Каждый год обуче­ния сокращает риск ранней смерти: исследо­вание из журнала The Lancet

15
Каждый год обуче­ния сокращает риск ранней смерти: исследо­вание из журнала The Lancet
Аватар автора

Даниил Давыдов

биолог и научный журналист

Страница автора

Сотрудники международного Института оценки здоровья (IHME-CHAIN) подсчитали, как каждый год обучения в школе уменьшает риск смерти взрослых людей.

О том, что люди, получившие школьное и вузовское образование, позже умирают от любых причин, ученые знали еще в 20 веке. Однако сказать, насколько велик этот эффект в реальности, было сложно.

Исследователи из IHME-CHAIN проанализировали 603 статьи из 59 стран, среди которых была и Россия, и пришли к выводу, что в среднем каждый дополнительный год школьного образования снижает риск смерти от всех причин на 1,9%. Результаты опубликовали в международном журнале The Lancet.

Как связаны продолжительность жизни и образование

Продолжительность жизни во всем мире постепенно увеличивается — и ученые ожидают, что этот тренд продолжится несмотря на войны, эпидемии и экономические потрясения 21 века. Причин у этой тенденции много: от улучшения качества и доступности медицинских услуг до сокращения бедности, улучшения трудовых прав и технологических достижений. Доступ к образованию занимает в этом ряду важное место.

Образование тоже косвенно связано со здоровьем. Например, в школе люди приобретают навыки, которые помогают им получить хорошую работу. Это не только позволяет оплачивать полноценное питание, спортзал и качественную медицинскую помощь, но и снижает связанный с бедностью стресс, который сам по себе сокращает жизнь.

Еще в учебных заведениях люди учатся лучше взаимодействовать друг с другом. Это не только уменьшает риск опасных для жизни конфликтов, но и укрепляет полезные социальные связи. Это важно как минимум потому, что увеличивает вероятность получить необходимую поддержку в пожилом возрасте и, таким образом, дольше прожить.

Хотя ученые давно уделяли внимание этой теме, до исследования IHME-CHAIN никто не пробовал определить величину влияния, которое продолжительность обучения оказывает на риск преждевременной смерти среди детей, взрослых и пожилых людей.

Что удалось выяснить

Ученые проанализировали данные из разных уголков мира и сравнили продолжительность жизни людей, которые учились в школе, с продолжительностью жизни людей, которым не удалось получить образование. Авторы исследования сделали поправки на возраст, пол и семейное положение. Вот что у них получилось:

  • завершенное 6-летнее образование  снижает риск смерти от всех причин на 13,1%;
  • завершенное 12-летнее образование  уменьшает риск смерти на 24,5%;
  • 18-летнее образование  уменьшает риск смерти на 34,3%.

Это значит, что каждый год обучения в течение 18 лет риск смерти в среднем снижается почти на 2%. При этом риск преждевременной смерти между разными возрастными группами снижается неравномерно. Например, у людей в возрасте 18–49 лет за год обучения в детстве и юности риск смерти снижается на 2,9% — а у взрослых старше 70 лет только на 0,8%. Но сам факт того, что образование, полученное в детстве, защищает от преждевременной смерти от всех причин даже в старости, показался ученым примечательным.

В итоге ученые пришли к выводу, что снижение риска смерти от всех причин на 34,3% за 18 лет обучения аналогично снижению риска ишемической болезни сердца у тех, кто ест достаточно овощей, — по сравнению с теми, кто овощи не ест.

Другой пример. Если сравнить человека, который не учился совсем, с тем, кто проучился 18 лет, то у первого риск для здоровья будет примерно таким же, как риск получить рак легкого для курильщика по сравнению с некурящим.

Также риск смерти от всех причин у необразованных людей аналогичен риску смерти у людей, злоупотребляющих алкоголем, по сравнению с теми, кто употребляет алкоголь только изредка.

Все это позволяет заключить, что инвестиция в образование — это еще и инвестиция в здоровье.

Почему исследованию IHME-CHAIN можно доверять

Когда ученые пытаются выявить влияние какого-либо фактора на продолжительность жизни, они сталкиваются со множеством проблем. Но самую важную роль играет ограниченность данных и языковой барьер, из-за которого исследователи вынуждены искать информацию только на английском языке. Из-за этого теряется много важных данных из не англоязычной части мира — например, из Азии, Африки и Южной Америки. Это важно, ведь в странах из этих регионов до сих пор живет много людей, которым сложно получить даже начальное образование.

В исследовании IHME-CHAIN связь между риском смерти от всех причин и уровнем образования выявляли глобально. Ученые собирали статьи из крупных научных агрегаторов — например, PubMed, Web of Science, Scopus и EMBASE начиная с 1 января 1980 года и по 16 июня 2023 года. Никаких языковых ограничений не было: международная команда понимала все языки, кроме корейского и персидского. Чтобы разобраться с этими языками, исследователи пригласили переводчиков.

В итоге авторы проанализировали 17 094 статьи и отобрали почти 2000 публикаций. После отсева дублей и неполных исследований осталось 603 статьи, с которыми ученые и работали в дальнейшем. В публикацию попали данные из 59 стран. На сегодняшний день это одна из крупнейших работ на тему связи образования и здоровья.

Новости о здоровье, интервью с врачами и инструкции для пациентов — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_zdorov

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой
Отредактировано

Корреляция — не равно причинно-следственная связь.

Если учиться идут те, кто может себе это позволить (не надо зарабатывать с 6 лет себе на хлеб), то логично, что их жизнь менее рискованная / более защищенная или обеспеченная. Отсюда и смертность ниже.

31
Герой

Карина, Удивлен, что в статье этому вообще ни обращено никакого внимания.

Абсолютно верное замечание и я почти уверен, что образование связано с другими факторами, которые уже влияют на смещение выборки в сторону более здоровых / возможности быть здоровых людей.

9
0

Может проблема в том, что те кто не учится в школе много курят и пьют, вступают в банды и дохнут на улицах? Типа если у человека риск получить рак лёгкого, как у курильщика, может проблема в том что он с детства курит как паровоз, а не в том, что он не учится, и если у него риск смерти от всех причин выше, может это потому что его тупо могут застрелить на улице, члены другой банды и причина почему они это сделают уж явно не в том что он учился плохо?

10

Владимир, условный Амиш из штата Пенсильвания, окончивший три класса церковно приходской школы, будет жить гораздо дольше, чем условный чёрный паренек из Гарлема или из бразильских фавел тоже с тремя классами обучения или даже окончивший школу, так что эти исследования ничего не стоят. Если у человека есть хорошие условия для жизни, то и школу он не будет бросать, а если есть хорошие условия для жизни то и жить человек будет дольше, следовательно всё упирается в условия жизни и криминагенность места где живёт человек, а обучение в школе никаким боком тут не упало.

8
0
Герой
Отредактировано

Статистика примерно такого же уровня

9
Герой Т—Ж

Василий, браво))))

2
0
Герой
Отредактировано

Моя бабушка с 4 классами церковно-приходской школы прожила до 96 лет, а её братья с высшим образованием и до 70 не дотянули

5
0

Для понимания подобных исследований рекомендую к прочтению книгу Дарелл Хафф - Как лгать при помощи статистики

2

Владимир, у нас такие вещи ("поиграть с осью Y") официально гайдланами презентаций запрещены в компании 🙈

1
0

век живи век учись, получается

1

Виталий, учиться и посещать учебные заведения, это две большие разницы, а так то на заводе я давно бы помер, от тоски.

1
0
Герой
Отредактировано

Без внятного и доказанного на практике механизма, это всё чистая магия, обсуждать особо нечего.
Я, к примеру, считаю самым разумным смотреть чем ребёнок/подросток НЕ занимается, пока проводит время в школе/институте: например, НЕ формирует устойчивых зависимостей(курение, алкоголь, наркотики, азартные и компьютерные игры), НЕ тусуется с маргинальными личностями, НЕ идёт на низкооплачиваемую работу с соответствующим влиянием коллектива и перспективами, НЕ вступает в случайные половые связи, в конце-концов, просто живёт в НЕ самом плохом месте(где дети даже без начального и среднего образования) и потому в комплекте с возможностью учиться имеет ещё много всякого.

Плюс может иметь место самосбывающееся пророчество: если всё общество и сам человек убеждёны, что без образования нет в жизни нормальных перспектив, то это не может не иметь негативных последствий буквально на каждом шагу.

1
0

Отличная статья, спасибо!

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество