TCS Group Holding (MOEX: TCSG) — холдинговая компания, владеющая 100% акций Тинькофф Банка, который обслуживает более 24 млн клиентов через удаленные каналы и на основе которого построена экосистема Тинькофф. Банк был основан в 2006 году и выступает главным активом холдинга.

24 августа TCS Group опубликовала релиз о результатах за второй квартал и первое полугодие 2022 года. Это не полноценный финансовый отчет, а лишь пресс-релиз с указанием некоторых операционных результатов группы. Вот главные моменты из него.


Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

Общие результаты

Компания не раскрыла точных чисел по финансовым результатам, но сообщила о двузначном росте выручки во втором квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Процентный доход увеличился на 31% по сравнению со вторым кварталом 2021 года — до 52,2 млрд рублей. По итогам полугодия рост составил 35% — до 101,6 млрд рублей. При этом процентные расходы по итогам квартала выросли на 245%, а по итогам полугодия — на 183%. Главная причина такого роста — увеличение стоимости заимствования из-за роста ключевой ставки Банка России.

Среднее значение ставки Центрального банка во втором квартале 2022 — 14 против 5% за аналогичный период прошлого года. Но, несмотря на удорожание фондирования, чистый процентный доход вырос на 7,7% по итогам первого полугодия 2022 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Источник: Банк России
Источник: Банк России
Источник: Банк России
Источник: Банк России

Комиссионные доходы группы продолжают расти быстрыми темпами. По итогам квартала они выросли на 64%, а по итогам полугодия рост составил 90%. При этом комиссионные расходы росли медленнее — на 34% по итогам полугодия. Это позволило увеличить чистый комиссионный доход по итогам полугодия на 237% — до 45,9 млрд рублей, — почти столько же банк получил по итогам всего 2021 года. Рост комиссионных доходов в структуре общих доходов группы указывает на диверсификацию бизнеса и продолжающийся курс на независимость от кредитных направлений.

В пресс-релизе не указан размер чистой прибыли группы, но сказано, что в первом полугодии 2022 года банк её получил, хотя она значительно снизилась по сравнению с предыдущим годом, показатель рентабельности капитала опустился до однозначного значения, а чистая прибыль — до минимальных значений за 5 лет.

В первом полугодии 2022 года чистый кредитный портфель снизился на 4% с начала года — до 584 млрд рублей. Коэффициент неработающих кредитов увеличился на «однозначные процентные пункты» по сравнению с концом 2021 года — насколько именно, в релизе не указано. Счета клиентов группы увеличились на 4% с начала года — до 983 млрд рублей.

В опубликованном пресс-релизе не было указано распределение результатов в разрезе сегментов, но по итогам 2021 года структура выручки выглядела следующим образом.

Основные финансовые результаты, млрд рублей

2018 2019 2020 2021 1п2022
Чистый процентный доход 60 86,8 104,7 132,6 68,4
Чистый комиссионный доход 15,7 18,6 26 47,3 45,9
Чистая прибыль 27,1 36,1 44,2 63,4
Чистый процентный доход
2018
60
2019
86,8
2020
104,7
2021
132,6
1п2022
68,4
Чистый комиссионный доход
2018
15,7
2019
18,6
2020
26
2021
47,3
1п2022
45,9
Чистая прибыль
2018
27,1
2019
36,1
2020
44,2
2021
63,4
1п2022

Количество активных клиентов и всего клиентов, млн человек

2018 2019 2020 2021 1п2022
Активные 5,2 7,2 9,1 14,5 17,3
Всего 7,2 10,2 13,3 20,8 24,3
Активные
2018
5,2
2019
7,2
2020
9,1
2021
14,5
1п2022
17,3
Всего
2018
7,2
2019
10,2
2020
13,3
2021
20,8
1п2022
24,3

Выручка в разрезе сегментов по итогам 2021 года, млрд рублей

Выручка Доля в общей выручке
Потребительские финансы 148,92 54,38%
Дебетовые карты физических лиц 33,7 12,31%
Эквайринг и платежи 25,17 9,19%
Страховой бизнес 23,9 8,73%
Брокерский бизнес 20,02 7,31%
Услуги для малого и среднего предпринимательства 19,04 6,95%
Виртуальный мобильный оператор 3,07 1,13%
Потребительские финансы
Выручка
148,92
Доля в общей выручке
54,38%
Дебетовые карты физических лиц
Выручка
33,7
Доля в общей выручке
12,31%
Эквайринг и платежи
Выручка
25,17
Доля в общей выручке
9,19%
Страховой бизнес
Выручка
23,9
Доля в общей выручке
8,73%
Брокерский бизнес
Выручка
20,02
Доля в общей выручке
7,31%
Услуги для малого и среднего предпринимательства
Выручка
19,04
Доля в общей выручке
6,95%
Виртуальный мобильный оператор
Выручка
3,07
Доля в общей выручке
1,13%

С февраля 2022 Мосбиржа перестала публиковать данные по количеству клиентов в разрезе брокеров, но по итогам января через Тинькофф Инвестиции торговали свыше 9,2 млн клиентов, или 32% от общего количества клиентов, зарегистрированных на бирже.

По итогам июня общее число клиентов на Мосбирже увеличилось до 34,2 млн человек. Если предположить, что Тинькофф Инвестиции как минимум сохранили долю в 32%, то общее количество клиентов брокера могло превысить 10,9 млн человек по итогам полугодия. Но, по данным Мосбиржи, общая активность клиентов за 6 месяцев 2022 года упала. Если в январе число активных клиентов, совершивших хотя бы одну сделку за месяц, составляло 2,8 млн человек, то в июне таких клиентов было 1,9 млн человек.

Учитывая текущие ограничения в работе инфраструктуры рынков капитала, группа не сможет реализовать колл-опцион на бессрочную еврооблигацию на 9,25% в сентябре 2022 года. Расчеты с российскими резидентами — держателями облигаций будут производиться в рублях через местных расчетных агентов.

Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView

Что в итоге

В апреле 2022 года Банк России установил запрет на публикацию банками финансовой отчетности и дополнительных комментариев к ней до 1 октября 2022 года. Публикация даже таких скудных результатов — хороший знак для инвесторов. Из них мы узнали, что клиентская база продолжает расти, а зависимость от кредитного бизнеса — снижаться.

Но полноценно оценить результаты группы по опубликованному пресс-релизу сложно. С точки зрения операционных показателей ситуация выглядит неплохо: комиссионные доходы почти удвоились по итогам полугодия, а процентные доходы продолжили расти, несмотря на резкое удорожание фондирования во втором квартале.

Клиентская база группы также выросла, как и ее активность: количество клиентов, пользующихся услугами банка ежедневно, выросло на 79% в сравнении с прошлым годом — до 7,5 млн человек.

С другой стороны, мы не можем оценить влияние санкций и ограничений на чистую прибыль и рентабельность группы. В пресс-релизе указаны размытые формулировки о снижении рентабельности капитала до «однозначных значений» — это может быть и 1, и 9%, а это существенная разница.

В таких условиях инвестировать в акции банка на основе классического фундаментального анализа практически невозможно.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.