«Транснефть» (MCX: TRNFP) — крупнейшая в мире нефтепроводная компания. Кроме экспорта нефти и нефтепродуктов по трубам осуществляет морские поставки углеводородов через подконтрольного портового оператора «НМТП».

Основной доход компании приносит транспортировка нефти и нефтепродуктов. Начиная со второй половины прошлого года нефтяная отрасль начала постепенно восстанавливаться от последствий кризиса, и в результате цены на нефть вернулись на докризисные уровни. Так, 27 сентября стоимость нефти марки Brent впервые за два года превысила 75 $.

На фоне восстановления спроса и цен на нефтяном рынке ОПЕК+ постепенно снимает ограничения на добычу нефти, разрешая наращивать добычу на 0,4 млн баррелей в сутки ежемесячно. Это выгодно «Транснефти», потому что ее доходы напрямую зависят от объемов прокачки нефти по ее трубопроводам. Тем не менее ограничительные меры со стороны ОПЕК+ продолжатся до конца 2022 года, что будет сдерживать операционные показатели бизнеса.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Источник: РБК
Источник: РБК
Источник: РБК
Источник: РБК

Динамика операционных показателей

«Транснефть» — естественная монополия, поэтому тарифы на ее транспортные услуги регулируются государством в лице федеральной антимонопольной службы.

Тарифная политика на 2021—2030 годы предполагает индексировать стоимость услуг компании ежегодно с 1 января на 99,9% от уровня прогнозируемого индекса потребительских цен на грядущий год.

В 2020 году Министерство экономического развития РФ прогнозировало, что индекс потребительских цен составит 103,7% на конец 2021 года. Эта величина стала базой для расчета индексации тарифа «Транснефти». 99,9% от прогнозного индекса составляет примерно 103,6%. То есть в этом году компания могла увеличить тарифы на услуги, регулируемые государством, максимум на 3,6%.

Например, если определенная услуга на конец 2020 года стоила 100 Р, то с 1 января 2021 года цена выросла бы до 103,6 Р.

Сегодня уже можно констатировать, что прогноз был излишне оптимистичен, и в сентябре этого года Минэкономразвития повысило прогноз инфляции на 2021 год до 5,8%. То, что реальная инфляция в 2021 году значительно превышает рост тарифов на услуги «Транснефти», выступает негативным фактором для компании.

Индексация тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе «Транснефти» с 1 января

2016 5,76%
2017 3,6%
2018 3,77%
2019 3,87%
2020 3,42%
2021 3,6%
2016
5,76%
2017
3,6%
2018
3,77%
2019
3,87%
2020
3,42%
2021
3,6%

По итогам первого полугодия 2021 года «Транснефть» сократила объемы транспортировки нефти на 5% — до 217,6 млн тонн, — как обычно, из-за ограничений на добычу.

Экспорт нефти в дальнее зарубежье сократился на 13% — до 91,6 млн тонн. Из них 19,6 млн тонн экспортировали в Китай, 17,1 млн тонн ушло в Европу через магистральный нефтепровод «Дружба», 54,8 млн тонн — через морские порты Усть-Луга, Козьмино, Новороссийск и Приморск.

Транспортировка нефтепродуктов упала на 3% — до 19,2 млн тонн. Почти 90% от этого объема пришлось на дизельное топливо. Доля экспорта нефтепродуктов занимает 76%, остальное поступает на внутренний рынок.

Объемы транспортировки за первое полугодие, млн тонн

Нефть Нефтепродукты
2016 238,8 17,2
2017 237,4 16,6
2018 235,3 19,7
2019 235,2 19,2
2020 229,2 19,8
2021 217,6 19,2
Нефть
2016
238,8
2017
237,4
2018
235,3
2019
235,2
2020
229,2
2021
217,6
Нефтепродукты
2016
17,2
2017
16,6
2018
19,7
2019
19,2
2020
19,8
2021
19,2

Выручка и прибыль

Выручка «Транснефти» выросла на 8% — до 529,4 млрд рублей. Около 71,5% выручки компания получила за услуги транспортировки нефти и нефтепродуктов в России и на экспорт. При этом рост выручки произошел за счет увеличения прокачки на внутреннем рынке, а также за счет восстановления объемов реализации нефти и нефтепродуктов. Выручка от транспортировки нефти на внешние рынки сократилась на 7% на фоне падения объемов прокачки.

Доходы от реализации сырой нефти получаются за счет поставок в Китай в рамках 20-летнего договора от 1 января 2011 года на ежегодную поставку как минимум 6 млн тонн нефти. Нефть для продажи в Китай покупается у «Роснефти», то есть «Транснефть» выступает в качестве посредника между производителем и покупателем. Увеличение выручки в этом сегменте вызвано ростом средней цены реализации нефти.

Структура выручки по видам услуг

Транспортировка нефти 64,1%
Транспортировка нефтепродуктов 7,4%
Реализация нефти и нефтепродуктов 21,4%
Услуги порта и флота 4,6%
Прочее 2,3%
Транспортировка нефти
64,1%
Транспортировка нефтепродуктов
7,4%
Реализация нефти и нефтепродуктов
21,4%
Услуги порта и флота
4,6%
Прочее
2,3%

Операционные расходы компании без учета износа и амортизации увеличились на 20% — до 290,1 млрд рублей — из-за роста себестоимости реализованной нефти, роста рыночной цены барреля, а также из-за увеличения расходов на материалы, оплату труда, пенсионные и страховые взносы.

В результате операционная прибыль упала на 7% — до 130 млрд рублей, — несмотря на рост выручки до рекордного уровня.

Кроме того, компания отразила прибыль в размере 1,6 млрд рублей — против убытка в 21,5 млрд рублей — в строке «Прочие доходы или расходы». Менеджмент в ходе переоценки уменьшил стоимость основных активов компании на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры и недозагруженности отдельных участков магистрали. В этом году произошла обратная переоценка из-за восстановления спроса и цен на рынке углеводородов.

У компании есть ряд дочерних и совместных предприятий, которые связаны с транспортировкой нефти и нефтепродуктов. В этом году на фоне выхода из кризиса прибыль «Транснефти» от участия в совместных предприятиях составила 18,9 млрд рублей — против убытка в размере 13,2 млрд рублей в прошлом году.

Чистые финансовые расходы выросли с 8,4 до 15 млрд рублей, что отчасти было вызвано переоценкой курсовых разниц из-за ослабления рубля.

Как итог, чистая прибыль «Транснефти» выросла на 49% — до 109,5 млрд рублей — и практически вернулась к докризисному уровню.

Финансовые показатели компании за первое полугодие, млрд рублей

Выручка Операционная прибыль Чистая прибыль
2017 438,3 139,6 113,9
2018 463,3 121,4 92,1
2019 520,3 142,3 112,7
2020 491,7 139,9 73,4
2021 529,4 130,0 109,5
Выручка
2017
438,3
2018
463,3
2019
520,3
2020
491,7
2021
529,4
Операционная прибыль
2017
139,6
2018
121,4
2019
142,3
2020
139,9
2021
130,0
Чистая прибыль
2017
113,9
2018
92,1
2019
112,7
2020
73,4
2021
109,5

Долги

Общий долг «Транснефти» снижается и упал еще на 8%, достигнув минимума последних лет. Чистый долг сократился на 14% — до 454,9 млрд рублей — как за счет снижения суммы кредитов и займов с 589,5 до 543,4 млрд рублей, так и за счет увеличения объема денег на счетах и их эквивалентов с 62,8 до 88,5 млрд рублей. В результате коэффициент «чистый долг / EBITDA» составил 1,05× — против 1,19× в начале этого года.

Динамика долговой нагрузки, млрд рублей

Общий долг Чистый долг Чистый долг / EBITDA
2017 688,9 612,7 1,5×
2018 673 571,14 1,32×
2019 637,4 553,8 1,14×
2020 589,5 526,7 1,19×
1п2021 543,4 454,9 1,05×
Общий долг
2017
688,9
2018
673
2019
637,4
2020
589,5
1п2021
543,4
Чистый долг
2017
612,7
2018
571,14
2019
553,8
2020
526,7
1п2021
454,9
Чистый долг / EBITDA
2017
1,5×
2018
1,32×
2019
1,14×
2020
1,19×
1п2021
1,05×

Дивиденды

В уставе компании прописаны специальные условия дивидендных выплат для привилегированных акций, которые и торгуются на фондовом рынке. Все обыкновенные акции принадлежат государству. На дивиденды по привилегированным акциям направляется не менее 10% от чистой прибыли. При этом выплата на одну привилегированную акцию не может быть меньше, чем на одну обыкновенную.

В дивидендной политике в качестве ориентира прописано, что на дивиденды направляется не менее 25% от консолидированной чистой прибыли с учетом корректировок в соответствии с разовыми и неденежными статьями. В последние годы компания выплачивала акционерам около 50% от скорректированной чистой прибыли по действующим нормативным документам о выплате дивидендов компаниями с государственным участием.

Динамика дивидендных выплат на одну привилегированную акцию

2015 823 Р
2016 4296 Р
2017 11 454 Р
2018 10 706 Р
2019 11 612 Р
2020 9224 Р
2015
823 Р
2016
4296 Р
2017
11 454 Р
2018
10 706 Р
2019
11 612 Р
2020
9224 Р

Что в итоге

Операционные и финансовые результаты «Транснефти» говорят о постепенном восстановлении ситуации в углеводородной отрасли. При этом внутренний рынок восстанавливается быстрее, и поставки нефти на российские НПЗ уже превысили аналогичные показатели прошлого года. Ограничения ОПЕК+ продолжат действовать как минимум до конца 2022 года, что будет ограничивать операционные показатели нефтепроводного оператора. Но действующее соглашение предполагает ежемесячное наращивание добычи на 0,4 млн баррелей в сутки, что дает основание рассчитывать на рост объемов прокачки.

Минус для акционеров — то, что тарифы компании жестко привязаны к прогнозному значению инфляции. В этом году прогнозы значительно разошлись с реальностью, из-за чего цены на услуги «Транснефти» были слабо проиндексированы. Это привело к снижению операционной прибыли, несмотря на рекордную выручку.

В целом в ближайшие 12 месяцев можно ожидать умеренного роста операционных и финансовых показателей компании, если договор ОПЕК+ не пересмотрят в ту или иную сторону, из-за изменения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке.