«Русагро» (MCX: AGRO) — крупнейший в России диверсифицированный агропромышленный холдинг. Компания управляет четвертыми по размеру сельхозугодьями.

26 апреля «Русагро» опубликовала операционные показатели по итогам первого квартала 2021 года. Благодаря высоким ценам на конечную продукцию бизнес сумел продемонстрировать рекордную выручку во всех ключевых сегментах.

Положение в отрасли

Начиная со второй половины 2020 года цены на сельскохозяйственную продукцию в России начали расти на фоне высокого спроса со стороны крупных стран. По итогам прошедшего года российский агропромышленный комплекс продал рекордные объемы продукции и экспорт впервые за последние годы превысил импорт.

Следом выросли цены на товары, для которых используется сельхозпродукция: мясо, сахар, подсолнечное масло, кисломолочные изделия и другие.

Государство обеспокоено ростом цен. Чтобы защитить внутренний рынок, замедлить рост цен и остановить продовольственную инфляцию, власти ввели ощутимые экспортные пошлины на некоторые сельхозкультуры. Более того, Министерство сельского хозяйства согласовало минимальные и максимальные цены на зерно на период с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года. При достижении ценовых границ государство будет покупать или продавать крупные объемы зерна, чтобы отрегулировать цены.

«Русагро» входит в число лидеров по объемам производства сахара, свинины и масложировой продукции, поэтому выигрывает от роста цен. Более того, вертикальная интеграция позволяет компании получать преимущество по сравнению с конкурентами, которые закупают сырье у внешних продавцов.

Выручка

За первый квартал 2021 года выручка компании достигла рекордных 50,85 млрд рублей против 33,61 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. Основная причина в росте цен на зерновые культуры, сахар, мясо, растительные жиры, масла и молочную продукцию. Все основные сегменты бизнеса обновили исторические максимумы по выручке за первый квартал.

Около 54% выручки составил масложировой сегмент, включая молочную продукцию, по 17% пришлось на сахарный и свиной сегменты, и еще 12% составил сельскохозяйственный сегмент.

Выручка «Русагро» за первый квартал, млрд рублей

2017 18,78
2018 15,5
2019 28,87
2020 33,61
2021 50,85
2017
18,78
2018
15,5
2019
28,87
2020
33,61
2021
50,85

Операционные показатели по сегментам

Масложировой сегмент, включая молочную продукцию. Выручка компании выросла на 62% до 27,69 млрд рублей квартал к кварталу.

При этом объемы продаж сократились на 7% до 386 тысяч тонн. Рост выручки связан с резким ростом цен — на 68% на промышленные жиры и на 102% на растительные масла год к году.

Объем продаж в тысячах тонн и выручка масложировой и молочной продукции в млрд рублей за первый квартал

Объем продаж Выручка
2017 122 4,37
2018 128 4,45
2019 372 14,28
2020 416 17,14
2021 386 27,69
Объем продаж
2017
122
2018
128
2019
372
2020
416
2021
386
Выручка
2017
4,37
2018
4,45
2019
14,28
2020
17,14
2021
27,69

Сахарный сегмент. Выручка сахарного сегмента выросла на 65% квартал к кварталу до 8,64 млрд рублей. Цены на сахар выросли на 58% до 39,3 Р за килограмм без учета НДС. На фоне благоприятной рыночной ситуации холдинг нарастил объемы продаж на 19% до 202 тысяч тонн.

Отмечу, что объемы производства сахара в январе — марте этого года рухнули на 83% до 9 тысяч тонн на фоне низкого урожая свеклы в прошедшем сельхозсезоне 2020—2021. Компания за этот период продала в 22 раза больше сахара, чем произвела.

Объем продаж в тысячах тонн и выручка сахарного сегмента в млрд рублей за первый квартал

Объем продаж Выручка
2017 196 7,41
2018 166 5,21
2019 104 4,53
2020 169 5,24
2021 202 8,64
Объем продаж
2017
196
2018
166
2019
104
2020
169
2021
202
Выручка
2017
7,41
2018
5,21
2019
4,53
2020
5,24
2021
8,64

Мясной сегмент. Выручка от продаж мясной продукции достигла 8,56 млрд рублей и оказалась на 26% больше, чем в первом квартале 2020 года. При этом объемы продаж свиноводческой продукции увеличились лишь на 2% до 58 тысяч тонн, зато цены выросли сразу на 22% до 144,7 Р за килограмм, что и обеспечило рекордную выручку.

Объем производства свиней в живом весе увеличился на 4% до 75 тысяч тонн на фоне выхода на полную мощность трех новых свиноводческих комплексов в Тамбовской области.

Объем продаж в тысячах тонн и выручка мясного сегмента в млрд рублей за первый квартал

Объем продаж Выручка
2017 42 4,73
2018 39 4,33
2019 40 5,19
2020 57 6,81
2021 58 8,56
Объем продаж
2017
42
2018
39
2019
40
2020
57
2021
58
Выручка
2017
4,73
2018
4,33
2019
5,19
2020
6,81
2021
8,56

Сельскохозяйственный сегмент. Выручка от продаж сельхозкультур выросла на 35% по сравнению с первым кварталом прошлого года на фоне роста цен на пшеницу, подсолнечник и сою. При этом объемы продаж масличных и зерновых культур снизились на 2% до 275 тысяч тонн из-за падения объемов продаж подсолнечника на 54% и сои на 41%.

Объем продаж в тысячах тонн и выручка сельхозпродукции в млрд рублей за первый квартал

Объем продаж Выручка
2017 721 3,67
2018 137 1,47
2019 353 4,92
2020 281 4,42
2021 275 5,96
Объем продаж
2017
721
2018
137
2019
353
2020
281
2021
275
Выручка
2017
3,67
2018
1,47
2019
4,92
2020
4,42
2021
5,96

Что в итоге

Рост цен на продукцию «Русагро» на фоне продовольственной инфляции в России позволил компании обновить исторические максимумы по выручке от продаж во всех основных сегментах бизнеса. При этом объемы реализации не демонстрируют такой же динамики, а в масложировом сегменте, на который приходится больше половины всей выручки, объемы продаж сокращаются. Рост цен не подкрепляется столь же сильным внутренним спросом на продукцию со стороны потребителей.

Государство пытается регулировать цены на рынке, однако пока сложно говорить об эффективности этих мер. По опросам, россияне оценивают наблюдаемый уровень инфляции за год в 14,5%, то есть в 2,6 раза выше официального уровня. На глобальном рынке видны похожие процессы.