3 марта 2020 года «Ростелеком» опубликовал операционные и финансовые результаты за 2019 год.

Прошедший год оказался успешным: выручка и чистая прибыль достигли пятилетних максимумов. Компания успешно продолжает трансформацию своего бизнеса, превращаясь из оператора традиционной стационарной телефонии в технологического гиганта с несколькими ключевыми продуктами и лидера в области цифровых решений в России.

Трансформацию легко отследить на примере абонентов «Ростелекома». Сегмент домашней телефонии продолжает их терять: за 2019 год количество клиентов сократилось на 10% относительно 2018 года — до 15,7 млн. Количество абонентов, пользующихся интернетом и платным телевидением, наоборот, выросло на 2% — до рекордных 23,6 млн пользователей.

Количество абонентов «Ростелекома», в миллионах человек

Домашняя телефония Доступ в интернет Платное телевидение
2013 26,5 10,6 7,5
2014 24,4 11,2 8
2015 22,1 11,6 8,6
2016 20,6 12,4 9,3
2017 19,1 12,9 9,8
2018 17,4 13 10,2
2019 15,7 13,2 10,4
Домашняя телефония
2013
26,5
2014
24,4
2015
22,1
2016
20,6
2017
19,1
2018
17,4
2019
15,7
Доступ в интернет
2013
10,6
2014
11,2
2015
11,6
2016
12,4
2017
12,9
2018
13
2019
13,2
Платное телевидение
2013
7,5
2014
8
2015
8,6
2016
9,3
2017
9,8
2018
10,2
2019
10,4

Приобрели Tele2

В 2017 году «Ростелеком» вошел на рынок мобильной телефонии через совместное предприятие «Tele2 Россия», в котором компании принадлежало 45%. В 2019 году она договорилась о приобретении оставшейся доли у ВТБ. Сделку закрыли в марте 2020 года.

В 2019 году Tele2 увеличил абонентскую базу на 5% относительно 2018 года: с 42,3 до 44,6 млн клиентов. Чистая прибыль компании составила 6,6 млрд рублей, увеличившись почти в 2,5 раза относительно 2018 года.

Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

Финансовые результаты

В 2019 году «Ростелеком» увеличил выручку на 5% относительно 2018 года: с 320,2 до 337,4 млрд рублей. Около 59% выручки обеспечивают контентные и цифровые услуги, а на телефонию приходится только 18%.

Практически все сегменты бизнеса, кроме домашней телефонии, продемонстрировали рост выручки в 2019 году. На 35% выросла выручка от дополнительных и облачных услуг, что связано с ростом популярности облачных решений, а также развитием проекта «Умный город» и сервисов электронного правительства. На 8% выросла выручка от продаж услуг телевидения и на 2% — от предоставления доступа в интернет. Выручка в сегменте «Прочие телекоммуникационные услуги» увеличилась за год на 18% благодаря росту продаж оборудования для видеонаблюдения и увеличению доходов от мобильной связи оператора Tele2.

Но в 2019 году операционные расходы выросли быстрее выручки на 7% относительно 2018 года — с 284,4 до 303,6 млрд рублей — из-за роста зарплаты сотрудников и обесценения основных средств вследствие переоценки активов в сегменте «Услуги фиксированной связи». Из-за этого операционная прибыль «Ростелекома» в 2019 году снизилась на 5% относительно 2018 года: с 35,8 до 33,9 млрд рублей.

Чистая прибыль «Ростелекома» выросла на 10%, до 16,5 млрд рублей, что связано с получением прибыли — вместо убытка в 2018 году — от курсовых разниц благодаря укреплению рубля относительно доллара и увеличению прибыли от Tele2 на 145%.

Активы

В 2019 году «Ростелеком» увеличил активы на 13% — с 646,8 до 728,3 млрд рублей — благодаря росту стоимости основных средств производства на 7% — до 401,5 млрд рублей, — а также благодаря росту стоимости нематериальных активов на 38% — до 91,3 млрд рублей. Кроме того, сумма на счетах компании, включая краткосрочные депозиты и векселя, выросла почти в два раза — до 19,6 млрд рублей.

Капитал компании вырос на 5% — до рекордных 262,2 млрд рублей. Компания выпустила дополнительные акции, которые продали в рамках сделки с ВТБ по покупке Tele2.

Обязательства увеличились на 18% — до 466,1 млрд рублей — преимущественно из-за роста долгосрочных кредитов и займов. За 2019 год компания разместила на долговом рынке собственные облигации на сумму 55 млрд рублей сроком погашения от трех до десяти лет.

Дивиденды

«Ростелеком» утвердил новую дивидендную политику в апреле 2019 года. Компания планирует выплачивать на обыкновенные и привилегированные акции не менее 75% от свободного денежного потока, увеличенного на размер субсидий от государства за расчетный период. Минимальный размер дивидендов — 5 Р на оба типа акций.

Во время конференц-звонка по итогам 2019 года менеджмент заявил, что рекомендует выплачивать акционерам минимальный размер дивидендов за 2019 год — 5 Р на одну обыкновенную или привилегированную акцию.

Что в итоге

Если судить по динамике роста выручки и активов, то «Ростелеком», безусловно, можно назвать растущей компанией. У него диверсифицированный бизнес, большая часть которого сосредоточена в сфере цифровых технологий, а доля домашней телефонии в выручке с каждым годом сокращается, оказывая все меньшее влияние на общие результаты компании.

«Ростелеком» начал 2020 год с завершения двух крупных сделок: приобрел недостающую долю акций мобильного оператора Tele2, чтобы довести свой пакет до 100% акций, и, будучи лидером на рынке центров обработки данных, приобрел второго игрока — DataLine.

«Ростелеком» — государственная компания, чей бизнес тесно связан с проектами госфинансирования. Например, компания участвует в программе цифровой экономики, в которой играет существенную роль.