Новости
3K

Каждый год обуче­ния сокращает риск ранней смерти: исследо­вание из журнала The Lancet

15
Каждый год обуче­ния сокращает риск ранней смерти: исследо­вание из журнала The Lancet
Аватар автора

Даниил Давыдов

биолог и научный журналист

Страница автора

Сотрудники международного Института оценки здоровья (IHME-CHAIN) подсчитали, как каждый год обучения в школе уменьшает риск смерти взрослых людей.

О том, что люди, получившие школьное и вузовское образование, позже умирают от любых причин, ученые знали еще в 20 веке. Однако сказать, насколько велик этот эффект в реальности, было сложно.

Исследователи из IHME-CHAIN проанализировали 603 статьи из 59 стран, среди которых была и Россия, и пришли к выводу, что в среднем каждый дополнительный год школьного образования снижает риск смерти от всех причин на 1,9%. Результаты опубликовали в международном журнале The Lancet.

Как связаны продолжительность жизни и образование

Продолжительность жизни во всем мире постепенно увеличивается — и ученые ожидают, что этот тренд продолжится несмотря на войны, эпидемии и экономические потрясения 21 века. Причин у этой тенденции много: от улучшения качества и доступности медицинских услуг до сокращения бедности, улучшения трудовых прав и технологических достижений. Доступ к образованию занимает в этом ряду важное место.

Образование тоже косвенно связано со здоровьем. Например, в школе люди приобретают навыки, которые помогают им получить хорошую работу. Это не только позволяет оплачивать полноценное питание, спортзал и качественную медицинскую помощь, но и снижает связанный с бедностью стресс, который сам по себе сокращает жизнь.

Еще в учебных заведениях люди учатся лучше взаимодействовать друг с другом. Это не только уменьшает риск опасных для жизни конфликтов, но и укрепляет полезные социальные связи. Это важно как минимум потому, что увеличивает вероятность получить необходимую поддержку в пожилом возрасте и, таким образом, дольше прожить.

Хотя ученые давно уделяли внимание этой теме, до исследования IHME-CHAIN никто не пробовал определить величину влияния, которое продолжительность обучения оказывает на риск преждевременной смерти среди детей, взрослых и пожилых людей.

Что удалось выяснить

Ученые проанализировали данные из разных уголков мира и сравнили продолжительность жизни людей, которые учились в школе, с продолжительностью жизни людей, которым не удалось получить образование. Авторы исследования сделали поправки на возраст, пол и семейное положение. Вот что у них получилось:

  • завершенное 6-летнее образование  снижает риск смерти от всех причин на 13,1%;
  • завершенное 12-летнее образование  уменьшает риск смерти на 24,5%;
  • 18-летнее образование  уменьшает риск смерти на 34,3%.

Это значит, что каждый год обучения в течение 18 лет риск смерти в среднем снижается почти на 2%. При этом риск преждевременной смерти между разными возрастными группами снижается неравномерно. Например, у людей в возрасте 18–49 лет за год обучения в детстве и юности риск смерти снижается на 2,9% — а у взрослых старше 70 лет только на 0,8%. Но сам факт того, что образование, полученное в детстве, защищает от преждевременной смерти от всех причин даже в старости, показался ученым примечательным.

В итоге ученые пришли к выводу, что снижение риска смерти от всех причин на 34,3% за 18 лет обучения аналогично снижению риска ишемической болезни сердца у тех, кто ест достаточно овощей, — по сравнению с теми, кто овощи не ест.

Другой пример. Если сравнить человека, который не учился совсем, с тем, кто проучился 18 лет, то у первого риск для здоровья будет примерно таким же, как риск получить рак легкого для курильщика по сравнению с некурящим.

Также риск смерти от всех причин у необразованных людей аналогичен риску смерти у людей, злоупотребляющих алкоголем, по сравнению с теми, кто употребляет алкоголь только изредка.

Все это позволяет заключить, что инвестиция в образование — это еще и инвестиция в здоровье.

Почему исследованию IHME-CHAIN можно доверять

Когда ученые пытаются выявить влияние какого-либо фактора на продолжительность жизни, они сталкиваются со множеством проблем. Но самую важную роль играет ограниченность данных и языковой барьер, из-за которого исследователи вынуждены искать информацию только на английском языке. Из-за этого теряется много важных данных из не англоязычной части мира — например, из Азии, Африки и Южной Америки. Это важно, ведь в странах из этих регионов до сих пор живет много людей, которым сложно получить даже начальное образование.

В исследовании IHME-CHAIN связь между риском смерти от всех причин и уровнем образования выявляли глобально. Ученые собирали статьи из крупных научных агрегаторов — например, PubMed, Web of Science, Scopus и EMBASE начиная с 1 января 1980 года и по 16 июня 2023 года. Никаких языковых ограничений не было: международная команда понимала все языки, кроме корейского и персидского. Чтобы разобраться с этими языками, исследователи пригласили переводчиков.

В итоге авторы проанализировали 17 094 статьи и отобрали почти 2000 публикаций. После отсева дублей и неполных исследований осталось 603 статьи, с которыми ученые и работали в дальнейшем. В публикацию попали данные из 59 стран. На сегодняшний день это одна из крупнейших работ на тему связи образования и здоровья.

Новости о здоровье, интервью с врачами и инструкции для пациентов — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_zdorov

  • Виталий Свек живи век учись, получается1
  • Бо AGEВиталий, учиться и посещать учебные заведения, это две большие разницы, а так то на заводе я давно бы помер, от тоски.2
  • Ащьф ЛШТШФУММожет проблема в том, что те кто не учится в школе много курят и пьют, вступают в банды и дохнут на улицах? Типа если у человека риск получить рак лёгкого, как у курильщика, может проблема в том что он с детства курит как паровоз, а не в том, что он не учится, и если у него риск смерти от всех причин выше, может это потому что его тупо могут застрелить на улице, члены другой банды и причина почему они это сделают уж явно не в том что он учился плохо?10
  • Карина МальцеваКорреляция — не равно причинно-следственная связь. Если учиться идут те, кто может себе это позволить (не надо зарабатывать с 6 лет себе на хлеб), то логично, что их жизнь менее рискованная / более защищенная или обеспеченная. Отсюда и смертность ниже.32
  • КотикКарина, Удивлен, что в статье этому вообще ни обращено никакого внимания. Абсолютно верное замечание и я почти уверен, что образование связано с другими факторами, которые уже влияют на смещение выборки в сторону более здоровых / возможности быть здоровых людей.10
  • Василий АнисимовСтатистика примерно такого же уровня10
  • Нехетти ГринВасилий, браво))))2
  • Ащьф ЛШТШФУМВладимир, условный Амиш из штата Пенсильвания, окончивший три класса церковно приходской школы, будет жить гораздо дольше, чем условный чёрный паренек из Гарлема или из бразильских фавел тоже с тремя классами обучения или даже окончивший школу, так что эти исследования ничего не стоят. Если у человека есть хорошие условия для жизни, то и школу он не будет бросать, а если есть хорошие условия для жизни то и жить человек будет дольше, следовательно всё упирается в условия жизни и криминагенность места где живёт человек, а обучение в школе никаким боком тут не упало.9
  • АБез внятного и доказанного на практике механизма, это всё чистая магия, обсуждать особо нечего. Я, к примеру, считаю самым разумным смотреть чем ребёнок/подросток НЕ занимается, пока проводит время в школе/институте: например, НЕ формирует устойчивых зависимостей(курение, алкоголь, наркотики, азартные и компьютерные игры), НЕ тусуется с маргинальными личностями, НЕ идёт на низкооплачиваемую работу с соответствующим влиянием коллектива и перспективами, НЕ вступает в случайные половые связи, в конце-концов, просто живёт в НЕ самом плохом месте(где дети даже без начального и среднего образования) и потому в комплекте с возможностью учиться имеет ещё много всякого. Плюс может иметь место самосбывающееся пророчество: если всё общество и сам человек убеждёны, что без образования нет в жизни нормальных перспектив, то это не может не иметь негативных последствий буквально на каждом шагу.2
  • Marina IlinaМоя бабушка с 4 классами церковно-приходской школы прожила до 96 лет, а её братья с высшим образованием и до 70 не дотянули6
  • Владимир КротовДля понимания подобных исследований рекомендую к прочтению книгу Дарелл Хафф - Как лгать при помощи статистики3
  • Карина МальцеваВладимир, у нас такие вещи ("поиграть с осью Y") официально гайдланами презентаций запрещены в компании 🙈2
  • Наталья ЯковлеваОтличная статья, спасибо!0
Вот что еще мы писали по этой теме