Сеть ювелирных магазинов Sunlight разместила дебютный выпуск облигаций серии 001Р-01 на миллиард рублей по ставке 15,25% годовых. Эффективная доходность к погашению за вычетом 13% налога — 14,5% годовых. Следующим шагом компании станет размещение акций на бирже. Параметры IPO еще не известны: решение примут в зависимости от ситуации на фондовом рынке.
Пока компания готовится к потенциальному размещению акций, мы уже можем разобраться в ее бизнесе и оценить привлекательность ее облигаций.
Как устроен бизнес Sunlight
Sunlight — крупнейшая сеть ювелирных магазинов по размеру выручки и вторая — по количеству магазинов. Компания занимает 17% рынка, по данным INFOLine, и состоит из 620 магазинов, расположенных в 240 городах России. Ключевые бренды: Sunlight — собственные ювелирные изделия — и «Бриллианты Якутии».
Крупнейшие сети ювелирных магазинов в России
Sunlight | «585 Золотой» | Sokolov | МЮЗ | «Адамас» | |
---|---|---|---|---|---|
Выручка в 2022 году, млрд рублей с НДС | 53,0 | 31,4 | 24,5 | 14,3 | 6,2 |
Количество магазинов на конец 2022 года | 523 | 986 | 427 | 216 | 177 |
Крупнейшие сети ювелирных магазинов в России
Выручка в 2022 году, млрд рублей с НДС | |
Sunlight | 53,0 |
«585 Золотой» | 31,4 |
Sokolov | 24,5 |
МЮЗ | 14,3 |
«Адамас» | 6,2 |
Количество магазинов на конец 2022 года | |
Sunlight | 523 |
«585 Золотой» | 986 |
Sokolov | 427 |
МЮЗ | 216 |
«Адамас» | 177 |
За 2022 год компания получила 65% выручки через продажи в розничных магазинах, 35% выручки — от продажи через интернет-магазин и мобильное приложение. 75% покупок заказывают и предварительно выбирают на сайте или через мобильное приложение.
Клиентская база — 24 млн активных пользователей, или 30% взрослого населения России, а сайтом и мобильным приложением пользуются более 7 млн человек ежемесячно.
Компания не зависит от сторонних поставщиков и брендов: на собственные торговые марки приходится 86% продаж ювелирных изделий, произведенных на российских заводах. Более 90% ассортимента изделий, продаваемых в сети, произведено в России, что устраняет валютные риски и необходимость решения логистических вопросов импорта продукции.
В географическом разрезе выручка сбалансирована между Московским регионом и Санкт-Петербургом, на которые пришлось 44% от нее по итогам 2022 года, и регионами, которые принесли компании 56% выручки.
Сопоставимые продажи, количество покупок и средний чек хорошо выросли по итогам 9 месяцев 2023 года. Даже в кризисные 2021—2022 годы компания показала рост продаж и среднего чека.
В 2023 году продажи растут за счет роста среднего чека, восстановления трафика и увеличения числа магазинов.
Несмотря на рост выручки в предыдущие три года, размер прибыли и рентабельность по чистой прибыли снижаются. Компания рассчитывает на улучшение этих показателей и ожидает 3 млрд рублей чистой прибыли и рентабельность по чистой прибыли на уровне 6% по итогам 2023 года.
Финансовые показатели Sunlight, млрд рублей
2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|
Выручка | 34 | 38 | 43 |
Чистая прибыль | 2,5 | 2,2 | 1,6 |
Рентабельность по чистой прибыли | 7% | 6% | 4% |
Финансовые показатели Sunlight, млрд рублей
Выручка | |
2020 | 34 |
2021 | 38 |
2022 | 43 |
Чистая прибыль | |
2020 | 2,5 |
2021 | 2,2 |
2022 | 1,6 |
Рентабельность по чистой прибыли | |
2020 | 7% |
2021 | 6% |
2022 | 4% |
Динамика сопоставимых операционных показателей Sunlight
2021 | 2022 | 9м2023 | |
---|---|---|---|
Продажи | 19% | 7% | 46% |
Количество покупок | 8% | −8% | 17% |
Средний чек | 10% | 16% | 25% |
Динамика сопоставимых операционных показателей Sunlight
Продажи | |
2021 | 19% |
2022 | 7% |
9м2023 | 46% |
Количество покупок | |
2021 | 8% |
2022 | −8% |
9м2023 | 17% |
Средний чек | |
2021 | 10% |
2022 | 16% |
9м2023 | 25% |
Что происходит с долгом
Долговые обязательства компании в основном представлены банковскими кредитами и займом от акционера компании, которые истекают в 2023 году. Кредиты составляли 1,5 млрд рублей, а заем был в евро в эквиваленте почти миллиарда рублей на конец 2022 года.
Долговая нагрузка Sunlight по МСФО по итогам 2022 года, млрд рублей
Долг | 2,7 |
Деньги и эквиваленты | 1,8 |
Чистый долг | 0,9 |
Чистый долг / активы | 2% |
Чистый долг / капитал | 4% |
Долговая нагрузка Sunlight по МСФО по итогам 2022 года, млрд рублей
Долг | 2,7 |
Деньги и эквиваленты | 1,8 |
Чистый долг | 0,9 |
Чистый долг / активы | 2% |
Чистый долг / капитал | 4% |
Скорее всего, заем, предоставленный акционером, рефинансируют новым займом от акционера, так как привлеченный от размещения облигаций миллиард рублей компания планирует направить на открытие новых магазинов и увеличение товарных запасов для них.
Консолидированную отчетность за 1 полугодие 2023 года Sunlight еще не опубликовал. Доступна отчетность операционной компании ООО «Солнечный свет» за 1 полугодие 2023 года по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), согласно которой чистый долг ООО «Солнечный свет» в 1 полугодии 2023 года в 4 раза превышает консолидированный долг группы по итогам 2022 года.
К 2022 году «Солнечный свет» стал единственной операционной компанией группы Sunlight, поэтому можно полагаться на отчетность по РСБУ, так как размеры долга и денег на счетах в отчетности по МСФО и РСБУ почти полностью совпадают.
Долговая нагрузка Sunlight по РСБУ за 1 полугодие 2023 года, млрд рублей
Долг | 4,0 |
Деньги и эквиваленты | 0,4 |
Чистый долг | 3,6 |
Чистый долг / активы | 8% |
Чистый долг / капитал | 18% |
Долговая нагрузка Sunlight по РСБУ за 1 полугодие 2023 года, млрд рублей
Долг | 4,0 |
Деньги и эквиваленты | 0,4 |
Чистый долг | 3,6 |
Чистый долг / активы | 8% |
Чистый долг / капитал | 18% |
Долговая нагрузка Sunlight по МСФО и РСБУ находится на низком уровне. Материнская компания «Солнечного света» — АО «ГРИ» — кроме ООО «Солнечный свет» владеет еще тремя компаниями, по которым в свободном доступе нет отчетности за последние периоды и, соответственно, невозможно рассчитать актуальную долговую нагрузку по группе в целом.
У Sunlight все хорошо с текущей ликвидностью. Компания обладает достаточно ликвидными активами, ценность которых превышает размер краткосрочной задолженности перед поставщиками и другими кредиторами.
На конец 2022 года ликвидные оборотные активы, согласно консолидированной отчетности, оценивались в 33,1 млрд рублей и состояли из ювелирных изделий и драгметаллов на 31,3 млрд рублей и денег и эквивалентов на 1,8 млрд рублей. Торговая и прочая кредиторская задолженность без учета кредитов и займов составляла 13,6 млрд рублей, что в 2,4 раза меньше стоимости ликвидных активов.
Что в итоге
В целом облигации компании выглядят привлекательно благодаря лидирующим позициям ювелирной сети Sunlight, продуманной бизнес-модели, цифровизации продаж и эффективному маркетингу. Низкая долговая нагрузка и наличие ликвидных активов позитивно характеризуют компанию с позиции финансовой устойчивости.
Но в условиях роста ключевой ставки ЦБ облигации с постоянным купоном становятся менее привлекательным инструментом, чем облигации с переменным купоном, или флоатеры, ставка которых растет вместе со ставкой ЦБ.
Доходность более 15% скоро будет у облигаций-флоатеров таких крупнейших эмитентов, как «Газпром», РЖД и «Норильский никель», которые можно считать безрисковыми инвестициями.
В прошлую пятницу ЦБ повысил ключевую ставку с 13 до 15%, а до конца года, по ожиданиям инвестподразделения Сбербанка, может поднять до 17%, что вызовет снижение цен облигаций с постоянным купоном.
Компания обременена существенными расходами на выплату зарплат и аренду магазинов, которые в разы превышают ее долг. Расходы на выплату зарплат в 2022 году составили 4,6 млрд рублей, а платежи по договорам аренды — почти 2 млрд. По этим статьям нужно платить в любом случае, независимо от роста или снижения доходов.
В условиях падения курса рубля финансовые операционные показатели Sunlight не подвержены валютному риску. Большая часть ювелирных изделий закупается у российских производителей. Несмотря на это, компания в 2022 году получила убыток от курсовых разниц на миллиард рублей, который, скорее всего, связан с валютными займами у акционера. В случае рефинансирования займов в валюте компания будет тратить немалые деньги на их обслуживание и погашение.
Ей стоило подготовить консолидированную отчетность за 9 месяцев или 1 полугодие 2023 года, чтобы у инвесторов была актуальная информация о долговой нагрузке и не возникало вопросов, связанных с долгами аффилированных компаний.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique