводства скоро начнут доминировать блокбастеры из известных серий с большой базой фанатов, поскольку именно у них лучшие шансы на окупаемость.

Сокрушительный успех нового «Человека-паука» в кинотеатрах на уровне лучших результатов эпохи «до пандемии» лишь подтвердил правильность этой мысли.

Так что в будущем можно ожидать, что студии будут делать больше блокбастеров — и, соответственно, полагаться на мастеров по визуальным эффектам, которые нужны для таких фильмов. Ведь условные «Мстители» привлекают зрителей явно не за счет изысканного сценария и остроумных диалогов.

Ад бесконечной пандемии будет стимулировать студии все больше полагаться на визуальные эффекты даже не для сложных сцен, а в принципе для создания большей части фильма. Протоколы по соблюдению антикоронавирусных мер уже добавляют большие расходы к производству фильма.

Например, к 165 млн бюджета новой части «Мира юрского периода» меры по обеспечению безопасности участников съемок добавили почти 9 млн. Но даже эти расходы — ничто по сравнению с возможностью остановки съемок и их откладыванием, тут издержки студий могут исчисляться многими десятками миллионов долларов. Так что чем большая часть фильма будет сделана без «живых людей», тем лучше будет для самого фильма и его спонсоров. Как мне кажется, это придаст толчок развитию бизнеса DNEG.

Источник: презентация DNEG, слайд 7
Источник: презентация DNEG, слайд 7
1/2
Источник: презентация DNEG, слайд 7
Источник: презентация DNEG, слайд 7
Источник: Axios
Источник: Axios

King Content. Другой мощный тренд — это рост расходов на производство контента для стриминговых сервисов. Производство там подчиняется тем же принципам, что и в киностудиях, так что мотивации использовать визуальные эффекты как можно больше у того же Netflix ничуть не меньше, чем у Warner Bros.

Топ за свои деньги. Косвенный показатель качества работы: у компании есть шесть «Оскаров» за визуальные эффекты, и пять из них с последних семи церемоний. Как мне кажется, это позволяет выделить DNEG на фоне многочисленных конкурентов, а их действительно много.

Стабильность. Большая часть выручки компании приходит от старых клиентов, и в целом она стабильна настолько, насколько может быть стабильной выручка в кинобизнесе. Тем более что, по словам DNEG, у нее заказов на год вперед.

Перспективно. Компания выстроила крайне радужные прогнозы роста выручки и EBITDA: до 2026 года среднегодовые темпы роста выручки должны будут составлять 17%, а скорректированной EBITDA — 26%. Прогнозы выглядят крайне оптимистичными, но, памятуя о благоприятной конъюнктуре, доля истины в прогнозах DNEG есть. Опять-таки это может вскружить голову неопытным инвесторам и помочь накачать котировки.

Источник: презентация DNEG, слайд 10
Источник: презентация DNEG, слайд 10
Источник: презентация DNEG, слайд 10

Выручка DNEG от постоянных клиентов в процентах от всей выручки компании

201920202021
7 крупнейших студий82%84%85%
Остальные студии12%12%12%

Выручка DNEG от постоянных клиентов в процентах от всей выручки компании

7 крупнейших студий
201982%
202084%
202185%
Остальные студии
201912%
202012%
202112%

Выручка от крупнейших студий за определенное количество лет, млн долларов

Количество летВыручка
Disney, Disney+, 20th Century Studios18400
Warner Brothers, HBO Max17280
Sony Pictures21200
Universal Studios, Peacock22165
Paramount, Paramount+22150
Legendary14150
Netflix595

Выручка от крупнейших студий за определенное количество лет, млн долларов

Disney, Disney+, 20th Century Studios
Количество лет18
Выручка400
Warner Brothers, HBO Max
Количество лет17
Выручка280
Sony Pictures
Количество лет21
Выручка200
Universal Studios, Peacock
Количество лет22
Выручка165
Paramount, Paramount+
Количество лет22
Выручка150
Legendary
Количество лет14
Выручка150
Netflix
Количество лет5
Выручка95

Пока не взлетело. Обычно на новость о слиянии SPAC акционеры реагируют покупкой акций, если, конечно, считают покупку стоящей. Но на этот раз акции Sports Ventures не изменились в цене и сейчас стоят по-прежнему дешевле 10 $. Это значит, что инвесторы без энтузиазма восприняли эти новости.

Учитывая все позитивные моменты, эти акции могут позднее привлечь внимание инвесторов, и тогда котировки сильно вырастут — ведь перспективы компании еще не заложены в цену ее акций.

Стоит еще заметить, что капитализация компании будет составлять примерно 1,7 млрд — примерно 4,2 ее годовой выручки, что выглядит скромно. Что касается P / E DNEG, то с текущей оценкой компании по результатам 2021 года ее P / E составлял 125, что, конечно, очень много.

Но, во-первых, компанию от других ИТ-стартапов выгодно отличает сам факт наличия прибыли. А во-вторых, с течением времени я бы ожидал роста маржинальности ее бизнеса: 2021 все-таки был для компании кризисным годом.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Что-то про игры. Компания планирует развивать игровой сегмент, и, учитывая рост игрового рынка, я бы ожидал, что это направление бизнеса у нее будет расти. Тем более, как мы помним по слиянию Weta с Unity, кино и игры все чаще пересекаются.

Могут купить. В абсолютных числах DNEG будет стоить недорого — меньше 2 млрд, в относительных — мир видел еще более бесстыдные стартапы, на которые тем не менее находился покупатель, — вроде Zendesk. Вероятной кажется покупка DNEG кем-то из ее крупных клиентов — а то и вовсе кем-то из гигантов сферы профессионального ПО, от Autodesk до Adobe.

Покупателем DNEG может оказаться кто-то из крупных медиакомпаний — Apple или даже Microsoft. Первая развивает свой стриминговый сервис, а вторая — игровой бизнес. Мощности DNEG вполне могут быть переориентированы на другие сферы медиа или даже совмещены с ними. Тем более что по средним меркам области слияний и поглощений среди игровых компаний стоимость DNEG — это просто капля в море.

Крупнейшие сделки по покупке игровых студий в миллиардах долларов. Источник: Visual Capitalist
Крупнейшие сделки по покупке игровых студий в миллиардах долларов. Источник: Visual Capitalist

Что может помешать

Долги. Компания идет на биржу, чтобы выплатить свои немалые долги. Но я думаю, что ее бухгалтерия скоро все равно отяжелеет. В сфере визуальных эффектов есть много студий, больших и малых, и я боюсь, что DNEG будет активно тратиться на расширение.

Компании такие будут стоить недешево. Так что я бы готовился к тому, что DNEG придется занимать деньги, — и делать это придется в условиях подорожания займов.

Расстановка сил в мире студий визуальных эффектов. Источник: презентация DNEG, слайд 8
Расстановка сил в мире студий визуальных эффектов. Источник: презентация DNEG, слайд 8
Источник: Daily Shot, US financial conditions

Бхай-бхай. У DNEG из 6700 сотрудников 4783 работают в Индии. Из этого вытекают разные проблемы: от чисто внутрииндийских политических пертурбаций до возможной войны этой страны с Пакистаном и Китаем. Но самой видимой причиной кажется рост стоимости труда знаменитых индийских кодеров: в Индии наблюдается дефицит программистов и диапазон роста зарплат в каких-то случаях находится в пределах 50—100%. Нужно быть морально готовыми к тому, что DNEG будет страдать от издержек.

Антихрупкость. Компания работает в четырех часовых поясах в 11 объектах: Великобритания, Канада, Индия и США. Она сильно полагается на бесперебойный обмен данными: каждый день ее компьютеры создают 700 терабайт контента и 30 терабайт контента ежедневно пересылаются по всему земному шару по внутренним системам компании. Скорее всего, произойдет неизбежная деградация уровня обслуживания облачной инфраструктуры, которая будет выражаться в увеличении количества продолжительных сбоев длиной 30 минут и более, таких в прошлом году было на 189% больше, чем в 2020. Поэтому следует быть морально готовыми к тому, что сбои такого рода негативно повлияют на бизнес DNEG.

Недешево. Как я сказал выше, P / E у компании немаленький, и это будет способствовать волатильности акций.

Не так стабильно. Киноиндустрия пока что делает первые шаги в условиях вечной пандемии, и потому возможны форс-мажоры с отменой или откладыванием проектов. Вообще такое не редкость в кинобизнесе даже в более спокойные времена. Ныне покойная Carolco потратила в 1993 10 млн на подготовку съемок «Крестового похода» Верховена — это почти 19,5 млн в современных деньгах. Сумма составила почти 10% от всего бюджета фильма, но съемки все равно отменили. Так что нужно быть готовыми к тому, что прогнозы роста выручки DNEG могут не реализоваться — но по вине студий, а не самой DNEG. Кинобизнес вообще отличается взбалмошностью и неорганизованностью — недаром понятие производственного ада появилось именно там.

Ложитесь SPAC. Мне очень хочется верить в то, что компания выбрала путь выхода на биржу через SPAC только из соображений экономии и удобства. Но такой способ выхода на биржу также часто выбирается мошенническими компаниями. Следует учитывать этот риск: может случиться так, что компания на самом деле обманывала акционеров.

Резюме

Главный герой сериала «Достать коротышку» бандит Майлз Дейли решил стать кинопродюсером, потому что с детства любил кино. А любил он кино потому, что вырос в Северной Ирландии периода Гражданской войны и кинотеатр был единственным местом, где противоборствующие стороны примирялись и не бросались друг в друга булыжниками и коктейлями Молотова.

В наше неспокойное время инвестиции в компании типа DNEG выглядят неплохим способом заработать на искусстве, объединяющем людей: творцы из DNEG создали для нас множество ярких впечатлений, включая лучшие моменты нолановских фильмов.

Но и без этого DNEG выглядит очень интересной и перспективной компанией, несмотря на высокую цену и некоторую долю спекулятивности в ее прогнозах. Так что даже если вы не верите в «важнейшее из искусств», то DNEG все равно может представлять для вас интерес. Надеюсь, эти акции после слияния DNEG со SPAC быстро окажутся на «СПб-бирже» и мы сможем сделать идею по ним: сейчас они выглядят недооцененными с учетом всех перспектив.