Разбираем отчет «Ростелекома»: прибыль — вверх, абонентская база — не совсем

3
Разбираем отчет «Ростелекома»: прибыль — вверх, абонентская база — не совсем

«Ростелеком» (MCX: RTKM, RTKMP) — крупнейший государственный провайдер цифровых услуг на российском рынке. Занимает лидирующие позиции в сегментах мобильной и домашней телефонии, высокоскоростного доступа в интернет, платного телевидения, цифровых сервисов и кибербезопасности.

5 августа компания представила операционные и финансовые результаты за второй квартал и первое полугодие 2021 года. Ключевые финансовые показатели растут, а выручка и прибыль обновили исторические максимумы. Но абонентская база телекоммуникационного бизнеса в сегментах доступа в интернет и услуг платного ТВ в последние годы растет медленно. Судя по всему, телекоммуникационный рынок в России вошел в стадию насыщения и менеджменту «Ростелекома» в ближайшие годы придется искать новые точки роста и развивать альтернативные направления бизнеса.

В апреле этого года компания представила инвесторам новую стратегию. В планах — удвоить чистую прибыль к 2025 году, кроме всего прочего и за счет быстрорастущих сегментов: облачные технологии и дата-центры, кибербезопасность, цифровые услуги и сервисы в сфере ЖКХ и госуправления, цифровая медицина.

Предлагаю рассмотреть основные операционные и финансовые показатели по итогам первого полугодия 2021 года, чтобы лучше понять, что происходит с бизнесом.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Абонентская база

Количество интернет-абонентов «Ростелекома» достигло рекордных 13,5 млн, но рост за год составил лишь 1%, а прирост частных клиентов упал до 0,4%.

Совокупный рост пользователей услуг платного телевидения также не выглядит впечатляющим — всего 2% за год. Лучше выглядит динамика абонентов интернет-телевидения IPTV. Количество пользователей, подписанных на услуги IPTV, за год выросло на 8% — до рекордных 6,3 млн абонентов.

Сегмент домашней телефонии продолжил падение. За год абонентская база местной телефонной связи «Ростелекома» сократилась еще на 11% — до 13,3 млн клиентов.

Только в сегменте виртуальной телефонии количество абонентов заметно выросло — на 33%, до 185 тысяч клиентов.

Динамика абонентской базы «Ростелекома» за первое полугодие, млн человек

20172018201920202021
Частные пользователи интернета11,812,012,012,312,4
Корпоративные клиенты — пользователи интернета0,91,01,01,11,1
Виртуальная телефония0,0840,1390,185
Платное ТВ9,51010,210,710,8
Домашняя телефония19,918,316,514,913,3

Динамика абонентской базы «Ростелекома» за первое полугодие, млн человек

Частные пользователи интернета
201711,8
201812,0
201912,0
202012,3
202112,4
Корпоративные клиенты — пользователи интернета
20170,9
20181,0
20191,0
20201,1
20211,1
Виртуальная телефония
2017
2018
20190,084
20200,139
20210,185
Платное ТВ
20179,5
201810
201910,2
202010,7
202110,8
Домашняя телефония
201719,9
201818,3
201916,5
202014,9
202113,3

Выручка и прибыль

Выручка «Ростелекома» выросла на 9%, до рекордных 270,55 млрд рублей. Основными драйверами роста стали мобильная связь и цифровые сервисы. Доходы от мобильной связи выросли на 12% за счет роста продаж услуг мобильного интернета и голосовых сервисов. Выручка цифрового сервиса выросла на 16% за счет развития цифровых сервисов для государства, облачных услуг и услуг дата-центров, а также продвижения решений в области кибербезопасности.

Основными источниками дохода компании остаются услуги мобильной связи и фиксированного широкополосного доступа в интернет. А доля выручки от предоставления проводной телефонной связи упала до 9,2%.

Операционные расходы компании выросли на 7% — до 226,08 млрд рублей, — кроме всего прочего и за счет роста амортизационных расходов, расходов на зарплату и социальные выплаты, а также расходов на маркетинг и запуск проекта «Цифровой регион».

В результате операционная прибыль «Ростелекома» выросла на 16% — до рекордных 44,47 млрд рублей.

Чистые финансовые расходы снизились на 8% — до 16,85 млрд рублей. Кроме того, компания получила прибыль от «прочей» инвестиционной деятельности в размере 1,78 млрд рублей, а также избежала убытков по курсовым разницам, которые в первой половине 2020 года составили 1,12 млрд рублей из-за девальвации рубля.

Все это позволило «Ростелекому» отразить в отчете рост чистой прибыли на 52% — до 22,98 млрд рублей, что стало рекордом последних лет.

Финансовые показатели «Ростелекома» за первое полугодие, млрд рублей

ВыручкаОперационная прибыльЧистая прибыль
2017145,619,45,98
2018153,5716,76,96
2019223,2432,7713,53
2020248,8938,2515,1
2021270,5544,4722,98

Финансовые показатели «Ростелекома» за первое полугодие, млрд рублей

Выручка
2017145,6
2018153,57
2019223,24
2020248,89
2021270,55
Операционная прибыль
201719,4
201816,7
201932,77
202038,25
202144,47
Чистая прибыль
20175,98
20186,96
201913,53
202015,1
202122,98

Структура выручки по видам услуг

Мобильная связь34,8%
Фиксированный широкополосный доступ в интернет17,7%
Оптовые услуги13,9%
Цифровые сервисы11,8%
Телефония9,2%
ТВ7,4%
Прочие услуги5,2%

Структура выручки по видам услуг

Мобильная связь34,8%
Фиксированный широкополосный доступ в интернет17,7%
Оптовые услуги13,9%
Цифровые сервисы11,8%
Телефония9,2%
ТВ7,4%
Прочие услуги5,2%

Инвестиции и долги

Инвестиции. Капитальные вложения «Ростелекома» без учета государственных программ выросли на 11% и составили 51,55 млрд рублей, или 19% от выручки, что стало рекордным уровнем инвестиций в развитие за последние годы.

Отмечу, что на весь 2021 год объем инвестиций запланирован на уровне 110—115 млрд рублей. Чистый долг компании за 6 месяцев вырос на 6% и составил на 30 июня 2021 года 493,8 млрд рублей.

Долги. При расчете уровня долговой нагрузки «Ростелеком» использует коэффициент «чистый долг / OIBDA», где OIBDA — операционная прибыль до амортизации, скорректированная с учетом неденежных расходов по долгосрочной программе мотивации и негосударственному пенсионному обеспечению. По итогам первого полугодия коэффициент «чистый долг / OIBDA» составил 2,4×.

Инвестиционные и долговые показатели на конец полугодия, млрд рублей

Капитальные вложенияЧистый долгЧистый долг / OIBDA
201730,17181,61,9×
201829,57186,72,0×
201944,04212,82,0×
202046,65362,22,7×
202151,55493,82,4×

Инвестиционные и долговые показатели на конец полугодия, млрд рублей

Капитальные вложения
201730,17
201829,57
201944,04
202046,65
202151,55
Чистый долг
2017181,6
2018186,7
2019212,8
2020362,2
2021493,8
Чистый долг / OIBDA
20171,9×
20182,0×
20192,0×
20202,7×
20212,4×

Дивиденды

Вместе с новой стратегией менеджмент «Ростелекома» представил новую дивидендную политику на 2021—2023 годы. Ранее базой для расчета дивидендов был показатель свободного денежного потока, теперь — чистая прибыль.

Предполагается, что общий размер дивидендов должен быть не менее 50% чистой прибыли. При этом совокупные выплаты не должны превышать 100% чистой прибыли по итогам отчетного года. В последние годы компания отличалась стабильностью и платила ровно 5 ₽ на акцию каждого типа.

Новая редакция дивидендной политики в качестве минимального размера выплат оставляет все те же 5 ₽ на акцию, но с дополнительным условием: дивиденды должны расти минимум на 5% к уровню предыдущего года.

Кроме того, во время недавней телефонной конференции президент компании Михаил Осеевский сообщил, что «Ростелеком» может увеличить дивиденды до 5,5—6 ₽ на акцию уже по итогам 2021 года.

Размер дивидендов на обыкновенную и привилегированную акцию

20165,39 ₽
20175,05 ₽
20185 ₽
20195 ₽
20205 ₽

Размер дивидендов на обыкновенную и привилегированную акцию

20165,39 ₽
20175,05 ₽
20185 ₽
20195 ₽
20205 ₽

Что в итоге

Результаты «Ростелекома» за первое полугодие выглядят неоднозначно. С одной стороны, выручка и прибыль компании продолжают расти и достигли нового рекорда, но медленный рост абонентской базы явно свидетельствует о том, что рынок телекоммуникационных услуг в России перенасыщен и высокая конкуренция мешает основным игрокам демонстрировать прежние показатели роста.

В ближайшие годы традиционные направления вроде платного телевидения или интернета, вероятно, будут расти не за счет расширения абонентской базы, а за счет повышения цен на свои услуги.

Поэтому приоритетным направлением для развития компании становится рынок цифровых услуг: облачные технологии, кибербезопасность, цифровые услуги и сервисы для государства, а также поиск новых ниш, где все еще остается возможность для быстрого роста.

Новая стратегия «Ростелекома» обещает к 2025 году рост выручки свыше 700 млрд рублей и удвоение чистой прибыли относительно уровня 2020 года, что можно считать достаточно амбициозной целью для столь крупного холдинга, работающего на очень конкурентном рынке.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Возможен ли рост абонентов мобильной связи за счёт предоставления связи для Тинькоф-Мобайл и Сбер-мобайл? Эти ребята вроде ведут активный маркетинг и откусывают абонентов стагнирующей "большой тройки"

1

Тимур, судя по отчету, именно виртуальная телефония показывает самый бурный рост абонентской базы, так что да, думаю, драйвер для роста тут очевиден. Но пока работает эффект низкой базы. Весь рынок виртуальной телефонии за прошлый год - около 13 млрд рублей. Для сравнения рынок "классической" мобильной связи - это больше 1 трлн рублей. Т.е. потенциал для дальнейшего роста остается довольно большой, хотя, в масштабах всего бизнеса Ростелекома далеко не определяющий.

Активный маркетинг Тинькоф-Мобайл и Сбер-мобайл безусловно на руку и Ростелекому, который за денежку предоставляет свои сети Теле2, что для того, что для другого.

2

Михаил, спасибо за разбор компании! Держу немного РТ в равной доле с МТС (вот уж кто достиг потолка и теперь мается ерундой с очередной экосистемой, имхо)

1

Сообщество