Трубы и тарифы: изучаем первое полугодие «Транснефти»

2
Трубы и тарифы: изучаем первое полугодие «Транснефти»
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

«Транснефть» (MCX: TRNFP) — крупнейшая в мире нефтепроводная компания. Кроме экспорта нефти и нефтепродуктов по трубам осуществляет морские поставки углеводородов через подконтрольного портового оператора «НМТП».

Основной доход компании приносит транспортировка нефти и нефтепродуктов. Начиная со второй половины прошлого года нефтяная отрасль начала постепенно восстанавливаться от последствий кризиса, и в результате цены на нефть вернулись на докризисные уровни. Так, 27 сентября стоимость нефти марки Brent впервые за два года превысила 75 $.

На фоне восстановления спроса и цен на нефтяном рынке ОПЕК+ постепенно снимает ограничения на добычу нефти, разрешая наращивать добычу на 0,4 млн баррелей в сутки ежемесячно. Это выгодно «Транснефти», потому что ее доходы напрямую зависят от объемов прокачки нефти по ее трубопроводам. Тем не менее ограничительные меры со стороны ОПЕК+ продолжатся до конца 2022 года, что будет сдерживать операционные показатели бизнеса.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Динамика операционных показателей

«Транснефть» — естественная монополия, поэтому тарифы на ее транспортные услуги регулируются государством в лице федеральной антимонопольной службы.

Тарифная политика на 2021—2030 годы предполагает индексировать стоимость услуг компании ежегодно с 1 января на 99,9% от уровня прогнозируемого индекса потребительских цен на грядущий год.

В 2020 году Министерство экономического развития РФ прогнозировало, что индекс потребительских цен составит 103,7% на конец 2021 года. Эта величина стала базой для расчета индексации тарифа «Транснефти». 99,9% от прогнозного индекса составляет примерно 103,6%. То есть в этом году компания могла увеличить тарифы на услуги, регулируемые государством, максимум на 3,6%.

Например, если определенная услуга на конец 2020 года стоила 100 ₽, то с 1 января 2021 года цена выросла бы до 103,6 ₽.

Сегодня уже можно констатировать, что прогноз был излишне оптимистичен, и в сентябре этого года Минэкономразвития повысило прогноз инфляции на 2021 год до 5,8%. То, что реальная инфляция в 2021 году значительно превышает рост тарифов на услуги «Транснефти», выступает негативным фактором для компании.

Индексация тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе «Транснефти» с 1 января

20165,76%
20173,6%
20183,77%
20193,87%
20203,42%
20213,6%

Индексация тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе «Транснефти» с 1 января

20165,76%
20173,6%
20183,77%
20193,87%
20203,42%
20213,6%

По итогам первого полугодия 2021 года «Транснефть» сократила объемы транспортировки нефти на 5% — до 217,6 млн тонн, — как обычно, из-за ограничений на добычу.

Экспорт нефти в дальнее зарубежье сократился на 13% — до 91,6 млн тонн. Из них 19,6 млн тонн экспортировали в Китай, 17,1 млн тонн ушло в Европу через магистральный нефтепровод «Дружба», 54,8 млн тонн — через морские порты Усть-Луга, Козьмино, Новороссийск и Приморск.

Транспортировка нефтепродуктов упала на 3% — до 19,2 млн тонн. Почти 90% от этого объема пришлось на дизельное топливо. Доля экспорта нефтепродуктов занимает 76%, остальное поступает на внутренний рынок.

Объемы транспортировки за первое полугодие, млн тонн

НефтьНефтепродукты
2016238,817,2
2017237,416,6
2018235,319,7
2019235,219,2
2020229,219,8
2021217,619,2

Объемы транспортировки за первое полугодие, млн тонн

Нефть
2016238,8
2017237,4
2018235,3
2019235,2
2020229,2
2021217,6
Нефтепродукты
201617,2
201716,6
201819,7
201919,2
202019,8
202119,2

Выручка и прибыль

Выручка «Транснефти» выросла на 8% — до 529,4 млрд рублей. Около 71,5% выручки компания получила за услуги транспортировки нефти и нефтепродуктов в России и на экспорт. При этом рост выручки произошел за счет увеличения прокачки на внутреннем рынке, а также за счет восстановления объемов реализации нефти и нефтепродуктов. Выручка от транспортировки нефти на внешние рынки сократилась на 7% на фоне падения объемов прокачки.

Доходы от реализации сырой нефти получаются за счет поставок в Китай в рамках 20-летнего договора от 1 января 2011 года на ежегодную поставку как минимум 6 млн тонн нефти. Нефть для продажи в Китай покупается у «Роснефти», то есть «Транснефть» выступает в качестве посредника между производителем и покупателем. Увеличение выручки в этом сегменте вызвано ростом средней цены реализации нефти.

Структура выручки по видам услуг

Транспортировка нефти64,1%
Транспортировка нефтепродуктов7,4%
Реализация нефти и нефтепродуктов21,4%
Услуги порта и флота4,6%
Прочее2,3%

Структура выручки по видам услуг

Транспортировка нефти64,1%
Транспортировка нефтепродуктов7,4%
Реализация нефти и нефтепродуктов21,4%
Услуги порта и флота4,6%
Прочее2,3%

Операционные расходы компании без учета износа и амортизации увеличились на 20% — до 290,1 млрд рублей — из-за роста себестоимости реализованной нефти, роста рыночной цены барреля, а также из-за увеличения расходов на материалы, оплату труда, пенсионные и страховые взносы.

В результате операционная прибыль упала на 7% — до 130 млрд рублей, — несмотря на рост выручки до рекордного уровня.

Кроме того, компания отразила прибыль в размере 1,6 млрд рублей — против убытка в 21,5 млрд рублей — в строке «Прочие доходы или расходы». Менеджмент в ходе переоценки уменьшил стоимость основных активов компании на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры и недозагруженности отдельных участков магистрали. В этом году произошла обратная переоценка из-за восстановления спроса и цен на рынке углеводородов.

У компании есть ряд дочерних и совместных предприятий, которые связаны с транспортировкой нефти и нефтепродуктов. В этом году на фоне выхода из кризиса прибыль «Транснефти» от участия в совместных предприятиях составила 18,9 млрд рублей — против убытка в размере 13,2 млрд рублей в прошлом году.

Чистые финансовые расходы выросли с 8,4 до 15 млрд рублей, что отчасти было вызвано переоценкой курсовых разниц из-за ослабления рубля.

Как итог, чистая прибыль «Транснефти» выросла на 49% — до 109,5 млрд рублей — и практически вернулась к докризисному уровню.

Финансовые показатели компании за первое полугодие, млрд рублей

ВыручкаОперационная прибыльЧистая прибыль
2017438,3139,6113,9
2018463,3121,492,1
2019520,3142,3112,7
2020491,7139,973,4
2021529,4130,0109,5

Финансовые показатели компании за первое полугодие, млрд рублей

Выручка
2017438,3
2018463,3
2019520,3
2020491,7
2021529,4
Операционная прибыль
2017139,6
2018121,4
2019142,3
2020139,9
2021130,0
Чистая прибыль
2017113,9
201892,1
2019112,7
202073,4
2021109,5

Долги

Общий долг «Транснефти» снижается и упал еще на 8%, достигнув минимума последних лет. Чистый долг сократился на 14% — до 454,9 млрд рублей — как за счет снижения суммы кредитов и займов с 589,5 до 543,4 млрд рублей, так и за счет увеличения объема денег на счетах и их эквивалентов с 62,8 до 88,5 млрд рублей. В результате коэффициент «чистый долг / EBITDA» составил 1,05× — против 1,19× в начале этого года.

Динамика долговой нагрузки, млрд рублей

Общий долгЧистый долгЧистый долг / EBITDA
2017688,9612,71,5×
2018673571,141,32×
2019637,4553,81,14×
2020589,5526,71,19×
1п2021543,4454,91,05×

Динамика долговой нагрузки, млрд рублей

Общий долг
2017688,9
2018673
2019637,4
2020589,5
1п2021543,4
Чистый долг
2017612,7
2018571,14
2019553,8
2020526,7
1п2021454,9
Чистый долг / EBITDA
20171,5×
20181,32×
20191,14×
20201,19×
1п20211,05×

Дивиденды

В уставе компании прописаны специальные условия дивидендных выплат для привилегированных акций, которые и торгуются на фондовом рынке. Все обыкновенные акции принадлежат государству. На дивиденды по привилегированным акциям направляется не менее 10% от чистой прибыли. При этом выплата на одну привилегированную акцию не может быть меньше, чем на одну обыкновенную.

В дивидендной политике в качестве ориентира прописано, что на дивиденды направляется не менее 25% от консолидированной чистой прибыли с учетом корректировок в соответствии с разовыми и неденежными статьями. В последние годы компания выплачивала акционерам около 50% от скорректированной чистой прибыли по действующим нормативным документам о выплате дивидендов компаниями с государственным участием.

Динамика дивидендных выплат на одну привилегированную акцию

2015823 ₽
20164296 ₽
201711 454 ₽
201810 706 ₽
201911 612 ₽
20209224 ₽

Динамика дивидендных выплат на одну привилегированную акцию

2015823 ₽
20164296 ₽
201711 454 ₽
201810 706 ₽
201911 612 ₽
20209224 ₽

Что в итоге

Операционные и финансовые результаты «Транснефти» говорят о постепенном восстановлении ситуации в углеводородной отрасли. При этом внутренний рынок восстанавливается быстрее, и поставки нефти на российские НПЗ уже превысили аналогичные показатели прошлого года. Ограничения ОПЕК+ продолжат действовать как минимум до конца 2022 года, что будет ограничивать операционные показатели нефтепроводного оператора. Но действующее соглашение предполагает ежемесячное наращивание добычи на 0,4 млн баррелей в сутки, что дает основание рассчитывать на рост объемов прокачки.

Минус для акционеров — то, что тарифы компании жестко привязаны к прогнозному значению инфляции. В этом году прогнозы значительно разошлись с реальностью, из-за чего цены на услуги «Транснефти» были слабо проиндексированы. Это привело к снижению операционной прибыли, несмотря на рекордную выручку.

В целом в ближайшие 12 месяцев можно ожидать умеренного роста операционных и финансовых показателей компании, если договор ОПЕК+ не пересмотрят в ту или иную сторону, из-за изменения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество