Почему в России выросли цены на такси

Водители увольняются, а правила перевозок ужесточают

175
Почему в России выросли цены на такси
Аватар автора

Саша Кириллова

следит за новостями

Страница автора

Весь 2023 год в России растут цены на такси.

По данным Росстата, с января по сентябрь средняя стоимость поездки выросла на 16% и побила исторический рекорд десятилетней давности. Аналитики считают, что в будущем такси может подорожать еще сильнее.

Рассказываем, что влияет на стоимость поездок и рынок такси в России.

Как растут цены на такси в 2023 году

Услуги такси в России непрерывно дорожают с апреля 2021 года. Но особенно активный рост начался в 2023 году: по данным Росстата, с января по сентябрь цены повысились на 15,83%. Для сравнения: в тот же период 2022 года рост составил всего 5,57%.

Если в июне поездка на такси обходилась россиянину в 31,27 ₽ за километр, то в сентябре цена выросла до 36,22 ₽. Это исторический рекорд. В сентябре 2022 года стоимость составляла 29,55 ₽ за километр — это значит, что рост цен год к году составил 22,57%.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

В службах такси рост цен считают еще более радикальным. По словам представителя сервиса «Максим», за первую половину 2023 года стоимость поездки увеличилась еще сильнее: примерно на 25% в регионах и на 40% в Москве.

В октябре на проблему указал «Яндекс» — владелец крупнейшего агрегатора такси в России. В финансовом отчете за третий квартал компания заявила о повышении цен, к которому привел дефицит машин и нехватка водителей.

Почему цены на такси растут

На росте цен сказывается целый комплекс причин. При этом влияние некоторых факторов будет только усиливаться.

Важную роль играет новый закон о такси, вступивший в силу 1 сентября. Он ввел строгие правила для водителей. В частности, обязал их получать разрешение и приобретать специализированный страховой полис, запретил управлять такси гражданам с непогашенной судимостью и тем, кто не заплатил как минимум три штрафа за нарушение ПДД.

Теперь водителям нужно потратить больше денег, чтобы устроиться на работу официально. Максимальные издержки водители видят в специализированном ОСАГО: такой полис обойдется в 10—20 раз дороже, чем стандартный, хотя стоимость страхового покрытия не меняется.

Иногда таксисты не могут купить полис и по другим причинам. «Даже несмотря на запредельную стоимость страховки, страховые компании под различными предлогами отказываются продавать полис таксистам», — говорят в сервисе такси «Максим».

Новый закон еще не начал влиять на рынок такси в полную силу. По итогам месяца, как выяснил «Коммерсант», ситуация тоже изменилась не радикально: участники рынка рассказали изданию, что пока правила соблюдают не все и результат будет виден только через три-четыре месяца.

При этом, по данным Росстата, цены на такси по итогам сентября выросли: если в августе стоимость поездки на один километр составляла 35,52 ₽, то в сентябре она поднялась до 36,22 ₽. В какой мере на это повлиял новый закон, пока трудно определить.

Пока тревогу из-за закона начали бить только в Петербурге: по оценке представителя Общественного совета по развитию такси по Петербургу и Ленинградской области Андрея Белова, за первый месяц действия новых правил рынок потерял 10—20% водителей. Белов считает, что отток повлияет на динамику цен и до конца года стоимость услуг такси в городе вырастет еще на 20%.

Водителей экономкласса не хватает. В отчете «Яндекс» сообщает, что большая часть новых водителей подключаются к тарифам «Комфорт» и «Комфорт+». А владельцы недорогих машин, наоборот, идут в такси менее охотно. Из-за этого компания фиксирует приток автомобилей высокого класса и дефицит для тарифа «Эконом».

По данным «Яндекса», приток водителей сократился в третьем квартале 2023 года на 15% год к году. Пытаясь исправить ситуацию, компания увеличила размер субсидий  на 66%, сообщает «Яндекс» в письме акционерам. Это должно было стимулировать рост числа таксистов, но пока не дало ожидаемого результата.

Каждый второй водитель уходит, не проработав и месяца. По словам создателя телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антона Максимова, постоянный отток водителей из отрасли идет с 2020 года: сферу покидают как новички, так и опытные таксисты.

Максимов считает, что к такой ситуации приводят низкие зарплаты. Агрегаторы и диспетчерские обещают до 120 тысяч рублей в месяц, но в реальности таксисты редко получают больше 35 тысяч в регионах и 70 тысяч в Москве. По словам автоэксперта, тарифы  фактически не менялись с 2017 года.

Руководительница направления по работе с водителями «Яндекс-такси» Наталья Москвитина в разговоре с NGS42 подтверждает, что водителей не хватает постоянно: «каждый день» и «каждый месяц». Больше половины таксистов увольняются в первые четыре недели. Это связано с тем, что новичкам тяжело адаптироваться: их доходы на старте не соответствуют ожиданиям и иногда они не знают, когда лучше выходить на линию.

Многие водители покидают таксопарки не только из-за денег, но и из-за отношений с начальством. В московском таксопарке Roolim проводили опрос таксистов, которые устроились к ним после увольнения из других компаний. Большинство водителей указали основной причиной ухода пренебрежительное отношение к таксистам.

Цены на автомобили и их содержание растут. По данным Росстата, с февраля 2022 года по сентябрь 2023 стоимость нового иностранного легкового автомобиля выросла более чем в полтора раза — с 1,38 млн до 2,29 млн рублей. Отечественные машины подорожали на 30% — до 1,01 млн рублей.

Растут цены и на подержанные автомобили. Если в январе 2022 года такая машина стоила меньше миллиона рублей, то в сентябре 2023 года за нее придется заплатить более 1,2 млн, говорится в данных Росстата.

Стоимость автомобилей увеличивается из-за дефицита. Он рос в несколько этапов: сначала из-за пандемии коронавируса и кризиса полупроводников, а затем и из-за международных санкций. Западные, японские и корейские машины перестали ввозить в Россию официально, а у отечественных заводов возникли проблемы с комплектующими.

По словам представителя службы такси «Максим», большинство автомобилей были куплены перевозчиками еще до пандемии и срок их службы уже к лету 2023 года начал подходить к концу. Самые бюджетные машины, стоившие три года назад менее 1 млн рублей, подорожали минимум на 1 млн рублей.

Стоимость запчастей, расходных материалов, топлива и лизинга тоже увеличивается. Судя по данным Росстата, цены на шины с января 2022 года по сентябрь 2023 выросли примерно на четверть — с 3,7 до 4,7 тысячи рублей. А увеличение затрат на обслуживание привело к росту расходов и себестоимости поездок, объясняет представитель сервиса «Ситимобил».

Таксопарки становятся убыточными и задумываются о ликвидации. Примерно треть рынка закончила 2022 год с убытком, примерно половина осталась в небольшом плюсе, подсчитали в Общественном совете по развитию такси. Тогда о закрытии бизнеса думали около 12% компаний, но, по прогнозам РБК, к концу 2023 их число увеличится до 20%.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Саша КирилловаЗаметили повышение цен на такси в своем городе? Поделитесь болью:
  • Артем СтепановВсё подорожало, почему с такси должно быть по другому. 🙄45
  • Забаненый за правдуА на что не растут?) Вот пример-электричка за зону стоила год назад 27руб, потом подняли до 30 и несколько дней назад-до 33. То есть более 20% в итоге. Стоит ли говорить, что ни электрички ни станции за это время никак не изменились)39
  • Не ОнУ нас дешевеет только рубль116
  • Sheba>>Яндекс монополизирует рынок такси в крупных городах >>Яндекс говорит, что цены на такси выросли Действительно, а что случилось 🤡🤡🤡241
  • LemmingТакси подорожало процентов на 30-50, не меньше. Раньше поездка в аэропорт стоила 450-550 рублей, теперь 700-800. По городу где было 90-110₽, теперь 170-200₽. При этом вечером (после 21.00) такси - это часто единственный вариант вообще уехать, т.к. общественный транспорт работает отвратительно. И если летом еще можно минут 30 постоять-подождать автобус, то зимой в Сибири такое уже не прокатит. При этом головой такой рост цен понимаю, дорожает вообще всё, но все равно ауч.92
  • Michael KrutikovЗабаненый, "электричка на зону", хорошо звучит48
  • ВаньшаMichael, не "на зону", а "за зону", поезд на волю. :))22
  • ИрбисВ Ростове-на-дону за пару лет цены выросли примерно в 2-2.5 раза, а не на 20 или 30 процентов.... Сейчас просто всегда почти, утром , днем и вечером показывает "Высокий спрос" и повышенный ценник. Может в 3 часа ночи такого нет, но я в этом не уверен даже. Если раньше такого почти не было, только в редкие моменты. Конечно повлияло многое, у нас конкретно испортился общественный транспорт, водителей не хватает. Я так же понимаю, что ремонт и автомобили намного дороже в обслуживании. Плюс многие компании ушли из такси иди были выкуплены Яндексом. Короче монополия с видимостью выбора ( других). Но мне кажется тут ещё эффект того, что можно заработать ( и они этим пользуются)....53
  • DeniscoВ Москве визуально незаметно уменьшения машин такси на улицах, зато поражает как быстро и много стало китайских машин. С учётом того, что сами машины после начала того, что нельзя называть своим словом, подорожали минимум двое, а вместе с ними расходники и запчасти, пусть и поменьше, то рост выглядит обоснованным. Да и похоже на то, что в Москве спрос на такси неэластичный. Даже не знаю сколько оно должно стоить, чтобы его целевая аудитория перестала им пользоваться. Да и похоже, что у аудитории доходы выросли сопоставимо.30
  • DeniscoСпросите у ЦБ и росстата с их сказочной инфляцией в 6%19
  • ТютинкаИрбис, и проезд на автобусе хотят сделать 52р3
  • Ева БорисоваВ своём городе я вижу отчётливое повышение тарифов Яндекс-такси на 80-100%. Год назад можно было днем в будни проехать по городу за 60-70 рублей. В этом году если видишь тариф 120 - считай, повезло. Через 10 минут будет 180.36
  • Elena LoriНеправильный заголовок у статьи, надо "почему в России выросли цены".15
  • Забаненый за правдуMichael, ЗА зону) На зону бесплатно, и с прошлого февраля даже проводится программа по постепенному облегчению получения этой путевки..15
  • Юлия ТюрневаУ нас в регионе такси стало часто стоить в 2 раза выше, а то и больше. Постоянно высокий спрос с красным ценником, оооочень редко бывает, что спрос обычный и цена приемлемая13
  • ДмитрийОтказался от такси, пришлось осваивать каршеринг в тех случаях, когда нужно оставить или наоборот забрать свою машину, хотя всегда был крайне скептичен к шерингу. 600-700₽ за жалкие 5-7км по Москве-адская боль. Разница с шерингом в 3 раза. Каждый раз когда захожу в яндекс-такси, с нервной усмешкой вспоминаю людей, которые "в Москве машина не нужна, такси дешевле и удобнее"15
  • ДмитрийПерестал пользоваться такси, потому что там, где оно раньше стоило 450-500, теперь 900-1000. Тогда уходило до 5000 в месяц, сейчас 0. Это Калининград и ближняя область. Благо, на самом неудобном маршруте, где был самый большой выигрыш по времени от такси, заработал прямой автобус. Дольше на 30 минут, но теперь хотя бы где-то я книжки читаю. Для меня выигрыш во времени на такси уже не стоит тех денег, что за него просят.37
  • Имя не указаноСегодня Яндекс (со всеми сервисами) это монопольное зло! И у них в поддержке на все один ответ: это не мы, это алгоритмы! Пример: у меня рейтинг в драйве 12%. Пишут что пересчитывается каждые n-километров поездки. Беру машину, не сажусь, не завожу двигатель, не активирую аренду, отказываюсь в режиме бесплатного ожидания - захожу в приложение - рейтинг 9%!!! А я напомню, что минута считается по рейтингу! Как? За что такой минус? До свидания, алгоритмы!19
  • No thanksИстория с такси стала настолько неадекватной доходам людей, что фантазирую такие сценарии: 1. Такси станет транспортом для богатых, как было когда-то. То есть, большая часть населения в принципе не будет пользоваться такси никогда. 2. Появится в какой-то форме чёрный рынок такси: старое доброе «тебе куда, брат, садись, по яндексу возьму», телеграм-боты или какая-то новая форма коннекта между водителем и пассажиром. 3. Появятся яндекс-маршрутки, где по тарифу «вместе» можно ехать вшестером. Правда, полдня. Ну зато не в автобусе. 4. Ничего не изменится, потому что все привыкли, что «всё дорожает». 5. Зимние, прости господи, самокаты.115
  • Vladimir NoskovNo,, сценарий по п.2 уже давным-давно и так существует - как "по яндексу возьму", так и через телегу1
  • Дождевицкаяmokikus, о, мой родной город упомянули, мне тут есть что сказать :)) Да, такси за 100 рублей — это реальность, если это день, а ехать не больше 5 минут. Больше — будет дороже. Но гораздо большая проблема в том, что машин мало, — местные не хотят работать с такими ценами (и я их понимаю). И местами это катастрофа. Даже в сезон иногда невозможно вызвать такси. В «Яндексе» зачастую просто нет свободных машин, а в «Максиме» водители любят не отвечать на заказ, пока не предложишь цену в 2-3 раза выше установленной. И то не факт, что уедешь домой. За последние несколько лет могу вспомнить пару десятков случаев, когда приходилось ночью идти пешком несколько километров, потому что свободных машин просто нет. P. S.: а вообще я вот ради интереса забила в «Яндекс Go» маршрут примерно от моего дома до центра города (ехать 5 минут со светофорами). Почти 200 рублей и 15 минут ожидания (то есть не факт, что машина приедет)15
  • Михаил КирилловК сожалению, цифры из статьи не соответствуют реальности. По факту, у нас в городе (Ростов-на-Дону), такси за год подорожало на 50-70%. Например, поездка из центра в спальный район (около 10 км) поздним вечером буднего дня (не час пик) стоила 200-300 рублей (в среднем 250). Теперь такая же поездка стоит 350-500 (в среднем 400+). Вечером выходного дня она уже обойдётся в 500-600 (в среднем 550). Причём, базовые тарифы изменились не сильно, зато теперь в любое время суток – высокий спрос, с коэффициентом х2-х3 от стандартного тарифа. Понятно, что автомобили и запчасти подорожали – но цена за поездку состоит не только из амортизации авто. На самом деле цена суммируется из: А) амортизации авто; Б) стоимости ГСМ; В) зарплаты водителя; Г) прибыли оператора; Д) налогов; Е) прочих расходов. Из всех этих пунктов существенно увеличился только первый. Все остальные, по идее, либо остались прежними, либо выросли незначительно (ГСМ – примерно на 10%). Поэтому, если бы стоимость услуги увеличилась на 20-25%, как указывается в статье – вопросов бы не возникало. Но в реальности всё гораздо печальнее. Кстати, цены выросли ещё весной – задолго до 1 сентября. Интересно – можно ли натравить на Яндекс ФАС? Недавно ФАС запретила мобильным операторам, поднимать цены выше уровня официальной инфляции (они хотели поднять процентов на двадцать). А тут Яндекс.Такси подняло цены в полтора раза минимум. Причём, если крупных операторов сотовой связи у нас 4, то крупный оператор такси – по факту один. Может быть, пора ФАС заинтересоваться таким «кейсом»?28
  • No thanksVladimir, да, вопрос масштабов. Не исключаю, что снова будем «попутки ловить» на дорогах. А про телегу не знала, но логично.2
  • ДмитрийОтвет прост - молополия. Плюс Яндекс, и так склонный к монополиям, ушел к "нужным" людям , детям нынешней "миролюбивой элиты"21
  • Александр ТиликинЦены на перевозку в такси можно было и не повышать. Достаточно ограничит комиссию агрегаторов до 10-15%. Иногда комиссия агрегатора с поездки доходит до 50%18
  • ЙцукенNo,, так и говорится, что в эконом сегменте все плохо, комфорт комфорт+ более менее. Те кто ездили на экономе теперь решили не ездить. помню 10 лет назад в москве тормозили машину и договаривались с водителем, на такси не ездили12
  • pajaritoМосква. День, в который выпал снег. Стоимость Яндекс такси за 1 км — 500-600 рублей в эконом тарифе, 800-900 рублей в комфорте (где, якобы, больше автомобилей подключено). Спрашиваю у водителя: больше заказов сегодня, чем обычно? Он радостно отвечает: дааа, я как увидел, что такие цены за километр, сразу поехал. Отсутствие конкуренции всегда приводит к ухудшению качества и росту цен.14
  • No thanksЙцукен, думаю, в экономе всё хуже не из-за того, что пассажир эконома офигел от цены и пошёл стоять ждать автобус, тут немного про другое - в эконом водители не идут. не соглашусь с вами, что именно пассажиры эконома перестанут ездить, тут же нет разделения, что бедные ездят на экономе, а богатые на комфорте, всё чуть сложнее: пассажир заплатил 80 процентов денег в тот момент, когда решил ехать на такси. Дальше чек болтается в диапазоне +/- 20 процентов в зависимости от тарифа. Комфорт с плюсом и без смоет также общей волной - машины слишком дорогие, чтоб дёшево возить людей, госрегулирование тоже скорости вентилятору добавило. По мере схлопывания парка авто стоимость поездки в том же Комфорте полетит в ад по экспоненте, прихватив и Бизнес. По идее, выживут бомбилы на приорах, но тут проблема в том, что мы на улице машину тормозить больше массово не будем - времена не те, нужна приложенька в телефончике потыкать. Прикольная идея с приложением, где пассажир сам назначает стоимость поездки, может быть выходом для всех - не надо ничего создавать, но выживет только при условии послаблений для водителей со стороны государства, чтоб этих бомбил на приорах не штрафовали.18
  • АндрейПерестал активно пользоваться такси, если раньше примерно 10 поездок было в неделю, то сейчас только по особым случаям, пересел на общественный транспорт. Грубо говоря, раньше я ездил из моего района в другой за 160 рублей, сейчас около 500 рублей. Слишком дурацкие траты, если можно доехать за копейки, пускай и на 30 минут дольше! Повышение цен на такси сейчас вообще по барабану стало, пусть хоть миллион за километр будет.14
  • VRАртем, кажется, что оно Слишком подорожало. Поездка 5минутная - 220 рублей! 1.5 года назад за эти деньги можно было за 40 минут из спального до центра доехать. Например за продуктами такого роста лично я не заметила.. И кофейни, пекарни - тоже. А вот одежда и коммуналка скакнули ощутимо.27
  • VRNo,, но мы не будем тормозить приоры ещё и потому что это не безопасно и нет никаких гарантий доехать куда надо и в целости сохранности и за тк деньги что договорился. Не с проста же сфера такси стала так развиваться и 'уходить с улиц'- чтобы ездить было приятно и безопасно.23
  • Наталия КириякNo,, Приложение, где пассажир сам назначает цену уже есть - Drivee. Но там сильно дешевле далеко не всегда, водители не отзываются, если их не устраивает предложение пассажира.8
  • No thanksValRyb, вы правы. Но тут есть «но». Ужесточения вводились, когда на рынке был огромный таксопарк, пусть даже под фактической монополией яндекса, но водителей было много. Стоимость такси была приемлемой, то есть, мы тогда особо не жаловались на стоимость и пользовались им в среднем на уровне «лень ехать на метро, возьму такси». Когда на рынке всё хорошо, у нас принято начинать его регулировать, вот и начали. Сейчас баланс сместился в другую сторону, и вопрос безопасности недоступного людям такси ну как-то не стоит.11
  • VRNo,, это повод сократить личные поездки на такси. Но не повод понижать уровень личной безопасности. А вот уровень личного комфорта - тут уже играет соотношение цена-качество ну и прочие третьестепенные факторы..8
  • No thanksНаталия, да, я примерно drivee и имею ввиду. Готовая инфраструктура на случай, если завтра яндекс решит, что такси больше не рентабельно и всю армию водителей пустит по миру. То что оно непопулярно сейчас - вопрос ситуации на рынке. Тут и пассажиры, которые хотят за пару сотен через весь город проехать, и сами водители, которым ещё подписку в яндексе надо откатать. Мне как-то один водитель объяснял, что ему выгодно брать заказы вне яндекса только по цене выше, чем в яндексе. Меня это очень удивило, я честно пыталась понять суть его рассказа, но у них там всё сложно, а мой мозг был слаб в субботу в 5 утра.9
  • No thanksValRyb, личная безопасность это личное дело каждого конкретного человека, и сокращать / не сокращать поездки - тоже личная история. Последние изменения в законодательстве о работе такси общественной безопасности сильно не добавили, а дополнительный заработок людям, у которых такси было подработкой, прикрыли.7
  • VRNo,, ну почему не добавили - про судимость и про штрафы вполне хорошие пункты. А зачем все такси делать белыми - не понятно, это уже до кучи кажется накинули))4
  • Валерий КозловНе, ну не драматизируйте Вы так.. еще наша жизнь и труд...71
  • No thanksValRyb, там речь только о непогашенной судимости. Простой пример: знаю человека, которого полтора года назад посадили за убийство, он отсидел полгода, потом ушёл на СВО. Вернулся, судимость сняли. Может работать где угодно. Безопасность.22
  • АртёмВалерий, они не имели ценность никогда)29
  • АндрейNo,, Четвёртый пункт точно не о нас. Когда поездка на три километра до ТЦ стоила сто с небольшим рублей, я ездил на такси в магазин. Было дешевле, чем платить кредит за авто, страховку и все эти ТО (я не очень много езжу, да). Было удобнее, чем искать правильную парковку или держать пальцы крестиком чтобы тебя, криво припаркованного, не "увезли" и не поцарапали. В плохую погоду такси подъезжает прямо к подъезду, а всякое барахло можно возить... грузовым такси, не портя салон ). Это действительно удобно, и сервис такси был массовым продуктом повседневного пользования. Сейчас же такси снова (как в нулевых) только по ночам и в нетрезвом виде :-D. Я не популист и понимаю откуда взялись такие высокие цены на их услуги, но поскольку продукт перестаёт быть доступным на повседневной основе - от него откажутся, и далее см. ваш пункт 1 :).21
  • StarlightНе, дно ещё не пробили, пока держимся4
  • Андрей ГаврилинNo,, А яндекс маршрутка уже есть. Тариф попутчик. Сам недавно ехал. Сначала меня забрали, потом женщину, а потом по очереди высаживали. Мне повезло. Я вышел первым.8
  • Las palabrasVladimir, а посоветуйте канальчик...0
  • АлиSheba, причём в статье ещё половины проблем не разобрано. Друзья-таксисты говорят мол Яндекс в тихую увеличила комиссию: раньше с заказа забирали себе 20%, то теперь 30%. Грябят пассажиров, водители меньше зарабатывают, а как говорится "казино всегда остаётся в выигрыше".29
  • АлиВалерий, как говорила моя бабушка "кто бы ни был правитель, плуг у народа власть не отбирает". Это к тому, что как бы и где бы власть не менялась, а народ всё так же пашет (часто за копейки).8
  • вайнотValRyb, ну да, с бабаджоном на экономе может страховку от яндекса удастся выбить, когда он приедет в кого-нибудь)0
  • ЙцукенValRyb, а я помню как блаблакар начал хорошо развиваться, но потом государство решило туда влезть, и даже мейл.ру какую-то поделку выпустило как импортозамещение. Ничего хорошего не случилось, лучше не стало4
  • Анна ИстоминаNo,, все начнут опять в серую. с бровки останавливать рукой, как в старые добрые0
  • Хейтер студенткиStarlight, дно какое? первое,второе,третье?0

Вот что еще мы писали по этой теме